- Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
- ДВЕ МЕТОДИКИ определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся
- Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (авторская разработка)
- Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка)
- Методика для определения эмоционального состояния человека
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ СФЕРЫ НА ЛИСТЕ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОГО ЦВЕТА
- СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОЙ ФОРМЫ
Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.
В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ – особая форма психических состояний человека,
переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;
те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;
относительно устойчивые переживания.
Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.
Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.
Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.
Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.
Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:
уверенность – неуверенность в себе.
Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.
Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
Положительные изменения , происходящие с подростком:
проявление чувства взрослости;
рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
повышенное внимание к своей внешности;
проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
появление познавательной мотивации;
желание быть не хуже, а лучше других.
ранимая неустойчивая психика;
намеренная манипуляция взрослыми;
внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;
повышенное негативное отношение к взрослым;
страх одиночества (мысли о суициде),
ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.
Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.
Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Опросники, тесты, диагностические методики
Источник
ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся
Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.
Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.
Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.
У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.
Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.
Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.
Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.
Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.
Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)
Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.
Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.
Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.
Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)
Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.
Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.
Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.
А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.
Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.
Вопросы для анализа
• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?
• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?
• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?
• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)
Источник
Методика для определения эмоционального состояния человека
Уважаемые коллеги!
Я психолог государственного медицинского училища г. Барановичи (Республика Беларусь), до 2002/2003 учебного года работала школьным психологом в с. Пречистое Духовщинского района Смоленской области.
Предлагаю вашему вниманию результат моей шестилетней научно-поисковой деятельности — психологическую экспресс-методику по определению эмоционального состояния, самочувствия, настроения, тревожащих человека тенденций, не дающих ему возможности быть успешным.
Идея разработки методики «Эмоциональные сферы» продиктована сравнительно небольшим количеством цветовых рисуночных технологий в психологической науке. Классические цветовые технологии, по моим наблюдениям, оказываются несовершенными, анализ цвета требует дополнений, так как мироощущение и цветоощущение человека за последние три четверти века претерпели изменения.
Новые дополнительные трактовки спектра обнаружены мною путем тщательного анализа информации, полученной у испытуемых (2000 участников в возрасте от 12 до 65 лет). Производилось сравнение ощущений, вызываемых цветом, у различных оппонентов с фиксацией наиболее часто встречающихся трактовок.
В ранг «Дополнение к. » попадали характеристики, встречающиеся более чем у 23% испытуемых (более 450 человек).
В сентябре 2003 года методика была зарегистрирована в республиканском методическом центре (г. Минск, Республика Беларусь).
Надеюсь, что представленные материалы окажутся полезными вам, уважаемые коллеги, в практической психологической деятельности. Но их можно использовать и для интересного и познавательного времяпрепровождения, так как методика помогает углубить психологические знания и развить психологические навыки.
ВВЕДЕНИЕ
Методика «Эмоциональные сферы» дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Сама процедура выполнения методики занимает немного времени, в результате чего тестируемые не успевают потерять интерес к выполняемому заданию, относятся к нему творчески и с достаточной долей самоотдачи. Кроме того, методика не требует затрат энергии, излишнего напряжения. Испытуемым следует активизировать свое воображение и действовать согласно интуиции.
Трактовка цветовой гаммы — традиционная, но внесены существенные дополнения в интерпретацию сочетаний цветов.
Дополнительную информацию дают интенсивность цвета и сила растушевки отдельных элементов при изображении сферы и пространства вокруг нее. Соответственно — чем сильнее нажим карандаша и интенсивность цвета, тем четче проявляются волевые качества человека, глубина переживаний, стремления, желания, чувства. Слабый нажим и слабая интенсивность цвета говорят об обратном. Отдельную информацию несут дополнения к сферам: пояса, различные геометрические фигуры, предметы окружающего мира, орнаменты, мозаика, перья и т.д.
МАТЕРИАЛЫ
Стандартный лист бумаги (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши, стирательная резинка и воображение.
ИНСТРУКЦИЯ
Всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма — произвольны и индивидуальны.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ
СФЕРЫ НА ЛИСТЕ
В норме изображение сферы расположено на пересечении средних линий ширины и длины стандартного листа.
Положение сферы ближе к верхнему краю или слишком крупное изображение трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензии на признание.
Положение рисунка в нижней части или слишком мелкое изображение сферы трактуется как неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная сфера между несколькими более мелкими сферами — обеспокоенность происходящими вокруг событиями; нахождение под давлением авторитетных окружающих (родственников, значимых взрослых).
Большой рисунок сферы — склонность к тщеславию, высокомерию.
Слишком мелкое изображение сферы — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
Мелкое изображение с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии — преследующее чувство незащищенности.
Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в своем воображении.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ВЫБРАННОГО ЦВЕТА
Чем дольше, неувереннее и тяжелее испытуемый выбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Синий — означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет более всего подходит для медитации. Он символизирует удовлетворенность и свершение. Синий — вне времени и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечения прошлого.
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут доверять ему.
Если человек отвергает синий цвет, то он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям. Он находит их либо скучными, либо обременительными.
Желтый — производит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу солнца, духу веселья. Этот цвет — надежда и ожидание большого счастья во всех его бесчисленных формах — от секса до каких-то философских и религиозных воззрений. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.
Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственна и склонность в переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.
Если этот цвет отвергается, значит, человек разочарован в своих надеждах, ощущает пустоту вокруг, чувствует себя изолированным и отрезанным от других.
Красный — символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и устремления получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия.
Человек, отвергающий красный цвет, находится в состоянии сверхвозбуждения либо потому, что ему не хватает жизненной силы, либо потому, что ему кажется, будто со всех сторон его обступили неразрешимые проблемы.
Зеленый — выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я».
Напряженность зеленого цвета действует, подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.
Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.
Если человек отвергает зеленый цвет, значит, он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения, все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.
Фиолетовый — символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью.
Человек, предпочитающий его, не только хочет очаровывать и восхищать других, но желает и сам находиться в состоянии зачарованности. Этот цвет обычно предпочитают интеллектуально и эмоционально незрелые люди, школьники, женщины в период беременности, сексуальные меньшинства. Им мир кажется волшебным местом, где нужно только достать волшебную лампу Аладдина, чтобы получить все.
Человек, отвергающий его, не желает связывать себя никакими отношениями, пока не определится позиция других людей.
Коричневый — указывает на эмоции, непосредственно связанные с организмом человека. Если он болен или ощущает физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности. То есть над человеком довлеет нечто, с чем он не в состоянии справиться.
Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью.
Тот, кто отвергает его, считает, что он сделан из более прочного материала, чем другие.
Серый — бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это не оккупированная территория, а пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.
Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками».
Человек, который не приемлет серый цвет, не приемлет неучастия в происходящем вокруг. В результате окружающие могут находить его надоедливым, излишне любопытным, назойливым. Он хочет использовать любую возможность на пути к своей цели и не может себе позволить передохнуть, пока не достигнет ее.
Черный — это абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения. Белый — это чистый лист, на котором еще будет написана история, а черный — конец, за которым уже ничего не будет. Белый и черный — начало и конец. Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Человек, отрицающий черный цвет, демонстрирует желание не отказываться от чего-либо, контролировать свои действия и решения.
СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Синий — черный — абсолютный покой.
Синий — серый — спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами.
Синий — коричневый — физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта.
Синий — фиолетовый — стремление к нежности и тонкости, к каким-либо идеализированным отношениям.
Синий — желтый — желание понимать и быть понятным, снискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.
Синий — красный — гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, взаимопонимание.
Синий — зеленый — точность, логичность, аккуратность, возможная педантичность, контролирование окружающих.
Зеленый — красный — деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа.
Зеленый — желтый — корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания у окружающих и самого себя.
Зеленый — фиолетовый — стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности.
Зеленый — коричневый — требование покоя.
Зеленый — черный — патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.
Красный — желтый — жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.
Красный — черный — драматизация, импульсивные чрезмерные желания.
Красный — фиолетовый — очарованность всем эротическим и эстетическим.
Красный — коричневый — самоудовлетворение и потакание своим желаниям.
Красный — серый — импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственности и каких-либо последствий.
Желтый — черный — внезапный кризис, либо «да», либо «нет», своевольное решение.
Желтый — коричневый — неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность.
Желтый — фиолетовый — очарованность, буйные фантазии, жажда приключений.
Фиолетовый — коричневый — очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда.
Фиолетовый — черный — потребность в подражании, желание быть частью чего-либо.
Серый — зеленый — самоутверждение, превосходство, самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах.
Серый — фиолетовый — эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.
Серый — желтый — нерешительность, неуверенность.
Серый — коричневый — изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.
Серый — черный — нежелание иметь с окружающими никаких отношений.
Коричневый — черный — самоуничижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫБРАННОЙ ФОРМЫ
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентированная штриховка — сфера конфликта.
Комбинация твердых, ярких и легких линий, мало изогнутых линий, много острых углов — предрасположенность к агрессии или существующее напряжение.
Обилие округленных линий — женственность.
Контур неяркий, неясный — боязливость и робость.
Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, уверенность в своей безопасности.
Зубчатые, неровные линии — дерзость, некоторая враждебность.
Уверенные линии — амбиции, рвение.
Сильный нажим — энергичность, настойчивость.
Легкие линии свидетельствуют о недостатке энергии.
Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, эмоциональная нестабильность, тревога, незащищенность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если испытуемый возбудимый, длина штрихов укорачивается, если нет — удлиняется.
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость.
Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства.
Штриховка, выходящая за пределы сферы, — наличие тенденций к импульсивности.
Стирания
Частые стирания — тревожность, опасливость; нерешительность, недовольство собой. Если в результате перерисовки получается более совершенное изображение — хороший знак, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.
Стирание без попытки перерисовать (поправить) — внутренний конфликт.
Нюансы
Пояса на сферах — рассудительность, склонность к романтизму, философии.
Геометрические фигуры— абстрактность мышления. Если углы фигур излишне выделены (слишком острые, слишком вытянутые) — это говорит о некоторой вербальной агрессии, в большинстве случаев защитной.
Изображение полусферы. Если полусфера расположена посередине листа, как бы в воздухе, — отсутствие достаточной опоры в жизни и «пребывание в облаках», рассеянность, перепады настроения. Если полусфера расположена в нижней части листа, — реалистичность, отсутствие привычки ставить перед собой слишком далекие цели, упрямство, консерватизм.
Фигурка человека, которую обрисовывают разноцветные пояса (как радуга), — умение радоваться всему происходящему вокруг. В характере прослеживается доброжелательность, открытость, чувствительность к эстетическому, избегание сложных разговоров, споров, конфликтов.
Любые острые образования, которые распространяются за пределы сферы или изображены отдельно, обособленно (языки пламени, излишне очерченные изображения листьев и т.п.), — претензия на оригинальность, желание быть в центре внимания, эгоистичность, обидчивость, часто необъективность к себе и своим действиям.
Изображения перьев, ресничек, щетинок на поверхности сферы или отдельно — романтичная натура; стремление к гармонизации окружающего мира; некоторое недовольство поведением и действиями окружающих.
Сфера, за которой изображен темный фон, — разочарование в окружающем мире, подавленность, стремление защититься; тенденции к созданию своего собственного мира, замкнутости, осторожности, большой избирательности при подборе партнеров (друзей, любимых).
Слияние нескольких микросфер — поиски себя, развитие своих способностей, талантов, стремление к лидерству.
Беспорядочное сочетание цветов в правильной сфере — неокончившееся детство; чувства и желания находятся «в спячке», незрелость эмоций; уравновешенность, граничащая с инфантильностью.
Правильная сфера с ровным фоном или с легким рисунком — планомерное и гармоничное развитие личности, отсутствие тревожащих факторов, объективизм, целеустремленность, рациональность, инициативность, избегание авантюр.
Источник