Меньше депрессии больше пофигизма

Парься меньше, живи больше: почему пофигизм стал религией посткризисной эпохи

Опубликованная в 2016 году книга Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма» быстро стала бестселлером — уже в июле 2017-го она возглавила список лучших книг недели по версии New York Times, а к 2019 году в мире было продано более 6 млн копий книги, переведенной на 20 с лишним языков. До сих пор эта книга, опубликованная на русском в 2017 году и ставшая для многих новой «библией», находится на полках отечественных книжных магазинов в разряде бестселлеров.

В том же 2016 году появилась книга Гэри Джона Бишопа «Unfu*k yourself. Парься меньше, живи больше» — она тоже оказалась в списке New York Times и была распродана тиражом в несколько миллионов копий, а в 2018 году вышла в русском переводе. На этой же волне в 2018-м в России опубликовали написанную еще в 2013 году книгу «НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед», — ее автора, писательницу Джен Синсеро, признали автором мотивационных бестселлеров № 1 по версии The New York Times. Почему же именно сейчас случился такой бум книг, пропагандирующих пофигизм?

Буддизм «для бедных»

Стоит пролистать несколько страниц «Тонкого искусства пофигизма», и вы поймете — всю эту философию вы уже где-то слышали. Где именно? Конечно, в буддизме.

Критики даже назвали эту книжку Buddhism 101, что можно перевести как «буддизм для чайников». Мэнсон просто взял и пересказал основные откровения Будды для тех, кому некогда изучать восточную философию — изложив ее очень простым языком и приправив нецензурной речью. Принципы, о которых он говорит в книге, не станут открытием для тех, кто хоть что-то знает о буддизме:

  • Наша жизнь устроена так, что мы вынуждены страдать.
  • Чем больше мы этому сопротивляемся, тем больше страданий испытываем.
  • Выход — отстаньте от себя.
  • Решите, что для вас по-настоящему важно — эти вещам вы позволите причинять вам страдания.
  • А на остальное забейте!
  • Теперь идите в «большой мир» и приносите людям пользу.

Из-за этого книга Мэнсона получила много нареканий от критиков. Ее даже причислили к худшим мотивационным произведениям 2017 года. Зачем нам такой буддизм «для бедных», спрашивали они? Неужели нельзя было добавить в книгу хоть немного больше личных примеров и оригинальных идей? Куда смотрели редакторы? И тем не менее это не помешало успеху Мэнсона: он не только распродал миллионы копий своего «буддизма для чайников», но и написал в 2019 году продолжение — «Все хреново. Книга о надежде». Про это произведение, например, писали, что «автор чудовищно упрощает идеи, которые требуют более глубокого подхода, делает абсурдные обобщения про ментальное здоровье и связанные с ним вещи и в целом заставляет задуматься — а в чем вообще смысл его рассуждений?» Тем не менее новая книга опять стала бестселлером.

Другой пример — «Unfu*k yourself. Парься меньше, живи больше» — идеи автора книги также во многом восходят к буддизму. («я принимаю неопределенность» и «я принимаю все и ничего не ожидаю»). А Джен Синсеро в своей книге «НИ СЫ» даже не пытается скрыть, что вдохновлялась восточной философией. «Если ты угнетен, значит, живешь в прошлом. Если встревожен, значит, живешь в будущем. Если умиротворен, значит, живешь в настоящем. Лао Цзы, китайский философ, основатель даосизма. Возможно, это один человек, а может быть, мифическая компиляция разных личностей – никто точно не знает» — вот одна из цитат из произведения, которое должно помочь читателю стать круче и жить лучше. Составители российского перевода специально подчеркнули это, вынеся «восточную мудрость» в название книги, которое в оригинале звучит как You Are a Badass: How to Stop Doubting Your Greatness and Start Living an Awesome Life («Ты крут: как перестать сомневаться в своем величии и начать жить потрясающей жизнью»).

Почему же весь этот — не самый замысловатый — пересказ восточных философских трактатов стал так хорошо продаваться в середине — конце 2010-х?

Турбулентность и желание «твердой руки»

Сегодня, в 2020-м, аналитики признают: 2010-е годы были экономическим бедствием — в первую очередь для США, где люди за последние десятилетия стабильности и роста привыкли жить хорошо.

В начало десятилетия мы все пришли на излете мирового финансового кризиса 2007-2008 годов — и для Штатов это было глубочайшее падение экономики со времен Великой депрессии, с безработицей, которая превысила 10%, и беспрецедентным для XXI века падением доходов населения. К 2019 году рынок труда США оправился, но потребовалось почти 10 лет, чтобы безработных на нем стало примерно столько, сколько было в 1999 году — 3,5%.

У британцев в прошедшем десятилетии с работой и зарплатами тоже все оказалось плохо: впервые в этом веке доходы населения в конце декады не выросли по сравнению с ее началом. Хотя, если бы развитие экономики продолжалось докризисными темпами, средний житель Великобритании должен был бы зарабатывать в 2020-м примерно на 500 фунтов в месяц больше, чем в 2010-м.

Читайте также:  Как повышается температура при стрессе

О России и говорить нечего: в нашей стране, помимо общего кризиса 2007-2008 годов, были еще локальные экономические потрясения 2014 года, связанные с аннексией Крыма, падением курса рубля и санкциями. Реальные располагаемые доходы россиян с 2014 по 2018 год только падали или в лучшем случае оставались на месте.

Такая нестабильность на экономических рынках даже самых развитых стран заставляет людей обращаться к источникам стабильности, отличным от денег и успеха. А что помогает людям во времена потрясений? Правильно, религия.

Эту закономерность можно четко проследить, например, в исследовании, которое изучало реакцию новозеландских жителей на землетрясение 2011 года, произошедшее в Крайстчерче в регионе Кентербери. Эта природная катастрофа была крайне разрушительной, погибли 185 человек. Ученые заметили: в период этого потрясения людей, пришедших к религии, в регионе оказалось более чем в полтора раза больше, чем в остальных частях страны. И вот что интересно: обращение к религии не помогло людям в целом лучше перенести землетрясение, но вот у тех, кто от природной катастрофы непосредственно пострадал, неверие разрушительно сказалось на здоровье.

Если провести аналогию между природными катаклизмами и экономическими, то можно предположить: люди, которые потеряли работу, доход или почву под ногами во времена экономического кризиса, захотят обратиться к какой-то высшей мудрости — просто чтобы не потерять ментальное и физическое здоровье. Но не у всех есть время и силы читать философские трактаты, когда нужно зарабатывать на жизнь в условиях турбулентности — и тут на помощь приходит «буддизм для чайников». А чтобы не отпугивать читателей сложными словами, авторы и переводчики идут на ухищрения: в английской версии используют такие слова, как fuck и badass, в отечественной — заигрывают с пофигизмом и «ни сы».

Дзен-буддизм и безволие

Тот буддизм, к которому делают отсылки Мэнсон, Бишоп, Синсеро и другие адепты «культа пофигизма», — это дзен-буддизм. Это течение возникло в Китае и Японии и противопоставляется тибетскому, или классическому, буддизму. Дзен-буддизм учит тому, что просветления можно достичь мгновенно, а происходит оно благодаря созерцанию и полной остановке ума — если упростить максимально, такой подход к взаимодействию с миром можно свести к «пофигизму». Тибетский же буддизм совершенно не похож на дзен: он предполагает долгую и кропотливую работу — да еще и в течение не одной жизни — для того, чтобы наконец постичь всю философию Будды.

Авторы книжек о том, как перестать страдать и начать жить, ожидаемо избрали для своих читателей наиболее легкий путь. Точнее, они пытаются усидеть сразу на двух стульях: с одной стороны, предложить потерянному в экономической нестабильности человеку опору в виде уважаемого учителя, чья мудрость проверена веками, с другой — продать ему идею, что для достижения этой мудрости не придется ничего делать. Ничего не напоминает?

Как ни странно, в этом контексте от дзен-буддизма один шаг до авторитарности. Помимо религии, люди во времена турбулентности склонны обращаться к тоталитаризму. Работает это так: кризис расшатывает все моральные, экономические и легальные опоры — и ради того, чтобы вновь обрести стабильность, человек готов добровольно отдать свою свободу и свои либеральные взгляды. Можно легко проследить, как такой процесс происходил и в нашей стране — как после революции, так и после кризиса 1990-х.

Что Будда, что авторитарный лидер, что автор бестселлеров по пофигизму Мэнсон — это, по сути, образ родителя, который расскажет, как правильно жить. Когда нам плохо и страшно, мы с радостью обращаемся к родителям за их мудростью. Но вот в чем подвох: такой подход снимает с людей ответственность и одновременно передает всю власть в руки тех, кто принимает решения. Особенно если учитель прямым текстом говорит расслабиться и не сопротивляться трудностям.

Читая книги об искусстве пофигизма или трактаты по дзен-буддизму, вы, возможно, действительно почувствуете себя лучше на пару часов — особенно в нашем сумасшедшем 2020 году. Но такие пособия вряд ли помогут открыть успешный бизнес, состояться в политике, стать хорошими родителями и даже достигнуть просветления — в общем, добиться хоть чего-либо, что требует взять на себя ответственность за свою жизнь.

Источник

Пофигизм или жизнь без стрессов.

В человеческом мире есть такое чудесное явление, как пофигизм. По научному срессоустойчивость или смирение. Довольно долго и надо признать довольно пофигистически я созерцал проявления сего состояния в себе, в окружающих людях. И возможно мой интерес так и остался бы отвлеченным, если бы я вдруг не осознал великую силу скрытую в пофигизме. Пофигизм это практически неиссякаемый источник энергии. Недаром же в трудные моменты, когда психика не выдерживает, нам вдруг становится все равно. И все равно, не из разряда «руки опустились», а из разряда холодного принятия обстоятельств. Смирение, в лучшем понимании этого слова.
А что происходит после того, как нисходит защитное состояние пофигизма? Происходит чудо. Мир начинает меняться. Все вопросы, которые прежде казались неразрешимыми и невероятно важными, вдруг таинственным образом рассасываются и разом теряют свою актуальность.

Читайте также:  Цитаты про сдержанность чувств

Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно, ведь переживания ничего не изменят. Афоризм про пофигизм с сайта http://ideastatus.ru/
Однако не стоит спешить приписывать пофигисту равнодушие, душевную пустоту и усталость. На самом деле, человек, прибывающий в состоянии пофигизма, более всего напоминает хищника, отдыхающего рядом со стадом сочных антилоп. Сейчас хищник отдыхает. Он выглядит безмятежным и расслабленным, нежась на солнышке. Но внимание его при этом не дремлет. Стоит обстоятельствам измениться и хищник сделает свой рывок. Далее, если рывок будет успешным, хищник насладиться предоставленным моментом в полной мере. Если же нет, с равнодушным видом продолжит валяться на солнышке. Если нечто отберет добычу, хищник опять же предастся отдыху и созерцанию.

Итак, пофигист — это человек умеющий наслаждаться жизнью. Причем делает это, самым что ни есть естественным образом. Без нанесения искусственных проблем, без вкладывания излишних усилий, без задавания вопросов типа — правильно-неправильно.
Многие из нас, ощущая порыв к пофигизму, но неправильно расценивая возможности этого состояния, душат его в зачаточной форме, предпочитая снова и снова беспокоиться и переживать по поводу и без.
Возникают ложные опасения: а вдруг мне больше ничего не захочется? а что если мне станет все по фиг? что делать тогда?
На самом деле опасения — напрасны! Пофиг лишь тогда, когда не знаешь; как делать, что делать, что хочешь делать. Как только пофигист начинает понимать, чего же ему хочется и как бы он мог это сделать, энергия, прежде не растраченная (благодаря пребыванию в состоянии пофигизма) тут же, и самым эффективным образом — задействуется.

Я неоднократно наблюдал живительное воздействие пофигизма, как в своей жизни, так и в жизни других людей.

Такой красочный пример. Человек, наделенный некоторой властью (или думающий, что ею наделен) пытается придавить своим авторитетом другого человека, ниже по статусу. Что произойдет, если человек обеспокоен своим будущим? Он либо испуганно прогнется, либо (если есть козыри в рукаве) попробует прогнуть обидчика. А что делает пофигист? Он заявляет, что ему пофиг, все эти тупые наезды. И. что делать любителю доминировать, когда кому-то пофиг, на его наезды? Нет, конечно же, если пофигист ещё зелен, и в его пофигизме ощущается слабина, его могут попытаться додавить. Но если дух его крепок, это ощущается сразу же. Как правило, обидчик теряется.

Не возможно воздействовать на человека, если тому наплевать на себя, на свое будущее и вообще на все вокруг.

Но не забываем об особых оттенках свойственных наплевательству пофигиста. Это непробиваемое спокойствие человека, который точно знает, когда стоит действовать, а когда нет.
Выходит, пофигисты самые гармоничные люди во вселенной. Они идеально следуют её законам и прикладывают усилия только тогда, когда в этом возникает необходимость и желание, которое истинно. Им не свойственны пустые переживания, так же, как и не присущи — разочарование в жизни и состояние усталости.
Пожалуй, они максимально искренние в своих проявлениях самих себя, в своем отношении к жизни и людям. И лучше всего, когда человек приходит к пофигизму, не из-за того, что его жизнь придавила и он вынужден, а полностью осознанно и потому что хочется.

Источник

Тонкое искусство пофигизма: 7 правил счастливого человека

Издательство «Альпина Паблишер» выпустило на русском языке книгу Марка Мэнсона «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо». Редакция Forbes Life нашла в ней по меньшей мере семь полезных уроков.

Расслабьтесь

За последние несколько лет дерьмом в стиле «Как быть счастливым» на Facebook поделились, наверное, восемь миллионов раз. Но вот чего никто не понимает насчет всей этой лабуды, так это то, что стремление к более позитивному опыту — само по себе негативный опыт. И, как ни парадоксально, принятие негативного опыта — позитивный опыт.

Это сносит крышу. Переведите дух и перечитайте: желать позитивного опыта есть негативный опыт; принять негативный опыт — это позитивный опыт. Философ Алан Уотс назвал это «законом обратного усилия»: чем больше вы стремитесь что-то получить, тем больше комплексуете из-за отсутствия желаемого. Чем отчаяннее вы хотите быть богатым, тем более бедным и недостойным себе кажетесь (сколько бы денег ни зарабатывали). Чем отчаяннее вы хотите быть сексуальным и желанным, тем большим уродом выглядите в собственных глазах (каким бы ни были в реальности). Чем отчаяннее хотите быть счастливым и любимым, тем более одиноким и испуганным становитесь (кто бы вас ни окружал). Чем больше вы хотите быть духовно просветленным, тем более низменным эгоистом делаетесь в попытках обрести просветление.

Не избегайте боли

В законе обратного усилия есть любопытная особенность. Он не случайно так назван: все получается шиворот-навыворот. Стремление к позитиву ведет к негативу, и наоборот.

Боль в качалке несет здоровье и приток сил. Шишки, набитые в бизнесе, позволяют лучше понять, как добиться успеха. Открытое признание своей неуверенности делает более уверенным и харизматичным в общении. Горечь открытой конфронтации способствует большему доверию и уважению в отношениях. Взгляд в лицо своим страхам и тревогам позволяет стать мужественным и стойким.

Читайте также:  Эмоциональное состояние перед родами признаки у повторнородящих

Кроме шуток. Продолжать перечень можно еще долго, но вы меня поняли. Все в жизни, к чему стоит стремиться, добывается через негативный опыт. Любые попытки снять, миновать, задушить и заглушить негатив лишь дадут обратный эффект. Попытка избежать страдания есть форма страдания. Попытка избежать борьбы есть борьба. Отказ признать неудачу есть неудача. Сокрытие постыдного само по себе постыдно.

Боль — скрепляющая нить в ткани жизни. Вырвать ее не только невозможно, но еще и деструктивно: вы так все порвете. Пытаться избежать боли, значит, придавать ей слишком большое значение. И напротив, если вы отнесетесь к ней «пофигистически», вас не остановить.

Скорее всего, вы такой же, как все. Смиритесь с этим

В нашей культуре принято считать, что мы все призваны к чему-то подлинно необычному. Так говорят знаменитости. Так говорят олигархи. Так говорят политики. Так говорит даже Опра (а значит, так оно и есть). Абсолютно каждый может быть выдающимся. Мы все заслуживаем величия.

Однако большинство людей упускают из виду, что в этом тезисе есть внутреннее противоречие: если все будут выдающимися, то по определению никто не будет выдающимся. Вместо того чтобы задуматься, чего мы на самом деле заслуживаем или не заслуживаем, мы послушно съедаем это вранье и просим еще.

«Середнячок» — классическое определение неудачника. Нет ничего хуже, чем оказаться в середине, в средней части кривой. Когда успех измеряется «необычностью», уж лучше быть в самом низу, чем в середине: во всяком случае ты необычен и заслуживаешь внимания. Многие люди так и поступают: доказывают всем, что они самые несчастные, или самые угнетенные, или самые виктимизированные.

Люди, которые добиваются больших успехов, обязаны своими успехами не вере в свою исключительность

Такой менталитет опасен. Как только вы согласитесь, что стоящей можно назвать лишь подлинно великую и выдающуюся жизнь, вы объявите жизнь большинства людей на Земле (включая свою) бездарной и бесполезной. А это ничего хорошего не сулит ни окружающим, ни вам самому.

Те редкие люди, которые добиваются больших успехов в чем-либо, обязаны своими успехами не вере в свою исключительность. Корни их побед лежат в другом: у них был пунктик насчет совершенствования. Но вдумаемся: почему они хотели сделать лучше? Да потому, что отдавали себе отчет: пока у них не очень получается. Этот настрой диаметрально противоположен вере в собственное величие. Успех может прийти лишь тогда, когда человек поймет: до величия ему далеко, результаты — скромные и посредственные. И есть куда расти.

А треп насчет того, что «каждый человек может стать исключительным и достичь величия», лишь дразнит эго. Звучит хорошо, но в реальности это лишь пустые калории, пресловутый бигмак для души и мозгов: от него только толстеешь и заплываешь жиром.

Выберите правильные ценности

Хорошие ценности: 1) основаны на реальности; 2) социально конструктивны; 3) непосредственны и контролируемы.

Плохие ценности: 1) оторваны от реальности; 2) социально деструктивны; 3) не непосредственны и не кон- тролируемы.

Честность — это хорошая ценность, ибо над ней вы имеете полный контроль, она отражает реальность и по- лезна окружающим (хотя и не всегда приятна). С другой стороны, популярность — плохая ценность. Если вы поставили ее во главу угла, а ваш критерий — «затмить всех на танцевальной вечеринке», многие последующие события окажутся вне вашего контроля: вы не знаете, кто еще из гостей придет и насколько они будут яркими и привлекательными. Кроме того, далеко не факт, что вы правильно оцените ситуацию: возможно, вы будете ощущать себя популярным или непопулярным, тогда как в реальности все наоборот.

Научитесь брать на себя ответственность

Допустим, однажды утром вы проснулись и обнаружили новорожденного младенца у порога своей квартиры. Вашей вины в этом нет: младенца подбросили не вы. А вот ответственность имеется. Надо срочно решать, что делать. И что бы вы ни выбрали — оставить младенца себе, избавиться от него, оставить на пороге или скормить питбулю, — ваш выбор принесет проблемы, и ответственны за эти проблемы будете именно вы.

Мы сплошь и рядом ответственны за ситуации, которые не были нашей виной. Такова жизнь.

Научитесь говорить нет

Умение сказать «нет» — очень важный жизненный навык. Никто не хочет увязнуть в отношениях, которые будут в тягость. Никто не хочет увязнуть в работе, которую терпеть не может и считает глупой. Никто не хочет чувствовать, что вынужден говорить неправду.

Но люди выбирают эти вещи. Все время.

Мы, люди, жаждем честности. Но честность требует умения слышать и говорить «нет». Оно делает наши отношения лучше, а нашу эмоциональную жизнь здоровее.

Вы уже великий

Осознаете вы это или нет. Осознают это другие люди или нет. И не потому, что вы создали приложение для iPhone, или окончили школу на год раньше, или купили роскошную яхту. Как раз в этом нет величия.

Вы великий потому, что перед лицом бесконечного смятения и несомненной смерти вы продолжаете выбирать, до чего вам есть дело, а до чего нет. Уже один этот факт — выбор жизненных ценностей — делает вас прекрасным, делает вас успешным и делает вас любимым. Даже если вы этого не осознаете.

Источник

Оцените статью