- Исследование эмоциональной устойчивости педагогов инклюзивного образования
- Психологические особенности личности учителя и пути преодоления конфликтов
- Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Исследование эмоциональной устойчивости педагогов инклюзивного образования
Мы живем во время политических и социально-экономических перемен, которые коснулись каждого человека в большей или меньшей степени. Ситуация стресса на данный момент становится нормой и наша задача научиться управлять собственным эмоциональным состоянием ради сохранения личного психического и физического здоровья, а так же здоровья окружающих нас людей.
Исследование эмоциональной устойчивости педагогов инклюзивного образования является исключительно актуальной проблемой ученых. Представляемое в этой статье обощение проведено с опорой на проведенные под нашим руководством коллективные исследования последнего (2016) года по проблемам преодоления эмоционального выгорания и деформации личности педагогов (Долгова В.И., Гольева Г.Г., Кунилова А.А., [1]; по проблемам психолого-педагогической коррекции социальных стрессов и дезаптации личности (Долгова В.И., Василенко Е.А., [2]; по проблемам безопасность личности субъектов психолого-педагогического образования (Долгова В.И., Кондратьева О.А., [3]); по результатам выявления факторов мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов (Долгова В.И., Гольева Г.Ю., [4]).
Данное исследование мы разделили на два основных этапа:
- Сбор первичных данных.
- Проведение психолого-педагогической программы по управлению эмоциональным состоянием педагогов; констатирующий эксперимент; анализ и описание полученных результатов.
Цель второго этапа исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность психолого-педагогической программы по управлению эмоциональной устойчивостью педагогов инклюзивного образования.
Для диагностики были выбраны следующие методики:
1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога:
методика предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости; позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а так же оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Представляет собой перечень из 84 утверждений, с которыми испытуемые должны согласиться или не согласиться. Показатели положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом» (приложение 1) суммируется. После этого можно измерить уровень нервно-психической устойчивости и сделать прогноз.
2. Диагностика «эмоционального выгорания» В.В.Бойко:
методика позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе (фаза напряжения(симптомы «переживания психотравмирующих обстоятельств», неудовлетворённости собой, «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии»), фаза резистенции (симптомы неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей»), фаза истощения(симптомы «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстранённости», деперсонализации, «психосоматических и психовегетативных» нарушений).
Методика так же состоит из 84 утверждений, на которые испытуемые должны ответить положительно или отрицательно. Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоциональное выгорание». Она позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания. Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
3. Опросник нервно-психического напряжения Т.А. Немчина:
предназначен для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений. Состоит из 30 вопросов, на которые нужно выбрать один из трёх вариантов ответа (более подходящий вариант ответа для отвечающего). После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. Каждый вариант ответа имеет свою балловую ценность (1,2 и 3 баллов).
В нашем исследовании принимали участие 10 педагогов инклюзивного образования преподающие в старшем и среднем звеньях. Все испытуемые являются представителями женского пола разной возрастной категории (28-57 лет).
На первом этапе исследования в педагогическом коллективе видимых конфликтов не наблюдалось. Большая часть с увлечённостью проходили предлагаемые испытания. В команде испытуемых был выявлен один лидер, который в первые дни исследования высказывал недовольства по поводу «пустой страты времени».
40% испытуемых с сильной заинтересованностью принимали участие в исследовании, интересовались результатами, уточняли инструкции и т.п.
20% испытуемых дольше адаптировались к условиям исследования. Примерно к середине исследования они включились в процесс и были со всеми на уровне.
Оставшаяся группа учителей (40%) относились к исследованию нейтрально.
Результаты первого этапа исследования:
- По методике оценки нервно-психической устойчивости.
Рисунок 1. — Результаты диагностики оценки нервно-психической устойчивости.
По методике оценки нервно-психической устойчивости мы можем наблюдать преобладание среднего (70% испытуемых) и высокого (30%) уровней нервно-психической устойчивости, в то время, как низкий уровень устойчивости не зафиксирован ни у одного человека в группе.
По полученным данным можно сделать вывод, что группа педагогов участвовавшая в исследовании эмоционально устойчива, нервные срывы маловероятны. Однако, стоит заметить, что у 40% испытуемых результат диагностики показал допустимый предел (приложение 2, таблица 1). Это значит, что конкретным испытуемым стоит научиться следить за своим состоянием, ради сохранения здоровья.
- По методике диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
Рисунок 2. — Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания.
На рисунке 2 мы видим результаты диагностики уровня эмоционального выгорания. У 90% испытуемых из-за эмоционального выгорания не сформирована и только у 10 % (1 человек) в стадии формирования. Исходя из того, что ни один участник исследования не показал высокий уровень эмоционального выгорания мы можем сделать вывод о высоком уровне контроля педагогами над своим эмоциональным состоянием. Это подтверждается личной беседой с педагогами. У каждого имеется хобби, с помощью которых они переключаются, релаксируют.
Однако, стоит отметить человека с средним показателем. Если взглянуть с математической точки зрения, то до высокого показателя не хватило всего 6 баллов. Возможно причина в небольшом опыте работы (среди испытуемых, она самая младшая) или в других факторах. Для более достоверного ответа потребуется повторная диагностика и беседа с участницей (повторная диагностика будет проводиться в магистерской работе).
- По результатам опросника нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.
Всего 20% испытуемых показали умеренный уровень напряжения и 80% низкий уровень напряжения. Для подобной тяжёлой эмоционально профессии очень хорошие показатели. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. — Результаты диагностики «оценка нервно-психического напряжения».
На втором этапе мы провели программу по управлению эмоциональной устойчивости педагогов, разработанную Долговой В.И., Гольевой Г.Ю. [5].
Программу разделена на 3 блока:
Первый блок включает в себя просветительскую деятельность. Здесь мы знакомим педагогов с такими понятиями как эмоциональная устойчивость, эмоциональная напряжённость, профессиональная дезадаптация, самоконтроль и т.д., разбираем их суть.
Второй — практическую. В данном блоке на практических примерах разбирается несколько техник и методов по управлению личным эмоциональным состоянием и выявлению причины возникновения неблагоприятных эмоций, а также для избегания ситуаций развития эмоционального напряжения. Проигрывается несколько ситуаций с целью поиска группой наиболее подходящей модели поведения.
Третий блок включает в себя консультативную деятельность в которой группа делится своими наблюдениями и достижениями в работе по контролю над своим эмоциональным состоянием, разбирает интересующие вопросы для более эффективного управления личным эмоциональным состоянием и регуляции неблагоприятных ситуаций.
Повторная диагностика показала следующие результаты:
- По результатам методики оценки нервно-психической устойчивости
Рисунок 4. – Результаты повторной диагностики оценки нервно-психической устойчивости
Как показано на рисунке 4, процентное изменение уровня нервно-психической устойчивости остался неизменным. Но стоит заметить, что программа способствовала сдвигам в лучшую сторону, хоть и не таким явным.
- По результатам диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко.
По рисунку 5 так же не видно изменений в процентном соотношении.
Рисунок 5. — Результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания.
По опроснику нервно-психического напряжения Т.А. Немчина.
Рисунок 6. — Результаты повторной диагностики «оценка нервно-психического напряжения».
На рисунке 6 мы можем наблюдать процентные изменения. Вместо 20% испытуемых со средним уровнем нервно-психического напряжения осталось всего 10% (1 человек), а низкий уровень нервно-психического напряжения теперь имеют 90% испытуемых вместо 80%.
Рассмотрим сводную таблицу по всем полученным результатам, для более конкретного выявления изменений у испытуемых.
Таблица 1 – сводные результаты по трём методикам с учётом первичной и вторичной диагностик
Источник
Психологические особенности личности учителя и пути преодоления конфликтов
Современные аспекты сущности и причин возникновения педагогических конфликтов. Психологические особенности личности учителя. Эмоциональная устойчивость как психологическая особенность личности учителя, способствующая преодолению учебных конфликтов.
Рубрика | Психология |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.07.2015 |
Размер файла | 116,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Учитель, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразительно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками, движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляций. Походка грациозная, мягкая, изящная. [41]
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество. Данное качество личности называется также динамизмом. Он имеет принципиальное значение для профессиональной деятельности учителя. Проявляется динамизм в инициативе и гибкости педагога, умении легко устанавливать эмоциональный контакт с другими, быстро и четко улавливать изменения в ситуации и изменять стратегию своего педагогического воздействия. С другой стороны, эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатийные качества личности.
Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Эта способность педагога находит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание. [60]
Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности — во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. В то же время эмпатия — это способность к сочувствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, т.е. это понятие имеет больший оттенок интеллектуальности, чем эмоциональности. [36] В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».
Эмпатические качества часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, неспособность стать на место ребенка, прибегают к неоправданным наказаниям или морализированию» [24].
Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя возможно и необходимо развивать с помощью специальных обучающих и коррекционных программ. Основные условия развития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов сензитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры.
В целом, эмоциональная культура учителя отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатические качества личности. В результате позитивного, эмпатийного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происходит повышение самооценки ученика, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и учащегося в процессе обучения.
Одним из условий формирования эмоциональной устойчивости будущего педагога является развитие осознанной потребности в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании личности.
Для развития эмоциональной устойчивости учителя современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические. [52]
Специфические способы преодоления конфликтов выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств личности педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры (эмпатичность, экспрессивные умения, культура общения) и др.
Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).
Целенаправленное использование комплексной системы специфических и неспецифических способов подготовки способствует развитию эмоциональной устойчивости учителя и, соответственно, не только преодолению, но и профилактике педагогических конфликтов.
2. Экспериментальное исследование психологических особенностей личности учителя и путей преодоления педагогических конфликтов
2.1 Организация и методы исследования
Данное исследование проводилось в течение года на базе школы гимназии п. Затобольск. Экспериментальную выборку составляли 28 учителей.
В качестве испытуемых были взяты учителя начального звена школы. Выбор испытуемых был обусловлен тем, что в младшем школьном возрасте учитель является наиболее значимым, референтным лицом, и успешность обучения младших школьников, их психологическое благополучие во многом зависят от психологических особенностей учителя.
Исследование представляет собой констатирующий эксперимент, методика которого включает в себя психодиагностические методики и тесты, методы обработки данных, метод математической статистики.
Основной формой работы являлось групповое психодиагностическое обследование.
При планировании экспериментального исследования были выделены следующие этапы:
I этап — организация исследования, создание экспериментальной методики;
II этап — психодиагностика психологических особенностей личности учителей, в частности особенностей развития эмоциональной устойчивости и особенностей развития конфликтности;
III этап — анализ полученных результатов исследования, формулирование выводов;
IV этап — разработка практических рекомендаций по саморазвитию для учителей, а также для школьных психологов в работе с учителями.
В качестве психодиагностического инструментария были взяты:
— методика диагностики эмоциональной устойчивости;
— методика многофакторного исследования личности Кеттела (сокращенный вариант);
— методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» В.В. Бойко.
-тест «Оценка уровня конфликтности»;
— тест «Агрессивность в отношениях» А. Ассингера.
Анализ результатов исследования осуществлялся на основе использования элементарных математических статистик и метода ранговой корреляции Спирмена.
Методика диагностики эмоциональной устойчивости
Инструкция: «Выберите из предложенных вариантов по одному ответу на каждый вопрос».
Вопросник см. приложение 1. Подсчет набранных баллов осуществляется на основе тестовых распределений согласно ответам.
От 45 до 63 очков — высокая эмоциональная неустойчивость. Нервный срыв для человека — реальная угроза.
От 22 до 44 очков — эмоциональная неустойчивость. Человеку следует относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.
До 21 очков — эмоциональная устойчивость. Испытуемому удается сохранять спокойствие и уравновешенность.
О очков — высокая эмоциональная устойчивость, чрезмерное спокойствие.
Методика многофакторного исследования личности Кеттела (сокращенный вариант)
Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать букву выбранного ответа (а, в, с) около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы, строго придерживаясь предложенного расположения номеров вопросов.
Проверка результатов (в баллах):
Источник