Методический план профессиональный стресс

Методический план профессиональный стресс

Профессиональный стресс.
Механизмы накопления.

Профессиональный стресс

Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности.

У специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей ;
  • отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда

Профессиональный стресс – это прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии.

Признаки стрессового напряжения (по Шефферу):

  1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
  2. Слишком частые ошибки в работе.
  3. Ухудшается память.
  4. Слишком часто возникает чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь.
  6. Мысли часто «улетучиваются».
  7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
  8. Повышенная возбудимость.
  9. Работа не доставляет прежней радости.
  10. Потеря чувства юмора.
  11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
  12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
  13. Постоянное ощущение недоедания.
  14. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
  15. Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения (по Буту):

  1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
  2. Вам постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.
  3. Вас что-то или кто-то «подгоняет», вы постоянно куда-то спешите.
  4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
  5. Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
  6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
  7. Вы очень много курите.
  8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
  9. Вам почти ничего не нравится.
  10. Дома, в семье у вас постоянные конфликты.
  11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
  12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
  13. У вас появляется комплекс неполноценности.

Причины профессионального стресса

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Межличностные (коммуникационные) могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д.

Последствия профессионального стресса:

Вторичные последствия профессионального стресса:

  • синдром эмоционального выгорания
  • психосоматические заболевания
  • посттравматические стрессовые расстройства

Синдром эмоционального выгорания — состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.

Симптомы эмоционального выгорания:

  1. физические
  2. эмоциональные
  3. интеллектуальные
  4. социальные

Профилактика профессионального стресса

Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.

Читайте также:  Значение чувства ритма для дошкольников

Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.

Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.

В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.

Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.

Основные способы преодоления профессионального стресса:

  1. Скажите «нет» многозадачности. Не нужно «наваливать» на себя через чур много работы, вы не только утратите качество деятельности, но и обречете себя на получение хорошей порции стресса.
  2. Задания старайтесь выполнять с первого раза. Отложите все лишние мысли в «чёрный ящик». Вы полностью и целиком должны отдаться выполняемому делу, только в таком случае она может считаться успешно завершенным.
  3. Скажите ненужным делам твёрдое «нет». Не отвлекайтесь на «посторонние», «лишнее» дела. Это не только отнимет у вас драгоценное рабочее время, но и посеет в голове хаос.
  4. Грамотно распланируйте свой рабочий день. Распишите свой день от А до Я. Это поможет избежать «лишних хлопот» и подскажет за какое дело стоит взяться в первую очередь.
  5. Уровень или шкала профессионального стресса, поможет узнать о степени вашей эмоциональной нагрузки. Современные компании каждый квартал проводят «мини-опрос» своих работников, чтобы оценить нервно-психическую устойчивость коллектива.
  6. Длительные эмоциональные нагрузки чреваты своими последствиями, и могут привести к ряду серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Не стоит поддаваться стрессу на работе, если хотите сохранить прекрасное настроение и самочувствие. Помните, что здоровье непосредственно зависит от вашего настроения!

Принципы заботы о себе:

  • ответственное отношение к собственному здоровью.
  • развитие навыка самонаблюдения.
  • соблюдение баланса в заботе о физическом и психологическом здоровье.

Критерием успеха «заботы о себе» выступает осознание специалистом того, что он является хозяином самого себя.

Источник

Профессиональные рекомендации

Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса.

Среди приемов психологической саморегуляции можно выделить две группы. Первая связана с изменением эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию. К ней относятся приемы, направленные на:

а) изменение тонуса скелетных мышц и управление

б) управление вниманием;

в) активное включение представлений и чувственных образов.

Дыхание — не только важнейшая функция организма, но и эффективное средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.

Изменяя вид, ритм дыхания, продолжительность вдоха и выдоха, человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.

Умение управлять тонусом скелетных мышц позволяет более эффективно восстанавливать силы в любых условиях, снимать мышечные зажимы, возникшие в процессе профессиональной деятельности.

Управление тонусом скелетных мышц возможно и в процессе повседневной деятельности, не требующей высокой концентрации внимания. Необходимо максимально расслабить те мышцы, работа которых в данный момент не требуется. Так, если при ходьбе напрягаются преимущественно мышцы ног, то нужно расслабить мышцы лица, плеч, рук. В положении сидя следует расслабить мышцы лица, рук, плеч, ног.

Особенно важно формирование навыков расслабления мышц лица и рук. Именно эти части тела имеют самое большое представительство в коре головного мозга, и именно в этих частях наиболее часто возникают мышечные зажимы, то есть группы мышц хронически находятся в повышенном тонусе даже тогда, когда человек расслаблен. Поэтому важно научиться расслаблять все мышцы лица и рук хотя бы на непродолжительное время.

Читайте также:  Надежда это чувство человека

Если напряженность мышц сохраняется, то напряженный участок можно разгладить круговыми движениями кончиков пальцев.

Хорошо расслабляют мышцы упражнения, направленные на развитие гибкости. Развитая подвижность и гибкость суставов и связок значительно снижает риск получения травм. Комплексы упражнений на развитие гибкости способствует более быстрому и полному восстановлению после физических и эмоциональных нагрузок. Выполняя упражнения на растяжку, следует очень внимательно следить за своими ощущениями. При правильно выполняемых упражнениях возникает ощущение приятного растяжения, как будто с усилием растягивается тугая резинка; появляются ощущения покалывания, ощущения тепла или прохлады. В любом случае ощущения должны быть если не приятными, то терпимыми. Острая, резкая боль при растяжке недопустима. Важно обращать внимание на дыхание. При выполнении трудных упражнений, как правило, изменяется дыхание, становится прерывистым, поверхностным. Поэтому важно возвращаться к глубокому, ровному дыханию еще выполняя упражнение. Количество повторений упражнений может быть произвольным. Правую и левую сторону следует нагружать равномерно.

Упражнения на концентрацию внимания необходимо практиковать, потому что внимание обычного человека обладает непроизвольной переключаемостью с объекта на объект. Но если во время занятий по саморегуляции ваше внимание будет постоянно переключаться то на внутренние ощущения, то на посторонние звуки, шумы, отвлеченные мысли, успех занятий станет сомнительным. Поэтому необходимо тренировать способность удерживать внимание на каком-либо предмете или ощущении, постепенно доводя его до 4—5 минут. Это может быть любая точка, собственный палец, ощущение своего дыхания, звуковой фон и т.д.

Произвольное переключение и концентрация внимания на определенных объектах, явлениях или процессах служит эффективным средством преодоления негативных психических состояний. Даже в самых сложных условиях работы, в моменты отдыха, когда позволяет ситуация, можно переключить внимание с того, что вызывает недовольство, страх, напряженность, на то, что более приятно, доставляет облегчение, удовольствие. Сталкиваясь с потерями и горем людей, испытывая усталость или беспокойство за результат работы, можно в моменты перерыва переключить и сконцентрировать внимание на приятных вкусовых ощущениях, зрительных образах (например, звездное небо или облако), телесных ощущениях расслабления и покоя. Это позволит быстрее восстановить силы и дольше работать без ощущения чрезмерной усталости. Или, например, мысли о возможном неблагоприятном исходе ответственного дела заменяются и внимание концентрируется на размышлениях о планировании и программировании необходимых шагов по его реализации (то есть строится программа действий для достижения результата).

Умение произвольно создавать яркий мысленный образ (образ зрительный, в ощущениях, звуках) также является важной составляющей психологической саморегуляции и называется визуализацией. Прочувствовать эффект влияния образов на состояние достаточно просто. Как можно ярче представьте себе, что у вас в руках свежесрезанный ломтик лимона: вы ясно ощущаете его запах, видите капельку янтарного сока, кладете ломтик на язык и ощущаете его пронзительно кислый вкус. Чем ярче и точнее образ, тем больше будет эффект. Скорее всего, уже представляя образ лимона, вы почувствовали, что усилилось слюноотделение. Если образ лимона ассоциативно связан с каким-либо определенным состоянием, например, с бодростью после выпитой утром чашки чая с лимоном, то, скорее всего, изменится и психическое состояние.

Не у всех получается с первого раза отчетливо представить даже простой образ лимона. Поэтому упражнения на развитие воображения, умение представить четко и быстро образ, связанный с определенным состоянием, являются одной из основ, на которой формируются сложные и более эффективные навыки саморегуляции.

Ко второй группе относятся приемы, изменяющие субъективную значимость ситуации или особенности восприятии ситуации, а именно: использование программирующей и регулирующей функции слова и образов.

Самовнушение — прием, который не требует усилий по анализу и разрешению трудной ситуации, чаще всего внушается уверенность в своих возможностях: «Я сделаю это! Это ситуация мне по силам. Я полон сил. Я готов к этому!» (Марищук, Евдокимов, 2001).

Читайте также:  Эмоциональные чувства лексическая ошибка

Самоубеждение — это процесс сознательного воздействия, заключающийся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Одним из вариантов самоубеждения является мысленное моделирование предстоящей ситуации и вариантов собственных действий, необходимых для позитивного завершения ситуации. Такой вариант самовнушения не только переключает внимание с негативных вариантов развития событий, но и подготавливает к различным вариантам разворачивания ситуации, что создает готовность к активной деятельности, формирует направленность на успех.

Деактуализация заключается в намеренном снижении значимости события. Может быть использован прием расширения контекста ситуации по принципу: «На фоне проблем глобализации все остальное мелочи». Например, излишнюю тревогу перед экзаменом можно снизить, подробно ответив на вопрос: «Может ли сдача экзамена на тройку или четверку повлиять на мое желание работать в этой области?»

Крайне полезным приемом является самоподкрепление. Часто накоплению усталости, а затем и развитию синдрома выгорания способствует неумение человека позитивно относиться к самому себе, к своим целям, к своим успехам и неудачам. В этом случае функция поощрения или порицания делегируется внешним субъектам: руководителю, наставнику, организации, отцу и т.д. Необходимо учиться самоподкреплению, включающему самостоятельную оценку собственных достижений, внутреннее проговаривание похвалы или порицания, умение подкрепить себя тем, что приносит удовольствие и т.д.

Нервно-мышечная релаксация подразумевает расслабление мышц тела. Именно этот метод является базовым для последующих — без овладения навыками расслабления мышц невозможно овладеть другими методами. Большую роль в релаксации играет внимание к дыханию. Занятия этим методом постепенно формируют привычку отслеживать состояние тонуса мышц в повседневной деятельности, что способствует нормализации психического состояния. Кроме того, осознание напряжения в мышцах может стать первым и самым надежным сигналом о возрастании психоэмоциональной напряженности ситуации (Леонова, Кузнецова, 1987).

Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное проигрывание предстоящей деятельности. Мысленное представление движений вызывает в ослабленном виде все те реакции, которые происходят и в реальной ситуации. Использование идеомоторной тренировки получило широкое распространение при подготовке спортсменов. Существуют модификации идеомоторной тренировки с использованием технических средств: воспроизводящей видеоаппаратуры и т.д. Идеомоторная тренировка успешно используется при выработке сложных двигательных навыков у специалистов экстремального профиля. В то же время, овладение этим чрезвычайно эффективным и простым на первый взгляд методом сопряжено со значительными трудностями, преодолеть которые возможно в сотрудничестве с психологом. Прежде всего, это связано с тем, что достижение эффекта возможно только при умении представлять зрительно-чувственные образы.

Медитативные техники являются в той или иной степени неотъемлемой частью всех духовных и религиозных практик. Например, в христианстве — это молитва, в восточных религиях — мантры, созерцание. В контексте современных представлений медитацию можно определить как метод саморегуляции, основанный на управлении вниманием. В ходе занятий медитацией приобретается навык в определенное время концентрировать внимание на одном предмете, образе или процессе. Развитие способности к концентрации внимания в первую очередь служит для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности. По мере того, как навык концентрации внимания в медитативных техниках укрепляется, человек становится способным распознавать неконструктивные стереотипы восприятия, мышления, поведения, которые ограничивали его возможности. Осознавая ограничения, человек получает возможность влиять на них, выстраивая новые, более адаптивные стратегии. Таким образом, практикующий медитацию человек получает возможность более осознанно и целенаправленно влиять на свою жизнь, он становится более «интуитивным», благодаря чему возможен инсайт — например, мгновенное понимание трудной ситуации и путей выхода из нее.

Процесс медитации включает четыре стадии: расслабление, сосредоточение, собственно медитативное состояние и выход из медитации. Темы для медитаций первоначально подбираются совместно с психологом. В дальнейшем, совершенствуясь в этом методе, можно перейти к самостоятельному подбору образов и тем.

Существует достаточно много методик, построенных на комплексном использовании методов саморегуляции и специализированных методик, разработанных для определенных категорий специалистов. Овладение этими методиками возможно в сотрудничестве с психологом.

Источник

Оцените статью