Мертвые души горькая радость сладкая скорбь звонкая тишина

Оксюморон

Оксюморон — Оксиморон,
Тут как ни назови,
А смысл всегда в одном:
Соединенье двух определений,
Понятий, слов, явлений,
Противоречащих друг другу,
(Что ждёт нас впереди?!)
Для соучастия в другом,
Столь образном творении,
Что смысла нет при нём —
По семантическому кругу
Не поддаётся осмыслению,
Не удаётся в понимании,
И как его ты не крути,
Оно — па-ра-док-саль-но-е!:
Сначала повстречаемся в пути
С Ахматовой мы Анной:
«И вкруг меня запела тишина. »;
«Мне муж — палач,
а дом его — тюрьма.»;
«Горькой мне была услада»;
«Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной,
Тленной и прекрасной»;
«Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.»
Поэта С. Есенина впустить
С твореньями Оксиморона!:
«Кого позвать мне?
С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.»
И А.А. Блок не поленился
Напомнить о себе: «Держи.»:
«Бездыханный покой очарован,
Несказанная боль улеглась.
И над миром, холодом скован,
Пролился звонко-синий час.»
У А.С. Пушкина в «Полтаве»
Оксиморон мы раскопали.
Вот тот пример как раз:
«И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.»

Как Антитеза — не простая,
Но в речи сжатая, и оттого
Звучащая парадоксально, —
В виде существительного
Рядом с прилагательным
Или наречия с глаголом,
Звучит в поэзии Оксимороном:
«живой труп», «убогая роскошь наряда»
(Н.А. Некрасов);
«Никогда не забуду (он был или
не был) этот вечер»;
«. жар холодных числ» (А.А. Блок);
«Женщина, мужайся, ничего,
Это жизнь, бывало ведь и хуже. »
(В.С. Вишневский);
«Худой мир лучше доброй ссоры.»
(А.А. Ахматова).
Тут мы ещё добавить кое-что готовы:
Горькая радость, звонкая тишина,
красноречивое молчание,сладкие
слёзы,сладкая скорбь и др.
Конечно, ярче же всего
Оксиморон звучит в названьях
Разнообразных книг, в кино.
Начнём с просмотра книг и далее:
«Невыносимая лёгкость бытия»
(М. Кундера);
«Мертвые души» Н. Гоголя,
«Живой труп» Л. Толстого,
«Честный вор» Ф. Достоевского,
«Живые мощи» И. Тургенева,
«Горячий снег» Ю. Бондарева,
«Мёртвое время» А. Авлина (фр.пис.),
«Новое старое» П. Альтенберг (авс.пис.),
«Тёмный смех» Ш.Андерсен.
«Оптимистическая трагедия»
(В.С. Вишневского),
«Серое счастье» Л. Барлетта (арг.пис.),
«Железная трава» В.И. Бахметьев,
«Бурная тишина» Х.М. Берулавы,
«Чёрный ветер» Б. Бошу (инд.пис.),
«Белая кровь» И. Бекир (тур.пис.).
Посмотрим в фильмах наш Оксиморон:
«Обыкновенное чудо»,
«С широко закрытыми глазами»,
«Правдивая ложь»,
«Назад в будущее».
Являются Оксиморонами
Не только их творения
В созданьи новых образов, явлений,
Они есть результат обозначений
Отдельных жанров, нет сомнений,
Что обозначены все жанры, как:
«трагическая комедия»,
«роман в стихах»,
«повесть в стихах»,
«стихотворения в прозе»
Самое худшее,
Чего мы не знали,
Оксюмороны в цитатах
Себя показали!
Мы взяли лучшее,
Что нам предлагали.
Как прочитали.
Мы сразу устали,
И руки отнялись,
И уши завяли:
«Война — это мир,
свобода есть рабство,
невежество — сила!» (Дж. Оруэл).
Тут принесли нам
Что-то в конверте.
Долго вскрывали,
Читаем — оферта
О рецензии на
Стихотворение
Под названьем
«Фуги смерти».
По изучении
Просят ответить
Как впечатление.
Если согласны —
Всё по оферте:
Так же негласно,
Так же в конверте:
«Чёрное молоко рассвета
мы пьём его вечерами
мы пьём его в полдень
и утром мы пьём
его ночью мы пьём и пьём
мы роем могилу
в воздушном пространстве
там тесно не будет. ». (П. Целана;
В переводе О. Седаковой).
Стих неплохой, но
В рецензии сказано, —
Если согласен
Оксиморон?!
Герой наш для ответа
Не долго размышлял,
При виде «соцпакета»
Всё сразу подписал!
Пришла цитата от Овидия,
Что есть в «Метаморфозах.»
А вообще-то только в них
Их много, много, много,
А также много в них
Цитат с Оксимороном:
«inopem mе copia fecit»!
Из разных переводов,
Сошлись мы на одном:
«Обилие богатства
К бедности ведёт» —
Философское понятие,
Что с древности живёт,
Всего одной цитатой
Нас к разуму зовёт!

Источник

Готовимся к ЕГЭ. 26 задание. Выразительные средства синтаксиса
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

теоретический материал для подготовки е ЕГЭ по рускому языку(задание 26)

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_podgotovka_k_ege.doc 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ — употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада. (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

О чём так сетуешь безумно?

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны.

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

золотая Берёзовым весёлым языком.

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

Анафора (или единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (А. Пушкин.)

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман, акварель, мольберт

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать.

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

Слова, перенесённые из слова других языков.

Парламент,сенат, депутат, консенсус

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю. (В. Высоцкий.)

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут. и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)

4. Диалогичность изложения.

— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку.

— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

5. Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

1. Выберите правильный ответ:

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. (Е. Замятин).

а) метафора б) гипербола в) метонимия

2. То стынешь в блеске лунного лака,

То стонешь , облитый пеною ран.

а) аллитерация б) ассонанс в) анафора

3. В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

а) оксюморон б) антонимы в) антитеза

4. Пусть заполнится годами

вспомнить это диво,

шире Мексиканского залива.

а) гипербола б) литота в) олицетворение

5. Выберите правильный ответ:

1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

а) эпитет б) сравнение в) метафора

6. И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови. (К. Батюшков)

а) метафора б) олицетворение в) гипербола

7. Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

а) антитеза б) оксюморон в) эпитет

8. Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой.

а) анафора б) сравнение в) параллелизм

9. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

а) метонимия б) градация в) аллегория

10. Выберите правильный ответ:

1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

а) метафора б) метонимия в) олицетворение

11. Сидит лодырь у ворот,

Широко разинув рот,

И никто не разберет,

Где ворота, а где рот.

а) гипербола б) литота в) сравнение

12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

а) эпитет б) метафора в) оксюморон

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для предпрофильной подготовки «Выразительные средства синтаксиса» поможет обучающимся при выполнении задания 8 частиВ при сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Элективный курс в 9 классе 10 часов.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой по теме «Основные выразительные средства синтаксиса».

Реферат «Работа над выразительными средствами синтаксиса в соответствии с требованиями нового стандарта основного общего образования по русскому языку» содержит описание основных выразительных средств.

Готовимся к ЕГЭ. 24 задание. Выразительные средства синтаксиса (определения и примеры для разбора задания 24 на уроке русского языка).

Материал содержит задания, направленные на отработку навыков определения средств речевой выразительности. К заданиям придагаются ответы.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. (Задание 3. Выразительные средства лексики и фразеологии).

Источник

Читайте также:  Постоянное чувство переполненности кишечника
Оцените статью