Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_samoregulyatsii_emotsionalnogo_sostoyaniya.doc.docx | 21.94 КБ |
эмоционального состояния педагогов
Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянно взаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности.
Однако в ходе взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ педагог нередко сталкивается с трудными ситуациями, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Такие ситуации часто сопровождаются повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. В сложных ситуациях педагогу необходима развитая профессиональная саморегуляция (ПС), позволяющая сконцентрироваться на проблеме и выбрать правильный вариант её решения.
Для обучения педагогов навыкам саморегуляции предлагаются различные упражнения, направленные на развитие мимической экспрессивности, концентрацию внимания, создание позитивной установки и т.д.
Упражнения на развитие чувствительности
к невербальным средствам коммуникации.
Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций».
В момент действия напряжённых факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:
— Как выглядит моё лицо?
— Не скован(а) ли я?
— Не сжаты ли мои зубы?
Если выявлены признаки напряжённости, необходимо:
1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:
— Мышцы лица расслаблены.
— Брови свободно разведены.
— Расслаблены мышцы челюстей.
— Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
— Всё лицо спокойно и расслаблено.
2. Удобно сесть, стать.
3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащённое дыхание.
4. Установить спокойный ритм дыхания.
Упражнение «Вверх по радуге».
Закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи.
Исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля).
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец – напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Напрягите левую ногу – как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение «Напряжение – расслабление».
Предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение «Поза релаксации».
Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы, максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.
Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации.
Упражнение «Маска релаксации».
Подаются команды (самоприказы): «Мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены».
Упражнение «Полный физический покой».
Входим в состояние покоя, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук. ; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен».
Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «Ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы. ; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».
Представьте, что вы отдыхаете на пляже (в саду. ): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».
Упражнения на концентрацию внимания.
Упражнение «Концентрация на счёте».
Инструкция: медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом счёте. Если в какой-то момент мысли будут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счёте, начните считать сначала. Повторяйте счёт в течение нескольких минут.
Упражнение «Поплавок в океане».
Инструкция: сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы маленький поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы двигаетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, придерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
Составление формул самовнушения.
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их поизносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.
Самовнушение должно быть:
— позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным, нельзя внушать себе негативное;
— облечено в простые, чёткие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «НЕ» (формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу…, я могу…, я буду…).
«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!».
«Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю чётко!».
«Я справлюсь с напряжением в любой момент!».
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие беспокойства».
«Внутренне я ощущаю, что всё будет в порядке».
Формула 1. «Уверенность в себе».
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё сумею, всё смогу и ничего не боюсь».
Формула 2 . « Любовь к детям».
«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу со своими воспитанниками».
Формула 3. «На работу».
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».
Формула 4. «Спокойствие, стабильность».
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
Формула 5. «Уменьшение напряжения в процессе работы».
«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».
Уважаемые упражнения коллеги!
Надеюсь, что предложенные по развитию навыков саморегуляции помогут в осуществлении Вашей профессиональной деятельности и работе над собой.
Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции.
Актуальность данной темы: Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход.
В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, .
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ «Методы и средства саморегуляции эмоциональных состояний у педагогов»Это методическое пособие п.
Практикум для педагогов «Саморегуляция эмоционального состояния» имеет актуальное значение в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания. Цель: актуализация жизненных ресурсо.
Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса.
Источник
В материале представлены различные методы диагностики психоэмоционального состояния педагогов, необходимые для составления списка участников занятий по музыкотерапии
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_prilozhenie_1.docx | 25.55 КБ |
Диагностика психоэмоционального состояния педагогов .
Личностная шкала проявлений тревоги.
Опросник предназначен для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 минут.
1.Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически, я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Моё материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я – человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Порой мне кажется, что мне не верят, что я болен.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельсвующих о тревожности.
Каждый ответ «да» на высказывания 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50 и ответ «нет» на высказывания 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 оценивается в один бал.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.
Оценка нервно-психической предрасположенности педагога
Методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов позволит уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
Предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому долго их обдумывать не нужно. Если ответ затруднителен, его нужно просто пропустить. На выполнение задания отводится 30 минут.
Оценка предрасположенности к нервному срыву
Инструкция. Ответить на вопросы теста, выбрав ответ, соответствующий поведению испытуемого.
Да, всегда (3), очень часто (4), иногда (0), очень редко (0), никогда (0)
Очень часто (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
Да, всегда (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0)
Больше трёх часов (0), два-три часа (0), один — два часа (0), меньше часа (2), ни минуты (4)
Да, всегда (4), часто(3), в зависимости от обстоятельств (2), редко (1), нет (0)
Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все, иногда (1), спешу только в исключительных случаях (0), никогда не спешу (0)
Да, всегда (3), часто(2), иногда (0), редко (0), никогда (0)
Да, всегда (5), часто (4), иногда (3),редко (1)
10. Случается ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то очень далеко?
Очень часто (5), часто (4), случается (3), очень редко (0), никогда (0)
11.Не кажется ли вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?
Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0)
12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?
Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0)
13. Любите ли вы давать советы?
Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), очень редко (0), никогда (0)
14. Долго ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда (3), очень часто (2), часто (1), очень редко (3), никогда (0)
15. Как вы говорите?
Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно (0), медленно (0), важно (0)
Обработка. Сложить баллы, указанные после выбранных ответов.
От 45 до 63 очков – нервный срыв – реальная угроза. Рекомендуется изменить образ жизни.
От 22 до 44 очков – рекомендуется относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.
До 19 очков – этим людям удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Рекомендуется и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматические любые неудачи.
0 очков – единственная опасность для этих людей – это чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.
Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе. Инструкция. Оценит, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в данном коллективе. Для этого прочитать сначала предложения слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине.
3- свойство проявляется в коллективе всегда
2- свойство проявляется в большинстве случаев
1- свойство проявляется нередко
0- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство
3 2 1 0 – 1 – 2 – 3
1.Преобладает бодрый, 1.Прелбладает подавленное
жизнерадостный тон настроение.
2.Доброжелательность в 2.Конфликтность в
отношениях, взаимные симпатии отношениях и антипатии
3.В отношениях между 3.Группировки конфликтуют
группировками внутри между собой.
4.Членам коллектива 4.Проявляют безразличие к
нравится вместе проводить более тесному общению,
время, участвовать в выражают отрицательное
совместной деятельности. отношение к совместной
5.Успехи или неудачи товарищей 5.Успехи или неудачи
вызывают сопереживание товарищей оставляют
искреннее участие всех членов равнодушными или
коллектива. вызывают зависть,
6.С уважением относятся к мнению 6.Каждый считает свое
друг друга. мнение главным, нетерпим
к мнению товарищей.
7.Достижения и неудачи коллектива 7.Достижения и неудачи
переживаются как свои коллектива не находят
собственные. отклика у членов
8.В трудные минуты 8.В трудные минуты
для коллектива происходит коллектив «раскисает»,
эмоциональное единение возникают ссоры, растерен
«Один за всех и все за одного» ность, взаимные
9.Чувство гордости за коллектив 9.К похвалам и поощрениям
если его отмечают руководители. коллектива относятся
10.Коллектив активен, полон 10.Коллектив инертен и
11.Участливо и доброжелательно 11.Новички чувствуют себя
относятся к новым членам чужими.
коллектива, помогают им освоиться
12.Совместные дела увлекают всех, 12.Коллектив невозможно
велико желание работать коллективно. поднять на совместное
дело, каждый думает о
13.В коллективе существует 13.Коллектив заметно
справедливое отношение разделяется на
ко всем членам, «привилегированных»;
поддерживают слабых, пренебрежительное
выступают в их защиту. отношение к слабым.
Обработка полученных данных. Осуществляется в несколько этапов. Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем или большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 8 – низкая степень благоприятности; от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально — психологического климата; от (-8) до (-10) – средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
А) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
Б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
Источник