Методика для эмоционального волевого развития личности

Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности

Мы знаем, что воспитание осуществляется через организацию деятельности детей. Только включив ребенка в определенным образом организованную деятельность, можно обеспечить складывание у него привычек правильного поведения. Но навязанная деятельность малопродуктивна для воспитания. Деятельность ребенка предполагает его желание участвовать в ней. В цепочке деятельности важное место принадлежит потребностям детей, их стремлениям, переживаниям, мотивам тех или иных действий и поступков. Мотив является неотъемлемым компонентом нравственного качества. Существуя в сфере сознания, мотив обладает способностью быть незаметным и в каждом конкретном случае проявляется как установка на поступок, обдуманную форму поведения, осознанную ранее. Если мотив слабо развит, то он может и не сработать. В этом случае помощь ему может оказать стимул.

То, что человек упорно занимается спортом, имеет свои внутренние движущие причины – мотивы. Похвалы и порицания, награды и звания способны изменить ход и результативность деятельности, но не саму деятельность. Сходство мотива и стимула в том, что они (и тот и другой) – причина действий. Различия же в том, что мотив – внутренняя движущая причина, вызывающая действие, стимул – внешняя, дополнительная, лишь помогающая возникновению, ходу или прекращению действия. Мотив влияет на деятельность, стимул же на результат ее [6].

Эффективный процесс воспитания невозможен без целой системы стимулов, побуждающих детей к правильному поведению. Стимулы оказывают влияние на формирование всех сторон личности, помогают вызреванию эмоционально-волевой сферы. Стимулирование наиболее эффективно, когда опирается на потребности и интересы личности.

Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности:

− личный пример воспитателя;

− игровой подход к организации деятельности;

− поощрение и наказание;

− сравнение, соревнование, конкуренция;

Личный пример воспитателя.

Наблюдения за детьми показывают, что они часто явно копируют поведение взрослых. Дети, и чем моложе, тем больше, доверчивы, подвержены психологическому заражению, подражательны и пластичны. Они, обычно не сознавая этого, стараются перенять жесты, мимику, пантомимику, слова и поступки взрослых. Длительное же повторение определенного поведения влияет на развитие детей. Особенно сильно влияет на них пример поведения близких им взрослых людей – родителей, педагогов. Наибольшее влияние на детей (и не только маленьких) оказывает пример уважаемого и любимого человека.

На этом и основан метод личного примера. Педагог должен показывать детям пример во всем. То, как педагог относится к своей работе, к воспитанникам, к другим педагогам, к родителям, как он одевается, как он радуется или негодует, доброжелателен или озлоблен, справедлив или несправедлив, честен или нет – все это подмечают дети, все это сказывается на их поведении и развитии. Они ориентируются на истинное, а не на фальшиво разыгранное и преподнесенное показное поведение педагога. Это самый трудный для педагога метод воспитания, потому, что от педагога требуется идеальное поведение. Педагог не должен иметь каких-либо недостатков. Однако это невозможно. Все мы живые люди, и каждому из нас свойственны какие-либо слабые стороны, а может быть и явные недостатки. Выход здесь только один – педагог постоянно должен себя совершенствовать. Самосовершенствование педагога не выдумка моралистов, а насущная необходимость эффективного воспитательного процесса.

Это волевое воздействие педагога на сознание воспитанника с целью побуждения или торможения определенной деятельности. Воспитатель выступает в этой ситуации как авторитетная сила. Требование опирается на авторитет. Слова неавторитетного, неуважаемого педагога слабо влияют на детей. Действенность требования возрастает, если оно рационально, обоснованно и справедливо. Если оно выражено уверенно, бескомпромиссно и ребенок понимает, что нет возможности его обойти и не выполнить. И, конечно, оно должно быть посильно. Бесполезно требовать сразу много.

Требования, которыми пользуется педагог, можно разделить на две группы: прямые (непосредственные) и косвенные. К прямым относятся распоряжение, указание, приказ. К косвенным – намек, совет, просьба, предупреждение. Чем старше дети, тем предпочтительнее косвенные формы требования.

Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. (2000) подчеркивают, что инструментовка педагогических требований разнообразна и многовариантна. Группа прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных) требований включает в себя следующие приемы:

• требования советом, жестом, мимикой, паузой;

• требования выражением доверия (недоверия);

• требования просьбой (намеком);

• требования одобрением (осуждением);

• условные требования (через правила);

Игровой подход к организации деятельности.

Дети с удовольствием занимаются игрой. Поэтому включение элементов игры в любую деятельность позволяет сделать ее более привлекательной. Игровой подход применим ко многим делам, в которые педагоги стараются включить детей. Воспитатель продумывает правила игры, способы включения игровых элементов серьезную деятельность, предлагает им воображаемую ситуацию и сам включается в игру.

Поощрение и наказание.

Эти методы не только стимулируют, но и корректируют поведение воспитанников. Их объединяет то, что они изменяют статус личности, ее положение в коллективе. Кроме того, при правильном их использовании они дают ребенку сравнительно объективный материал для оценки собственного поведения и деятельности.

Читайте также:  Медвежье настроение рынка это

Общие условия эффективности методов коррекции:

• они должны быть обоснованы;

• воспитателю необходимо пользоваться широким диапазоном мер коррекции и проявлять гибкость в их использовании;

• поощрение и наказание должны применяться, как правило, публично;

эмоциональная полноценность коррекции. Они должны восприниматься детьми как заметное событие и проводиться в достаточно серьезной, а поощрения в торжественной обстановке.

Воспитателю следует стремиться чаще пользоваться методами поощрения и как можно реже – методами наказания. Ребенок поощряется за усилия по овладению правильным поведением. Наказание же следует за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей, коллектива, общественных норм. Недопустимы такие средства наказания как оскорбление ребенка и физическое воздействие на него. В использовании методов коррекции желательно идти от более слабых к более сильным мерам.

Сравнение, соревнование, конкуренция.

Общеизвестно, что дети очень любят соревноваться, так как соревнование позволяет глубже познать себя через сравнение с другими людьми. Ребенок может увидеть разницу между тем, что он себе представлял раньше, и тем, что оказалось в действительности. Переживание противоречия между идеальным представлением о себе и действительностью, возбуждает стремление улучшить свою деятельность и свое поведение. Педагоги используют разные виды соревнования – от устного сравнения достижений воспитанников, до системного соревнования, охватывающего весь коллектив по основным видам деятельности. Эффективность соревнования обеспечивается соблюдением ряда условий: подробным учетом воспитателем деятельности детей, справедливой оценкой сделанного, наглядностью и регулярностью подведения итогов.

Каждый метод стимулирования воспитывающей деятельности и культурного поведения детей опирается на некоторые потребности воспитанников. Доверие способствует удовлетворению важной потребности – быть значимым для людей и повысить свой статус в коллективе и обществе. Доверие обычно является следствием некоторых успехов, достигнутым ребенком в каком-либо виде деятельности, и демонстрирует высокую оценку достигнутого. Дети любят, когда им доверяют самостоятельно что-то сделать или, тем более, отвечать за какой-то вид деятельности. Доверие повышает их самоуважение. Доверие в коллективе важнее для ребенка, чем в семье, ибо является знаком более широкого общественного признания. Доверие – это существенное достижение воспитанника, и поэтому оно должно быть наглядно продемонстрировано ему и другим детям. Однако педагогу следует ненавязчиво контролировать, насколько правильно пользуется ребенок новыми обязанностями, возможностями и правами, не злоупотребляет ли новым положением.

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 4345 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Методики для дошкольного возраста. Эмоционально-волевая сфера.
методическая разработка на тему

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия — наследственность, особенности его физического развития.

Для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей и подростков предлагается набор диагностических методик, составленный, с учетом возрастных особенностей развития.

Скачать:

Вложение Размер
metodiki_po_doshkolnomu_vozrastu.docx 656.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методики по дошкольному возрасту.

1. Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)

Цель: определить нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

4 балла — позитивное психическое состояние

3 балла — негативное психическое состояние низкой степени

2 балла — негативное психическое состояние средней степени

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 — 69 % — средняя сБПК;

26 — 41,9 % — незначительная сБПК;

0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до — 25% -средняя сНПК;

— 26 % и ниже — сильная сНПК.

2. Модификация теста детской тревожности (Тэммл, Дорки, Амэн) и методики «Кинотеатр»

Методика предназначена для изучения степени позитивного или негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.

Методика представлена в 2-х вариантах (для мальчиков, для девочек). Экспериментальный материал — 16 рисунков размером 8,5 * 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни воспитанника детского дома ситуацию; лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

В зависимости от возраста и особенностей ребенка, а также от целей исследования, может предъявляться меньшее количество карточек.

Пребывание в доме. На рисунке стоит ребенок, рядом никого нет.

«Этот мальчик (девочка) живет в нашем доме, как ты думаешь, какое у него (нее) лицо: веселое или печальное?»

Общение с воспитателем

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) разговаривает с воспитателем».

Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника)

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание (ребенок сидит на стуле и надевает ботинки)

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) одевается».

Игра со сверстником

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет с другим мальчиком (другой девочкой)».

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ложится спать».

Умывание (ребенок умывается в ванной комнате)

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) умывается».

Игра в одиночестве

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) играет».

Игнорирование (воспитатель разговаривает с другим ребенком).

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) смотрит, как воспитатель разговаривает с другим ребенком».

Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку)

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек с воспитателем

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) убирает игрушки».

Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве)

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Ребенок играет со сверстниками

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) играет в группе с другими детьми».

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (Она) ест».

Выговор (воспитатель, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то)

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (Она) рисует».

Стимульный материал к тесту тревожности (вариант для девочек)

Стимульный материал к тесту тревожности (вариант для мальчиков)

Количественный анализ: Подсчитывается сумма отрицательных выборов, которая делится на количество карточек и умножается на 100 %.

Количество отрицательных выборов* 100%

Результат сравнивается с ключом методики:

4 балла — позитивное психическое состояние;(меньше 10 %)

3 балла — негативное психическое состояние низкой степени; (10 — 30 %)

2 балла — негативное психическое состояние средней степени;(31- 51 %)

1 балл — негативное психическое состояние высокой степени. ( больше 52 %)

1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

Методика проведения: Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице. Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).

Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.

1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось. 0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить. 0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных компонентов отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях к ним. ЦТО может применяться на детях с 3-4-летнего возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.

Оборудование: Используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: О — серый, 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный цвета.

Используется следующий список слов: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка) , 4) мое настроение в детском саду, 5) мое настроение дома, я сам, 7) воспитательница 1 (отношениями с которой ребенок удовлетворен больше) , 8) воспитательница 2, 9) друг.

Методика проведения: Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом они должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наибольший ранг в цветовой раскладке.

Процедура исследования напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек и задают вопрос: «Какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т. д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с его оценкой плохого или хорошего,и т. д.

Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает свое ранговое обозначение.

Методика «Рисунок семьи»

Методика позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка (как реальное, так и желательное) к членам его семьи, а также ощущение им своего места в семье. Приводится схема-интерпретация, предложенная Г. Т. Хоментаускасом (1986) .

Оборудование: Для рисования ребенку дается стандартный лист рисуночной бумаги (15×20 см) , резинка, простой карандаш и набор цветных карандашей.

Методика проведения: «Мне хотелось бы, чтобы на этом листе ты нарисовал свою семью». При необходимости инструкция повторяется, но не уточняется.

Анализ: Для анализа рисунка надо знать возраст ребенка и состав его семьи. После окончания рисования нужно в беседе с ребенком получить максимум вербальной информации:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Каждая нарисованная ребенком фигура члена семьи оценивается по конкретным признакам, указывающим на положительное или отрицательное эмоциональное отражение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р.

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул.

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор.

МЕТОДИКА «СТРАНА ЭМОЦИЙ»КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРОЙ РЕБЕНКА.

Наиболее эффективным способом коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР, ЗПР является по мнению многих авторов использование сказкотерапевтических медотик.

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя.

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство.

Источник

Читайте также:  Не чувствовать опасности слитно или раздельно
Оцените статью