- Скучают ли умершие по нам? Вот доказательства того, что связь с ними остается
- Как понять, что душа скучает на том свете
- Истории о тоскующих умерших людях
- Слышат ли мёртвые?
- «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает…»
- Наша связь с умершими не прерывается, а лишь временно ослабляется
- Видят ли нас умершие после смерти
Скучают ли умершие по нам? Вот доказательства того, что связь с ними остается
После ухода из жизни близкого человека всегда хочется верить в то, что он не исчезает бесследно, а помнит о своих родных и близких. Медиумы, способные контактировать с потусторонним миром, утверждают – усопшие действительно «думают» о нас, однако это происходит несколько иначе, чем на земле. Нередко возникают ситуации, в которых можно явственно ощутить, что умерший скучает.
Как понять, что душа скучает на том свете
Считается, что больше всего умершие люди скучают по живым в первое время после того, как покинули наш мир. Это происходит в тот период, когда душа проходит так называемую адаптацию (переходит от земной жизни к существованию в духовном мире). Больше всего усопшие могут тосковать по своим детям, внукам, родителям, любимым.
Существуют признаки, указывающие на то, что умерший скучает по вам и пытается дать понять об этом:
- Удивительные сны. Это самый распространенный способ увидеться с покойным, поскольку сознание спящего человека становится более открытым для взаимодействия с потусторонним.
- Обострившиеся чувства. Такие явления происходят наяву, и могут выглядеть как присутствие запаха, который любил усопший, внезапное ощущение холода или касания. Иногда вы можете услышать слабо уловимый голос покойного.
- Часто встречающиеся представители фауны. Умершие, еще окончательно не ушедшие в загробный мир, способны временно вселяться в различных живых существ. Чтобы показать, что помнит о своих близких, душа может предстать перед вами в виде бабочки, стрекозы, птицы или других существ.
Мертвые могут дать понять о том, что они скучают по живым при помощи перемещения или исчезновения предметов в том доме, где они жили, частого звучания их любимой музыки. Иногда у родных и близких покойного возникает ощущение присутствия чего-то необъяснимого. Это говорит о том, что умерший находится рядом, видит и слышит их, и, возможно, пытается что-то сказать
Истории о тоскующих умерших людях
Многие рассказывают истории о том, как им удалось почувствовать тоску и любовь умершего. Чаще всего, такие события не вызывают страха. Наоборот – когда душа усопшего выходит на контакт с живыми, появляется чувство радости и утешения.
Рассказ Евгении о покойной бабушке
«Моя бабушка, у которой я была единственной внучкой, умерла в возрасте 75 лет. Перед этим она тяжело болела и несколько месяцев лежала обездвиженная. Однажды она вдруг стала очень тяжело и часто дышать. Это длилось несколько часов, а затем резко упало давление. Пока доехала Скорая помощь, бабушки не стало. В этот же день тело забрали в морг. Вечером произошло удивительное событие. Я думала о бабушке и плакала, когда вдруг почувствовала, что она смотрит на меня их верхнего угла комнаты. Это необъяснимо, однако ощущение присутствия было очень четкое. Я поняла, что бабушка любит меня, обещает защищать и поддерживать. Вдруг появилась мысль о том, что она хочет быть моим невидимым помощником. Так и случилось – после этого бабушка стала часто сниться мне. Она всегда предупреждает о неприятных событиях или дает советы, как правильно поступить в какой-либо ситуации».
Рассказ Натальи об умершем парне:
«Мой бывший парень Олег, с которым мы расстались после ссоры, покинул этот мир при трагических обстоятельствах. Первое время он мне вовсе не снился, однако спустя месяц пришел во сне. Я была рада видеть его, потому что по-прежнему питала к нему сильные чувства. Олег взял меня за руку и повел за собой. Потом он спросил, хочу ли я пойти с ним дальше. Я поняла, что еще не готова, и ответила отказом. После этого Олег долгое время мне не снился. Потом стал опять приходить во снах, но больше с собой не звал».
Источник
Слышат ли мёртвые?
«Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает…»
Хвала Аллаху, Господу Миров. Данная тема стала актуальной с появлением в среде мусульман псевдосалафитских идей. Так, утверждавшие, что испрашивание шафаата (заступничества) является ширком (придание Всевышнему Аллаху сотоварища и подобия), одним из доводов указывали то, что мёртвые не могут слышать обращённых к ним слов. По их логике получалось: раз мёртвые не слышат, значит, обращающийся к ним придаёт им сифат (качество) Аллаха – Всеслышание, тем самым совершает ширк. Эти люди утверждают, что именно их точка зрения истинна, и это является мнением ахлу сунны, а всё остальное – выдумки заблудших.
Так давайте посмотрим, каково же на самом деле мнение учёных ахлу сунны? Опираться, иншааллах, мы будем на тафсир одного из самых выдающихся толкователей Корана – Ибн Касира.
Итак, имам, мухаддис Абу аль-Фида, Ибн Касир аш-Шафии ад-Димашки (701–774 х./1301–1373 м.) в тафсире 53 аята суры «ар-Рум» сказал:
«Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) привела как довод данный аят: «Поистине, ты не заставишь слышать мёртвых», – против того, что рассказал Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к убитым, сброшенным в колодец Бадра, через три дня после их смерти,упрекал их и бранил. Умар (да будет доволен им Аллах) даже сказал ему: «О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с теми, кто уже сгнил?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я клянусь Тем, в чей власти моя душа, они слышат то, что я говорю, лучше вас, только они не отвечают». Аиша (да будет доволен ею Аллах) истолковала эти слова так: «Они сейчас знают то, что я говорю им, это истина». А Каттада (да будет доволен им Аллах) сказал, что Аллах оживил их для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), дабы они услышали то, что он говорит, чтобы «возбранить, упрекать и покарать их».
Правильным (достоверным) учёные считают мнение Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), так как многочисленные источники подтверждают его истинность. Самым известным доказательством является переданный Ибн Абдиль-Барром (считается достоверным от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах)) марфуан (возведённый по цепочке к Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Какой бы человек не прошел мимо могилы своего брата мусульманина, которого он знал при жизни и не поприветствовал его салямом, Аллах вернет ему душу, ответить ему».
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил для своей уммы «салям», которым необходимо приветствовать погребённых на кладбищах, а именно: «Мир вам, о дома людей уверовавших». Так обращаются только к тем, кто слышит и понимает. И если бы не это приветствие, можно было бы думать, что умершие – несуществующие или же неодушевлённые. И все салафы (праведные предшественники) единогласны в этом.
Поистине, уровня таватура (были рассказаны большим количеством людей) достигли асары о том, что мёртвый знает о посещении живого и радуется его приходу. Ибн Аби ад-Дунья передаёт в «Книге кладбищ» от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек приходит на могилу брата своего и садится возле него, тот отвечает ему и радуется его приходу до тех пор, пока он не встанет». Также передаётся от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек проходит мимо могилы, тот, кто в ней, его узнаёт, и если он приветствует умершего словами «Ас-саляму алейкум», тот на него отвечает».
Как мы видим, Ибн Касир говорит о том, что среди салафов, а это лучшее поколение мусульман, живших в первые три века, было единогласие в том, что мёртвые слышат и понимают, когда к ним обращаются.
После того, как Ибн Касир привёл многочисленные асары по данному вопросу, в конце он говорит:
«В Исламе предусмотрено приветствие мёртвых, приветствие же тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, – абсурд.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил свою умму, при виде могилы, произносить: «Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперёд и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам», – это есть и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, к которому обращаются, который разумен и отвечает на приветствие, несмотря на то, что дающий «салам» ответа не слышит. Но Аллах знает лучше».
[«Тафсируль Кураниль Азым», тафсир суры 30, аят 53].
Как мы знаем, псевдосалафиты, как доказательство своего мнения, приводят аяты Корана, на поверхностный взгляд, утверждающие, что мёртвые не слышат. Итак, какой же на самом деле они несут в себе смысл? Являются ли они доказательством того, что мёртвые не слышат?
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты не заставишь слушать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять» (сура «ар-Рум» №30, аят 52).
Ибн Касир так толкует данный аят:
«Всевышний говорит: “Так же как ты не можешь заставить слушать мёртвых, которые в своих могилах, и не можешь донести свои слова до глухих, которые не слышат, да ещё убегают от тебя, так же ты не можешь направить слепых на путь истины и отвернуть их от заблуждений”. Наоборот, это делает Аллах, поистине, Аллах своим могуществом заставляет мёртвых слушать голоса живых, когда захочет, и направляет на путь истинный, кого хочет, и сбивает, кого хочет. И нет ни у кого, кроме Него, такого могущества» [«Тафсируль Кураниль Азым», тафсир суры 30, аят 52].
Следующий аят, это слова Всевышнего: «Не равны живые и мёртвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слушать тех, кто в могиле» (сура «аль-Фатир» №35, аят 22).
Вот что говорит Ибн Касир о смысле этого аята:
«Всевышний говорит: “Как не являются равными слепой и зрячий, так и живые и мёртвые не являются равными, наоборот, они имеют огромные отличия. И так же, как не являются равными темнота и свет, а также сень (прохлада в тени) и знойный ветер, не являются равными живые и мёртвые”. Это пример, который приводит Аллах для муминов (уверовавших) – они же «живые» и для кафиров – они «мёртвые», подобно тому, как это приводится в словах Аллаха: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраке и не может выйти из него?» Также Аллах говорит: «Эти две группы подобны слепому и глухому и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не помните назидание?»
Мумин – это зрячий, слышащий, тот, кто идёт по прямому, светлому пути в этом мире и на том свете, пока он не поселится в Раю, в котором есть сени садов и родники. Кафир же – это слепой, глухой, тот, кто идёт во мраке, из которого нет выхода. Он скитается в своих грехах и заблуждениях, пока это не приведёт его к хамуму и самуму (знойный и горячий ветер), к хамиму (горячая вода, которую дают пить обитателям ада) и к тени из сажи, от которой нет ни прохлады, ни удовольствия (т. е. в ад).
Также Аллах говорит: «Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает», т.е. ведет человека к принятию доводов, «а ты не заставишь слушать тех, кто в могилах» т. е., как мертвых, если они были кафирами, после их смерти и погребения бесполезно направлять на правильный путь, так и многобожников, которым предписан шакъават (попадание в ад). У тебя нет выхода на них (они обречены) и ты не можешь направить их на правильный путь» [«Тафсируль Кураниль Азым», 35:22].
Далее, это слова Всевышнего Аллаха: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять» (сура «ан-Намль», № 27, аят 80).
Ибн Касир говорит в толковании этого аята:
«То есть ты не заставишь их услышать что-либо полезное для них, как и этих (мушриков), на их сердцах покрывало, а в ушах глухота неверия» [«Тафсируль Кураниль Азым», тафсир суры №27, аят 80].
Как мы видим, данные аяты не доказывают, что мёртвые не слышат, так как в них речь идёт о глухоте и слепоте неверующих. То есть эти люди слышат тебя, однако они не получают пользы от твоих слов, так же как обитатели могил слышат твои наставления, однако не могут извлечь из них полезного, поскольку они упустили время, когда можно было действовать.
По поводу же мнения Аиши (да будет доволен ею Аллах) Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатхуль Бари» говорит, что она изменила свою точку зрения на то, что мёртвые слышат. Основанием тому – переданный ею хадис: «Они (усопшие неверные) лучше слышат то, что я говорю, чем вы (живые)». Этот хадис, по достоверной цепочке, передал имам Ахмад в «Муснаде» (см. «Фатхуль-Бари», «Китаб аль-магази», раздел об убийстве Абу Джахля, в толковании хадиса, приведённом после хадиса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращается к усопшим неверным).
Итак, в этом вопросе нет никаких противоречий. Хвала Аллаху, Господу Миров.
Подготовил Абу Абдуллах Дагестани
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Наша связь с умершими не прерывается, а лишь временно ослабляется
Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех «от века», т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.
Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни… И как сказано в Евангелии: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.» Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная…
Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой «за гранью смерти зримой», мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил…
Сегодня православные христиане молятся об «усопших отцех и братиях наших». Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть. У родительской субботы есть и еще одно название: «Димитриевская». Суббота названа так в честь воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября. Поскольку в этом году, суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского совпадает с днем празднования Казанской иконе Божией Матери,поминальная родительская суббота совершается сегодня.
Согласно определению Архиерейского Собора РПЦ 1994 года, поминовение наших воинов совершается 9 мая. Так как Димитриевская поминальная суббота совершается накануне 7 ноября, дня начала кровавого переворота, положившего начало невиданных гонений против Церкви в истории нашего Отечества, мы сегодня поминаем всех страдальческий погибших в годы лихолетия. Сегодня мы молимся за наших сродников и за всех соотечественников, чья жизнь была искалечена в период богоборчества.
Они ушли, а любовь к ним и благодарность — остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас. Подумаем об этом и помолимся о них.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы через нашу молитву Господь простил многие и многие вольные и невольные согрешения нашим усопшим родным и близким, и будем верить, что наша молитва не односторонняя: когда мы молимся за них, они молятся за нас.
Видят ли нас умершие после смерти
В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.
Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу. Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку. «Что вам угодно?» — «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного». Тот удивляется еще больше. «Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!» Изумлен и священник. «Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает. «Позвольте все же войти к вам». — «Пожалуйста!» Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки. «Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» — восклицает он. «Помилуйте! — возражает хозяин квартиры. —Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!» Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет. «Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», — решает он наконец. Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн».
Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Православная Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем, приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего — Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь. Аминь.
Источник