Меня вымокшего до последней нитки сняли с обессиленной дорогой лошади почти без чувств
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 417
- КНИГИ 654 455
- СЕРИИ 25 037
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 704
В середине зимы 1799 года приехали мы в губернский город Казань. Мне было восемь лет. Морозы стояли трескучие, и хотя заранее были наняты для нас две комнаты в маленьком доме капитанши Аристовой, но мы не скоро отыскали свою квартиру, которая, впрочем, находилась на хорошей улице, называющейся «Грузинскою». Мы приехали под вечер в простой рогожной повозке, на тройке своих лошадей (повар и горничная приехали прежде нас); переезд с кормежки сделали большой, долго ездили по городу, расспрашивая о квартире, долго стояли по бестолковости деревенских лакеев, — и я помню, что озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня и что я лег спать, дрожа как в лихорадке; еще более помню, что страстно любившая меня мать также дрожала, но не от холода, а от страха, чтоб не простудилось ее любимое дитя, ее Сереженька. Прижавшись к материнскому сердцу и прикрытый сверх одеяла лисьим, атласным, еще приданым салопом, я согрелся, уснул и проснулся на другой день здоровым, к неописанной радости моей встревоженной матери. Сестра моя и брат, оба меня моложе, остались в Симбирской губернии, в богатом селе Чуфарове, у двоюродной тетки моего отца, от которой в будущем ожидали мы наследства; но в настоящее время она не помогала моему отцу ни одной копейкой и заставляла его с семейством терпеть нередко нужду: даже взаймы не давала ни одного рубля. Не знаю, какие обстоятельства принудили моих родителей, при их стесненном положении в деньгах, приехать в губернский город Казань, но знаю, что это было сделано не для меня, хотя вся моя будущность определилась этой поездкой. Проснувшись на другой день, я был поражен движением на улице; до сих пор я ничего подобного не видывал. Впечатление было так сильно, что я не мог оторваться от окошка. Не удовлетворяясь ответами на мои расспросы приехавшей с нами женщины Параши, которая сама ничего не знала, я добился какой-то хозяйской девушки и мучил ее несколько часов сряду, задавая иногда такие вопросы, на которые она отвечать не умела. Отец и мать ездили в собор помолиться и еще куда-то, по своим делам, но меня с собою не брали, боясь жестоких крещенских морозов. Обедали они дома, но вечером опять уехали; утомленный новыми впечатлениями, я заснул ранее обыкновенного, болтая и слушая болтовню Параши; но только что разоспался, как ласковая рука той же Параши бережно меня разбудила. Мне сказали, что за мною прислали возок, что мне надобно встать и ехать в гости, где ожидали меня отец и мать. Меня одели в праздничное платье, умыли и причесали, закутали и посадили в возок вместе с тою же Парашей. Вырванный из крепкого ребячьего сна, испуганный таким происшествием, какого со мной никогда не бывало, застенчивый от природы, с замирающим сердцем, с предчувствием чего-то страшного, ехал я по опустевшим городским улицам. Наконец, мы приехали. Параша раздела меня в лакейской, повторила мне на ухо слова, несколько раз сказанные дорогой, чтоб я не робел, довела за руку до гостиной, лакей отворил дверь, и я вошел. Блеск свечей и громкие речи так меня смутили, что я остановился как вкопанный у двери. Первый увидел меня отец и сказал: «А вот и рекрут». Я смешался еще более. «Лоб!» — произнес чей-то громовой голос, и мужчина огромного роста поднялся с кресел и пошел ко мне. Я так перепугался, ибо понимал страшный смысл этого слова, что почти без памяти бросился бежать. Громкий хохот всех присутствующих остановил меня, но матери моей не понравилась эта шутка: материнское сердце возмутилось испугом своего дитяти; она бросилась ко мне, обняла меня, ободрила словами и ласками, и, поплакав, я скоро успокоился. Теперь надобно рассказать, куда привезли меня: это был дом старинных друзей моего отца и матери, Максима Дмитрича и Елизаветы Алексеевны Княжевичей, которые прежде несколько лет жили в Уфе, где Максим Дмитрич служил губернским прокурором (вместе с моим отцом) и откуда он переехал, также прокурором, на службу в Казань. Максим Дмитрич еще в молодости выехал из Сербии. Он прямо поступил в кавалергарды, а потом был определен в Уфу прокурором Верхнего земского суда. Он мог назваться верным типом южного славянина и отличался радушием и гостеприимством; хотя его наружность и приемы, при огромном росте и резких чертах лица, сначала казались суровыми и строгими, но он имел предобрейшее сердце; жена его была русская дворянка Руднева; дом их в городе Казани отличался вполне славянской надписью над воротами: «Добрые люди, милости просим!»[1]
— Когда Княжевичи жили в Уфе, то мы видались очень часто, и мы с сестрой игрывали вместе с их старшими сыновьями, Дмитрием и Александром, которые также были тут и которых я не скоро узнал; но когда мать все это мне напомнила и растолковала, то я вдруг закричал: «Ах, маменька, так это те Княжевичи, которые учили меня бить лбом грецкие орехи!» Восклицание мое возбудило общий смех. Робость прошла, и я сделался весел и вновь подружился с старыми приятелями: они были одеты в зеленые мундиры с красными воротниками, и я узнал, что они отданы в казанскую гимназию, куда через час их увезли. Это случилось в воскресенье; молодые Княжевичи были отпущены к родителям с утра до восьми часов вечера. Мне стало скучно, и, слушая разговоры моего отца и матери с хозяевами, я задремал, как вдруг долетели до детского моего слуха следующие слова, которые навели на меня ужас и далеко прогнали сон. «Да, мой любезный Тимофей Степаныч и почтенная Марья Николавна, — говорил твердым и резким голосом Максим Дмитриевич, — примите мой дружеский совет, отдайте Сережу в гимназию. Особенно советую я это потому, что он, кажется, матушкин сынок; она его избалует, разнежит и сделает бабой. Мальчика пора учить; в Уфе никаких учителей не было, кроме Матвея Васильича в народном училище, да и тот ничего не смыслил; а теперь вы переехали на житье в деревню, где и Матвея Васильича не достанешь». Мой отец безусловно соглашался с этим мнением, а мать, пораженная мыслию разлуки с своим сокровищем, побледнела и встревоженным голосом возражала, что я еще мал, слаб здоровьем (отчасти это была правда) и так привязан к ней, что она не может вдруг на это решиться. Я сидел, как говорится, ни жив ни мертв и уже ничего не слышал и не понимал, что говорили. Часов в десять поужинали, но ни я, ни мать моя не могли проглотить ни одного куска. Наконец, тот же возок, который привез меня, отвез нас опять на квартиру. Когда мы легли спать и я по обыкновению обнял и прижался к сердцу матери, то мы оба с нею принялись громко рыдать. Кроме слов, заглушаемых всхлипываньями: «Маменька, не отдавай меня в гимназию», я ничего сказать не мог. Мать также рыдала, и мы долго не давали спать моему отцу. Наконец, мать решила, что ни за что со мною не расстанется, — и к утру мы заснули.
Мы пробыли в Казани не долго. После я узнал, что мой отец и Княжевичи продолжали уговаривать мою мать отдать меня немедленно на казенное содержание в казанскую гимназию, убеждая ее тем, что теперь есть ваканция, а впоследствии, может быть, ее не будет; но мать моя ни за что не согласилась и сказала решительно, что ей надобно по крайней мере год времени, чтобы совладеть с своим сердцем, чтобы самой привыкнуть и меня приучить к этой мысли. От меня все было скрыто, и я поверил, что этой страшной беды никогда со мною не случится.
Мы опять потащились на своих лошадях, сначала в Симбирскую губернию, где взяли сестру и брата, и потом пустились за Волгу, в Новое Аксаково, где оставалась новорожденная сестра Аннушка. Езда зимой на своих, по проселочным дорогам тогдашней Уфимской губернии, где, по целым десяткам верст, не встречалось иногда ни одной деревни, представляется мне теперь в таком ужасном виде; что сердце замирает от одного воспоминания. Проселочная дорога была не что иное, как след, проложенный несколькими санями по снежным сугробам, при малейшем ветерке совершенно заметаемый верхним снегом. По такой-то дороге надобно было тащиться гусем, часов семь сряду, потому что пряжки, или переезды, делались верст по тридцати пяти и более; да и кто мерил эти версты! Для этого надобно было подниматься с ночлега в полночь, будить разоспавшихся детей, укутывать шубами и укладывать в повозки. Скрип от полозьев по сухому снегу терзал мои чувствительные нервы, и первые сутки я всегда страдал желчной рвотой. Кормежки и ночевки в дымных избах вместе с поросятами, ягнятами и телятами, нечистота, вонь… не дай бог никому и во сне все это увидеть. Не говорю уже о буранах, от которых иногда надобно было останавливаться в какой-нибудь деревушке, ждать суток по двое, когда затихнет снежный ураган… Страшно вспомнить! Но мы приехали, наконец, в мое милое Аксаково, и все было забыто. Я начал опять вести свою блаженную жизнь подле моей матери; опять начал читать ей вслух мои любимые книжки: «Детское чтение для сердца и разума» и даже «Ипокрену, или Утехи любословия», конечно не в первый раз, но всегда с новым удовольствием; опять начал декламировать стихи из трагедии Сумарокова, в которых я особенно любил представлять вестников, для чего подпоясывался широким кушаком и втыкал под него, вместо меча, подоконную подставку; опять начал играть с моей сестрой, которую с младенчества любил горячо, и с маленьким братом, валяясь с ними на полу, устланному для теплоты в два ряда калмыцкими, белыми как снег кошмами; опять начал учить читать свою сестрицу: она училась сначала как-то тупо и лениво, да и я, разумеется, не умел приняться за это дело, хотя очень горячо им занимался. Я очень помню, что никак не мог растолковать моей шестилетней ученице, как складывать целые слова. Я приходил в отчаяние, садился на скамеечке в угол и принимался плакать. На вопрос же матери, о чем я плачу, я отвечал: «Сестрица ничего не понимает…» Опять начал я спать с своей кошкой, которая так ко мне была привязана, что ходила за мной везде, как собачонка; опять принялся ловить птичек силками, крыть их лучком и сажать в небольшую горницу, превращенную таким образом в обширный садок; опять начал любоваться своими голубями, двухохлыми и мохноногими, которые зимовали без меня в подпечках по разным дворовым избам; опять начал смотреть, как охотники травят сорок и голубей и кормят ястребов, пущенных в зиму. Недоставало дня, чтобы насладиться всеми этими благами! Зима прошла, и наступила весна; все зазеленело и расцвело, открылось множество новых живейших наслаждений: светлые воды реки, мельница, пруд, грачовая роща и остров, окруженный со всех сторон старым и новым Бугурусланом, обсаженный тенистыми липами и березами, куда бегал я по нескольку раз в день, сам не зная зачем; я стоял там неподвижно, как очарованный, с сильно бьющимся сердцем, с прерывающимся дыханием… Всего же сильнее увлекала меня удочка, и я, под надзором дядьки моего Ефрема Евсеича, с самозабвением предался охоте удить рыбу, которой много водилось в прозрачном и омутистом Бугуруслане, протекавшем под самыми окнами деревенской спальни, прирубленной сбоку к старому дому покойным дедушкой для того, чтобы у его невестки была отдельная своя горница. Под самым окном, наклонясь над водой, росла развесистая береза; один толстый ее сучок выгибался у ствола, как кресло, и я особенно любил сидеть на нем с сестрой… Теперь воды Бугуруслана подмыли корни березы, она состарилась преждевременно и свалилась набок, но все еще живет и зеленеет. Новый хозяин посадил подле нее новое дерево…
Источник
Помогите по русскому языку пожалуйста
ЗАДАНИЕ 1. Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение, объясните свой выбор. Выполните синтаксический разбор 1 предложения
1. В лицо дует ветер_ несущий запах сырых дубовых лесов.
2. Меня_ мокрого до последней нитки_сняли с лошади почти без памяти.
3. Покрытый полярной волной простор мерцал мириадами снежинок.
4. Вот каким увидел я себя в это утро _ яркое и солнечное.
ЗАДАНИЕ 2. Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения. После выполните синтаксический разбор 2 предложения.
1. Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.
2. Степь очаровала нас. Она была покрыта ярким ковром весенних цветов.
3. Я сидел молча. Я был встревожен и огорчён до глубины души.
1. В лицо дует ветер, несущий запах сырых дубовых лесов.
2. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти.
3. Покрытый полярной волной простор мерцал мириадами снежинок.
4. Вот каким увидел я себя в это утро, яркое и солнечное.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное, полное, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, — «несущий запах сырых дубовых лесов». Грам. основа — «дует ветер», где «ветер» — подлежащее, «дует» — сказуемое. «В лицо» — дополнение.
ЗАДАНИЕ 2. Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения. После выполните синтаксический разбор 2 предложения.
1. Неожиданно застучали крупные капли дождя, заставившие нас искать убежище.
2. Степь, покрытая ярким ковром весенних цветов, очаровала нас.
3. Встревоженный и огорченный до глубины души, я сидел молча
Разбор 2 предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, — «покрытая ярким ковром весенних цветов». Грам. основа -«Степь очаровала», где «степь» — подлежащее, «очаровала» — сказуемое. «нас» — дополнение.
Источник
Расставьте недостающие знаки препинания, выбор объясните графически и обособления укажите
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру.
Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти.
Усталый я сел отдохнуть под большим кедром.
Мы волнуемые надеждами и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору.
По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость.
Пассажиры сходившие с парохода и высматривающие своих встречающих почему-то улыбались.
Никогда не обижающийся на критику и относящийся к людям с добротой Вахнов вдруг запротестовал и устроил всем бойкот.
Взволнованная полученным известием стояла у окна и бесцельно смотрела на улицу моя двоюродная сестра Оленька.
Одетая в снег земля блестит переливается мельчайшими синими огоньками.
Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.
(обособ. определение, выраж. прич. оборотом, стоящим перед определяемым словом, выраженным личным местоимением)
Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти.
(обособ. определ., выраженное прилагательным с зависимыми словами)
Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. ( определ., выраж. одиночным прилагат., относящимся к личному местоимению)
Мы, волнуемые надеждами и сомнениями, бродили маленькими кучками по коридору. (обособ. определение, выраж. причастным оборотом)
По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость. ( обособленное определение, относящееся к личному местоимению).
Пассажиры, сходившие с парохода и высматривающие своих встречающих ,почему-то улыбались. ( определ. выраж. причастным оборотом и стоящим после определяемого слова), почему-то улыбались.
Никогда не обижающийся на критику и относящийся к людям с добротой, Вахнов вдруг запротестовал и устроил всем бойкот. (обособл. определ., выраж. причастным оборотом, имеющим добавочное обстоятельственное значение)
Взволнованная полученным известием, стояла у окна и бесцельно смотрела на улицу моя двоюродная сестра Оленька. ( обособл. определ., выраж причастным оборотом, стоящим до определяемого слова, т.к. относится к личному местоимению и имеет добав. обст. значение)
Одетая в снег земля блестит, переливается мельчайшими синими огоньками.(о бособленное определение,выраженное деепричастным оборотом)
1. Книжный-научный стиль речи обычно используется в справочниках и словарях. Пример:
Царство: животные.
Тип: хордовые.
1)Подтип: бесчерепные.
Класс: Ланцетники
2)Подтип: Позвоночные.
Классы: Земноводные, птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся.
3)Подтип: Оболочники.
*Информация верная, взята из биологии, но перестроена мною под нужный стиль.
2. Книжный-деловой стиль речи обычно используется в заявлениях, расписках. Пример:
Расписка.
Уважаемая Лариса Викторовна! Мой сын, Иван Петров, отсутствовал 12 февраля на уроках по причине плохого самочувствия.
Е. Иванова . 13.02.17.
3. Книжный-публицистический стиль речи обычно используется в газетах. Пример:
Школьники на субботнике.
Сегодня школьники Алексинского района, приняли участие в уборке территории школы. Взяв лопаты, метла и грабли, ребята активно принялись за посадку цветов, саженцев и благоустройство территории.
4.Разговорный стиль речи обычно используется в диалогах между людьми, вообщем мы его используем каждый день в своей речи.Пример:
— Анька, пошли поиграем в песке. Там уже и Миша с Витькой нас все ждут не дождутся! — воскликнула Оля.
— Неа, не пойду. Играйте там сами. Меня мама не отпускает сегодня. — ответила Аня.
5. Стиль художественной литературы обычно используется во всяких романах, рассказах и т.д. для того, чтобы передать читателю картину событий, информацию, чувства. Пример:
Настала ночь. За окном был виден неяркий свет от уличного фонаря. Было холодно, поэтому я укутался в одеяло, не переставая думать, что же ждет меня завтра? Что ждет меня через десятки лет?
Источник