Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Светлана Сипкова
Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой,пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Поэтому, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Так, пальчиковая гимнастика помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Учеными доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторикии координации движений руки решают одновременно несколько проблем:
— во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
-во-вторых, улучшают развитие речи детей,
-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.
Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной,необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка,можно предложить детям следующие задания:
— Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет.
— Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
— Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
— Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
— Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
— Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
— Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
— Игры в “сухом бассейне”,наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
* нахождение заданных предметов,
* угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
— Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Таким образом, можно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.
В данном докладе я попробовала дать небольшой обзор научных исследований развития мелкой моторики у детей и рассмотрела понятия мелкой моторики и ее значение в жизни человека. Также мною предпринята попытка по определению методов и способов, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.
Источник
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
Елена Мезина
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности
Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения).
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.
Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность темы «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
• Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.
• Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
• Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
• Содействовать нормализации речевой функции.
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
• Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
• Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
Основные направления работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности:
• Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, крупы (фасоль, горох)
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
• Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками или косточками абрикоса.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми
• Индивидуальная работа с детьми
• Самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2021/2022 учебный год
Сентябрь: Изучить литературу по данной теме
Октябрь: Внедрить в работу с детьми массаж кистей рук карандашами, с помощью грецких орехов, массажным мячом с пупырышками,
Ноябрь: Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика ежедневно в утренние часы приема детей.
Декабрь:Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки, перебирание круп (фасоль,горох). Рисование по трафаретам, штриховки.
Январь: Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками.
Февраль: Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых.Консультация для родителей: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
Март:Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.
Апрель: Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых
Май: Родительское собрание совместно с детьми «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»
Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2021-2022 учебный год
Тема: Д/и «Строим пирамидку»
Задачи: Упражнять детей в нанизывании колец на
стержень. Развивать глазомер. Знакомить
Тема: Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Задачи: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.Тема: Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Задачи: Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Тема: Конструирование «Поезд» из поролоновых губок
Задачи: Развивать умение сооружать поезд,
знакомить с деталями строительного материала.
Тема: Д/и «Оденем куклу на прогулку»
Задачи: Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. Октябрь
Тема: Д/и «Чудесный мешочек»
Задачи: Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
Тема: Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Задачи: Упражнять в выполнении различных имитационных движений.
Тема: «Накорми поросенка фасолькой»
Задачи: Формировать умения действовать по указанию педагога -брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Тема: Д/и «Найди рыбку в бассейне»
Задачи: Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне» из косточек абрикоса.
Задачи: Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.
Тема: «Пальчиковая гимнастика «Семья»
Задачи: Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
Тема: Подвижная игра «Наша бабушка»
Задачи: Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.
Тема: Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы, бабушки, сестренки»
Задачи: Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.
задачи: Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.
Тема: Игра «Я рисую на песке»
Задачи: Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком на песке.
Тема: Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»
Задачи: Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.
Тема: Конструирование «Башенка для снеговика»
Задачи: Привлекать детей к конструированию башенки. Строим из картонных коробок.
Тема: Д/и «Рисуем на крупе или песочном столе снежинки»
Задачи: Укреплять и развивать мелкую
моторику пальцев рук.
Тема: Настольная игра «Мозаика»
Задачи: Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
Тема: Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Задачи: Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.
Тема: Игра «Веселый карандаш»
Задачи: Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками.
Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
Тема: Конструирование из палочек от мороженного или счетных палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».
Задачи: Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
Тема: Игра «Лепим снежки»
Задачи: Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.
Тема: Графическое упражнение «Спрячь колобка от лисы»
Задачи: Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.
Тема: Д/и «Массажный мячик для пальчиков»
Задачи: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
Тема: Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»
Задачи: Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.
Тема: Самомассаж «Солим Капусту»
Задачи: Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.
Тема: Конструирование из палочек от мороженного или счетных «Лесенка для мишки»
Задачи: Упражнять детей выкладывать из счетных палочек или палочек от мороженого по образцу.
Тема: Д/и «Кукла Ира хочет спать»
Задачи: Упражнять в закреплении навыков раздевания.
Тема: Пальчиковое рисование «Цветы»
Задачи: Развивать умения детей рисовать пальчиками, ладошкой.
Тема: Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Задачи: Формировать умения поочередно разгибать пальчики.
Тема: Конструирование «Машина из картонных коробок»
Задачи: Развивать умение сооружать машину, и подобрать по размеру коробочки, из крышек колеса.
Тема: Самомассаж «Колобок»
Задачи: Развивать умения имитировать скатывание колобков.
Тема: «Надень платье на куклу Катю»
Задачи: Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
Тема: Рисование «Дорисуй ветки на ёлке»
Задачи: Развивать умения правильно держать карандаш.
Тема: Конструирование «Построим шоссе для машин из картона и дерева»
Задачи: Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.
Тема: Игра «Спрячь мышку в ладошке»
Задачи: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Тема: Упражнение «Обведи ягодку»
Задачи: Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.
Тема: Упражнение «Фонарики»
Задачи: Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.
Тема: Игра «Собери бусы из макарон»
Задачи: Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.
Тема: Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь?»
Задачи: Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Тема: Игра «Бабушка и очки»
Задачи: Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.
Тема: Игра «Где же, где же наши ручки?»
Задачи: Развивать умения подражать движениям взрослого.
Задачи: Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку,
у которой узкое горлышко.
Работа с родителями:
Сентябрь: Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»
Октябрь: Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
Ноябрь: Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь:Новогодние поделки: «Зимняя сказка»
Январь: Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»
Февраль:Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Март: Изготовление бизибордов для детей родителями
Январь-май: Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Пальчиковый театр «Теремок»
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.
Источник