Лещенко И.В. “Использование психокоррекционных технологий развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
«Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» Зеньковский В.В.
Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование будущей личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям.
Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать его выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления. Позитивные эмоции увеличивают познавательную активность и мотивацию, а негативные уменьшают. Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциональными проявлениями.
У детей, имеющих логопедические проблемы при сохранном интеллекте зачастую, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и эмоционально-волевое развитие ребёнка.
С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
«Способность ребенка понимать (опознавать) и обозначать (как вербально, так и экспрессивно) эмоциональные состояния, является одним из важнейших условий адекватного развития не только аффективно-эмоциональной сферы, но и является необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных переживаний, развития так называемого «языка эмоций». Н.Семаго.
Реализовать эмоционально-волевой компонент на практике можно с помощью различных психокоррекционных технологий эмоционально-сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования и побуждения к сопереживанию.
Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, побуждает реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой взрослый создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, передать качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывая особенности детского мировосприятия.
Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально и образно, отождествляя себя со сказочным или литературным персонажем.
Метод побуждения к сопереживанию – побуждает детей сочувствовать и сопереживать. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную сторону данного метода. Только сопереживая, ребенок постигает явления социальной жизни, красоту природы, произведений искусства. Взрослый должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение
В рамках психолого-педагогической работы, используются различные технологии психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры –драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.).
Использование игровых технологий в работе с детьми, является одним из эффективных способов психокоррекционного процесса эмоциональных и поведенческий несформированностей.
Игра является для ребенка естественным времяпровождением, приносящем ему радость и удовольствие, к которой стремятся все дети. В отличие от более серьезных и важных занятий, таких как обучение навыкам самообслуживания, подготовка к школе, расширение кругозора — способность ребенка играть, редко попадает в поле особого внимания родителей. На вопрос родителям: «В какие игры играет ваш ребенок?» Часто приходится слышать ответ: «В компьютерные или в лучшем случае собирает Лего». И это при том, что данные многочисленных исследований детской игры, проведенных в течение последних нескольких десятилетий по всему миру, однозначно свидетельствуют: для развития ребенка от рождения до, по крайней мере, семи, а согласно некоторым работам, до десяти-двенадцати лет, нет ничего полезней и эффективней, чем сюжетная и ролевая игра. Поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд специалистов считают, что психическое развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые сюжеты свидетельствует о нарушении эмоционального развития ребенка. Для того, чтобы символическая игра развивалась в дошкольном возрасте, взрослые должны поощрять детей к играм, структурировать пространство и время ребенка, чтобы оставалась возможность поиграть.
Темы игр многочисленны, дети сами легко откликаются на выбор: это может быть дом или магазин, что достаточно близко к реалиям их жизни, или малознакомые, далекие места – например, ночной лес, другая страна или даже планета. Игровое поведение ребенка во время игры включает в себя не только репрезентативную и символическую функцию, но и процесс ориентации в действительности, формирует организационные и волевые навыки и умения, размышления и аргументацию, хорошую социальную компетенцию.
Конечной целью психокоррекционного процесса является:
-смягчения эмоционального дискомфорта у детей;
-повышение их активности и самостоятельности;
-устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, перечисленными выше;
-коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Прикладным инструментарием в работе с детьми дошкольного возраста является работа с эмоциями. В качестве стимульного материала используются серии фотографий или картинок с эмоциональными выражениями. В данном случае используются карточки «Эмоции колобка»
Работа с эмоциями состоит из 3 основных этапов:
1-й этап: БЕСЕДА. Знакомство с базовыми эмоциями.
Мы предлагаем детям рассмотреть карточки с эмоциями на примере колобка (удивленный, сердитый, задумчивый, грустный-печальный, добрый-спокойный, веселый-радостный). Можно поговорить, как часто дети испытывает то или иное чувство, все ли эмоции им знакомы. Затем пытаемся вместе с детьми мимически повторить выражение эмоций перед зеркалом, обращая внимание на телесное состояние (как ведет себя наше тело при переживании различных эмоций, что происходит с нашим телом).
2-йэтап:СПОНТАННАЯ ИЛИ НАПРАВЛЕННАЯ ИГРА.
Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
Можно придумать вместе с детьми историю под определенный вид эмоций и проиграть ее.
Дети легко включаются в игру, если чувствуют помощь и поддержку со стороны взрослых.
3-й этап: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ.
Обучение конструктивному разрешению конфликтов и умению владеть своими чувствами, принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.
На этом этапе работа ведется с сюжетными картинками с увеличением «словаря эмоций». Используются различные виды игровой деятельности.
На каждом этапе важно помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, объяснить, что любое чувство значимо, дать каждому ребенку выразить свои эмоции и чувства.
Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым.
Какие бы понятия не формировались у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности ее «центрального звена» (Л.С.Выготский).
Эмоционально-волевая сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже с младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя и других, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому ребенку в движении к своему успеху, главная задача использования психокорекционных технологий развития детей дошкольного возраста.
Источник
Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Виктория Чаевская
Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые для него содержание и формы, не сковывая возможности, интеллектуальные и личностные силы, а, наоборот, оставляя в его душе неизгладимый след.
Дети дошкольного возраста воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому важное место следует отвести качеству подачи литературного произведения: выразительности чтения, тонкостям передачи ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературного произведения, а не через рассуждения и анализ текста дети постигают поэтичность образов, красоту, позицию автора по отношению к описываемым событиям и т. п. Эмоциональный характер восприятия художественных произведений и связанных с ним переживаний, проявлений собственного «Я»- ребёнка усиливает использование метода эмоционально — сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений. Суть данного метода заключается в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей посредством воздействия на сенсорные процессы и актуализации ощущений. В настоящее время существуют различные варианты его применения.
1.Перед чтением художественного текста – для расположения к восприятию, эмоционального настроя, создания эмоционально насыщенной атмосферы. К примеру, перед чтением произведения Я. Дягутите «Лёгкий хлеб» детям можно предложить закрыть глаза и вдохнуть аромат свежего ржаного и пшеничного хлеба.
2. В процессе чтения художественного произведения – для актуализации эмоциональных переживаний. Например, во время чтения стихотворения Г. Люшнина Строители» можно предложить детям изобразить трудовые действия строителей.
3. В ряде случаев метод эмоционально – сенсорного воздействия может применяться после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов, поступков, оценки действий героев. К примеру. Можно предложить детям изобразить способы передвижения сказочных героев, выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста.
Чтение художественной литературы целесообразно объединять с проведением этических бесед и вопросов. В ходе совместного общения педагога с детьми важно побуждать дошкольников к выражению своего личного отношения к поступкам героев и результатам их деятельности. С этой целью рекомендуется применять методы и приёмы, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей:
• Создание игровых ситуаций, направленных на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей.
• Создание проблемных ситуаций, побуждающих к оценке поступков, поведения героев, подбору синонимов, антонимов, сравнений, вариантов проявления сочувственного поведения.
• Использование наглядного материала (иллюстрации, серии картин, способствующего переводу словесного материала в зрительные образы и позволяющего развивать представления о персонажах в единстве с их душевными внутренними переживаниями.
Использование подручных средств при ознакомлении дошкольников с временами года «Здравствуй, лето!» В данной работе показано, как в занимательной (повествовательной и стихотворной форме) можно познакомить дошкольников с временами года (лето,.
Мастер-класс «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Ознакомление дошкольников с жанрами художественной литературы происходит.
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением» Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением» Разработала и провела: воспитатель Тихонова.
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ I. ЧТЕНИЕ VS ИНФОРМАЦИИ. Т. Алиева (КПН, Московский институт развития образования).
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими.
Ознакомление дошкольников с художественной литературой Ознакомление дошкольников с художественной литературой Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с художественной литературой ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Сентябрь Тема недели: Осень. 3 – 7 сентября Понедельник Чтение.
Презентация «Взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя при ознакомлении дошкольников с народными традициями» Приобщение детей к русской народной культуре в ДОУ является одним из направлений деятельности инструктора по физической культуре. Реализация.
Создание развивающей среды при ознакомлении дошкольников с математическими представлениями Создание развивающей среды при ознакомлении дошкольников с математическими представлениями Воспитатель Тунегова Н. В. МАДОУ №12, г. Армавир.
Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К. С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении.
Источник