Метод или методы формирования эмоционально ценностного отношения

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Формирование эмоционально-ценностных отношений обучающихся к окружающему их миру, людям, к культуре (национальной и мировой) развивается на основе постоянного глубокого осмысления и анализа тех изменений, которые происходят в современном образовании в условиях информатизации и глобализации деятельности общества, нарастающей всеобщей коммуникации человечества, усиления гуманистического и культурологического потенциала образования подрастающего поколения.

Эмоционально-ценностные отношения — это система ценностей, эмоций, идеалов, отношений обеспечивающие формирование гуманистических ценностных ориентаций обучающихся.

Следует различать материальные ценности (природные и социокультурные объекты) и духовные ценности, выражающиеся в виде правил, обычаев, традиций, идеалов людей.

В современных условиях развития образования, опыт применения ИКТ при формировании эмоционально- ценностных отношений является достаточно актуальным, так как:

-повышает оптимизацию учебно-воспитательного процесса за счет применения информационно- коммуникационных технологий, которые воплощают в себе принципы доступности, комплексности, наглядности, научности, личностной ориентации, деятельностного подхода, интерактивности и креативности;

-использование ИКТ обеспечивает учителя и обучающихся доступом к большому объёму информации, позволяет тренировать умение ориентироваться в информационном потоке, отбирать необходимую для решения конкретной задачи информационную базу, создавать на ее основе продукты элементарной презентации приобретенного опыта эмоционально-ценностных отношений, что напрямую отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и позволяет оперативно отслеживать верность направлений их формирования в сознании учащихся.

-способствует постепенному переходу от технологий мультимедиа к технологиям телекоммуникаций т.е. от использования возможностей систем мультимедиа интегрировано представлять на экране любую аудиовизуальную информацию (презентации Windows Movie Maker, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Picture Manager и т.д.) к использованию способов передачи информации на расстоянии с помощью технических средств (он-лайн-уроки, Интернет-конференции, Интернет-проекты и др.)

Педагогу важно учитывать при формировании эмоционально-ценностных отношений «общечеловеческие ценности» – природу, жизнь на планете, Родину, человеческую деятельность, общественные ценности исторического и национального плана, связанные с культурой людей, с определенной цивилизацией и определенным видением мира.

Хороших результатов при формировании ценностей можно добиться, используя такие педагогические технологии, как:

-технология объяснительно-иллюстративного обучения

-технология личностно-ориентированного обучения

-технология формирования приемов учебной работы

-технология формирования учебной деятельности школьников

-технология учебно-игровой деятельности

-технология коммуникативно-диалоговой деятельности

-технология проектной деятельности школьников

Позитивные ценности усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально- ценностную сферу личности и становятся стержнем культуры человека.

Важной теоретической основой в вопросе средств формирования эмоционально-ценностных отношений обучающихся стали такие средства обучения на уроках, как наглядность. Учителю необходимо понимать, что наглядность определяется не как свойство реальных объектов, предметов или явлений, а как особенность их психических образов. Поэтому наглядность показывает степень простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Кроме того, наглядный образ не возникает сам по себе, он образуется в результате активной работы, направленной на его создании.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать сохранившиеся предметы изучаемой эпохи и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, кинофильмы и т. д.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой банке — вода. Рассмотрите её внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?» — «Вода — прозрачная, бесцветная жидкость»,- отвечает ученик. «Смотрите, как льётся вода»,- обращается к классу учитель, проводя опыт.- «Она легкая, не маслянистая»,- отмечают школьники.

Читайте также:  Какие виды стресса испытывают сотрудники мчс

При другой форме сочетания, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (вода), учитель сам рассказывает о её физических свойствах и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

4. Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов

2) изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают:

1) образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

Читайте также:  Неспособность учителя получать положительные эмоции от процесса общения с учащимися

2) схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Различают следующие виды наглядности:

1) естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы.

2) экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

3) картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

4) объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

5) звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция — воспроизведение звуковых образов.

6) символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

7) смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

В современных условиях развития системы образования, наглядные пособия уступают место применению ИКТ технологий (система эмодульных экспериментов, документ-камера и т.д.).

Для создания у учащихся наглядных образов изучаемых процессов, объектов и явлений учитель использует различные пособия и средства обучения, основанные на применении новых информационных и компьютерных технологий (компьютеры и пакеты прикладных программ) Применение компьютера в процессе обучения позволяет использовать специальные обучающие и тестирующие программы, подготавливать самодельные учебно-наглядные пособия.

Использование цифровой техники (фотоаппаратов и видеокамер) поможет школьникам лучше изучить отдаленные и местные природные объекты, сделать презентации, фото- и видеоматериалы по местам виртуальных экскурсий.

Применение в школьной практике компьютерных технологий невозможно без соответствующих средств обучения.

Особым средством формирования эмоционально-ценностных отношений учащихся являются учебные компьютерные программы (мультимедийные учебники). Данные электронные продукты активно включаются в образовательный процесс во всех возрастных группах. Эти средства располагают возможностями множественного воздействия на эмоциональную сферу ученика за счет их интерактивности. В 3 классе при изучении темы «Солнечная система» электронный учебник с его возможностью демонстрации движения планет вокруг солнца, вызывает сильный эмоциональный подъем учащихся.

Музыкальное сопровождение, использованное в комплексе с демонстрируемыми слайдами выражено, как правило, современными композициями близкими для понимания обучающихся. Это дает дополнительную гарантию, что нужные эмоциональные переживания смогут зародиться в сознании зрителей.

Другими средствами формирования эмоциональных отношений в электронном учебнике служат интерактивные карты, динамические мультипликационные модели и короткие видеосюжеты.

Таким образом, применение комплекса средств ИКТ, с подбором их типов и свойств для каждой конкретной педагогической ситуации позволяет обеспечить эффективную педагогическую деятельность по формированию эмоционально-ценностных отношений учащихся при изучении всех предметов начальной школы.

Читайте также:  Почему дома чувствуешь себя чужим

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006 ttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib ).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение. – 2009.

4. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. — М., 1994. – 230 с.

Источник

Мастер — класс «Способы формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру»

Способы формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

Из предыдущего выступления вы услышали, что художественно — эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Мы понимаем, что для решения данной задачи содержание своей педагогической деятельности мы должны преломить таким образом, чтобы создать условия для свободной творческой деятельности (в т.ч., самостоятельной) и организации образовательного процесса методом реального сотворчества в разных формах творческого взаимодействия.

Игровые методы работы позволяют вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу, благоприятствует появлению общего интереса. Важно делать акцент на развитие общих представлений об окружающих предметах и их месте в искусстве. Непосредственное общение с предметами предполагается преимущественно через зрительно — , словесно-, сенсорно- , игровые формы работы: действия с цветом или формой; музыкой и движениями, словом и действием; цветовые, музыкальные, двигательные и интонационные фантазии. Желательно подбирать задания, связанные с наполнением определенных пространств цветом, действием, движением, звуком, но в процессе работы желательно задействовать не более двух видов художественного мышления одновременно, которые органично дополняли бы друг друга.

Сегодня мы Вам предлагаем мастер — класс по использованию способов взаимодействия с детьми, которые позволяют формировать эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формировать элементарные представления о видах искусства.

Работа педагогов в трех группах

Дидактическая игра «Картины и стихи»

Ход: Участникам игры предлагается рассмотреть репродукции предложенных картин (И.Грабарь «Майский вечер», И. Левитан «Березовая роща», А. Куинджи «Березовая роща», И. Шишкин «Ручей в березовом лесу», И. Рылов «Березовая роща в Чашниково» , прочитать стихотворение и подобрать репродукции тех картин , которые по Вашему мнению наиболее подходят под содержание стихотворения.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!

Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!

И. Бунин.
И весел звучный лес,
и ветер меж берез
Уж веет ласково,
а белые березы
Роняют тихий дождь
своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

Дидактическая игра «Музыка и картины»

Ход: Предложить для слушания музыку Чайковского «Вальс цветов», подборку репродукций известных художников К. Моне «Анемоны», «Весенние цветы», «Сад художника», «Ирисы», Г. А. Ренуар «Гладиолусы в голубой вазе», Т. Клинт «Сад с подсолнухами в деревне», Ф. Фриске «Лилии», К. Моне «Ирисы» . Участники игры выбирают репродукцию картины наиболее созвучную по их мнению музыке, обосновывая свой выбор.

Дидактическая игра «Музыка и цвет»

Ход: Предложить для слушания музыку А.Вивальди «Времена года» к прослушанным эпизодам музыки («Гроза», «Зима») подобрать цветовые пятна, прокомментировать свои впечатления.

Мы уверены, что предложенные и аналогичные формы взаимодействия с детьми, проиллюстрированные на сегодняшнем мастер — классе, помогут эффективно решать задачи художественно — эстетического развития дошкольников в контексте ФГОС ДО.

Источник

Оцените статью