Метафорические ассоциативные карты стресс
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ «РОБОТЫ»
АВТОР: Ушакова Т.О.
В комплект «Роботы» входят два идентичных набора метафорических карт (84 цветных и 84 черно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт). В методическом пособии описана специфика этого комплекта, основные принципы, цели и способы работы с картами, приведены случаи из практики. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать.
Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми. Проблематика может быть очень разной: внутренние конфликты, образ себя в целом и образ тела в частности, представления о близких и об отношениях с ними, изменения, адаптация к новым условиям и т.п.
Комплект адресован практикующим психологам.
КАК ВЫБРАТЬ КОЛОДУ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ?
Если ваша цель просто познакомиться с метафорическими картами, то вы можете взять совершенно любую колоду, которая вам приглянулась.
При выборе колод для начала практики необходимо взять:
1. Универсальную
2. Портретную
3. Ресурсную
4. Специальную (по тому направлению, с которым вы как специалист больше работаете).
Универсальные – работают с широким кругом запросов (ОН, Эмоции судьбы, Аллегории, Диксит, Тайны Моей Души, Архетипы, SENS, Дерево как символ человека, Кто же Я?, КАК и др.)
Портретные, архитипичные(Характер и Личность, Персона, Персонита, Лица, Тотем, Тотемные животные, Богини Древней Греции, Яга, Архетипы, Мой внутренний ребенок, Субличности, Ксенобиология, Фейсбук, Мужчина и женщина, Образ Женщины, Люди и Звери и др.)
Ресурсные (Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо, Маленькие радости, Источник, Возраст счастья, Она, Морена, Хабитат, Ресурсы и Силы, Тупики и др.)
Специальные
Семейные, для работы с парными отношениями (Семейные ценности, Семейные истории, 7Я, Возраст счастья, TanDo, Дом, Мастерская семейных историй, Между нами, Мастерская отношений и др.)
Для работы с травмой, страхами(Соре, Танго со страхами, Кнуты и пряники, Из сундучка прошлого, Темная сторона, Николетта Чекколи и др.)
Для работы с детьми и подростками (Истоки, Ежкины сказки, Кнуты и пряники, Тинейджеры, Роботы, Сага, Дедушкины сказки и др.)
Коучинговые (Тупики, Конфликты, Колесо жизни, КАК, Благо-Коучинг, Быть.Действовать.Обладать, и др.)
Сказочные (Сага, Дедушкины сказки, 1001 ночь, Мерлин, Мастер сказок, Шкатулка доброго волшебника, Мифы, Вещие путеводные сказки и др.)
Женские (Тайны моей души, Яга, Богини Древней Греции, Большая маленькая Я, Моя женская миссия, Она, Николетта Чекколи, Сны о будущем, Образ Женщины, СветочЪ и др.)
Прочие (Пути-дороги, Окна и двери, Хасидская мудрость, Провокация/Мотивация, Границы и убежища, Реки, Дороги, Мой верный путь, Великолепная семерка и др.)
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКЕ «МОНСТРИКИ ЧУВСТВ»
Чтобы познакомить детей с эмоциями, способами их выражения и решить конфликтные ситуации между ребёнком и родителем можно использовать карточки и упражнения по методике «Монстрики чувств» авторов Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона.
Это набор из 25 цветных карт с изображением монстриков в разных эмоциональных состояниях (25 разных чувств и настроений).Эта методика используется с 4-х лет. Эмоции на красочных картинках переданы точно, понятно. Ребёнок воспринимает занятие как игру и легко идёт на контакт. Результат зависит от уровня развития самосознания ребёнка, его воображения, способности к ассоциированию. Слово «монстр» употребляйте, когда ребёнок понимает, что это значит. Если ребёнок маленький, можно придумать вместе с ним другое назначение существам, которые изображены на карточках. В работе с «Монстриками чувств» можно применять арт-терапию: рисование, лепку.
Если у ребёнка ночные страхи, используйте пособие «Набор укротителей монстров» Н. Львовой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ «МОНСТРИКИ ЧУВСТВ»
Инструкция. Скажите ребенку: «Здравствуй! Сегодня мы с тобой познакомимся с необычными существами. Согласен?» Покажите карточки и спросите: «Как ты думаешь, кто это?»
Пусть ребенок выберет себе из карт-портретов монстрика, который переживает актуальные для него сейчас эмоции.
Предложите ему сочинить сказочную историю. Нужно сочинить историю о том, как герой научился справляться со своими эмоциями – страхом, обидой, злостью, гневом и др.
Затем от имени выбранного персонажа предложите ребенку рассказать о том, что пережил монстрик в тот момент и что чувствует сейчас.
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:
Как я себя чувствую именно в эту минуту?
Какие чувства я могу называть своими именами?
Когда я сталкиваюсь с чувствами других, с какими чувствами я могу совладать, а какие чувства являются сложными для меня?
ПОГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ. УПРАЖНЕНИЕ С МАК.
Ко мне на консультацию часто приходят родители, которые не могут справиться со своим ребенком, считающим его мелкопакостным демоном, все делающим «назло», отчего у них опускаются руки на наборную панель телефона психолога….Каждый раз я стараюсь объяснить, что если ребенок капризничает, он таким образом сообщает, что ему некомфортно, и с ним себя необходимо вести по-другому. Зачастую родительские функции сводятся к технической заботе и остаются такими, даже если мальчику 35 лет: «Алло! Как дела? Покушал уже? Здоров? Ну хорошо, пока!» А как же формирование моральных устоев и жизненных ценностей? Где простое человеческое общение? На мой взгляд, оно начинается, когда разговор идет «по душам», то есть затрагивает чувства, в этом случае родитель рассказывает о своем отношении, переживании и внимательно (активно) выслушивает ребенка, задает уточняющие вопросы, сопровождает эмпатией.
Для развития эмоционального словаря сейчас существует множество игр и пособий. Я в своей работе никогда не ограничиваюсь существующими предложениями, а изобретаю новые способы поговорить о чувствах с ребенком.
Вашему вниманию предлагаю новое упражнение с #МАК (метафорическими ассоциативными картами) «Поговорим о чувствах». Использовала колоды «Монстрики чувств» и «Морена».
Рассмотреть картинки из «Монстрики чувств». Дать название и описание каждой из них.
Выбрать из колоды «Морена» ситуации, в которых индейцы племени испытывают похожие на монстриков чувства.
Рассказать о ситуациях.
Выбрать из получившихся пар несколько (3-7) , которые ребенок, по его мнению, чаще всего испытывает, переживает, в каких условиях, что чувствует, как именно он понимает, что это за чувство, как его тело на это реагирует.
Завершить сессию рисунком настоящего состояния.
Такая работа помогает ребенку лучше понимать себя, а значит, и управлять своими эмоциями, выражать их, вербализовать, улучшать коммуникацию. Ребенок понимает, что он имеет право на все чувства, происходит их легализация, а, следовательно, крепнет его самоощущение, он становится более цельным.
А для меня, как психолога, это упражнение позволяет увидеть острые углы семейных отношений и определить вектор работы. Например, ребенок описывает карточки так: «Это обида. А это крокодил, он обижен, когда кто- то плавает в его воде» (и речь идет о гиперопеке и нарушении границ); или «Это ужас. Племя ужасно испугалось, когда их дом сгорел. Я такое чувствовал, когда мама узнала, что я брал ее телефон и я понял, что мне попадет» (без комментариев), или «Это злость, а это родители злятся, что дети им мешают и шумят»…
Источник
Когда метафорические карты помогают и когда их использовать опасно
Даже у самого полезного инструмента при неправильном использовании может проявиться негативный эффект. В каких ситуациях стоит обращаться к метафорическим картам, а в каких это делать не рекомендуется, и почему?
Метафорические карты помогают лучше понять себя — в контексте общения на работе, личных отношений, внутренних противоречий и других ситуаций, в которых мы порой «теряемся». То, что мы видим на изображении, то, как мы себе объясняем увиденное, — и есть ключ к тем ответам, которые уже есть внутри нас, но пока остаются неосознанными, скрытыми.
Чтобы их открыть для себя, важно правильно задавать себе вопросы. Верные формулировки помогут сделать более четкими смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.
Вытягивая карту или карты, важно быть честным с собой и, глядя на картинку, отвечать на вопросы — вслух и как можно более подробно. В деталях часто скрывается то, что сразу не бросается в глаза, поэтому можно записывать ход своих мыслей, в идеале — от руки и на бумагу, но можно и напечатать туда, куда вам удобнее.
Мы уже говорили подробно о том, как работать с метафорическими картами в различных ситуациях, и составляли список наиболее частых вопросов. Основной принцип таков: все они должны касаться именно вас, ваших чувств, мыслей, переживаний или возможного выбора в тех или иных обстоятельствах.
С какими запросами чаще всего люди обращаются к этому инструменту психотерапии?
5 частых ситуаций для обращения к метафорическим картам
Анализ взаимоотношений
Метафорические карты помогают наладить контакт с близкими людьми или кем-то из дальнего круга. Главное: вы изучаете самого себя и то, что происходит между вами, а не другого человека. Для этого подойдут как колоды, которые предназначены для изучения личных, социальных отношений, так и любые другие.
Картам можно задавать такие вопросы:
- Что происходит между нами?
- Как я себя чувствую в этих отношениях?
- Как я себя веду?
- Каким/какой я хочу выглядеть для другого человека?
- Какую маску я надеваю?
- Что я хочу скрыть?
- Что я хочу показать?
- Что я показываю на самом деле?
- Каким я хочу видеть другого человека?
- Каким я его воспринимаю сейчас?
- Что мне нравится / не нравится в отношениях или в другом человеке?
- С чем я не могу смириться?
- С чем мне придется смириться, если я хочу продолжать эти отношения?
- Что я могу изменить в отношениях?
- Насколько я нуждаюсь в этих отношениях?
Спрашивайте именно о том, что связано с вашими обстоятельствами. В конце упражнения будет полезно вытянуть несколько карт советов или поиска ресурсов с вопросами: «Что мне поможет? В какую сторону мне двигаться в отношениях? Какие качества, силы и ресурсы я могу использовать, чтобы улучшить ситуацию?».
5 ситуаций, в которых метафорические карты не принесут пользы
1. На метафорических картах не стоит гадать, они не предсказывают будущее
Метафорические ассоциативные карты не предназначены для гаданий и предсказаний будущего. В лучшем случае вы ничего не увидите, в худшем — запрограммируете себя, лишите свободы действий и подсознательно снимете с себя ответственность за свою жизнь.
2. Карты не дадут информации ни о ком, кроме вас
Смотреть на метафорических картах, «что там происходит у соседей» или «как себя чувствует Маша», как минимум неэтично. Но даже если вы попытаетесь, вы все равно не увидите реальной картины. Метафорические карты предназначены для работы с собственным бессознательным, а значит, все, что вы увидите, — это будут всего лишь ваши проекции, которые не имеют отношения к психологии другого человека.
3. Метафорические карты не стоит раскладывать для других людей, тем более в их отсутствие
Даже если вас попросили сделать расклад на метафорических картах для другого человека без его присутствия и непосредственного участия, лучше отказаться. Причина та же: все, что вы увидите, — только личные проекции. Причем ваши собственные, а не того человека, для которого вы это делаете.
Если вы помогаете другому в работе с метафорическими картами, ваша задача состоит в том, чтобы задавать наводящие вопросы и «вытягивать» из человека как можно больше информации. Но нельзя интерпретировать карты за него или навязывать свое видение. Конечно, у вас могут свои предположения и метафоры, но вы должны оставить их при себе. Основное правило работы с МАК: правильно только то, что я вижу сам!
4. Работа с МАК в состоянии аффекта и сильных переживаний нежелательна и может навредить
Во время переживания любых сильных эмоций мозг человека на время как бы выключается. Он теряет объективность и способность к рациональному мышлению. Не берите карты в состоянии стресса, эйфории, злости, раздражения, острой обиды, со слезами на глазах и при подобных переживаниях. Вы не сможете ничего увидеть.
Если вы чего-то очень сильно, страстно хотите, то тоже не увидите, что вам может помешать достичь желаемого. У вас будут как будто шоры на глазах. И прежде, чем работать с картами для изучения ситуации, вам необходимо выйти из острого эмоционального состояния. Но хорошая новость в том, что метафорические карты могут вам в этом помочь!
Работать с психосоматическими причинами заболеваний физического тела, особенно серьезными, должен только специалист
Чтобы справиться с любыми переживаниями, можно вытянуть карту из колоды, например универсальной или абстрактной. Задайте вопрос: «Что я сейчас чувствую?» Откройте карту и опишите свои эмоции и ощущения. Важно делать это вслух или прописывать вручную на бумаге или на компьютере. Необходимо выплеснуть из себя то, что внутри, — проговорить, написать.
Оставаясь только во внутреннем диалоге, вы можете бесконечно ходить по кругу. Опасность в том, что ваши переживания могут уйти глубоко и остаться в вашем психологическом мире навсегда. Когда вы придете в норму и сможете здраво мыслить, тогда можно брать МАК для работы с ситуацией.
А лучше всего в сложных жизненных ситуациях обратиться к специалисту — психологу, которому вы доверяете. Он поможет вам справиться с переживаниями и найти выход из затруднительного положения.
5. Нельзя работать с МАК-картами при сложных состояниях и серьезных заболеваниях
Категорически нельзя самостоятельно работать с метафорическими картами при сложных психологических состояниях, таких как депрессия, переживание острого горя, посттравматическое расстройство, фобии, кошмары, панические атаки и прочее. Нельзя работать с картами и людям с любыми психиатрическими диагнозами и химическими зависимостями в крайних стадиях (алкоголизм, наркомания). Это возможно только с участием специалиста, если он решит, что это будет правильно в вашей ситуации.
Работать ли с психосоматическими причинами заболеваний физического плана, особенно серьезными, решать должен только специалист. Не пытайтесь «вылечиться» в домашних условиях самостоятельно. Это может быть опасно.
Метафорические ассоциативные карты способны на многое: поддержать вас в трудную минуту, направить по верному пути, помочь разобраться в себе. Не забывайте о технике безопасности и соблюдайте основные правила работы с ними. И тогда в процессе занятий с МАК вы узнаете очень многое о себе, о мире и о других людях в вашей жизни!
Источник