Места писания про радость

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)

О христианском понимании радости

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» [1]

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16: 21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна» [2] .

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» [3] .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» [4] .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Читайте также:  Половой орган не чувствует боли

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» [5] .

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5: 4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость» [6] .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 10). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» [7] .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» [8] .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» [9] .

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» [10] .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» [11] .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» [12] .

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу» [13] .

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие» [14] .

О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу» [15] .

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11–13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16: 22)» [16] .

Источник

«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости

Среди мир­ских людей рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах как об унылых типах, чуж­да­ю­щихся всего того, чему раду­ются неве­ру­ю­щие.

Может быть, пра­во­слав­ные и уда­ля­ются от того, в чем почи­тают радость люди неве­ру­ю­щие, – впро­чем, лишь от того, что свя­зано с грехом, – но не уда­ля­ются от самой радо­сти, ведь одна из биб­лей­ских запо­ве­дей гласит: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И раду­ются пра­во­слав­ные хри­сти­ане, конечно, не тому и не так, чему и как раду­ются неве­ру­ю­щие.

Читайте также:  Импульсивный темперамент по квадрату пифагора

Чтобы понять, в чем состоит осо­бен­ность пра­во­слав­ного пони­ма­ния радо­сти, имеет смысл обра­титься к словам Свя­щен­ного Писа­ния и святых отцов.

В Свя­щен­ном Писа­нии радость ука­зы­ва­ется как то, что свой­ственно Самому Богу. Так, Пре­муд­рость Божия гово­рит: «Я была при Нем худож­ни­цею, и была радо­стью всякий день, весе­лясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).

Неуди­ви­тельно, что вос­со­еди­не­ние отпав­шего чело­ве­че­ства с Богом мыс­лится в кате­го­риях обре­те­ния вечной радо­сти, о чем пред­ска­зы­вали еще вет­хо­за­вет­ные про­роки: «И воз­вра­тятся избав­лен­ные Гос­по­дом, придут на Сион с радост­ным вос­кли­ца­нием; и радость вечная будет над голо­вою их; они найдут радость и весе­лье, а печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис. 35:10 ).

С этим свя­зано то, что явле­ние на земле Спа­си­теля сопро­вож­да­ется воз­ве­ще­нием радо­сти как архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, явив­шимся Деве Марии, так и позд­нее, в ночь Рож­де­ства, пас­ту­хам, кото­рым «сказал ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).

Как пишет свя­ти­тель Андрей Крит­ский, «явля­ется Бог на земле, Бог с небес, Бог между чело­ве­ками, Бог во чреве Девы – Тот, Кото­рого не вме­щает вся все­лен­ная. Теперь при­рода чело­ве­че­ская начи­нает пред­вку­шать радость и полу­чает начало обо­же­ния… Гав­риил служит таин­ству и взы­вает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, про­ис­шед­шая от пле­мени Дави­дова, воз­вра­тила Собою ту радость, кото­рую поте­ряла пра­ма­терь… В самом деле, была ли и будет ли для рода чело­ве­че­ского какая-нибудь радость более той, как быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ного есте­ства, быть в соеди­не­нии с Богом, быть с Ним едино по при­чине соеди­не­ния, и притом ипо­стас­ного?»1

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос испы­ты­вал радость, о чем гово­рил апо­сто­лам: «Раду­юсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он сви­де­тель­ствует о жела­нии поде­литься Своей радо­стью с уче­ни­ками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна» ( Ин. 15:11 ).

И Он же учит их рас­став­лять верные ори­ен­тиры в радо­сти: «Однако же не тому радуй­тесь, что духи вам пови­ну­ются, но тому радуй­тесь, что имена ваши напи­саны на небе­сах» ( Лк. 10:20 ).

Гос­подь также указал, что радость Его уче­ни­ков отлична и даже про­ти­во­по­ложна радо­стям мира сего: «Вы вос­пла­чете и возры­да­ете, а мир воз­ра­ду­ется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­няет эти слова: «Чтобы пока­зать, что после печали бывает радость, и что печаль рож­дает радость, и что печаль крат­ко­вре­менна, а радость бес­ко­нечна, Гос­подь обра­ща­ется к при­меру из обык­но­вен­ной жизни и гово­рит: “Жен­щина, когда рож­дает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит мла­денца, уже не помнит скорби от радо­сти, потому что родился чело­век в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы пока­зать, что печаль вре­менна, а радость посто­янна»2.

Вхож­де­ние в Цар­ство Божие Гос­подь Иисус Хри­стос опре­де­ляет как вхож­де­ние в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость гос­по­дина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апо­стол Павел опре­де­ляет Цар­ствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он ука­зы­вает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).

Апо­стол Павел дает и запо­ведь: «Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ). Ком­мен­ти­руя ее, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет: «Для того, чтобы радо­ваться с раду­ю­щи­мися, душе нужно более любо­муд­рия, нежели для того, чтобы пла­кать с пла­чу­щими. К послед­нему влечет нас сама при­рода, и нет такого камен­ного чело­века, кото­рый бы не плакал при виде несчаст­ного; но для того, чтобы, видя чело­века в бла­го­по­лу­чии, не только ему не зави­до­вать, но еще раз­де­лять с ним радость, нужна душа очень бла­го­род­ная. Потому [апо­стол] и сказал об этом раньше. Ничто так не рас­по­ла­гает нас к любви, как то, когда мы раз­де­ляем друг с другом и радость, и печаль»3.

Нако­нец, апо­стол Павел запи­сал извест­ные слова: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ).

Наи­бо­лее полно эту запо­ведь, равно как и вообще смысл хри­сти­ан­ской радо­сти, рас­крыл пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич): «Всегда радуй­тесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеж­дены. А когда все это побеж­дено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уни­что­жить нашу радость? Вы – совер­шен­ные гос­пода этой вечной радо­сти до тех пор, пока доб­ро­вольно не пре­да­ди­тесь греху, стра­сти и смерти. Радость кипит в наших серд­цах от Его истины, мило­сер­дия, правды, любви, вос­кре­се­ния, от Церкви и святых Его. Но есть еще боль­шее чудо: радость кипит в серд­цах наших от муче­ний за Него, насме­шек ради Него и смерти за Него. В муче­ниях за неиз­мен­ного Гос­пода наши сердца испол­ня­ются неиз­ре­чен­ной радо­стью, поскольку эти муче­ния впи­сы­вают наши имена на небеса, в Цар­ство Божие. На земле, в чело­ве­че­ском роде, не суще­ствует истин­ной радо­сти без победы над смер­тью, а победы над смер­тью не суще­ствует без вос­кре­се­ния, а вос­кре­се­ния – без все­силь­ного Бого­че­ло­века Христа, поскольку Он есть един­ствен­ная истин­ная радость для всех людей. Вос­крес­ший Бого­че­ло­век Хри­стос, Побе­ди­тель всех смер­тей, вечный Творец жизни и Осно­ва­тель Церкви, непре­станно изли­вает эту единую истин­ную радость в души Своих после­до­ва­те­лей посред­ством святых таинств и доб­ро­де­те­лей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера испол­нена этой вечной радо­стью, поскольку радость веры во Христа есть един­ствен­ная истин­ная радость для чело­ве­че­ского суще­ства… Эта радость – плод и порож­де­ние древа еван­гель­ских доб­ро­де­те­лей и подви­гов, а древо это пита­ется бла­го­да­тью святых таинств»4.

Достойны вни­ма­ния также объ­яс­не­ние и совет к прак­ти­че­скому испол­не­нию этой запо­веди, данный свя­ти­те­лем Васи­лием Вели­ким, кото­рый гово­рит: «Апо­стол при­гла­шает всегда радо­ваться, но не вся­кого, а того, кто подо­бен ему самому, не живет во плоти, но имеет живу­щего в себе Христа; потому что обще­ние с высо­чай­шим из благ никак не допус­кает сочув­ствия с тем, что бес­по­коит плоть… Вообще душа, одна­жды объ­ятая любо­вью к Создав­шему и при­вык­шая уве­се­ляться тамош­ними кра­со­тами, радо­сти своей и бла­го­ду­шия не про­ме­няет на раз­но­об­раз­ное пре­вра­ще­ние плот­ских стра­стей; но скорб­ное для других уве­ли­чит ее весе­лье. Таков был апо­стол, кото­рый бла­го­во­лил в немо­щах, в скор­бях, в изгна­ниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…

Итак, если когда слу­чится с тобою что-либо непри­ят­ное, прежде всего, настроив к тому мысли, не под­вер­гайся сму­ще­нию, а упо­ва­нием на буду­щее облег­чай для себя насто­я­щее. Как боль­ные гла­зами, отвра­щая взоры от пред­ме­тов, слиш­ком бле­стя­щих, успо­ка­и­вают их, оста­нав­ли­ва­ясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смот­реть непре­рывно на скорб­ное и не зани­маться насто­я­щими горе­стями, но воз­во­дить взор свой к созер­ца­нию истин­ных благ. Так в состо­я­нии будешь всегда радо­ваться, если жизнь твоя всегда обра­щена будет к Богу; и упо­ва­ние на воз­да­я­ние облег­чит житей­ские скорби»5.

Читайте также:  Она чувствовала ветер который тихо

Воз­ни­кал вопрос о том, как соче­та­ются слова «всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ) со сло­вами «бла­женны пла­чу­щие» ( Мф. 5:4 )? Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, кото­рую рож­дает пока­я­ние; при­знаки же пока­я­ния суть: пост, псал­мо­пе­ние, молитва, поуче­ние в слове Божием. Радость есть весе­лость по Богу, кото­рая бла­го­при­стойно обна­ру­жи­ва­ется при встрече с дру­гими и в лице и в слове. Пусть сердце сохра­няет плач, лице же и слово – бла­го­при­лич­ную весе­лость»6.

Раду­ются ангелы, раду­ются и святые. О первом засви­де­тель­ство­вал Сам Гос­подь: «Так, говорю вам, бывает радость у анге­лов Божиих и об одном греш­нике каю­щемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: «Когда мы совер­шен­ству­емся в пра­вед­но­сти, то достав­ляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Созда­те­лем»7.

Это есть истин­ная радость, святая. Но бывает извра­щен­ная, ложная, сата­нин­ская радость, о чем пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий: «Не отча­и­вайся, ибо это достав­ляет радость диа­волу, кото­рою да не даст ему Бог воз­ра­до­ваться, но скорее да вос­пла­чется о спа­се­нии твоем чрез Христа Иисуса, Гос­пода нашего»8.

Из этих слов видно, что сата­нин­ская радость, кото­рую также назы­вают зло­рад­ством, пред­став­ляет собой иска­же­ние, выво­ра­чи­ва­ние наизнанку запо­веди «радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол раду­ется над пла­чу­щими в отча­я­нии и плачет над име­ю­щими святую радость.

Подоб­ная извра­щен­ная радость, в отли­чие от истин­ной радо­сти, не вечна: «Весе­лье без­за­кон­ных крат­ко­вре­менно, и радость лице­мера мгно­венна» ( Иов. 20:5 )

Должно ска­зать, что не только зло­рад­ство, но и вообще земные, плот­ские радо­сти нельзя урав­ни­вать или отож­деств­лять со святой хри­сти­ан­ской радо­стью. Как сви­де­тель­ствует бла­жен­ный Авгу­стин, «ника­кая вре­мен­ная радость не может нисколько срав­ниться с радо­стью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.

Более подробно об этом гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Будучи отчуж­дены от Бога грехом, снова воз­званы мы к обще­нию с Богом, осво­бож­ден­ные кровью Еди­но­род­ного от бес­чест­ного раб­ства… Как же всего этого не при­зна­вать доста­точ­ною при­чи­ною к непре­кра­ща­ю­щейся радо­сти и к непре­стан­ному весе­лью, а напро­тив того, думать, что тот, кто пре­сы­щает чрево, забав­ля­ется зву­ками сви­рели, спит, рас­про­стер­шись на мягком ложе, тот один про­во­дит жизнь, достой­ную радо­сти? А я бы сказал, что име­ю­щим ум при­лично о таком [чело­веке] пла­кать, убла­жать же должно тех, кото­рые насто­я­щую жизнь про­во­дят в надежде буду­щего века и насто­я­щее обме­ни­вают на вечное»10.

Глу­бо­кий смысл суще­ство­ва­ния земных, плот­ских радо­стей рас­кры­вает в своей «Испо­веди» бла­жен­ный Авгу­стин: «Стра­сти кипели во мне, несчаст­ном; увле­чен­ный их бурным пото­ком, я оста­вил Тебя, я пре­сту­пил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смерт­ных ушел? Ты всегда был рядом, мило­серд­ный в жесто­ко­сти, посы­пав­ший горь­ким-горь­ким разо­ча­ро­ва­нием все недоз­во­лен­ные радо­сти мои, – да ищу радость, не зна­ю­щую разо­ча­ро­ва­ния. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.

В аске­ти­че­ской пра­во­слав­ной лите­ра­туре име­ются сви­де­тель­ства о том, что хри­сти­а­нин, веду­щий под­лин­ную духов­ную жизнь, обре­тает выше­ука­зан­ную святую радость. Напри­мер, пре­по­доб­ный Зосима Вер­хов­ский, говоря о прак­тике Иису­со­вой молитвы, опи­сы­вает в каче­стве одного из первых ее дей­ствий то, когда подвиж­ник, «сидя долгое время, в одну только молитву углу­бив­шись… вдруг вне­запно восчув­ствует ни с чем не срав­ни­мую радость услаж­да­ю­щую, такую, что уже более и молитва не тво­рится, но только чрез­мер­ною любо­вью ко Христу пла­ме­неет он»12.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит, в свою оче­редь, ука­зы­вает, что это духов­ное чув­ство бывает разных видов: «Радость имеет два раз­ли­чия, именно: есть радость спо­кой­ного харак­тера, кото­рая име­ну­ется бие­нием, воз­ды­ха­нием и рас­суж­де­нием духа, и есть бурная сер­деч­ная радость, назы­ва­е­мая игра­нием [духа], вос­тор­жен­ным дви­же­нием, или тре­пе­та­нием, или вели­че­ствен­ным взле­том живого сердца в боже­ствен­ную воз­душ­ную сферу»13.

Вместе с тем святые отцы пре­ду­пре­ждают, что, пыта­ясь соблаз­нить подвиж­ника, диавол во время молитвы может фаль­си­фи­ци­ро­вать радость, и это ложное чув­ство все­вать в него, дабы выдать за истин­ное: «Иногда враг внутри при­род­ных чресл меч­та­тельно видо­из­ме­няет духов­ное как хочет, пред­ла­гая одно вместо дру­гого. Он… вместо весе­лья воз­буж­дает живот­ную радость и мок­рот­ное насла­жде­ние, отчего явно про­ис­хо­дят само­мне­ние и тще­сла­вие»14.

О том, как отли­чить духов­ную святую радость от лживой бесов­ской, пишет бла­жен­ный Диадох: «Если душа непо­ко­ле­би­мым дви­же­нием вос­пла­ме­нится к любви Божией, влеча в глу­бину сей неиз­ре­чен­ной любви и само тело, то это есть дей­ство Свя­того Духа. Будучи вся пре­ис­пол­нена при­ят­ных чувств от неиз­ре­чен­ной оной боже­ствен­ной сла­до­сти, она и не может в ту пору помыш­лять ни о чем другом, а только чув­ствует себя обра­до­ван­ной некоей неис­то­щи­мой радо­стью. Если же при таком воз­буж­де­нии ум вос­при­мет некое сомни­тель­ное коле­ба­ние или какое нечи­стое помыш­ле­ние… то нужно знать, что такое уте­ше­ние – от пре­льсти­теля и есть только при­зрак радо­сти. Такая радость наве­ва­ется извне и явля­ется не как каче­ство и посто­ян­ное рас­по­ло­же­ние души; видимо, тут враг хочет опре­лю­бо­дей­ство­вать душу»15.

Истин­ная радость доступна для чело­ве­че­ства только во Христе и через Христа, бла­го­даря Его вопло­ще­нию, смерти, вос­кре­се­нию и воз­не­се­нию. О ней гово­рил свя­ти­тель Гри­го­рий Чудо­тво­рец: «Днесь Адам обнов­лен и, воз­не­сен­ный на небо, ликует с анге­лами. Днесь вся все­лен­ная объята радо­стью, так как совер­ши­лось при­ше­ствие Свя­того Духа к людям… Днесь испол­ни­лось пред­ре­че­ние Давида, кото­рое гово­рит: “Да весе­лятся небеса и да тор­же­ствует земля… да воз­ра­ду­ются поля и все дерева дуб­рав­ные от лица Гос­подня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Гос­подь наш Иисус Хри­стос воз­ве­стил неис­ся­ка­е­мую радость всем веру­ю­щим в Него. Ибо Он гово­рит: “Увижу вас, и воз­ра­ду­е­тесь, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.

При­ме­ча­ния:

1 Андрей Крит­ский, свя­ти­тель. Слово на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
2 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Еван­ге­лие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Посла­ние к рим­ля­нам. 22:1.
4 Иустин (Попо­вич), пре­по­доб­ный. Тол­ко­ва­ние на 1‑е Посла­ние к фес­са­ло­ни­кий­цам свя­того апо­стола Павла. 5.
5 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
6 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 737.
7 Анто­ний Вели­кий, пре­по­доб­ный. Посла­ние бра­тиям, оби­та­ю­щим повсюду. 5.
8 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 550.
9 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. О том, как огла­шать людей необ­ра­зо­ван­ных. 8.
10 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
11 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. Испо­ведь. 2: 4.
12 Повест­во­ва­ние о дей­ствиях сер­деч­ной молитвы старца Васи­лиска, запи­сан­ное его уче­ни­ком схи­мо­на­хом Зоси­мой Вер­хов­ским. 1: 10.
13 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и молитве. 5.
14 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и двух обра­зах молитвы. 10.
15 Диадох Фоти­кий­ский, бла­жен­ный. Подвиж­ни­че­ское слово. 33.
16 Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский, свя­ти­тель. Беседа 1 на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 1.

Источник

Оцените статью