Методика изучение социальных эмоций
Методика » Изучение социальных эмоций»
Источник: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии». — М.: ВЛАДОС, 1995 г.
Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования. Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.
Перваясерия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:
- Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Втораясерия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:
- Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить, уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?
Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?
Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?
Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».-»Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?
Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил. . . Что ответил Коля? Почему?
Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал. Что сказал Миша? Почему?
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
- Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно — завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.
Источник
Тест №2 Изучение социальных эмоций.
Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации.
Проведение исследования. Сначала за детьми наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально две серии.
Первая серия: Экспериментатор задает ребенку вопросы:
Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия: Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций:
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди поиграй или помоги закончить Свете уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть Тогда Петя… Что сказал Петя? Почему?
Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сказала Вера? Почему?
Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
Коля играл в «Лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка не как не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что сказал Коля? Почему?
Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких случаях.
Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение детей разного возраста.
Все результаты данного опроса оценивали: если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень), если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3 балла (средний уровень), ребенок не может ответить- 0 баллов (низкий уровень).
Результаты исследования представлены в следующих таблицах (рис.3 и рис.4):
Ф.И.О. | Баллы | Уровень |
Амиросланова Н. | низкий | |
Анцыпин П. | высокий | |
Арнаутова Н. | низкий | |
Велиева К. | средний | |
Гришков Т. | низкий | |
Смирнов М. | средний | |
Фадейцева Д. | низкий | |
Шорохов Ж. | высокий |
Рис.3. Анализ изучения социальных эмоций (Контрольная группа)
Анализ тестирования контрольной группы показал: трудности с ответами возникли при ответах на 4-ый. Дети отвечали не сразу и в группах не сразу признаются в плохих поступках. На 5-ый вопрос дети отвечали правильно, но в тех ситуациях, когда надо проявить заботу, они ее не проявляют.
На 2 – ой вопрос ребята аргументировали свой ответ правильно с пониманием.
Ф.И.О. | Баллы | Уровень |
Авдеев К. | низкий | |
Авлонов П. | высокий | |
Петушков П. | низкий | |
Порикова Р. | средний | |
Харитонова С. | средний | |
Ушаков И. | высокий | |
Ушакова Р. | низкий | |
Шматкова Л. | средний |
Рис.4. Анализ изучения социальных эмоций (Экспериментальная группа)
Анализ тестирования экспериментальной группы показал, что дети затруднялись ответить на 1-ый и 4-ый вопросы. Они считают, что девочка Света ленивая и ей помогать не стоит, а маленький мальчик не умеет играть и все сломает.
В процентном соотношении получились такие результаты:
Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис.5. Результаты тестирования по двум методикам
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Методика «Изучение социальных эмоций».
Диагностический материал: Вопросы и жизненные ситуации.
Проведение исследования: Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.
Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:
1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных: При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.
Социометрическая проба «День рождения»
Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективного (с младшими школьниками), в форме игры.
«Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог стол свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь сам. Давай твой стул отметим – звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки – снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) ребенок называет имена людей, игрушки. Животных…
Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «ты будешь еще кого-нибудь сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении).
Когда ребенок заполняет все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-нибудь посадить, то мы можем добавить (дорисовать) стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
1.Потребность в общении
— Желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
— Желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
— Несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2.Эмоциональные предпочтения в общении.
Близкие доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
3.значимость социальных окружений:
— количественное преобладание взрослых. Детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
Преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда в общении.
Половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин и мужчин.
Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: в начале лучше побеседовать о дне рождении, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного лидерства («крупный стул») или неуверенность (маленький «стул»). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимую информацию, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Анализируя результаты необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка.
Источник