- Методика диагностики темперамента Стреляу (FCB-TI)
- Инструкция:
- Темперамент по Стреляу: тест и описание методики
- Немного о методике Стреляу и составляющих темперамента
- Особенности темперамента по Стреляу
- Тест на темперамент по Яну Стреляу
- Расшифровка результатов опросника
- ОПП-2_1 / Задание 3-Темперамент / Приложение 2( Я. Стреляу)
Методика диагностики темперамента Стреляу (FCB-TI)
Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом.
Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например:
- Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);
- Сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;
- Темпераментальные характеристики есть продукт биологической эволюции и должен существовать генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте.
Инструкция:
Опросник состоит из 134 вопросов.
Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами.
Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам.
На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».
Источник
Темперамент по Стреляу: тест и описание методики
У разных психологов разные взгляды на темперамент и его составляющие. Одна из самых известных классификаций – 4 типа по Гиппократу. Также распространена методика польского психолога Яна Стреляу. У него принципиально иной подход к этому вопросу – он разработал концепцию, известную как регулятивная теория темперамента. Суть теории Стреляу сводится к следующему: темперамент зависит от свойств нервной системы (и эндокринных механизмов) и определяется способностью к адаптации к жизненным условиям. Предлагаем подробнее разобраться в методике Стреляу и пройти соответствующий тест на темперамент.
Немного о методике Стреляу и составляющих темперамента
Основой для теории Яна Стреляу (Jan Strelau) стали исследования канадского физиолога и нейропсихолога Дональда Хебба и работы физиолога И.П. Павлова. Поэтому в зарубежной литературе этот тест более известен как Pavlovian Temperament Survey (PTS) – Павловский опросник темперамента.
Стреляу экспериментировал с условными и безусловными раздражителями. С помощью группы испытуемых, просматривающих видеоролики, и данных энцефалограммы он доказал, что определение характеристик нервной системы зависит от вида раздражителя. Согласно исследованиям психолога, темперамент представляет собой сочетание стабильных свойств, которые зависят от врожденных особенностей нервной и эндокринной систем, то есть обусловлены биологическими факторами. Система диагностики Я. Стреляу базируется на нескольких процессах нервной деятельности:
Уровень механизмов возбуждения
От этого показателя зависит, сможет ли личность выдержать долгое и повторяющееся воздействие и демонстрировать адекватную реакцию. Определяет способность нервной системы к эффективной деятельности в случаях, требующих активных ответных действий.- Уровень механизмов торможения
Выявляет способность противостоять нежелательным импульсам в ситуациях, когда активность лучше не проявлять. - Уровень подвижности нервных процессов
Возможность личности оперативно переключаться между возбуждающими и тормозными раздражителями. Отвечает за умение быстро перестраиваться в нестандартных ситуациях и желание работать с чем-то новым. - Уравновешенность по силе возбуждения и торможения
Дополнительный параметр, устанавливающий «сбалансированность» темперамента или наличие перекоса в сторону возбуждения или торможения.
Особенности темперамента по Стреляу
В соответствии с теорией польского психолога, темперамент характеризуется фундаментальными свойствами, определяющими энергетику поведения: реактивностью (силой ответных реакций, выносливостью и чувствительностью) и активностью.
- От силы реактивности зависит выраженность реакции на раздражитель, она влияет на работоспособность и эмоциональную чувствительность.
- Уровень активности выражается в разнообразии, интенсивности и количестве производимых действий.
Два этих качества обратно пропорциональны друг другу: чем ярче выражена реактивность, тем слабее активность, и наоборот.
По Стреляу особенности темперамента раскрываются в различных реакциях – эмоциональных, интеллектуальных и пр. Темперамент влияет на взаимодействие между человеком и окружающей средой и потому играет большую роль в обучении и работе. У лиц с высокой и низкой реактивностью организация деятельности различается, при этом люди обоих типов способны успешно справляться с задачами. Например, более реактивный человек обладает худшей работоспособностью, а сильная нервная система покажет более низкую реакцию на некий стимул, чем слабая, для которой сила процесса возбуждения будет мощнее.
Отметим и некоторые другие особенности теории темперамента по Яну Стреляу:
- Темпераментом наделены не только люди, но и млекопитающие.
- Различия в интенсивности (силе) и времени (быстроте) поведенческих характеристик стабильны и индивидуальны.
- Темперамент сформировался в результате биологической эволюции и зависит только от генетической лотереи. Иными словами темперамент – врожденная черта личности. Тем не менее он может корректироваться в процессе взросления человека, в результате влияния социальной среды и других внешних факторов.
- От различия в процессах нервной системы зависит наше восприятие и поведение.
Тест на темперамент по Яну Стреляу
Тест определяет четыре параметра: степень процессов возбуждения и торможения, уровень подвижности нервных процессов и уравновешенность личности по силе возбуждения и торможения.
Опросник Стреляу состоит из 136 вопросов, на русский язык адаптирован Н.Р. Даниловой и Ф.Г. Шмелевым.
Расшифровка результатов опросника
Описание 4 шкал теста представлено ниже под спойлерами.
Низкое количество баллов (меньше 25) означает заторможенную реакцию на возбуждение. Работоспособность и результативность труда у такой личности достаточно низкая, то же можно сказать о выносливости. Утомляемость, напротив, выше.
Высокое количество баллов (больше 49) характеризует индивидов с мощной реакцией на возбуждающий триггер. Они быстро втягиваются в любую деятельность, демонстрируют выносливость, достигают хороших результатов в работе. Степень утомляемости при этом невысокая.
Среднее число баллов (25-49) говорит о середине между полярными характеристиками.
Сумма баллов ниже 21 говорит о слабости процессов торможения и аналогично слабом самоконтроле поведения. Эти субъекты снисходительны и нетребовательны к самим себе, их ответные реакции импульсивные и необдуманные. Реакция на раздражители запоздалая.
Высокие баллы (больше 43) укажет на развитые импульсы, отвечающие за торможение. Личность хладнокровна, бдительна, обладает высоким самоконтролем. Любые стимулы немедленно гасятся. Реакция на сенсорные сигналы быстрая.
Среднее число баллов (21-43) говорит о середине между полярными характеристиками.
Низкий балл (меньше 24) набирают те, кому комфортнее действовать и работать по привычной схеме. Таких людей выбивают из колеи внезапные перемены в любой сфере, им крайне тяжело в нестабильной, регулярно меняющейся обстановке.
Чем выше цифра, тем легче происходит переключение нервных процессов из состояния торможения к возбуждения и в обратную сторону. Человек с высокими баллами (больше 49) отличается смелостью, способен быстро переключаться с одной активности на другую без потери эффективности.
Чем ближе показатель к 100 (85–115 баллов), тем более личность уравновешена.
Показатели выше 115 указывают на то, что происходит перекос в сторону процессов возбуждения. В случае значительного превышения этого параметра для человека могут быть характерны следующие черты: чрезвычайная целеустремленность, хорошая адаптируемость, яркие, но недолгие переживания, эмоциональная лабильность.
Если результат ниже 85, можно говорить о том, что процессы торможения личности сильнее процессов возбуждения. Если сдвиг ярко выражен, скорее всего, для человека характерны неяркие эмоциональные реакции, ровное настроение, спокойное поведение (даже в экстремальных условиях), терпеливость, хладнокровие, реальная оценка собственных сил.
Источник
ОПП-2_1 / Задание 3-Темперамент / Приложение 2( Я. Стреляу)
«Методика диагностики темперамента» Я. Стреляу
Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».
Регулятивная Теория Темперамента (РТТ) Яна Стреляу была разработана на основе павловской идеи о том, что темперамент играет важную роль в адаптации индивида к окружающей среде, а также на основе понятия оптимального уровня возбуждения, разработанного Д. Хеббом. Согласно Регулятивной Теории Темперамента в структуре темперамента выделяются реактивность (чувствительность индивида и его выносливость, или способность к работе) и активность, которая обнаруживается в объеме и охвате предпринимаемых действий (целенаправленных поведенческих акций) при данной величине стимуляции.
Стреляу выделяет несколько исходных постулатов РТТ, например:
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения, заключающиеся в двух основных категориях: интенсивности (энергетический уровень поведения) и времени (временные параметры поведения);
Сколь бы не были специфичны типы поведения человека и животных, все млекопитающие характеризуются качествами, относящимися к категории интенсивности и времени. Таким образом, темперамент имеет место как у животных, так и у человека;
Темпераментальные характеристики есть продукт биологической эволюции и должен существовать генетический базис, который, наряду с психологическими характеристиками, определяет индивидуальные различия в темпераменте.
Инструкция; Предлагаемые вопросы относятся к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности, в которой они расположены, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю» (?). Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».
1.Относишься ли ты к людям, которые легко завязывают знакомства с другими людьми?
2. Можешь ли ты воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение?
3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло твое утомление, вызванное работой?
4. Можешь ли ты работать в неблагоприятных условиях?
5. Воздерживаешься ли ты в процессе спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?
6. Легко ли тебе возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?
7. Забываешь ли ты о своем утомлении, когда поглощен работой?
8. Можешь ли ты терпеливо ожидать момента завершения работы, которую ты поручил кому-то?
9. Одинаково легко ли ты засыпаешь, если ложишься спать в разное время?
10. Умеешь ли ты «хранить секрет», если тебя об этом просят?
11. Легко ли тебе возобновить работу, которую ты не выполнял в течение нескольких недель или месяцев?
12. Умеешь ли ты терпеливо объяснять?
13. Любишь ли ты работу, требующую умственных усилий?
14. Испытываешь ли ты чувство сонливости и скуку в процессе выполнения монотонной работы?
15. Легко ли ты засыпаешь после сильных переживаний?
16. Можешь ли ты в случае необходимости воздержаться от демонстрации своего преимущества?
17. Ведешь ли ты себя как обычно в присутствии незнакомых людей?
18. Легко ли тебе сдержать злость или гнев?
19. Сохраняешь ли ты присутствие духа в случае неудач?
20. Можешь ли ты в случае необходимости приспособить свою манеру держаться к особенностям поведения других членов группы?
21. Охотно ли ты берешься за выполнение ответственных функций?
22. Меняется ли твое настроение под влиянием окружения?
23. Сохраняешь ли ты веру в себя в трудные минуты?
24. Говоришь ли ты так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для тебя важно?
25. Остаешься ли ты спокойным в случае неожиданных изменений в распорядке дня?
26. Быстро ли ты находишь нужный ответ?
27. Можешь ли ты оставаться спокойным в ожидании важного для себя решения (прием в учебное заведение, поездка за границу)?
28. Легко ли у тебя проходят первые дни отпуска, каникул и т.п.?
30. С легкостью ли ты приспосабливаешь свою походку или то, как ты ешь, к тому, кто это делает медленнее?
31. Быстро ли ты засыпаешь, ложась отдыхать?
32. Охотно ли ты выступаешь на собрании, занятиях?
33. Легко ли у тебя портится настроение?
34. Легко ли тебе прервать работу, которой занят?
35. Можешь ли ты помолчать, чтобы не мешать другим?
36. Можешь ли ты не «поддаваться на провокацию»?
37. Легко ли ты срабатываешься с другими людьми?
38. Всегда ли ты взвешиваешь все «за» и «против» перед принятием важного решения?
39. Можешь ли ты проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-нибудь книгу?
40. Легко ли тебе завязать разговор с попутчиками?
41. Можешь ли ты удержаться от вступления в спор, если знаешь, что это ни к чему не приведет?
42. Охотно ли ты берешься за работу, требующую большой точности движений?
43. Можешь ли ты изменить принятое решение, если мнение других не совпало с твоим?
44. Быстро ли ты привыкаешь к новой организации труда?
45. Можешь ли ты поработать ночью, если днем тоже работал?
46. Быстро ли ты читаешь художественную литературу?
47. Быстро ли ты отказываешься от своих планов из-за препятствий?
48. Можешь ли ты держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?
49. Легко ли ты просыпаешься?
50. Можешь ли ты сдержаться от немедленной импульсивной реакции?
51. Можешь ли ты работать в условиях шума?
52. Можешь ли ты в случае необходимости не говорить всей Правды прямо в глаза?
53. Умеешь ли ты сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.п.?
54. Быстро ли ты привыкаешь к новому окружению?
55. Любишь ли ты разнообразие и частую смену обстановки?
56. Достаточно ли тебе ночного сна для полного восстановления сил, если днем ты выполнил тяжелую работу?
57. Избегаешь ли ты занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течение короткого времени?
58. Справляешься ли ты с большинством возникающих трудностей самостоятельно?
59. Ожидаешь ли ты, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?
60. Бросился ли бы ты в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умел плавать?
61. Способен ли ты к напряженной работе (учению)?
62. Можешь ли ты воздержаться от замечаний, если они неуместны?
63. Придаешь ли ты значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?
64. Легко ли ты переключаешься с выполнения одной деятельности на другую?
65. Всегда ли ты тщательно взвешиваешь все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?
66. Бывает ли, что ты бурно реагируешь на чужую грубость?
67. Легко ли тебе сдержаться, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?
68. Скучно ли тебе выполнять однообразные, стереотипные действия?
69. Легко ли тебе придерживаться правил поведения в общественных местах?
70. Умеешь ли ты воздерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляции?
71. Любишь ли ты оживленную обстановку вокруг себя?
72. Любишь ли ты выполнять работу, требующую больших усилий?
73. В состоянии ли ты в течение длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?
74. Любишь ли ты работу (занятие), которая требует быстрых движений?
75. Владеешь ли ты собой в трудные минуты жизни?
76. Сразу ли ты встаешь после того, как проснешься?
77. Можешь ли ты, выполнив порученную тебе работу, терпеливо ждать, когда окончат работу другие?
78. Действуешь ли ты так же уверенно, как всегда, после того как увидел что-то неприятное (досадное, обидное)?
79. Быстро ли ты просматриваешь ежедневную прессу?
80. Случается ли, что ты говоришь так быстро, что тебя трудно понять?
81. Можешь ли ты нормально работать, если не выспался?
82. Можешь ли ты работать длительное время без перерыва?
83. Можешь ли ты работать, если у тебя болит голова, зубы и т.п.?
84. Можешь ли ты довести спокойно свою работу до конца, когда знаешь, что твои товарищи ждут тебя или развлекаются?
85. Быстро ли ты отвечаешь на неожиданные вопросы?
86. Быстро ли ты говоришь?
87. Можешь ли ты спокойно работать, если должны прийти гости?
88. Легко ли ты меняешь свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?
89. Терпелив ли ты?
90. Можешь ли ты приспособиться к темпу работы человека, который гораздо медлительнее тебя?
91. Можешь ли ты организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместимых друг с другом дел?
92. Меняется ли твое мрачное настроение в веселой компании?
93. Можешь ли ты без особого напряжения одновременно делать несколько дел?
94. Сохраняешь ли ты присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?
95. Любишь ли ты работу, выполнение которой требует большой точности движений?
96. Сохраняешь ли ты присутствие духа, если страдает близкий тебе человек?
97. Полагаешься ли ты на себя в трудных ситуациях?
98. Чувствуешь ли ты себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?
99. Можешь ли ты сразу же прервать разговор, если этого требует ситуация (например, начало сеанса, собрания, лекции)?
100. Легко ли ты приспосабливаешься к тому, как работают другие?
101. Любишь ли ты часто менять вид занятий?
102. Стремишься ли ты взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?
103. Удерживаешься ли ты от смеха в неподходящий момент?
104. Сразу ли ты полностью включаешься в работу?
105. Выступаешь ли ты против того, с чем не согласен?
106. Можешь ли ты справиться с состоянием временной депрессии?
107. Засыпаешь ли ты как обычно, если сильно утомлен умственной работой?
108. Можешь ли ты долго ждать, не раздражаясь (например, в очереди)?
109. Воздерживаешься ли ты от вмешательства, если знаешь, что оно ни к чему не приведет?
110. Можешь ли ты хладнокровно подыскивать аргументы в процессе бурного спора?
111. Сразу ли ты находишь нужное решение при неожиданном изменении ситуации?
112. Можешь ли ты не шуметь, если тебя просят об этом?
113. Без особых ли уговоров ты соглашаешься на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?
114. Можешь ли ты работать с большим напряжением сил, интенсивно?
115. Охотно ли ты меняешь место отдыха, развлечений?
116. Трудно ли тебе приспособиться к новому распорядку дня?
117. Спешишь ли ты с помощью в случае неожиданных происшествий?
118. Удерживаешься ли ты от ненужных возгласов или жестов, наблюдая спортивные соревнования, выступления в цирке и т.п.?
119. Любишь ли ты работу (занятия), где приходится разговаривать со многими людьми?
120. Контролируешь ли ты выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и др.)?
121. Нравится ли тебе работа, требующая активных физических упражнений?
122. Считаешь ли ты себя человеком отважным?
123. Меняется ли у тебя голос (трудно ли тебе говорить) в необычной ситуации?
124. Умеешь ли ты справиться с желанием все бросить в случае неудачи?
125. Можешь ли ты в течение длительного времени сидеть (стоять) спокойно, если тебя просят об этом?
126. В состоянии ли ты сдерживать свой смех, если знаешь, что это может кого-то задеть?
127. Легко ли твое грустное настроение сменяется радостным?
128. Трудно ли тебя вывести из равновесия?
129. Легко ли тебе соблюдать все принятые в твоем окружении условности?
130. Любишь ли ты выступать публично?
131. Приступаешь ли ты к работе сразу, без длительной подготовки?
132. Готов ли ты спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?
133. Энергичны ли твои движения?
134. Охотно ли ты берешься за ответственную работу?
Источник