Мероприятие с родителями эмоции

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций» с использованием технологий песочной терапии.
план-конспект занятия на тему

Тренинг направлен на ознакомление родителей с ролью эмоций в общении с детьми, на их распознавание и грамотное выражение.

Взаимодействие включает непосредственно тренинговые упражнения и целевую игру в педагогической песочнице.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_roditeley.docx 27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «В мире детских эмоций»

с использованием технологий песочной терапии.

МБДОУ «Детский сад №174» г.о. Самара

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального воспитания ребенка дошкольного возраста

Программное содержание тренинга.

  1. Психологическое вхождение.
  2. Основная часть.

1.Практикум «Роль эмоций в общении».

1.1. Значение и виды эмоций.

1.2. «Узнай эмоцию»

1.3. «Передай эмоцию»

2. Метод Sandplay или игры с песком.

2.1. Знакомство с песком: игры «Мина», «Оползень»

2.1. Целевая игра тренинга «Волшебники».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Обратная связь

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные.

1.1 .Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас»,- отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого человека и управлять собственными эмоциями.

Ведущий: Главная функция эмоций — лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение.

Ознакомимся с ролью эмоций в общении. Поговорим о том, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.

Вопрос к родителям : «Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?»

Ответы родителей (глаза и контакт с помощью взгляда; мимика; жесты, позы; прикосновения; дистанция во время общения).

1.2.Упражнение «Узнай эмоцию»

цель — определение связи эмоционального состояния с мимикой лица.

Ведущий показывает родителям фотографии детей с различными эмоциональными состояниями, такие как гнев, страх, обида, радость, удивление, грусть и т.п., обращая внимание на мимические выражения. Родителям предлагается определить: какая эмоция представлена на фотографии.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на фотографию. Обратите внимание на мимику лица. Какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии? Как вы об этом узнали?»

Вывод ведущего: «Умение невербально понимать эмоциональное состояние другого человека очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием.

Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».

1.3.Упражнение «Передай эмоцию»

Упражнение проводится в мини-группах. Ведущий предлагает каждой группе по три варианта родительских высказываний типа: «Убери свои игрушки», «Помой руки», «Выключай телевизор, ложись спать» и т.п. Также предлагается по три маски, соответствующие трем выражениям лица в образе пиктограмм, которые отображают следующие чувства: 1) любовь — «улыбка», 2) безразличие (нет эмоции) — «рот в виде горизонтальной палочки», 3) не любовь злость — «улыбка вниз». Задача родителей — примерить маски и прочитать вслух высказывания.

Инструкция: «У вас на столах лежат три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми. Каждая маска выражает следующие чувства: 1) любовь, 2) безразличие (эмоциональная холодность), 3) не любовь,- а злость. Ваша задача — каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской. Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».

Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?»

Ответы родителей (дискуссия).

Ведущий: «Как уже говорилось — нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.

Итак, существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение, конструктивное выражение (трансформация).

Чувство
(досада, гнев, растерянность, обида, разочарование, огорчение)

Способы выражения чувств:

2) агрессивное выражение

3) конструктивное выражение (трансформация)

— чувство не выражается никак;
— говорю, что не испытываю обиды, гнев.
— говорю дружелюбно (хотя испытываю обиду, гнев. )

— угрозы;
-обвинения;
— оскорбления;
— ультиматумы;
— «ярлыки»;
— поспешные обобщения, обвинения («ты всегда. », «ты никогда. », «из-за тебя. »)

— говорю о своем чувстве, но не обвиняю;
— предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора;
— говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека;

«Можно лопнуть» — плохо самому

«Плохо мне — пусть всем станет плохо»

«Чтобы всем стало
хорошо»

1) Сдерживание своих эмоций, их подавление не ведет к освобождению человека от этой эмоции: т.к. физиологические системы, обслуживающие эмоции, уже сработали (АД, вегетативная НС, кожно-гальванические реакции и т.п.), но не до конца. Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспеху в делах.

2) Когда отрицательные эмоции овладевают человеком (гнев, раздражение), человек проявляет агрессию. Он способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, в конечном итоге это отражается на авторитете человека, что снижает возможности жизненных достижений.

3) Таким образом, вместо того, чтобы подвергать себя обидам или приступам раздражения (вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе), нужно просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции общении конструктивным
способом: более здоровы
физически, более успешны в делах, менее закомплексованы, более способны радоваться жизни, пользуются большим
уважением.

Вывод . Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации и т.д.) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием средств массовой информации и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Негативные способы поведения дети переносят и в игру. А ведь вся их жизнь – это игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает зону защиты для ребенка. «Я в домике» — часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево и создается семья.

Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Метод Sandplay (дословно — песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Ведущий : «А теперь давайте «Просто сыграем, как делают дети,

Что вне игры, — то для них мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!»

2.1.«Знакомство с песком».

Ведущий предлагает каждому участнику опустить руки в песочницу — этап прикосновения к поверхности песка: ладонями, тыльной стороной ладони, ребром, отдельными пальцами – описать свои ощущения. Какой песок?

Участники продолжают работу в командах. В каждой песочнице закопаны мины (25 штук). Побеждает команда, быстрее всех обезвредившая все мины.

Описать свои ощущения.

Предлагается намочить песок. Сделать большую горку, на вершину которой кладется мячик от пинг – понга. Задача команд столовыми ложками снимать с горы песок так, чтобы мячик как можно дольше оставался на вершине. Побеждает команда, мячик которой дольше останется на вершине.

Игра на внимание, развитие тактильной чувствительности. Ощущения во время игры. Сплочение мини-группы, развитие чувства коллективизма.

Обсуждается: с каким песком приятнее работать: сухим или влажным?

Вывод: песок — необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

2.2.«Волшебники» — целевая игра тренинга.

Инструкция: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, чтобы найти землю, где еще никто не жил, — пустыню. Там Вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас Вы каждый выберете себе по три героя, которых Вы хотели бы поселить в новой стране. А еще Вы возьмете деревья, камни, дома, — все, что понадобится Вам для создания сказочной страны».

Обсуждение. Каждая команда осуществляет экскурсию по свое стране. Отмечается способ построения: индивидуальный или коллективный. Ощущения и желания во время строительства. Работа мини-группы: сотрудничество, конфронтация, конфликтность.

В ходе подобной игры формируется механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, приобретается опыт самостоятельного разрешения конфликтов, происходит совместное преодоление трудностей, сплочение коллектива. Дети учатся слышать и слушать друг друга – таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Таким образом, игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Один родитель делает отпечаток ладони, другие поочередно накладывают свою руку на отпечаток и делятся впечатлениями от занятия.

Просьба поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место Вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

1.Деятельность ведущего. 2.Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе.

Источник

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы»

Шапошникова Марина
Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы»

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы.

Задачи: создать благоприятный эмоциональный настрой родителей; познакомить с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста; научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.

«Давайте познакомимся!». Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой и на любую другую букву своего имени. Например, имя Вероника – веселая, настойчивая.

Мини-лекция «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника»

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т. д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.

Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Психологический практикум: Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая,когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще — защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.

Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

В настоящее время, к сожалению, в процессе воспитания и обучения детей доминирует тяга взрослых к интеллектуальному развитию дошкольников? Однако только согласованное функционирование двух систем — интеллекта и эмоциональной сферы — может обеспечить успешное выполнение любого вида деятельности.

Исследования отечественных специалистов показали, что возрастной период от пяти до семи лет является сенситивным (чувствительным) для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности (деятельности, в процессе которой развитие ребенка происходит «семимильными шагами») в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу ребенка-дошкольника.

Психологи отмечают, что «ребенок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого— дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. На «эмоциональной шкале» находятся разнообразные эмоциональные.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект тренинга для дошкольников по развитию эмоционально-волевой сферы «Полёт на воздушном шаре» Основные задачи: • Формирование самосознания и самооценки; • Развитие эмоциональной сферы и расширение чувственного опыта; • Активизация.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Источник

Читайте также:  Как чувствовать когда кончает девушка
Оцените статью