Мелкая моторика эмоциональное развитие детей

Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Светлана Сипкова
Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой,пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Поэтому, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Так, пальчиковая гимнастика помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Учеными доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторикии координации движений руки решают одновременно несколько проблем:

— во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, улучшают развитие речи детей,

-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной,необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка,можно предложить детям следующие задания:

— Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет.

— Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

— Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

— Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

— Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

— Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

— Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

— Игры в “сухом бассейне”,наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

* нахождение заданных предметов,

* угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

— Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Читайте также:  Как себя чувствовать после гипса

Таким образом, можно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

В данном докладе я попробовала дать небольшой обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрела понятия мелкой моторики и ее значение в жизни человека. Также мною предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.

Источник

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Елена Мезина
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.

Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.

У него есть страсть, и её надо удовлетворить.

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения).

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.

Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность темы «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Читайте также:  Перепады настроения мне 15 лет

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

• Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

• Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.

• Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

• Содействовать нормализации речевой функции.

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

• Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

• Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности:

• Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, крупы (фасоль, горох)

• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

• Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

• Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками или косточками абрикоса.

• Совместная деятельность воспитателя с детьми

• Индивидуальная работа с детьми

• Самостоятельная деятельность самих детей.

План работы на 2021/2022 учебный год

Сентябрь: Изучить литературу по данной теме

Октябрь: Внедрить в работу с детьми массаж кистей рук карандашами, с помощью грецких орехов, массажным мячом с пупырышками,

Ноябрь: Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика ежедневно в утренние часы приема детей.

Декабрь:Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки, перебирание круп (фасоль,горох). Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь: Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками.

Февраль: Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых.Консультация для родителей: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».

Март:Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель: Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых

Май: Родительское собрание совместно с детьми «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2021-2022 учебный год

Тема: Д/и «Строим пирамидку»

Задачи: Упражнять детей в нанизывании колец на

стержень. Развивать глазомер. Знакомить

Тема: Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Задачи: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.Тема: Пальчиковая гимнастика «Прятки»

Задачи: Ритмично сгибать и разгибать пальцы.

Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Тема: Конструирование «Поезд» из поролоновых губок

Задачи: Развивать умение сооружать поезд,

знакомить с деталями строительного материала.

Тема: Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Задачи: Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. Октябрь

Тема: Д/и «Чудесный мешочек»

Задачи: Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Тема: Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Задачи: Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Тема: «Накорми поросенка фасолькой»

Задачи: Формировать умения действовать по указанию педагога -брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Тема: Д/и «Найди рыбку в бассейне»

Задачи: Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне» из косточек абрикоса.

Задачи: Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Тема: «Пальчиковая гимнастика «Семья»

Задачи: Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Тема: Подвижная игра «Наша бабушка»

Задачи: Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Тема: Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы, бабушки, сестренки»

Задачи: Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

задачи: Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Тема: Игра «Я рисую на песке»

Задачи: Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком на песке.

Тема: Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Задачи: Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Тема: Конструирование «Башенка для снеговика»

Задачи: Привлекать детей к конструированию башенки. Строим из картонных коробок.

Читайте также:  Мочевой пузырь камни как чувствуется

Тема: Д/и «Рисуем на крупе или песочном столе снежинки»

Задачи: Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Тема: Настольная игра «Мозаика»

Задачи: Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Тема: Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Задачи: Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Тема: Игра «Веселый карандаш»

Задачи: Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Тема: Конструирование из палочек от мороженного или счетных палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».

Задачи: Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Тема: Игра «Лепим снежки»

Задачи: Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Тема: Графическое упражнение «Спрячь колобка от лисы»

Задачи: Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Тема: Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Задачи: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Тема: Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Задачи: Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Тема: Самомассаж «Солим Капусту»

Задачи: Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Тема: Конструирование из палочек от мороженного или счетных «Лесенка для мишки»

Задачи: Упражнять детей выкладывать из счетных палочек или палочек от мороженого по образцу.

Тема: Д/и «Кукла Ира хочет спать»

Задачи: Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Тема: Пальчиковое рисование «Цветы»

Задачи: Развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой.

Тема: Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Задачи: Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Тема: Конструирование «Машина из картонных коробок»

Задачи: Развивать умение сооружать машину, и подобрать по размеру коробочки, из крышек колеса.

Тема: Самомассаж «Колобок»

Задачи: Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Тема: «Надень платье на куклу Катю»

Задачи: Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Тема: Рисование «Дорисуй ветки на ёлке»

Задачи: Развивать умения правильно держать карандаш.

Тема: Конструирование «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Задачи: Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Тема: Игра «Спрячь мышку в ладошке»

Задачи: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Тема: Упражнение «Обведи ягодку»

Задачи: Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Тема: Упражнение «Фонарики»

Задачи: Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Тема: Игра «Собери бусы из макарон»

Задачи: Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Тема: Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь?»

Задачи: Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Тема: Игра «Бабушка и очки»

Задачи: Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Тема: Игра «Где же, где же наши ручки?»

Задачи: Развивать умения подражать движениям взрослого.

Задачи: Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку,

у которой узкое горлышко.

Работа с родителями:

Сентябрь: Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Октябрь: Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

Ноябрь: Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь:Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь: Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

Февраль:Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март: Изготовление бизибордов для детей родителями

Январь-май: Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Пальчиковый театр «Теремок»

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Источник

Оцените статью