Метод эмоционально образной терапии линде
1. Определение эмоционально-образной терапии по Линде Н.Д.
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) – это новый отечественный метод (модальность), принадлежащий к психодинамическому направлению психотерапии. Целью эмоционально-образной терапии является обнаружение и позитивная трансформация неосознаваемых хронических патогенных эмоциональных состояний, которые порождают психологические или психосоматические нарушения. Эта задача решается при помощи создаваемых клиентом спонтанных образов, выражающих проблемное эмоциональное состояние, последующим анализом этих образов, специальными воздействиями, направленными на преобразование состояний через работу с образами.
ЭОТ – является методом управляемого диалога с бессознательным миром клиента. Клиент работает над самим собой при сотрудничестве с психологом, который помогает осознанию негативного эмоционального состояния и причин его возникновения, и предлагает эффективные техники для его позитивного изменения.
ЭОТ – включает в себя некоторые теоретические представления о природе эмоций, работе сознания и бессознательного, причинах возникновения внутренних эмоциональных конфликтов. В ЭОТ разработана основная модель процесса терапии, состоящая из десяти шагов, специфические приемы анализа психологических проблем, набор трансформирующих воздействий (примерно 30 оригинальных техник), набор имагинативных упражнений, направленных на самопознание и выявление проблем, создан словарь образов и их интерпретаций, выработана позитивная философия жизни.
2. Психологические механизмы, лежащие в основе личностных изменений клиента
Через образы, выражающие некоторое патогенное эмоциональное состояние, можно анализировать причины его возникновения, а также воздействовать на само негативное состояние с целью его нейтрализации и замены на позитивное. На внешнем плане клиент работает с образом, но реально работает с самим собой. Он оказывает эмоционально-смысловые воздействия на образ, которые выражаются в изменениях его состояния и синхронно в изменениях образа. Например, когда клиент страдающий от эмоциональной зависимости, забирает эмоциональные инвестиции (например, «сердце»), отданные ранее партнеру и принимает их в себя, одновременно он наблюдает, что его состояние улучшается, страдание тает, а образ зависимости (например, «меч, пронзающий ее грудь») тоже сам собой исчезает. Работа ведется до полного исчезновения негативного состояния и коррелирующего с ним образа.
Полностью завершенные процедуры изменения негативного эмоционального состояния предполагают и полное разрешение исходного эмоционального конфликта, поэтому восстановление негативного состояния становится невозможным. Восстановление проблемного состояния может происходить только в том случае, если клиент имеет другие скрытые мотивы для его сохранения и поддержания. В этом случае терапия продолжается до полного исцеления.
Мы считаем, что негативное патогенное состояние возникает исключительно в результате столкновения некоторых внутренних психических сил самого человека. Есть только пять разновидностей психодинамических конфликтов:
- Когда индивид не может получить желаемое, и не может от него отказаться. Например, фиксация на морально неприемлемом желании (почти все конфликты в теории З. Фрейда, родительские запреты по Э. Берну).
- Когда он не может избавиться от нежелательного. Разновидностью этого конфликта является кольцевая модель В. Франкла, когда, например, симптом усиливает страх, а страх – симптом, индивид отталкивает и то, и другое. Сюда же относятся различные психотравмы, чувство неполноценности (А. Адлер), родительские предписания (Э. Берн).
- Когда индивид испытывает амбивалентные чувства к объекту, например, любовь и ненависть одновременно. (Например, см. теории З. Фрейда).
- Когда индивид стремится одновременно к двум несовместимым целям (проблема выбора). (Например, см. Ф. Перлз).
- Когда индивид испытывает давление сразу с двух сторон (двойной зажим) (см. Дж. Бейтсон). Например, и сделаешь – плохо, и не сделаешь – плохо.
ЭОТ накопила множество техник эмоционально-смысловой работы с образами, которые позволяют разрешить исходные конфликты и привести к исчезновению негативного эмоционального состояния, им порожденного.
3. Структурирование процесса воздействия, этапы
Весь процесс терапевтического воздействия разделен на 10 этапов.
1. Предварительная беседа. В ходе беседы выясняется основной запрос, выясняются условия возникновения проблемы, называется основное нежелательное чувство, которое испытывает клиент.
2. Проблемная ситуация (воображаемая). Клиенту предлагается представить себя в той ситуации, в которой он испытывает соответствующие затруднения и чувства. Если чувства слишком сильны, применяются техники диссоциации, позволяющие работать с чувством, которое как бы отделено от клиента.
3. Осознание и прояснение чувства. Клиенту предлагается подробно рассказать о том, как он конкретно переживает свое чувство. Обращается внимание на телесные проявления чувства.
4. Создание образа проблемного чувства.
5. Анализ проблемы с помощью образа чувства. Образ исследуется с точки зрения его чувственных качеств, проясняется смысл образа в контексте заявленной проблемы. На этой стадии терапевт создает и проверяет терапевтическую гипотезу. Этот этап заканчивается в тот момент, когда гипотеза терапевта превращается в уверенное знание.
6. Применение адекватных эмоционально-смысловых действий с образом. В ЭОТ существует около 30 различных приемов (техник), направленных на позитивную трансформацию негативного эмоционального состояния через мысленное воздействие на его образ. Терапевт подбирает подходящий прием для данного случая и предлагает клиенту его выполнить.
Если желательный результат не достигается, терапевт возвращается к анализу проблемы, уточняет и перепроверяет свою гипотезу, или подвергает анализу причины сопротивления со стороны клиента.
Если удовлетворительный результат достигнут, то он перепроверяется и закрепляется.
7. Ситуативная проверка. Клиенту предлагается представить, что он снова находится в проблемной ситуации, которая ранее вызывала у него трудности и негативные состояния. Если теперь он чувствует, что негативных реакций нет, что он может вести себя адекватно, то это означает, что терапия успешна.
8. Идентификация с позитивным образом.Обычно негативный образ не просто исчезает, а преобразуется в позитивный, либо он исчезает и на замену откуда-то приходит позитивный. Этот позитивный образ мы предлагаем клиенту принять в свое тело, как свою неотъемлемую часть личности. Вместе с образом клиент принимает и новое состояние и ощущает его особенно полно, интегрирует его в свою личность и тело. 9. Экологическая проверка. Если все предыдущие стадии прошли успешно, мы все-таки хотим убедиться, что индивид полностью принимает новшества.
10. Закрепление результата.
4. Техники, используемые в методе ЭОТ
1. Техника возвращения эмоциональных инвестиций.
2. Техники простого и парадоксального разрешения.
3. Техника контрпредписания.
4. Метод «возращения подарка».
5. Метод конверсии негативной энергии в позитивную.
6. Методы созерцания зрительных, слуховых, тактильных и обонятельных образов тех или иных психосоматических симптомов или чувств.
Особенно хочется отметить ольфакторный метод, или метод обоняния воображаемого запаха чувства или симптома. Это абсолютно новаторский метод, позволяющий, не прибегая к длительному анализу, помочь клиенту в экстренных случаях. Например, воображаемое обоняние сердечной боли снимает эту боль за 2–3 минуты, может помогать и в преодолении страха, или стресса, многих психосоматических проблем
7. Метод принятия «внутреннего ребенка».
8. Метод возвращения женственности.
9. Метод высвобождения чувств, скрытых в образе.
10. Заполнение образа пустоты.
11. Созерцание дождя и принятие нового дня.
12. Разрешение образу проявить свой скрытый потенциал.
13. Поиграть с грязью.
14. Перераспределение акций между противоположностями.
15. Усиление энергии части личности.
16. Метод «бушующего» двойника, выражающего чувства.
17. Свободное фантазирование на тему образа.
18. Волшебство.
19. Судьба образа.
20. Передача чувства образу.
21. Взаимодействие противоположных образов.
22. Замена образа на позитивный.
23. Мысленные действия с образом.
24. Беседа с образом.
25. Высвобождение чувств с помощью воображаемого звука.
26. Разрешить льду растаять.
27. Признать важность (значимость) образа.
28. Метод: «Отпусти свою цель» (разжать лапку).
29. Метод раскаяния.
30. Метод «Я буду делать то, что могу и то, что хочу, и ни каплей больше».
5. Также метод ЭОТ содержит:
Систему имагинативных упражнений.
Упражнения (около 60-ти) имеют самостоятельное значение, как для обнаружения проблем и обретения ресурсов, так и для личностного роста участников терапевтических групп.
Словарь интерпретаций образов.
Словарь основан на идеях З.Фрейда, но значительно дополнен и проверен на практике ЭОТ.
Жизненную философию ЭОТ.
В ЭОТ развивается жизнеутверждающая философия на основании реальной психотерапевтической практики. Она имеет огромное значение для выбора правильного воздействия в ходе терапии. Используется для объяснения клиенту его заблуждений, приведших его к жизненному тупику.
Конечные цели воздействия.
Главная цель воздействия – исчезновение негативного эмоционального состояния, порождающего психосоматические или психологические проблемы личности, замена его на нейтральное или позитивное состояние. В результате чего исчезают все негативные психосоматические, эмоциональные и поведенческие проявления, на которые жаловался клиент. В результате чего человек становится способным испытывать радость и счастье, достигать успеха, развиваться, становится добрее, обретает оптимизм и энергию для деятельности.
ЭОТ доказала свою эффективность при лечении разнообразных психосоматических проблем. Например, разнообразных психогенных болей, аллергий, астмы, нарушений работы щитовидной железы, нейродермита, заложенности носа, спазмов дыхания, заикания и других. Также методом ЭОТ эффективно лечатся любые фобии, тревоги, панические атаки, депрессии, гнев, чувство вины или стыда. Особенно эффективна ЭОТ в случае работы с эмоциональной зависимостью и проблемой потери. ЭОТ хорошо показала себя в случаях эмоциональной травмы. А также в случаях негативных сценариев жизни, потери смысла жизни, нарушений женственности, проблем взаимоотношений, поиска своего предназначения. Применяется в перинатальной психотерапии. Пределы возможностей ЭОТ неизвестны, постоянно открываются все новые и новые задачи, которые удается решать с ее помощью.
6. КОМУ НЕОБХОДИМ в работе метод ЭОТ?
психологам-консультантам, педагогам-психологам, медицинским психологам, психотерапевтам, коучам, студентам.
Пройдя обучение, Вы существенно обогатите свой терапевтический арсенал и увидите новые взаимосвязи в практикуемых Вами подходах.
7. Техники ЭОТ применимы к широкому контексту запросов.
Решение эмоционально-личностных проблем:
- депрессивные состояния;
- стрессовые переживания;
- фобии, панические атаки, страх высоты и др.;
- тревога и страх публичных выступлений;
- эмоциональные зависимости;
- работа с горем и утратой;
- последствия психологических травм, насилия;
- подавленные чувства (вина, агрессия, гнев) и др.
Коррекция разнообразных психосоматических проблем и психогенных заболеваний:
- аллергии, астмы и хронической заложенности носа; психогенных болей головы, рук, ног;
- нейродермита; логоневроза; тахикардии и аритмии; миомы матки; заболевания щитовидной железы; психологической поддержки онкологических больных.
С начала 90-х годов этот метод помог огромному количеству людей избавиться от груза проблем и хронических психосоматических заболеваний, обрести душевный комфорт и внутреннее равновесие, излечить неврозы и депрессию, наладить отношения с окружающим миром.
ВАЖНО:
Курс обучения делится на 3 ступени по 72 часа. Прохождение одной ступени заменяет по эффективности собой 1 год личной психотерапии.
1 ступень состоит из 3-х модулей по 24 часа каждый.
Каждый модуль автономен, его можно посещать отдельно по личному желанию участника.
После каждого модуля выдается накопительный сертификат от Центра ЭОТ Н.Д. Линде (г. Москва).
После 2 ступени выдается cертификат на право работы методом ЭОТ от Центра ЭОТ. В сертификате указывается: «Свидетельство об участии. Прошла курс обучения по эмоционально-образной терапии».
Вы будете внесены в реестр специалистов ЭОТ на официальном сайте: http://www.linde-eit.ru.
На обучение принимаются лица, имеющих высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование, а также студенты старших курсов.
Преподавание ведется по программам, утвержденным Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лигой.
Все участники получают эксклюзивные методические материалы для обучения на курсе.
РАСПИСАНИЕ НА 2018 гг.:
1-3 июня 2018 года – 3 модуль 1 ступени. Ведет Т.П. Смирнова.
Стоимость – 9500 рублей.
Место можно забронировать суммой 2000 рублей (невозвратной в случае отмены).
Николай Дмитриевич Линде (21 мая 1951, Москва) – психолог, кандидат психологических наук, профессор Института психоанализа и МосГУ, автор современного аналитически-действенного направления (модальности) психотерапии «Эмоционально-образная терапия Линде Н.Д.».
Действительный член Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), председатель секции эмоционально-образной терапии Линде Н. Д. в ОППЛ. Имеет Диплом о присвоении особого статуса в ОППЛ «За особый вклад в развитие психотерапии», Сертификат официального преподавателя Международного уровня, Сертификат «О признании Профессиональной психотерапевтической лигой в качестве авторского продукта базового учебного курса «Эмоционально-образная терапия», разработанного кандидатом психологических наук, профессором Линде Николаем Дмитревичем».
На XIV Съезде Общероссийской Профессиональной психотерапевтической лиги (Москва, 20.10.2012) Линде Н.Д. стал лауреатом в номинации «За создание научно-практической школы».
Н.Д. Линде в 1968 году поступил на факультет психологии МГУ, который только открылся. Его учителями были Б.В. Зейгарник, Ю.Б. Гиппенрейтер. Во время учёбы знакомился с разными научными направлениями психологии, но особо интересовался психологией личности. В психологии личности в то время был абсолютный застой, рассматривалась только советская концепция, которая сводилась к тому, что общество воспитывает личность. Из-за неприемлемости такого взгляда Н.Д. Линде решил уйти в более точную область психологии — психофизику. Работал в лаборатории зрительного восприятия под руководством А.Н. Леонтьева. В это же время впервые познакомился с психотерапией, посещая терапевтическую группу под руководством Ларисы Петровской и Елены Соколовой. Одновременно увлекся йогой и много времени посвятил своему развитию в этой области.
В 1973 году закончил МГУ. В 1980 году поступил в аспирантуру Института психологии РАН. Работа над диссертацией велась под руководством К. В. Бардина, Э. Н. Джафарова. Защитил диссертацию по теме «Зрительные пороги обнаружения колебательного движения» в 1983 году.
С 1983 года по 1987 год работал в ИПРАНе младшим научным сотрудником.
В 1987 году начал преподавать в Московском гуманитарном университете.
Наряду с преподаванием занимался теоретическими вопросами психологии, одновременно уделяя внимание и психотерапии. Был одним из первых, кто изучал гештальт-терапию, знакомился с НЛП, процессуальной терапией Минделла. Занимаясь психологией личности, находясь в постоянном творческом поиске, Н. Д. Линде с 1990 года начал развивать свой подход к коррекции психологических проблем, пытаясь связать медитативные техники с задачами самокоррекции. В 1994 году была опубликована брошюра – «Медитативная психотерапия», в которой он изложил основы своего нового метода. В дальнейшем (в 1997–1998) название «медитативная психотерапия» было признано неудачным и появилось новое название – эмоционально-образная терапия Линде.
1994 год считается датой создания метода (модальности) эмоционально-образной терапии Линде.
В 1999 году Н.Д. Линде провел мастер-класс по эмоционально-образной терапии и впервые вручил сертификаты о прохождении этого курса обучения от имени Института молодежи.
В 1993 году Н.Д. Линде было присвоено ученое звание доцента. С 2000 года Н.Д. Линде работает в должности профессора.
3. Метод эмоционально-образной терапии постоянно совершенствуется автором, сегодня это современное направление психотерапии широко известно и используется многочисленными учениками и последователями в практической психологии.
Николай Дмитриевич Линде имеет свои оригинальные представления о том, что такое сознание, как оно возникло, каковы функции психики, как взаимодействует личность и общество, по каким причинам может возникать шизофрения.
Н.Д. Линде уделяет много внимания вопросам духовности. В его работах была рассмотрена тема взаимосвязи между духовностью человека и его психотерапевтическими проблемами.
Работы Линде публикуются в ведущих психологических журналах («Журнал практического психолога», «Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы»). Он является автором двух учебников для студентов психологических вузов; известен и как автор стихотворных произведений («Река»). Эти стихи использованы композитором Сергеем Чечетко при создании музыкально-драматического действа «Человек играющий».
В настоящее время Н.Д. Линде является президентом «Центра эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.».
Основные публикации:
Н.Д. Линде автор более 60 научных трудов, опубликованных в разные годы, в том числе нескольких учебников. Наиболее значимые из них:
1. Н.Д. Линде. Медитативная психотерапия. – М.: Изд-во Института молодежи, 1994. – 106 с. – (Учебно-методическое пособие для студентов и психологов — практиков).
2. Н.Д. Линде. Основы современной психотерапии. – М.: Академия, 2002. – 208 с. – (Учебное пособие для студентов вузов рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии).
3. Н.Д. Линде. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М.: МосГУ, 2004. – 184 с. – (Учебное пособие для студентов вузов, психологов — практиков).
4. Журнал практического психолога. Практическая психология в лицах: Николай Линде. М.: Фолиум, 2008 № 6. – С. 3–209. – (Научно-практический журнал).
5. Н.Д. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 256 с. – (Учебное пособие для студентов вузов).
Смирнова Тамара Петровна – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии МГУДТ, Вице-президент Центра ЭОТ Линде Н.Д.
Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, сертифицированный преподаватель эмоционально-образной терапии. Занимается психотерапевтической работой более 15 лет. Применяет метод ЭОТ с 1994 г. Автор монографий: «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей», «Личностные факторы агрессивного поведения у представителей различного психологического типа» и статей по проблемам социальной психологии.
Источник