Методика эмоционального отношения ребенка

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений

авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики

Методика имеет две формы:

  1. для детей 4 – 6-8 лет;
  2. для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Тестовый материал
Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Вопросы теста

Форма для маленьких детей

(. — место для имени ребенка)
Положительные чувства, исходящие от ребенка
1. . думает, что ты хороший. Кто хороший?
2. . любит тебя. Кого любит .
3. . нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть .
4. . любит целовать тебя. Кто любит целовать .
5. . любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть .
6. . нравится быть твоим малышом. Чей малыш .
7. . любит играть с тобой. С кем любит играть .
8. . нравится гулять с тобой. Кто должен брать . на прогулки?
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
10. . думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
11. не любит тебя. Кого не любит .
12. . думает, что ты плохой. Кто плохой?
13. . хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать .
14. . хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать .
15. . ненавидит тебя. Кого ненавидит .
16. . думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
17. Ты злишь . Кто злит.
Положительные чувства, получаемые ребенком
20. Ты любишь играть с . Кто любит играть с .
21. Ты любишь целовать . Кто любит целовать .
22. Ты улыбаешься . Кто улыбается .
23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
24. Ты любишь обнимать . Кто любит обнимать .
25. Ты любишь . Кто любит .
26. Ты милый с . Кто мил с .
27. Ты думаешь, что . — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что . милый(ая) мальчик (девочка)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком
30. Ты шлепаешь . Кто шлепает .
31. Ты делаешь . грустным. Кто делает . грустным?
32. Ты бранишь . Кто бранит .
33. Ты доводишь . до слез. Кто доводит . до слез?

Форма для старших детей

Нежные чувства, исходящие от ребенка
0. Этот член семьи очень хороший.
1. Этот член семьи очень веселый.
2. Этот член семьи всегда помогает другим.
3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
5. Этот член семьи много шутит.
6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
7. Этот член семьи — хороший спортсмен.
8. С этим членом семьи хорошо играть.
9. Этот член семьи очень добрый.
Сильные положительные с ceкcуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка
10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.
12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.
16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.
Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка
20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
21. Этот член семьи иногда придирается.
22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.
26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.
27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
28. Этот человек не очень терпелив.
29. Этот член семьи иногда слишком зол.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка
30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.
34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.
35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло».
36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.
Нежные чувства, получаемые ребенком
40. Этот член семьи добр ко мне.
41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
42. Этот член семьи очень меня любит.
43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
44. Этот член семьи готов помочь мне.
45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
46. Этот член семьи действительно понимает меня.
47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
Сильные положительные, с «оттенком» чувства, получаемые ребенком
50. Этот член семьи любит баловать меня.
51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.
Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком
60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
61. Этот член семьи любит подразнить меня.
62. Этот член семьи иногда ругает меня.
63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.
65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
66. Этот член семьи иногда зол со мной.
67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком
70. Этот член семьи часто бьет меня.
71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.
76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
77. Этот член семьи недостаточно любит меня.
Материнская сверхопека
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.
83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
Отцовское сверхпотакание
90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
92. Этого члена семьи папа слишком балует.
93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.
94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
Материнское сверхпотакание
95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Литература:
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»

Источник

Методика диагностики эмоционального отношения ребенка к себе и к окружающим.
материал (средняя группа) на тему

методика позволяет исследовать как ребенок относится к самому себе, к членам своей семьи и окружающим. очень информативная методка.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_diagnostiki_emotsionalnogo_otnosheniya_rebenka_k_sebe_i_okruzhayushchim_lyudyam.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Разноцветные домики».

Цель: исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и к окружающим людям.

Методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 9 лет. Проводится индивидуально. Включает в себя выполнение ребенком рисуночного задания и пояснений к нему в виде ответов на вопросы психолога.

Необходимые материалы :специальный бланк с силуэтами домиков, расположенных определенным образом в пространстве листа (Приложение 1), набор карандашей не менее трех цветов.

Предварительно необходимо узнать состав семьи ребенка. Затем перед ребенком выкладывается бланк с нарисованными силуэтами домиков и сообщается инструкция: представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь? (Рядом с домиком, который выбрал ребенок, можно написать его имя). Кого из своих родственников, друзей, знакомых ты поселишь в остальных домиках? Покажи, кого в какой домик ты поселишь.»

В зависимости от состава семьи следует по очереди называть ребенку: «В какой домик ты поселишь маму, папу, бабушку, дедушку, воспитательницу?». Рядом с домиками делаются соответствующие пометки. После заселения всех домиков, можно спросить: «Есть кто-то еще, кого бы ты хотел поселить на полянке с домиками?» Если ребенок высказал такое пожелание, предложите ему нарисовать домик, выяснив, в каком месте следует дорисовать домик, ориентируясь при этом на центральный домик. Может такое быть, что кого-то из членов семьи ребенок откажется поселить на полянке, тогда предложите для него нарисовать отдельный домик на другой полянке, например на обороте листа.

После этого ребенку предлагается нарисованная таблица (Приложение 2) и набор из девяти карандашей. Предлагается инструкция: «Какого цвета карандаш тебе больше всего нравится? Раскрась им первое окошко таблички.» После того как ребенок закрасит окошко, карандаш убирается. И такую процедуру проделываем со всеми карандашами. В таблице количество окошек должно соответствовать количеству карандашей.

Затем работаем опять с бланком с домиками. Выкладывается весь набор карандашей, которые уже не убираются. Дается инструкция: «Раскрась крышу своего домика любым карандашом. Какого цвета будет домик у мамы, папы и т. д.» Все домики необходимо раскрасить.

Затем предлагается следующая инструкция: «Ты любишь ходить в гости? А любишь, когда к тебе приходят гости? Нарисуй дорожки между домиками, покажи кто будет ходить к тебе в гости?» Психолог стрелочками указывает кто будет ходить в гости к ребенку. А затем указывается к кому будет ходить ребенок в гости? Можно обозначить направления контактов стрелочками и тогда дорожки будут «оперенными» либо с одного конца, либо с другого, либо с обеих сторон. Что очень информативно.

Обработка и интерпретация показателей.

Пространственное расположение домиков оценивается следующим образом:

  • выбор центрального и самого большого домика — 3 балла.
  • Домики на ближней окружности к центру — 2 балла.
  • Самые дальние от центра домики — 1 балл.

По данной шкале оценивается выбор для каждого персонажа из списка.

Цветовой выбор оценивается также по трехбальной шкале:раскраска домика первыми тремя цветами из индивидуальной таблицы предпочтений — 3 балла. Следующие три цвета — 2 балла. Последние три цвета — 1 балл. Каждому из персонажей начисляется балл предпочтений по цвету.

Интенсивность и активность общения оценивается по количеству дорожек между домиками. Кроме того, двусторонние контакты оцениваются в 3 балла, односторонние контакты по инициативе ребенка — 2 балла, односторонние пассивные контакты — 1 балл.

В результате каждый персонаж оценивается:

  • по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1-3 балла).
  • По предпочтениям в цветовом оформлении домика (1 балл — неограниченное количество баллов).
  • По количеству и направленности контактов общения (1 балл — неограниченное количество баллов).

На основании этих показателей можно судить об отношении ребенка к персонажу, выраженности потребности в общении с ним и установлении различных форм контактов.

Показателями особого эмоционального отношения испытуемого к какому-либо персонажу служат различного рода дорисовывания на листе. Например, девочка просила дорисовать возле домика мамы корову, которых та, по словам ребенка очень любит.

Материал взят из журнала Психолог в детском саду, №4 2005 год.

Приложение 1. Бланк для методики.

Лист с домиками.

Квадратами обозначено место где необходимо нарисовать домик.

Бланк после проведения диагностики, вариант.

Источник

Читайте также:  Депрессия это невротическое заболевание
Оцените статью