Мероприятия по охране труда стресс

Управление стрессами на рабочем месте в системе управления охраной труда (Бережнов А.А.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

Такое психологическое явление, как стресс, знакомо, пожалуй, каждому человеку, в той или иной степени все люди испытывают стресс, причем в совершенно различных сферах жизни. Но одной из наиболее распространенных причин возникновения стресса служит как раз работа.

Что же представляет из себя стресс? Природа стресса на рабочем месте и синдрома «выгорания» на работе хорошо знакома врачам, социологам, HR-специалистам, работодателям. Последние не понаслышке знают, что человек и человеческий капитал являются решающими факторами производства и поэтому стремятся набирать персонал, обладающий таким качеством, как стрессоустойчивость. Если свести к общему знаменателю различные медицинские трактовки стресса, можно заключить, что при стрессе происходит повышенное напряжение нервной системы человека, которое увеличивает вероятность возникновения расстройства функций организма. Таким образом, есть все основания относить стресс на рабочем месте к вредному производственному фактору, поскольку воздействие стресса может привести к заболеванию работника.
Ст. 22, 209 Трудового кодекса РФ возлагают на работодателей обязанности по созданию системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающие в себя самые различные мероприятия (правовые, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и т.д.). Конечно, процедура специальной оценки условий труда не учитывает и не может учитывать возможность возникновения стрессов. В этой связи, поскольку влияние стресса на здоровье работников и его количество не поддаются какому-либо точному измерению, а можно только лишь утверждать о его вредном воздействии на здоровье, следует изначально минимизировать условия (предпосылки) для возникновения стрессов и попытаться управлять уже возникшими стрессами.
Законодательству такой термин в общем и целом не знаком. Лишь в Приказе Минздрава РФ от 24 января 2003 г. N 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации» выделяется такое понятие, как «гипертония рабочего дня», у пациентов с высоким уровнем стрессов на рабочем месте. И согласно этому Приказу стресс наряду с вредными привычками, питанием и двигательной активностью оказывает влияние на артериальное давление человека и противопоказан больным с артериальной гипертонией. Данное обстоятельство подчеркивает необходимость для работодателя уделять особое внимание тем должностям и рабочим местам, где наиболее вероятно возникновение стрессовых ситуаций, выявлять их.
Конечно же, необходимо понимать, что нулевой стресс на работе практически невозможен. Кратковременные стрессовые ситуации, возникающие не постоянно, сильного вреда на здоровье человека не оказывают и зачастую могут даже положительно воздействовать на трудовой процесс, мобилизовать работников. Наибольшую опасность представляют именно долговременные стрессы, длительное пребывание работников в состоянии стресса. Стресс в коллективе создает предпосылки для возникновения межличностных конфликтов и может выступать поводом к возникновению трудовых споров, может способствовать «выгоранию» работников. А на практике, доведя работников до такого состояния, работодатели нередко пытаются избавиться от «сгорающих» или «сгоревших» работников фактически как от «отработанного материала», т.к. производительность их труда снижается.
Поскольку длительные стрессы, возникающие в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, негативно сказываются на здоровье работников, вызывая его ухудшение, можно предположить, что при таких ситуациях согласно требованиям ст. 214 ТК РФ они должны сообщать об этом работодателю, которому следует выявлять причины возникновения стрессов, проводить профилактику стрессов, анализировать их влияние на работников и пытаться ими управлять. В этом заинтересован любой добросовестный работодатель, который старается максимально эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы.
Принято выделять следующие основные причины возникновения стресса, связанные с трудовой деятельностью:
— избыток работы (чрезмерная загруженность) или ее недостаток;
— короткие сроки выполнения поручений;
— нечеткое разграничение полномочий (компетенций) между работниками и (или) структурными подразделениями организации;
— монотонный характер работы;
— отсутствие карьерных перспектив;
— усталость (моральная и физическая);
— психологическое давление со стороны руководства;
— ухудшение условий труда.
Трудовое законодательство напрямую указывает, что обеспечение охраны труда не должно ограничиваться только правовыми мероприятиями. Однако большинство из них (но не все) требуют правового оформления и закрепления. И в этом смысле согласно высказыванию А.С. Пашкова поскольку управление процессом труда сводится к управлению людьми, выступающими в качестве субъектов различных общественных отношений, то именно поэтому система управления трудом подвергается правовому регулированию . Представляется, что данное утверждение во многом применимо и к управлению стрессами на рабочем месте.
———————————
Проблемы правового регулирования труда в развитом социалистическом обществе / Под ред. проф. А.С. Пашкова. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. С. 6.

Читайте также:  Ведущей потребностью дошкольного возраста является переживание положительных эмоций

В свою очередь, система управления стрессами также может включать в себя как правовые, так и неправовые методы. Следует иметь в виду, что работники могут пытаться самостоятельно бороться со стрессом и «снимать» стресс, помимо прочего, прибегая к вредным привычкам, что может негативно сказаться на здоровье работников и в том числе способствовать их «выгоранию». В этой связи работодателю необходимо учитывать, что управление стрессами, так же как и любые мероприятия по охране труда, требует финансовых расходов с его стороны. К мероприятиям, связанным с управлениями стрессами на рабочем месте, на наш взгляд, можно отнести следующие:
— грамотная организация трудового процесса, т.е. четкое определение и разграничение работодателем полномочий, компетенций, зон ответственности работников, а также сроков выполнения заданий (при этом необходимо стараться избегать постоянных авралов), а также четкое нормирование труда (по срокам, объемам, качеству работы);
— предоставление по возможности дополнительных перерывов в случаях напряженной работы;
— активное использование механизмов социального партнерства: взаимные консультации, переговоры, реальный учет мнения представительного органа работников, т.е. реализация необходимых условий для того, чтобы работники могли донести свою позицию до работодателя;
— предоставление работникам социального пакета: оплата спортзала за счет работодателя (поскольку спорт — одно из наиболее эффективных средств снятия физического и нервного напряжения); добровольное медицинское страхование за счет работодателя; проведение корпоративных мероприятий, формирующих и повышающих командный дух и взаимодействие, а также снижающих уровень напряженности в коллективе. Также зарекомендовали себя в качестве эффективной меры создаваемые в некоторых организациях кабинеты психологической разгрузки;
— наставничество в отношении новых сотрудников и молодых специалистов, целью которого будет оказание помощи работникам в освоении нового места работы;
— разработка и внедрение системы справедливого материального вознаграждения, удовлетворяющего работников и их потребности;
— повышение мотивации к труду и поощрение успехов в труде;
— периодическое обучение работников и развитие их трудового потенциала;
— следует стараться поручать работникам разнообразную работу, повышать творческий характер труда, в т.ч. проводить мероприятия по так называемому обогащению труда;
— стараться создавать работникам наиболее комфортные условия труда.
Целью таких мероприятий и их итогом должно послужить сглаживание последствий стресса на здоровье работников и производительность их труда.

Читайте также:  Как боретесь с негативными эмоциями

Литература

1. Проблемы правового регулирования труда в развитом социалистическом обществе / Под ред. проф. А.С. Пашкова. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. С. 6.

Источник

СТРЕСС НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Стресс на рабочем месте давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. По статистике 25% опрошенных работников считают стресс на работе основной причиной ухудшения своего здоровья. Каждый третий работник считает себя подверженным стрессу.

Проблема касается не только работников, но и работодателей. Многие считают стресс основной причиной текучести кадров, а так же фактором снижающим производительность труда и социальный климат в коллективе.

Давайте попробуем разобраться в причинах стресса и обозначить пути решения проблемы.

Заболевания, вызываемые стрессом

К сожалению, постоянный стресс может подарить нам целый набор заболеваний.

  1. Сосудистые заболевания и болезни сердца

Причиной сердечнососудистых заболеваний могут быть повышенное давление и учащенный ритм сердца, сопровождающие конфликты и переживания.

Испытанный стресс может стать причиной появления экземы, псориаза, язвы и других воспалительных заболеваний или усугубить уже имеющиеся у человека заболевания.

Установлена зависимость между стрессом и клиническими проявлениями астмы

Часто выражается в невозможности заснуть вечером и трудностях раннего пробуждения.

Следует обратить внимание, что невозможность получения полноценного отдыха увеличивает усталость работника, что в свою очередь значительно увеличивает риск получения им травмы в процессе работы.

Привычка заедать стресс зачастую провоцирует ожирение. К тому же накоплению жира в области живота способствует чрезмерное выделение секреции гормона стресса – кортизола.

Что в свою очередь может быть причиной развития диабета второго типа.

  1. А так же головные боли, депрессия, тревога.

Причины стресса

Количественно измерить уровень стресса практически не возможно. На сегодняшний день единственный инструмент, который есть у предприятия для того что бы оценить напряженность рабочего процесса это специальная оценка условий труда.

Согласно Приложению N 21 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н. При отнесении условий труда по классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса оцениваются следующие факторы:

Сенсорные нагрузки:

  • Плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы, ед.
  • Число производственных объектов одновременного наблюдения, ед.
  • Работа с оптическими приборами (% времени смены)
  • Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю), час.
Читайте также:  Как вызвать всплеск эмоций

Монотонность нагрузок:

  • Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, ед.
  • Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса в % от времени смены), час.

Согласитесь, такое представление об уровне напряженности весьма однобоко оценивает те факторы, которые влияют на уровень эмоциональной нагрузки испытываемой работником. Гораздо больший вклад здесь оказывают следующие факторы:

  • Главная причина – это коллектив. А, точнее, общение с теми или иными людьми (клиентами/коллегами).
  • Нагрузка в виде ответственности, обязанностей и трудового графика.
  • Несправедливая оценка деятельности, в т.ч. финансовая.
  • Занятие бесполезными делами. Выполнение «бессмысленных» поручений.
  • Отсутствие перспектив роста.
  • Провал задачи. Фрустрация.

Но самая величайшая душевная трагедия это отсутствие внутренней мотивации. Человек не находит себя в том, чем вынужден заниматься и теряет целостность своей личности (конгруэнтность).

Бежать от стресса или терпеть его?

Этот вопрос требует более серьезного изучения. Основатель концепции стресса Ганс Селье в своей работе «Стресс жизни» писал:

«Вопреки расхожему мнению мы не должны — да и не в состоянии — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз.

Различают два типа стресса:

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям.

Чаще всего дистресс носит «накопительный» характер, вследствие которого сопротивляемость организма постепенно снижается, а затем исчезает совсем. Такое состояние перерастает в заболевание. Эустресс напротив, мобилизует организм и является частью стрессотерапии.

Стресс вызывают стрессоры. Их принято делить на три группы:

  • Первая группа – это неподвластные нам стрессоры. (Погода, рост цен, привычки других людей)
  • Вторая включает явления и события, которые мы добровольно превращаем в проблемы.
  • Третья – это стрессоры, которые нам подвластны.

Нужно понимать, что даже стрессоры из третьей группы это только повод. Реакция на стрессор это то, чем мы можем и должны управлять сами.

Существует мнение, что процесс старения это реакция организма на стрессы которым он подвергся в течение жизни.

Поскольку как бы нам не хотелось избегать проблем, все равно мы будем сталкиваться с дистрессом нужно понимать, что своими действиями мы можем усугубить или минимизировать последствия стресса.

Факторы, усугубляющие последствия стресса:

  1. Переедание;
  2. Курение. (Способствует снижению иммунитета, разрушает сосуды, наносит вред легочной системе и снижает работоспособность на 25-30%. Никотин повышает уровень тревоги);
  3. Передозировка алкоголя снижает работоспособность организма человека на несколько дней.

Факторы, снижающие последствия стресса:

  1. Хобби. Увлечения;
  2. Занятия спортом;
  3. Здоровый сон;
  4. Культура питания.

Работодатель в свою очередь может помочь работникам справиться с последствиями стресса организаций кабинетов релаксации, комнат психологической разгрузки, установкой массажных кресел, итп.

Источник

Оцените статью