Введение
В последние два десятилетия отмечается активизация усилий социальных психологов по изучению феноменов, отражающих этический слой личности. Причиной этому, вероятно, является кризис нравственности в современном российском обществе, наличие которого неоднократно отмечают отечественные психологи. Проблема такого неотъемлемого атрибута социального бытия человека как зависть долгое время игнорировалась отечественной психологической наукой, оставалась на периферии специального психологического исследования. Вследствие чего знания о данном феномене в большей степени базируются на обыденных, а не на научных представлениях. В настоящее время актуальность комплексного исследования зависти обусловлено, в первую очередь, осознанием на научном и общественном уровнях несомненной значимости познания ее психологической сущности, детерминант, механизмов формирования и недостаточным уровнем ее теоретической разработки в современной социальной психологии.
В отличие от существующих общепсихологических представлений о зависти как эмоциональном образовании, в рамках авторской социально-психологической концепции зависть рассматривается как система отношений (system of relations) личности к различным сторонам объективной действительности (предметам превосходства Другого, превосходящим объектам, самому себе) и определяется как социально-психологическое отношение личности к успеху (достижениям, превосходству, преимуществу) Другого, сопровождающееся комплексом негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения, желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство и восстановить субъективное равенство.
Научное познание психологических явлений не должно ограничиваться ответом на вопрос «Что представляет собой это явление?», а, прежде всего, подразумевает поиск ответов на принципиально иные вопросы: «Как оно формируется?» и «Чем оно вызвано?», что предполагает выявление особенностей его детерминации. Детерминация вслед за Б. Ф. Ломовым определяется нами как система причин, порождающих следствия (эффекты) и предпосылок, факторов, условий, опосредствующих звеньев, которые непосредственно не вызывают эффектов, но оказывают влияние на них, «˂. ˃ ускоряя или замедляя их возникновение, усиливая или ослабляя, изменяя их в том или ином направлении» [9, с. 92].
Исходя из основных положений концепции, структура детерминант зависти включает в себя детерминанты разного типа: предпосылки (предварительные, минимально необходимые условия, создающие «почву» для действия других детерминант); факторы (универсальные обстоятельства, оказывающие существенное влияние на формирование завистливого отношения) и условия (благоприятные для формирования зависти особенности внешней и внутренней среды, определяющие специфику ее характеристик), соотношение между которыми динамично.
В структуре детерминант зависти внутренние условия представляют собой совокупность различных феноменов, включенных в данное явление и характеризующих «˂. ˃ результат изменений, происходящих в личности в процессе социализации» [12, с. 72]. К ним относятся:
1) уровень онтогенетического развития личности. В отличие от существующих представлений о биологической обусловленности зависти, обоснование которой ведется в рамках эволюционного подхода (зависть к корму у высокоразвитых животных (Э. Баумгартен, В. А. Сухарев), ее необходимость для выживания (А. М. Мустафин, В. Л. Леви)); нейрофизиологического (Х. Такахаси) и психоаналитического (М. Кляйн), нами поддерживается позиция А. В. Петровского и В. С. Мухиной (В. Флай), заключающаяся в том, что зависть является « чисто человеческим чувством» [3, с. 252] и « коренится в социальных отношениях людей и произрастает в этих отношениях» [11, с. 174]. Иначе говоря, зависть как ситуативная реакция появляется в онтогенезе тогда, когда ребенок способен адекватно оценивать социальные отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.
2) сложная конфигурация разнопорядковых психологических свойств человека, «вклад» которых в ее формирование возрастает от индивидуально-психологических к социально-психологическим (ценности, установки, социальные представления, убеждения личности). То есть, психологические качества, ставшие устойчивыми интегральными образованиями, сами впоследствии могут создавать благоприятные условия для формирования зависти и определять качественные особенности ее протекания. Однако необходимо понимать, что не отдельные компоненты этой структуры детерминируют зависть, а их сложные соотношения между собой.
Цель исследования. Комплексное эмпирическое исследование, представленное в настоящей статье, нацелено на выявление особенностей и характера влияния индивидуально-психологических свойств (темперамента и характера) на формирование зависти.
Методы. Исследование проходило в несколько этапов и с использованием различного пакета диагностических методик. Для определения уровня зависти и завистливости использовались авторские опросники «Методика исследования завистливости личности» [2, с. 127-141], «Проявления зависти и ее самооценка» [1, с. 48-53], а также методика К. Муздыбаева «Шкала диспозиционной завистливости» [5, с. 38-51]. Для диагностики индивидуально-психологических свойств личности применялись: а) методика диагностики темперамента Я. Стреляу [10]; б) опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б. Н. Смирнова [7, с. 177-181]; в) 16 PF — опросник Р. Б. Кеттелла (анализировались факторы, имеющие предположительно генетическую природу) [4]; г) многофакторный личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел) [8, с. 259-266]; д) характерологический опросник К. Леонгарда [7, с. 198-207]. Обработка результатов осуществлялась с помощью метода корреляционного анализа.
Общая выборка исследования составила 826 человек и включала в себя на разных этапах четыре группы респондентов: 1) 100 человек (45 % мужчин и 55 % женщин от 18 до 30 лет (Мх=22)); 2) 240 человек (55% мужчин, 45 % женщин от 15 до 64 лет (Мх=27,48)); 3) 65 человек (32,3 % мужчин, 67,7 % женщин от 17 до 64 лет (Мх=22,63)); 4) 421 человек (46,1 % мужчин, 53,9 % женщин от 18 до 55 лет (Мх=29,31)).
Результаты и обсуждение
Эмпирическое исследование индивидуально-психологических детерминант зависти на первом этапе включало в себя изучение взаимосвязей завистливости личности со свойствами темперамента. Большинство исследователей признает, что такая характеристика человека как темперамент является биологической подструктурой личности, в которой доминирует наследственный фактор [10]. Темперамент связан со многими свойствами организма (морфологическими, физиологическими, биохимическими), но при ведущем влиянии свойств нервной системы, составляющих его основу и механизм. Нейродинамические свойства темперамента, характеризующие функционирование нервной системы человека, включают в себя силу, уравновешенность, подвижность и динамичность нервной системы. На основе нейродинамических формируются психодинамические свойства темперамента, предопределяющие динамику психической деятельности. Отметим, что анализ значительного количества работ, в которых, так или иначе, затрагивается проблема зависти, позволил выявить лишь единственное упоминание о ее взаимосвязи с темпераментом, принадлежащее Ю. В. Щербатых и имеющее исключительно умозрительный характер: « флегматики завидуют не так сильно, как холерики» [13].
Результаты корреляционного анализа завистливости личности с нейродинамическими и психодинамическими свойствами темперамента представлены в таблице 1.
Таблица 1. Матрица корреляций нейродинамических и психодинамических свойств темперамента с завистливостью личности (n=100)
Нейродинамические и психодинамические свойства темперамента
Источник
Методика «Определение эмоциональной возбудимости» П. В. Симонова
Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность»
Интерпретация результатов
Методика «Шкала вспыльчивости»
Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
Ключ к расшифровке данных опроса
Методика «Шкала эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка
Ключ к опроснику
Методика изучения эмоционального слуха
6. Методики изучения эмоциональных типов
Почти никогда
Обработка рез
Интерпретация данных.
Текст опросника
Подобный материал:
^ Методика «Определение эмоциональной возбудимости» П. В. Симонова
Методика основана на определении сдвига электрокожного сопротивления (КГР) при эмоциогенном раздражителе. Измеряются: 1) абсолютная величина КГР в состоянии покоя, 2) величина КГР при воображаемом болевом раздражителе, 3) величина КГР при ожидании болевого раздражителя. Измерение этих показателей производится по методу Фере с помощью электронного потенциометра с записью КГР через усилитель на самопишущий прибор.
^ Методика «Эмоциональная возбудимость — уравновешенность»
Методика разработана Б. Н. Смирновым.
Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да («+») или «нет» («-»), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская.
Учащимся дается бланк ответов, либо они его заготавливают сами, записывая числа от 1 до 15 тремя столбиками по 5 чисел в каждом.
1. Часто ли вас терзает чувство вины?
2. Бывает ли, что вы передаете слухи?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
5. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?
6. Возникают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
7. Вспыльчивы и легко ли вы ранимы намеками и шутками над вами?
8. Вы любите подшучивать над другими?
9. Вы принимаете все близко к сердцу?
10. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям?
11. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
12. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
13. Вас можно быстро рассердить?
14. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
15. Часто ли вам снятся кошмары? Обработка результатов.
За ответ «да» по вопросу 15 начисляется 1 балл, по вопросам 3 и 5 — по 2 балла, по вопросам 1, 7, 9, 11, 13, 14 — по 3 балла. Подсчитывается общая сумма баллов.
Искренность определяется по ответам на вопросы 2,4,6,8,10,12,14. За ответ «да» по вопросам 6 и 8 начисляется 1 балл, по вопросам 2 и 4 — по 2 балла, по вопросам 10, 12, 14 — по 3 балла. Подсчитывается сумма баллов. Если опрашиваемый набирает в сумме 1-7 баллов, то искренность его ответов низкая, как низка надежность и диагностики эмоциональной возбудимости.
18-20 баллов — очень высокая;
14-17 баллов- высокая;
8-13 баллов — средняя;
4-7 баллов — низкая,
0-3 балла — очень низкая.
^ Методика «Шкала вспыльчивости»
Методика является фрагментом опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева и показывает уровень самооценки эмоциональной возбудимости.
Инструкция. Прочтите предложенные вам утверждения и дайте ответ — согласны ли вы с ним (поставьте знак «+») или нет (поставьте знак «-»). Текст опросника 1.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. З.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
5. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.
9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают. 10. Обычно меня трудно вывести из себя.
Обработка данных и выводы. За ответы «да» по пунктам 1, 3, 5, 7, 9 и за ответы «нет» по пунктам 2,4,6,8,10 начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Если опрашиваемый набирает 8-10 баллов, то у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, то у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют средний уровень эмоциональной возбудимости.
^ Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
Тест разработан Е. П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.
Инструкция. На каждый из заданных вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, или «нет» при отсутствии согласия.
1. В разговоре вы легко обижаетесь по пустякам?
2. Сильно ли вы переживаете, когда сдаете экзамен менее успешно, чем ожидали?
3. Часто ли вы не можете заснуть от того, что в голову лезут волнующие вас мысли?
4. Когда вы сильно волнуетесь, у вас все валится из рук?
5. Вспыльчивы и легко ли вы ранимы намеками и шутками над вами?
6. Выходите ли вы из себя, сердясь не на шутку?
7. Быстро ли вы отходите после того, как разозлитесь?
8. Вам помогает волнение собраться с мыслями на экзамене?
9. Вас можно быстро рассердить?
10. Охватывает ли вас ярость, когда с вами поступают несправедливо? И. Долго ли вы не прощаете нанесенную вам обиду? 12. Вы от страха «теряли голову»?
13. Легко ли вы можете заплакать при трогательных сценах в театре или кино?
14. Сильно ли вы волнуетесь перед ответственным делом или разговором?
15. Вы действительно долго переживаете из-за пустяков?
16. Можете ли вы от сильного волнения совершить какую-нибудь глупость?
17. Вы легко откликаетесь на горе других?
18. Вы способны восторгаться, восхищаться чем- или кем-нибудь?
19. Долго ли вы переживаете от того, что сказали такое, что не следовало бы?
20. Вы не теряете контроль над собой, даже если очень волнуетесь?
21. Легко ли вы обижаетесь, если вас критикуют?
22. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо разочарованиях?
23. Правда ли, что вы недолго переживаете свои разочарования?
24. Бывает ли, что от возмущения вы не можете вымолвить и слова, как будто у вас язык к горлу прилип?
25. Вы быстро начинаете злиться или впадаете в гнев?
26. Вы сильно волнуетесь на экзамене?
27. Вы долго дуетесь на обидчика?
28. Часто ли на зачетах и экзаменах вы из-за сильного волнения не можете показать все, на что способны?
29. Волнуетесь ли вы из-за пустяков?
30. Вы действительно принимаете все близко к сердцу?
31. Вам действительно свойственно быстро забывать свои неудачи?
32. Это правда, что во время ссоры вы «не лезете за словом в карман»? Обработка данных опроса
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Подсчитыва-ется сумма баллов по каждой из четырех шкал.
^ Ключ к расшифровке данных опроса
«Эмоциональная возбудимость» — ответы «да» по пунктам 1, 5,9,13,17,21,25, 29.
«Интенсивность эмоций» — ответы «да» по пунктам 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30.
«Длительность эмоций» — ответы «да» по пунктам 3, 11, 15, 19, 27, ответы «нет» по пунктам 7, 23, 31.
Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения -ответы «да» по пунктам 4,12, 16, 24, 28, ответы «нет» по пунктам 8, 20, 32.
^ Методика «Шкала эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка
Шкала представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии -интроверсии и нейротизма (форма А). Оставлены только вопросы, касающиеся нейротизма, и вопросы на скрытость — откровенность ответов.
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения и проявления эмоций. Отвечайте на вопросы быстро, если «да», то ставьте рядом с номером вопроса плюс, если «нет», то минус. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. В опроснике нет плохих или хороших ответов. Текст опросника 1. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут одобрить и утешить?
2. Очень ли вам трудно сказать кому-нибудь «нет»?
3. Часто ли у вас меняется настроение?
4. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?
5. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола?
6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?
7. Часто ли вы переживаете от того, что сделали или сказали такое, что не следовало бы?
8. Легко ли вас обидеть?
9. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы?
10. Всегда ли вы сразу отвечаете на письма?
11. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?
12. Возникают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
13. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
14. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
15. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что смогли бы его сделать лучше?
16. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
17. Случается ли так, что вы не можете заснуть от того, что в голову лезут разные мысли?
18. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
19. Бывает ли у вас такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации?
20. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете?
21. Вы раздражительны?
22. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий?
23. Часто ли вы видите кошмарные сны/?
24. Вы всегда платите за проезд в транспорте?
25. Беспокоят ли вас какие-то боли? >■
26. Можно ли назвать вас нервным человеком?
27. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на встречу?
28. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?
29. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?
30. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
31. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
32. Случалось ли вам говорить о вещах, в которых Вы не разбираетесь?
33. Страдаете ли Вы от бессоницы?
Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются.
^ Ключ к опроснику
Шкала эмоциональной стабильности: ответы «да» по вопросам 1, 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31, 33
Шкала скрытости-откровенности: ответы «да» по вопросам 6, 10, 16, 24; ответы «нет»-12, 20,27,29,32.
Интерпретация. Если опрашиваемый набрал по первой шкале 12 баллов и меньше, то он эмоционально стабилен, если 13-18 баллов — то средне стабилен, а если 19-24 балла, то очень эмоционально нестабилен.
Если по второй шкале отвечающий набрал 5 и более баллов, то его ответы, считает Г. Айзенк, были не всегда искренними. Мои данные свидетельствуют о том, что вопросы этой шкалы скорее всего показывают уровень самооценки себя как личности, а не искренность ответов. По крайней мере, высокие баллы по шкале искренности не мешали опрашиваемым искренне отвечать по шкале нейротизма, о чем говорят совпадения характеристик этих лиц со стороны других хорошо их знающих людей и связь высокого нейротизма со слабостью нервной системы. .
^ Методика изучения эмоционального слуха
Методика разработана В. П. Морозовым.
В магнитофонной записи профессиональный актер, произнося три фразы, имитирует радость, печаль, страх, гнев и нейтральность звучания. Испытуемому сначала предъявляется 10 раз одна фраза, затем 10 раз вторая и 10 раз третья. Каждый эмоциональный контекст, т. е. та эмоция, с которой произносилась фраза, звучит равное число раз при случайном порядке предъявления. Сразу после прослушивания прозвучавшей фразы слушатель должен определить ее эмоциональный контекст.
По результатам эксперимента для каждого испытуемого рассчитывалась в процентах вероятность правильного опознания каждой эмоции в отдельности. Максимальная вероятность равна 100 %. Это означает, что данная эмоция во всех фразах была определена правильно. Если испытуемый давал 50 % правильных ответов, то это расценивалось как угадывание. Опознание данной эмоции принималось в том случае, когда правильных ответов было не менее чем в 65 % случаев. Набор успешно опознанных эмоций рассматривается как структура эмоционального слуха. Средний показатель правильности определений из пяти серий (четыре эмоции плюс нейтральность звучания) рассматривается как степень проявления эмоционального слуха.
^ 6. Методики изучения эмоциональных типов
Методика определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера.
Инструкция. Прочитайте каждое из приведенных суждений и зачеркните цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа:
Суяодения | ^ Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Я быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 553
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
^ Обработка резгультатов. Прежде надо просуммировать зачеркнутые числа в ответах: 2, 3,4, 5; 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму зачеркнутых чисел ответов: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разнице надо прибавить 35.
^ Интерпретация данных. До 30 баллов — низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности; 31-45 баллов — умеренная личностная тревожность, 46 и более — высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.
Тест школьной тревожности Филлипса
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитыватьсялнкольниками, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуемся однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция. Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
^ Текст опросника 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Источник