ОПП-2_1 / Задание 3-Темперамент / Приложение 2( Я. Стреляу)
«Методика диагностики темперамента» Я. Стреляу
Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».
Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции.
Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например:
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);
Сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;
Темпераментальные характеристики есть продукт биологической эволюции и должен существовать генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте.
Инструкция; Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю» (?). Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».
1.Относишься ли ты к людям, которые легко завязывают знакомства с другими людьми?
2. Можешь ли ты воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение?
3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло твое утомление, вызванное работой?
4. Можешь ли ты работать в неблагоприятных условиях?
5. Воздерживаешься ли ты в процессе спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?
6. Легко ли тебе возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?
7. Забываешь ли ты о своем утомлении, когда поглощен работой?
8. Можешь ли ты терпеливо ожидать момента завершения работы, которую ты поручил кому-то?
9. Одинаково легко ли ты засыпаешь, если ложишься спать в разное время?
10. Умеешь ли ты «хранить секрет», если тебя об этом просят?
11. Легко ли тебе возобновить работу, которую ты не выполнял в течение нескольких недель или месяцев?
12. Умеешь ли ты терпеливо объяснять?
13. Любишь ли ты работу, требующую умственных усилий?
14. Испытываешь ли ты чувство сонливости и скуку в процессе выполнения монотонной работы?
15. Легко ли ты засыпаешь после сильных переживаний?
16. Можешь ли ты в случае необходимости воздержаться от демонстрации своего преимущества?
17. Ведешь ли ты себя как обычно в присутствии незнакомых людей?
18. Легко ли тебе сдержать злость или гнев?
19. Сохраняешь ли ты присутствие духа в случае неудач?
20. Можешь ли ты в случае необходимости приспособить свою манеру держаться к особенностям поведения других членов группы?
21. Охотно ли ты берешься за выполнение ответственных функций?
22. Меняется ли твое настроение под влиянием окружения?
23. Сохраняешь ли ты веру в себя в трудные минуты?
24. Говоришь ли ты так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для тебя важно?
25. Остаешься ли ты спокойным в случае неожиданных изменений в распорядке дня?
26. Быстро ли ты находишь нужный ответ?
27. Можешь ли ты оставаться спокойным в ожидании важного для себя решения (прием в учебное заведение, поездка за границу)?
28. Легко ли у тебя проходят первые дни отпуска, каникул и т.п.?
30. С легкостью ли ты приспосабливаешь свою походку или то, как ты ешь, к тому, кто это делает медленнее?
31. Быстро ли ты засыпаешь, ложась отдыхать?
32. Охотно ли ты выступаешь на собрании, занятиях?
33. Легко ли у тебя портится настроение?
34. Легко ли тебе прервать работу, которой занят?
35. Можешь ли ты помолчать, чтобы не мешать другим?
36. Можешь ли ты не «поддаваться на провокацию»?
37. Легко ли ты срабатываешься с другими людьми?
38. Всегда ли ты взвешиваешь все «за» и «против» перед принятием важного решения?
39. Можешь ли ты проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-нибудь книгу?
40. Легко ли тебе завязать разговор с попутчиками?
41. Можешь ли ты удержаться от вступления в спор, если знаешь, что это ни к чему не приведет?
42. Охотно ли ты берешься за работу, требующую большой точности движений?
43. Можешь ли ты изменить принятое решение, если мнение других не совпало с твоим?
44. Быстро ли ты привыкаешь к новой организации труда?
45. Можешь ли ты поработать ночью, если днем тоже работал?
46. Быстро ли ты читаешь художественную литературу?
47. Быстро ли ты отказываешься от своих планов из-за препятствий?
48. Можешь ли ты держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?
49. Легко ли ты просыпаешься?
50. Можешь ли ты сдержаться от немедленной импульсивной реакции?
51. Можешь ли ты работать в условиях шума?
52. Можешь ли ты в случае необходимости не говорить всей Правды прямо в глаза?
53. Умеешь ли ты сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.п.?
54. Быстро ли ты привыкаешь к новому окружению?
55. Любишь ли ты разнообразие и частую смену обстановки?
56. Достаточно ли тебе ночного сна для полного восстановления сил, если днем ты выполнил тяжелую работу?
57. Избегаешь ли ты занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течение короткого времени?
58. Справляешься ли ты с большинством возникающих трудностей самостоятельно?
59. Ожидаешь ли ты, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?
60. Бросился ли бы ты в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умел плавать?
61. Способен ли ты к напряженной работе (учению)?
62. Можешь ли ты воздержаться от замечаний, если они неуместны?
63. Придаешь ли ты значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?
64. Легко ли ты переключаешься с выполнения одной деятельности на другую?
65. Всегда ли ты тщательно взвешиваешь все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?
66. Бывает ли, что ты бурно реагируешь на чужую грубость?
67. Легко ли тебе сдержаться, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?
68. Скучно ли тебе выполнять однообразные, стереотипные действия?
69. Легко ли тебе придерживаться правил поведения в общественных местах?
70. Умеешь ли ты воздерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляции?
71. Любишь ли ты оживленную обстановку вокруг себя?
72. Любишь ли ты выполнять работу, требующую больших усилий?
73. В состоянии ли ты в течение длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?
74. Любишь ли ты работу (занятие), которая требует быстрых движений?
75. Владеешь ли ты собой в трудные минуты жизни?
76. Сразу ли ты встаешь после того, как проснешься?
77. Можешь ли ты, выполнив порученную тебе работу, терпеливо ждать, когда окончат работу другие?
78. Действуешь ли ты так же уверенно, как всегда, после того как увидел что-то неприятное (досадное, обидное)?
79. Быстро ли ты просматриваешь ежедневную прессу?
80. Случается ли, что ты говоришь так быстро, что тебя трудно понять?
81. Можешь ли ты нормально работать, если не выспался?
82. Можешь ли ты работать длительное время без перерыва?
83. Можешь ли ты работать, если у тебя болит голова, зубы и т.п.?
84. Можешь ли ты довести спокойно свою работу до конца, когда знаешь, что твои товарищи ждут тебя или развлекаются?
85. Быстро ли ты отвечаешь на неожиданные вопросы?
86. Быстро ли ты говоришь?
87. Можешь ли ты спокойно работать, если должны прийти гости?
88. Легко ли ты меняешь свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?
89. Терпелив ли ты?
90. Можешь ли ты приспособиться к темпу работы человека, который гораздо медлительнее тебя?
91. Можешь ли ты организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?
92. Меняется ли твое мрачное настроение в веселой компании?
93. Можешь ли ты без особого напряжения одновременно делать несколько дел?
94. Сохраняешь ли ты присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?
95. Любишь ли ты работу, выполнение которой требует большой точности движений?
96. Сохраняешь ли ты присутствие духа, если страдает близкий тебе человек?
97. Полагаешься ли ты на себя в трудных ситуациях?
98. Чувствуешь ли ты себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?
99. Можешь ли ты сразу же прервать разговор, если этого требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?
100. Легко ли ты приспосабливаешься к тому, как работают другие?
101. Любишь ли ты часто менять вид занятий?
102. Стремишься ли ты взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?
103. Удерживаешься ли ты от смеха в неподходящий момент?
104. Сразу ли ты полностью включаешься в работу?
105. Выступаешь ли ты против того, с чем не согласен?
106. Можешь ли ты справиться с состоянием временной депрессии?
107. Засыпаешь ли ты как обычно, если сильно утомлен умственной работой?
108. Можешь ли ты долго ждать, не раздражаясь (например, в очереди)?
109. Воздерживаешься ли ты от вмешательства, если знаешь, что оно ни к чему не приведет?
110. Можешь ли ты хладнокровно подыскивать аргументы в процессе бурного спора?
111. Сразу ли ты находишь нужное решение при неожиданном изменении ситуации?
112. Можешь ли ты не шуметь, если тебя просят об этом?
113. Без особых ли уговоров ты соглашаешься на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?
114. Можешь ли ты работать с большим напряжением сил, интенсивно?
115. Охотно ли ты меняешь место отдыха, развлечений?
116. Трудно ли тебе приспособиться к новому распорядку дня?
117. Спешишь ли ты с помощью в случае неожиданных происшествий?
118. Удерживаешься ли ты от ненужных возгласов или жестов, наблюдая спортивные соревнования, выступления в цирке и т.п.?
119. Любишь ли ты работу (занятия), где приходится разговаривать со многими людьми?
120. Контролируешь ли ты выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и др.)?
121. Нравится ли тебе работа, требующая активных физических упражнений?
122. Считаешь ли ты себя человеком отважным?
123. Меняется ли у тебя голос (трудно ли тебе говорить) в необычной ситуации?
124. Умеешь ли ты справиться с желанием все бросить в случае неудачи?
125. Можешь ли ты в течение длительного времени сидеть (стоять) спокойно, если тебя просят об этом?
126. В состоянии ли ты сдерживать свой смех, если знаешь, что это может кого-то задеть?
127. Легко ли твое грустное настроение сменяется радостным?
128. Трудно ли тебя вывести из равновесия?
129. Легко ли тебе соблюдать все принятые в твоем окружении условности?
130. Любишь ли ты выступать публично?
131. Приступаешь ли ты к работе сразу, без длительной подготовки?
132. Готов ли ты спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?
133. Энергичны ли твои движения?
134. Охотно ли ты берешься за ответственную работу?
Источник
Читать онлайн «Методика диагностики темперамента»
Автор Ян Стреляу
Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук
(формально-динамических характеристик поведения)
2009
УДК 159. 923. 4 ББК 88. 5 С844
Кандидат психологических наук И. В. Равич-Щербо Доктор психологических наук Д. А. Леонтьев
Стреляу Я. , Митина О. , Завадский Б. ,
Бабаева Ю. , Менчук Т.
С844 Методика диагностики темперамента (формальнодинамических характеристик поведения): Учебнометодическое пособие. — М. : Смысл, 2009. — 104 с.
Методическое пособие по диагностике компонентов темперамента включает в себя, помимо обзора основных направлений изучения темперамента, соотношении понятий темперамента, характера и личности, российскую версию новой диагностической методики, основанной на регуляторной теории темперамента Яна Стреляу. Практическим психологам, студентам психологических и педагогических специальностей.
УДК 159. 923. 4 ББК88. 5
© Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский,
Ю. Бабаева, T. Менчук, 2005 © Издательство «Смысл», оформление, 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
Замысел написания этой книги возник еше в 2001 году после успешной культурной адаптации опросника темперамента Яна Стреляу под названием «Формальные характеристики поведения». В этом масштабном проекте приняли участие коллеги из Америки, Германии, Италии, Украины, Южной Кореи, Нидерландов, а также России и Польши. Работать было интересно и очень приятно. Наверное, этому способствовал тот факт, что, как показало проведенное исследование, по темпераменту россияне и поляки оказались очень похожими. Совместные усилия авторов увенчались созданием рабочей русскоязычной версии опросника Стреляу. Однако мы не хотели ограничиваться лишь публикацией самого опросника, что было обусловлено несколькими причинами. Одного из авторов этой книги — известного психолога Яна Стреляу — связывают с Россией давние отношения. В свое время он стажировался в лаборатории Б. М. Теплова и ВД. Небылицына. часто приезжал в Советский Союз, хорошо говорит по-русски. Неудивительно, что среди теоретических источников, оказавших наибольшее влияние на разработанную Я. Стреляу регуляторную теорию темперамента, оказались работы российских ученых. Среди них — И. П. Павлов, Б. М. Теплое, ВД. Небылицын, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. М.
Таким образом, книга состоит из трех разделов. В первом разделе представлены основные теоретические подходы к изучению темперамента, анализируется соотношение между базовыми понятиями — «темперамент», «характер», «личность». Далее излагаются основные идеи и положения концепции Я. Стреляу — регуляторной теории темперамента (РТТ); дается общее представление о структуре темперамента в рамках РТТ и подробное описание построенного на се основе диагностического опросника («темперамент — формальные характеристики поведения»). Помимо этого описываются проводимые кросс-культурные исследования темперамента с использованием этого опросника. Заканчивается этот раздел описанием разработки российской версии опросника с указанием проведенных психометрических процедур. Во втором разделе представлены результаты апробации диагностического опросника на российской и польской выборках. Сам опросник с бланком и ключами содержится в третьем разделе. Следует отметить, что нормы, указанные в таблице, могут рассматриваться только как первый этап и нуждаются в дальнейшем уточнении. Поэтому авторы заранее крайне признательны психологам, которые будут использовать этот опросник в научных или практических целях, за обратную связь. Мы надеемся также, что данная книга привлечет внимание читателей не только в связи с возможностями практического использования опросника, но и как методическое пособие но теории темперамента для студентов психологических и педагогических специальностей.
Авторы хотели бы отдать дань памяти замечательному ученому и прекрасному человеку Инне Владимировне Равич-Щсрбо. Она была редактором и одним из авторов предисловия к уже упомянутой монографии Я. Стреляу, изданной на русском языке в 1982 году. Написанная нами книга, к сожалению, стала последней, которую Инна Владимировна рецензировала. Сделанные ею замечания и пожелания очень помогли нам в работе.
РАЗДЕЛ I
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
Наука о темпераменте имеет столь же длительную историю, как и сама психология. Различия темпераментов привлекали внимание мыслителей, образуя наиболее существенные детерминанты индивидуальных различий. На протяжении тысячелетий эволюция идей о природе, развитии, функционировании и проявлении темперамента шла полиции решения двух основных задач: определения темперамента по тем или иным внешним признакам и поиска критериев для классификации его видов. Однако, несмотря на то, что учение о темпераменте — один из старейших разделов психологии, в нем до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых определений ключевых понятий, ни однозначных решений основных проблем.
Корни учения о темпераменте уходят в античный период. Обратив внимание на индивидуальные различия между людьми, античные философы и врачи не только пытались выявить основания для этих различий, но и построить соответствующую типологическую классификацию. Индивидуальные различия связывались с органическими основами или физиологическими особенностями человека. Так, возникла физиологическая ветвь учения о темпераменте. Основоположником этого подхода считается выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (V век до н. э. ). Согласно его предположению, люди различаются между собой соотношением четырех основных «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Гиппократ считал, что здоровье людей определяется оптимальным соотношением этих «соков», непропорциональное же их смешение приводит к различным заболеваниям.
Идеи Гиппократа получили свое развитие в гуморальной теории темперамента (от латинского humor — влага, сок), предложенной другим знаменитым врачом античности — Клавдием Галеном, жившим во II веке до н. э. Гален попытался установить связь между «соками» организма, их соотношением и определенными психическими свойствами человека. Он является автором и первой типологии темпераментов. Само понятие «темперамент» происходит от латинского слова «temperamenturn», которое означает «соразмерность», «правильная мера». Из девяти выделенных и детально описанных Галеном в его известном трактате «De temperamentis» видов темперамента четыре пользуются широкой известностью и в наше время. Их названия соответствуют названиям одного из четырех «соков», преобладающих в организме, — сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (отгреч. phlegma — флегма), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).
Учение Гиппократа—Галена излагается практически в каждом учебнике психологии, в научно-популярной психологической литературе, а также часто упоминается в средствах массовой информации. Неудивительно, что в обыденном сознании представления о темпераменте прочно ассоциируются с упомянутыми понятиями. Их используют непрофессионалы, интересующиеся психологией, любят составители кроссвордов и вопросов к разного рода викторинам.
Со времен Гиппократа и Галена, которые ввели эти термины, прошли тысячелетия. За этот период было написано множество теоретических работ, в которых анализировался феномен темперамента, его соотношение с другими психическими структурами и функциями, проведены многочисленные экспериментальные исследования, разработаны новые теоретические концепции, в которых используется уже иная терминология. Несмотря на то, что современные научные представления о темпераменте существенно отличаются от античной гуморальной концепции, понятия, введенные Гиппократом и Галеном, не только чрезвычайно широко распространены, но и до сих пор довольно часто встречаются в психологической литературе. .
Источник