Метод эмоционально сенсорного воздействия

Лещенко И.В. “Использование психокоррекционных технологий развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

«Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы» Зеньковский В.В.

Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование будущей личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать его выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Эффективность обучения, в свою очередь, зависит и от того, какие ощущения вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления. Позитивные эмоции увеличивают познавательную активность и мотивацию, а негативные уменьшают. Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциональными проявлениями.

У детей, имеющих логопедические проблемы при сохранном интеллекте зачастую, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и эмоционально-волевое развитие ребёнка.

С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

«Способность ребенка понимать (опознавать) и обозначать (как вербально, так и экспрессивно) эмоциональные состояния, является одним из важнейших условий адекватного развития не только аффективно-эмоциональной сферы, но и является необходимой предпосылкой возможности вербализации собственных переживаний, развития так называемого «языка эмоций». Н.Семаго.

Реализовать эмоционально-волевой компонент на практике можно с помощью различных психокоррекционных технологий эмоционально-сенсорного воздействия, эмо­ционально-образного стимулирования и побуждения к сопереживанию.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия – дает возможность актуализировать кратковременные эмоциональные реакции детей, по­буждает реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику. Интегративное взаимодействие позволяет строить совместную деятельность, в ходе которой взрослый создает необходимый эмоциональный настрой для общения, предлагает наблюдать за предметом, объектом, действовать практически: погладить, потрогать, передать качества, определить окраску, очертание силуэта, учитывая особенности детского мировосприятия.

Метод эмоционально-образного стимулирования побуждает детей реагировать эмоционально и образно, отождествляя себя со сказочным или литературным персонажем.

Метод побуждения к со­переживанию – побуждает детей сочувствовать и сопереживать. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную сторону данного метода. Только со­переживая, ребенок пости­гает явления социальной жизни, красоту природы, произведений искусства. Взрослый должен поддерживать субъективную позицию ребенка, развивать его образное мировоззрение

Читайте также:  Ты моя радость по греческому

В рамках психолого-педагогической работы, используются различные технологии психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры –драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.).

Использование игровых технологий в работе с детьми, является одним из эффективных способов психокоррекционного процесса эмоциональных и поведенческий несформированностей.

Игра является для ребенка естественным времяпровождением, приносящем ему радость и удовольствие, к которой стремятся все дети. В отличие от более серьезных и важных занятий, таких как обучение навыкам самообслуживания, подготовка к школе, расширение кругозора — способность ребенка играть, редко попадает в поле особого внимания родителей. На вопрос родителям: «В какие игры играет ваш ребенок?» Часто приходится слышать ответ: «В компьютерные или в лучшем случае собирает Лего». И это при том, что данные многочисленных исследований детской игры, проведенных в течение последних нескольких десятилетий по всему миру, однозначно свидетельствуют: для развития ребенка от рождения до, по крайней мере, семи, а согласно некоторым работам, до десяти-двенадцати лет, нет ничего полезней и эффективней, чем сюжетная и ролевая игра. Поскольку именно в детском возрасте осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд специалистов считают, что психическое развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие, и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержанию, продуцировать новые сюжеты свидетельствует о нарушении эмоционального развития ребенка. Для того, чтобы символическая игра развивалась в дошкольном возрасте, взрослые должны поощрять детей к играм, структурировать пространство и время ребенка, чтобы оставалась возможность поиграть.

Темы игр многочисленны, дети сами легко откликаются на выбор: это может быть дом или магазин, что достаточно близко к реалиям их жизни, или малознакомые, далекие места – например, ночной лес, другая страна или даже планета. Игровое поведение ребенка во время игры включает в себя не только репрезентативную и символическую функцию, но и процесс ориентации в действительности, формирует организационные и волевые навыки и умения, размышления и аргументацию, хорошую социальную компетенцию.

Конечной целью психокоррекционного процесса является:

-смягчения эмоционального дискомфорта у детей;

-повышение их активности и самостоятельности;

-устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, перечисленными выше;

-коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Прикладным инструментарием в работе с детьми дошкольного возраста является работа с эмоциями. В качестве стимульного материала используются серии фотографий или картинок с эмоциональными выражениями. В данном случае используются карточки «Эмоции колобка»

Работа с эмоциями состоит из 3 основных этапов:

1-й этап: БЕСЕДА. Знакомство с базовыми эмоциями.

Мы предлагаем детям рассмотреть карточки с эмоциями на примере колобка (удивленный, сердитый, задумчивый, грустный-печальный, добрый-спокойный, веселый-радостный). Можно поговорить, как часто дети испытывает то или иное чувство, все ли эмоции им знакомы. Затем пытаемся вместе с детьми мимически повторить выражение эмоций перед зеркалом, обращая внимание на телесное состояние (как ведет себя наше тело при переживании различных эмоций, что происходит с нашим телом).

2-йэтап:СПОНТАННАЯ ИЛИ НАПРАВЛЕННАЯ ИГРА.

Читайте также:  Что такое дождливое настроение

Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Можно придумать вместе с детьми историю под определенный вид эмоций и проиграть ее.

Дети легко включаются в игру, если чувствуют помощь и поддержку со стороны взрослых.

3-й этап: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ.

Обучение конструктивному разрешению конфликтов и умению владеть своими чувствами, принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

На этом этапе работа ведется с сюжетными картинками с увеличением «словаря эмоций». Используются различные виды игровой деятельности.

На каждом этапе важно помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, объяснить, что любое чувство значимо, дать каждому ребенку выразить свои эмоции и чувства.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют умственную деятельность, делают окружающий мир многогранным, прекрасным и значимым.

Какие бы понятия не формировались у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно значимыми, стойкими, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности ее «центрального звена» (Л.С.Выготский).

Эмоционально-волевая сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже с младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя и других, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому ребенку в движении к своему успеху, главная задача использования психокорекционных технологий развития детей дошкольного возраста.

Источник

Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Виктория Чаевская
Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые для него содержание и формы, не сковывая возможности, интеллектуальные и личностные силы, а, наоборот, оставляя в его душе неизгладимый след.

Дети дошкольного возраста воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому важное место следует отвести качеству подачи литературного произведения: выразительности чтения, тонкостям передачи ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературного произведения, а не через рассуждения и анализ текста дети постигают поэтичность образов, красоту, позицию автора по отношению к описываемым событиям и т. п. Эмоциональный характер восприятия художественных произведений и связанных с ним переживаний, проявлений собственного «Я»- ребёнка усиливает использование метода эмоционально — сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений. Суть данного метода заключается в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей посредством воздействия на сенсорные процессы и актуализации ощущений. В настоящее время существуют различные варианты его применения.

1.Перед чтением художественного текста – для расположения к восприятию, эмоционального настроя, создания эмоционально насыщенной атмосферы. К примеру, перед чтением произведения Я. Дягутите «Лёгкий хлеб» детям можно предложить закрыть глаза и вдохнуть аромат свежего ржаного и пшеничного хлеба.

Читайте также:  Чувствую запах сырой земли что это такое

2. В процессе чтения художественного произведения – для актуализации эмоциональных переживаний. Например, во время чтения стихотворения Г. Люшнина Строители» можно предложить детям изобразить трудовые действия строителей.

3. В ряде случаев метод эмоционально – сенсорного воздействия может применяться после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов, поступков, оценки действий героев. К примеру. Можно предложить детям изобразить способы передвижения сказочных героев, выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста.

Чтение художественной литературы целесообразно объединять с проведением этических бесед и вопросов. В ходе совместного общения педагога с детьми важно побуждать дошкольников к выражению своего личного отношения к поступкам героев и результатам их деятельности. С этой целью рекомендуется применять методы и приёмы, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей:

• Создание игровых ситуаций, направленных на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей.

• Создание проблемных ситуаций, побуждающих к оценке поступков, поведения героев, подбору синонимов, антонимов, сравнений, вариантов проявления сочувственного поведения.

• Использование наглядного материала (иллюстрации, серии картин, способствующего переводу словесного материала в зрительные образы и позволяющего развивать представления о персонажах в единстве с их душевными внутренними переживаниями.

Использование подручных средств при ознакомлении дошкольников с временами года «Здравствуй, лето!» В данной работе показано, как в занимательной (повествовательной и стихотворной форме) можно познакомить дошкольников с временами года (лето,.

Мастер-класс «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Ознакомление дошкольников с жанрами художественной литературы происходит.

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением» Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением» Разработала и провела: воспитатель Тихонова.

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ I. ЧТЕНИЕ VS ИНФОРМАЦИИ. Т. Алиева (КПН, Московский институт развития образования).

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими.

Ознакомление дошкольников с художественной литературой Ознакомление дошкольников с художественной литературой Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с художественной литературой ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Сентябрь Тема недели: Осень. 3 – 7 сентября Понедельник Чтение.

Презентация «Взаимодействие инструктора по физкультуре и воспитателя при ознакомлении дошкольников с народными традициями» Приобщение детей к русской народной культуре в ДОУ является одним из направлений деятельности инструктора по физической культуре. Реализация.

Создание развивающей среды при ознакомлении дошкольников с математическими представлениями Создание развивающей среды при ознакомлении дошкольников с математическими представлениями Воспитатель Тунегова Н. В. МАДОУ №12, г. Армавир.

Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К. С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении.

Источник

Оцените статью