Методика изучения эмоционального климата коллектива

Изучение психологического климата коллектива

Инструкция: оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля. Оценки:
3 — свойство проявляется в группе всегда;
2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
1 — свойство проявляется нередко;
0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

свойство психологического климата А оценка свойство психологического климата В
1 Преобладает бодрое жизнерадостное настроение Преобладает подавленное настроение
2 Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии 3 2 1 0 1 2 3 Конфликтность в отношениях, антипатии
3 В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание 3 2 1 0 1 2 3 Группировки конфликтуют между собой
4 Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3 2 1 0 1 2 3 Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5 Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы 3 2 1 0 1 2 3 Успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
6 С уважением относятся к мнению других 3 2 1 0 1 2 3 Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
7 Достижения и неудачи группы переживаются как собственные 3 2 1 0 1 2 3 Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
8 В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» 3 2 1 0 1 2 3 В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9 Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство 3 2 1 0 1 2 3 К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
10 Группа активна, полна энергии 3 2 1 0 1 2 3 Группа инертна, пассивна
11 Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе 3 2 1 0 1 2 3 Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12 В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в защиту 3 2 1 0 1 2 3 Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
13 Современные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно 3 2 1 0 1 2 3 Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Обработка Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С = А — В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если сумма менее 25 — климат неустойчиво благоприятен. Среднегрупповую оценку психологического климата рассчитывают по формуле C = сумма С / N, где N — число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле n (C-) / N . 100 %, где n (C-) — количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;
N — число членов группы.

Источник

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
консультация

Экспресс-методика”

по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Описание:

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента

рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий “нравится — не нравится”, “приятный — не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание — не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание — не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция:

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

— Внимательно ознакомится с вариантами ответов.

— Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Предложенные вопросы:

1. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

1. Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.

2. В нашем коллективе есть всякие люди.

3. Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

2. Скорее нет, чем да.

3. Не знаю, не задумывался об этом.

4. Скорее да, чем нет. 5. Да, конечно.

3. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику.

А. Деловых качеств большинства членов коллектива?

3. Не знаю, не задумывался над этим.

4. Пожалуй, нет. 5. Нет.

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.

3. Не знаю, не задумывался над этим.

4. Пожалуй, нет. 5. Нет.

4. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив , который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив , который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

1. Это меня бы вполне устроило.

2. Не знаю не задумывался над этим. 3. Это меня бы совершенно не устроило.

6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.

1. Нет, не мог бы.

2. Не могу сказать, не задумывался над этим.

7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?

Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

2. Скорее да, чем нет.

3. Затрудняюсь ответить.

4. Скорее нет, чем да. 5. Нет, конечно.

Обработка результатов:

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса — причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

— положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)

— отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)

— неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны,

а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, — , 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Где — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, — количество отрицательных ответов, n — число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от — 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от 0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Полностью положительное — психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

Положительное — в целом благоприятный;

Полностью отрицательное — совершенно неудовлетворительный;

Отрицательное — в целом неудовлетворительный;

Противоречивое, неопределенное — тенденции противоречивы и неопределенны.

Скачать:

Вложение Размер
ekspress_metodika.docx 17.95 КБ

Предварительный просмотр:

по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента

рассматривается критерий привлекательности — на уровне понятий “нравится — не нравится”, “приятный — не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание — не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание — не знание особенностей членов коллектива”.

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

  • Внимательно ознакомится с вариантами ответов.
  • Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

1. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны ?

  1. Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.
  2. В нашем коллективе есть всякие люди.
  3. Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

  1. Нет, конечно.
  2. Скорее нет, чем да.
  3. Не знаю, не задумывался об этом.
  4. Скорее да, чем нет. 5. Да, конечно.

3 . Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику.

А. Деловых качеств большинства членов коллектива?

  1. Да.
  2. Пожалуй, да.
  3. Не знаю, не задумывался над этим.
  4. Пожалуй, нет. 5. Нет.

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.

  1. Да.
  2. Пожалуй, да.
  3. Не знаю, не задумывался над этим.
  4. Пожалуй, нет. 5. Нет.

4 . Представлена шкала от 1 до 9 , где цифра 1 характеризует коллектив , который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив , который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5 . Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

  1. Это меня бы вполне устроило.
  2. Не знаю не задумывался над этим. 3. Это меня бы совершенно не устроило.

6 . Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.

  1. Нет, не мог бы.
  2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
  3. Да, мог бы.

7 . Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?

Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8 . Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?

  1. Да, конечно.
  2. Скорее да, чем нет.
  3. Затрудняюсь ответить.
  4. Скорее нет, чем да. 5. Нет, конечно.

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса — причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

  • положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)
  • отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)
  • неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны,

а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, — , 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Где — количество положительных ответов, содержащихся в столбце, — количество отрицательных ответов, n — число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от — 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от 0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Полностью положительное — психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

Положительное — в целом благоприятный;

Полностью отрицательное — совершенно неудовлетворительный;

Отрицательное — в целом неудовлетворительный;

Противоречивое, неопределенное — тенденции противоречивы и неопределенны.

Источник

Читайте также:  Беседа экзамен без стресса
Оцените статью