- Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): биография, беседы и проповеди
- Биография
- Награды
- Подробности
- Об отношениях с родителями
- Становление как монаха
- О проповедях
- Об образовании
- О Синодальном отделе
- О наиболее сложном послушании
- В беседах
- Главная мысль
- У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Что там, за последней чертой?
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): биография, беседы и проповеди
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин Павел) был рожден 2 мая 1962 года в Москве. Он стал православным служителем, настоятелем церкви Петра и Павла в Ясеневе, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Также архимандрит Мелхиседек (Артюхин в миру) стал пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Биография
В 1984 году, отслужив в армии, он стал студентом духовной семинарии в Москве. Там он отучился 4 года. В 1986 году принял постриг в монахи. Тогда стал Павел Артюхин Мелхиседеком. Архимандрит Алексий, наместник Свято-Троице Сергиевой лавры постриг его лично.
Окончив духовную семинарию, он поступил в духовную академию в Москве, на заочное отделение. В 1988 году он прибыл в монастырь Оптина пустынь. Там он благочинно служил на протяжении нескольких лет. В 1990 году будущий архимандрит Мелхиседек получил сан игумена. В 1992 году Академия была им окончена. В 1997 году Патриарх Алексий II выпустил указ, назначив его настоятелем храма Петра и Павла в московском Ясеневе.
Вскоре он стал настоятелем и в монастырском подворье. Помимо этого он стал настоятелем при возведении храма Покрова Пресвятой Богородицы на улице Айвазовского. Возводить его начали в 2008 году. А уже спустя 5 лет сан архимандрита Мелхиседека Артюхину был передан в Преображенском соборе.
Награды
Храм Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он является, выиграл в конкурсе «Лучший реализованный проект в сфере инвестиций и строительства». Получил соответствующую награду архимандрит Мелхиседек в 2014 году.
В 2016 году он заявил, что слышал, будто папа римский собирается покаяться и вернуться в православную веру. Это прозвучало в столичной церкви перед прихожанами.
Подробности
Свою биографию архимандрит Мелхиседек лично описывал в многочисленных интервью. Так, он стал священнослужителем, когда ему было 25 лет. В своих беседах Артюхин, архимандрит Мелхиседек, признавался, что изначально собирался жить как монах. Он назвал это решение впоследствии максималистским.
Решение стать монахом пришло в его голову, когда ему было 17 лет. Тогда он осознал, что его жизнь и так ему не принадлежит. И он решил отдать ее Господу. Он не понимал в те времена, что мог просто стать священнослужителем. Но нашел подходящий для себя образ жизни. Будущий архимандрит Мелхиседек уже в том возрасте нашел духовника в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он изнутри изучал монашескую жизнь. По этой причине вплоть до поступления в духовную семинарию он уже имел четкое представление о том, какой будет его жизнь в монастыре. В то же время он понимал, что ему предстоит отучиться, пройти армию, и лишь затем он станет монахом. Он мечтал жить в Троице-Сергиевой лавре. И так, по сути, все и вышло.
Несмотря на то что решение было принято в молодом возрасте, архимандрит Мелхиседек никогда об этом не жалел. Он отмечает, что немало трудностей есть и в семейной жизни, а не только в монашеской.
Об отношениях с родителями
В беседах и проповедях Артюхина, архимандрита Мелхиседека, звучала история о том, что родители его были против поступления в духовную семинарию. Так, мать его просила, чтобы он не становился монахом. И Артюхин убеждал ее, что не станет. И когда мать периодически навещала его в лавре, она каждый раз просила его отказаться от идеи монашества. Несмотря на то что архимандрит Мелхиседек в проповедях, беседах признавался, что уже на первом курсе собирался писать прошение в монастырь, матери он говорил, что не собирается этого делать.
В то время духовником его был игумен Венедикт. Он говорил, что не стоит этого делать без благословения на то матери. Однако архимандрит понимал, что мать никогда ему этого не разрешит. Игумен Венедикт призывал его ждать и молиться. Перспективы в общении с матерью не было никакой.
Становление как монаха
Но на ее настрой повлияли некоторые события. Например, один сон, несмотря на то что многие священники советуют не верить сновидениям в случаях, когда они не являются отражением мыслей о Страшном суде. И когда сновидения вызывают грусть и тоску, их не стоит брать во внимание. Считается в церковной среде, что сны бывают от Бога и от беса.
Во сне Артюхин зашел в Троицкий собор. Там не было никого, как вдруг увидел, как вышестоящие рассуждают о том, кого взять в качестве послушника в монастырь. Им не хватало людей. И тут их посетила идея взять Артюхина. Он засветился от счастья, подошел к ним и признался, что мечтал об этом. Проснулся он со слезами счастья на глазах.
Сновидение оказалось позитивным предзнаменованием. В то же время он не понимал, как ему поговорить с матерью. Вскоре она приехала к нему сама и неожиданно сказала, что Павел станет монахом. Он старался отвлекать от темы, которая ее ранила, но она сквозь свое нежелание сказала снова, что он станет монахом. Он удивлялся, почему она так решила. Она заплакала и нехотя рассказала, что не могла уснуть на днях. Ей было ужасно тоскливо от того, что она постоянно одна. Муж ушел, когда Павлу было 7 лет, и она вырастила двух сыновей одна. Один из них создал семью, а второй ушел в семинарию. И она осталась со своей престарелой матерью, которая могла в любой момент умереть.
Во сне она услышала голос, возвестивший ее о том, что сын ее станет монахом. Ее это совершенно не радовало, но голос был очень жизнеутверждающим, и она поняла, что это будет так.
Против собственной воли мать дала Артюхину благословение. Он рассказал об этом духовнику, и тот сказал, что 3 года молитв не прошли зря. Тогда Артюхин написал прошение о поступлении в монастырь. И вскоре оказался принят в лавру. Это произошло за 14 дней до большого пожара 1986 года. И будущий архимандрит проживал в корпусе 50, который и сгорел дотла. В нем погибло 5 семинаристов. В то время не было мобильной связи. И когда Артюхин увиделся с матерью, будучи в монашеском одеянии, на лице ее отражалась полная гамма чувств: она была и рада, что он живой, и в полнейшем отчаянии, так как он был в монашеской рясе. Он подвел ее к пепелищу и сказал ей, что, если бы его не приняли в монахи, он мог бы погибнуть вместе с теми семинаристами. Она перестала возражать, выбрав отдать сына служению, нежели чем потерять его насовсем.
О проповедях
В проповедях архимандрит Мелхиседек, Артюхин, указывает на то, что Господь откликается на желания человека. По крайней мере, так случилось с ним самим. Если нет никаких знаков свыше, нужно обладать твердым желанием добиться чего-то в этой жизни.
К примеру, в случае монашества, если человек хотя бы чуть сомневается, становиться ли ему монахом или выбрать семейную жизнь, стоит отдать предпочтение последней. Так как когда человек загорается по-настоящему, в нем не остается ни одного сомнения.
Все события, происходившие в жизни архимандрита, случались на фоне его твердого желания стать монахом. В проповеди архимандрит Мелхиседек отмечает, что попутного ветра не бывает у тех, кто никуда не плывет. Первично желание. Так, когда кто-то в детстве играет в солдатиков, он хочет впоследствии стать военным, когда гоняет шайбу во дворе, хочет стать хоккеистом. Прежде всего, человек принимает мысль, а затем начинает по этапам воплощать свою идею. Главное – загореться каким-либо делом, желанием, а затем устремиться к достижению цели. Тогда Господь будет помогать. При наличии желания и призвания воля будет склоняться именно к этому.
Рассуждая в проповеди, архимандрит Мелхиседек Артюхин указывает, что главным побудительным мотивом для человека в желании стать монахом является любовь к Богу. В монахи люди уходят по нескольким причинам – даже те, кто сильно грешен, порой стремятся в монашество. И игумены приветствуют любую причину. Те, кто плохо начал, могут хорошо закончить.
Об образовании
Нужно отметить, что Артюхин обладает медицинским образованием. Именно это позволяет ему сосредоточиваться на главном, точно определять причины духовных недугов, как он сам считает. Он обожает тех, кто обладает талантами в медицинской сфере. Он считает чрезмерной гордостью надеяться на одни молитвы.
Медицина человеку необходима, и врачей стоит почитать, считает архимандрит. В то же время кто-то знает его как талантливого педагога. И каждый священнослужитель по сути является учителем веры.
О Синодальном отделе
В беседах рассуждает Артюхин и о роли Синодального отдела по монастырям и монашеству. На его взгляд, этот отдел выполняет важнейшую функцию в современной церкви. Сайты о монастырях отражают его деятельность. Благодаря этому монастыри обладают возможностью делиться с внешним миром информацией о духовной жизни, о том, что происходит в них. Наиболее интересные статьи порой берут себе другие порталы. И некоторые материалы оказываются востребованными не только у православных ресурсов, но и у некоторых светских. Последние печатают подобные материалы все чаще. Конференции, форумы – важнейшая часть жизни современных монахов. Обсуждая актуальные вопросы, они осмысливают заново церковные традиции, обмениваются опытом духовной жизни, встречаются друг с другом. Все это необходимо, чтобы монашество продолжало существовать в 21-м веке. Все, кто не был на какой-либо конференции, обладают возможностью прочитать о происходившем на ней на сайте «Монастырского вестника».
О наиболее сложном послушании
Архимандрит считает наиболее сложным послушание в Оптинной пустыне. Он был ответственным за то, как протекала повседневная жизнь в монастыре, за дисциплину всей братии, а она была большой, за то, как каждый относился к послушанию. Помимо этого архимандрит постоянно находился на разъездах, участвовал в переговорах. А ему нужно было следить и за своим духовным развитием. Но в дальнейшем приобретенный в этот период опыт в значительной мере помогал ему справиться с новыми трудностями, возникавшими на его жизненном пути.
Интересен тот факт, что архимандрит в своих беседах подчеркивает важную роль Интернета и мобильной связи для современного развития. В то же время чрезмерная огласка способна навредить внутренней монастырской жизни. По этой причине пользоваться данными благами необходимо с умом.
В беседах
В своих проповедях архимандрит отмечает, что наиболее страшным в духовной жизни является успокоение себя. Мол, что исправишься, изменишься обязательно, но потом. По этой причине важно отслеживать свои мысли. При внешней живости можно оставаться мертвым. Как и наоборот.
Архимандрит не раз приводил историю о старце Карпе. Он был парализованным и слепым, жил в Оптинной пустыни. Многие сокрушались из-за него, жалели его, сочувствовали и высказывали ему слова поддержки. Но Карп искренне удивлялся этому. Он говорил: «Я хоть и лежу, но на Бога гляжу». И этот духовный стержень архимандрит советует найти всем. Призывает радоваться тому, что человек уже стоит на своих ногах, жив – и это не мелочь. Такой человек вообще богат, и ныть ему не положено.
Главная мысль
Старец Амвросий, о котором нередко в своих проповедях для прихожан рассказывает архимандрит Мелхиседек, советовал никого никогда не осуждать, всех почитать. То, что происходит внутри человека, намного важнее всего внешнего. Так, если корабль плывет по воде, он не тонет. Но как только вода попала внутрь него, стала проникать в его корпус, он тонет. По этой причине зло не может не касаться человека, но оно не должно исходить от него самого.
Сердце человека должно быть похожим на воду – если в нее бросить камень, она поколеблется, но следа от него не останется никакого уже через мгновение. И порой человек сталкивается со злом и недоброжелательностью, но охранять своего внутреннего человека нужно всегда. Не дать внешним силам оказаться сильнее своих внутренних.
Внутреннего человека необходимо постоянно культивировать. Иначе он сойдет на нет, забудется в морях повседневных бед. И ежедневно через неохоту нужно продолжать это делать. Так как «Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его».
Источник
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Что там, за последней чертой?
Аудио
Несомненно, каждый человек задумывался о смысле жизни, хотя бы раз задавал себе вопрос: «Зачем я пришел в этот мир? Что ждет меня после смерти?» Этот вопрос мучил, мучает и будет мучить серьезных, вдумчивых и стремящихся к полноте жизни людей до тех пор, пока существует этот мир. От того, как человек решит для себя вопрос о смысле жизни вообще, зависит и его судьба в вечности, и его земное существование — повседневная, реальная жизнь. Будет она счастливой или несчастной, наполненной смыслом или бестолковой суетой, подарит радость бытия или станет бессмысленным путешествием с бессмысленным концом. Задуматься над этим вопросом предлагает и автор книги, которая находится сегодня на нашей книжной полке.
Книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, вышла в свет в Издательстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и называется — «Что там, за последней чертой?» Ее автор — архимандрит Мелхиседек (Артюхин) — настоятель Покровского храма и храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворья Оптиной пустыни), известный npoповедник, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, автор многих книг и православных программ на телевидении и радиостанции «Радонеж».
Новая книга архимандрита Мелхиседека касается вопросов, которые во все времена волновали всех людей, верующих и неверующих, молодых и пожилых. Каждый человек рано или поздно приходит к пониманию того, что земная жизнь неизбежно закончится, и задумается о том, что же его ждет за последней чертой. Что будет, когда его не будет? Есть ли действительно вечная жизнь? Что произойдет с его душой и телом? Размышления отца Мелхиседека, основанные на Священном Писании и святоотеческом учении, а также на его священническом служении, помогут читателю умом понять и сердцем почувствовать, что в конце земного пути нас ждет не пустота и тупик, а дверь, которая распахивается в ликующую вечность.
Как отмечает автор, до Рождества Христова все души людей после смерти пребывали в так называемом шеоле — в месте тьмы, где они находились в состоянии сна, забвения. Люди считали, что вся жизнь только здесь, на земле — ешь, пей, веселись, а в перспективе — два метра и всё. Как же это уныло, скорбно, если вдруг хоть на одну секунду представить, что нет вечности, нет будущего. Но миллионы людей живут именно так — одним сегодняшним днём, в душе, в сердце и в уме у них — только земля. Обыденное мышление такого человека отражено в стихах поэта Алексея Кольцова:
Всему конец — могила,
За далью мрак густой,
Ни вести, ни отзыва
На вопль наш роковой.
А тут дары земные,
Дни, ночи золотые,
Разгульный шум лесов.
Но после Боговоплощения состояние человека после смерти изменилось. Вот какими прекрасными словами говорит об этом Иван Саввич Никитин:
Нет! Прочь бесплодное сомненье!
Я верю истине святой —
Святым глаголам откровенья
О нашей жизни неземной.
И сладко мне в часы страданья
Припоминать порой в тиши
Чувствуете, говорит отец Мелхиседек, разницу между этими двумя взглядами на жизнь и смерть? Ведь смерть есть часть нашей жизни, она имеет смысл, противоположный безысходности людей Ветхого Завета, — смысл жизни вечной. Человек должен со всей серьезностью отдавать себе отчет в том, что он готовит себе в вечности, хотя бы время от времени задумываться, что же там будет.
Каждый из нас призван осмыслить свою жизнь и пройти ее достойно, также достойно пройти момент смерти и перейти к новой жизни в вечности. Лев Николаевич Толстой писал: «Все мысли о смерти нужны для жизни. Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни». А между тем, многие люди стараются забыть о смерти, как написал святитель Игнатий Брянчанинов: «Сейчас люди живут так, как будто бы им никогда не придется умирать, а умирают так, как будто бы им никогда не придется больше жить». Как же, по словам автора, несчастна, сера, бесцельна их жизнь.
Если человек не находит перспективы будущего, перспективы вечности, то его жизнь полна пессимизма, он не знает для чего живет. Как писал тот же Толстой: «На большинстве памятников умерших людей можно было бы написать такие слова: «Они не знали, зачем живут»». И целая пропасть отделяет людей, которые успокаиваются на том, что не нашли в жизни и вообще в мире — ни смысла, ни веры, ни оснований для веры, — от тех, кто нашел выход из неверия и бессмысленности своего земного существования. Автор предлагает представить себе ситуацию, которую можно считать аналогией между верой и безверием.
Два человека заблудились в лесу и не могут из него выбраться. Через некоторое время им повстречались два лесника. Один из них говорит: «Знаете, выхода из этого леса нет, и искать его бессмысленно. Так что давайте хоть как-то обустроим свою жизнь, соорудим здесь шалаш, разведем костер, поищем какую-нибудь еду». А второй лесник предложил «Я все-таки знаю путь. Он будет непростым и очень рискованным, но все же выведет нас из этого леса». Так вот, какой путь земной жизни мы выберем? Будем жить с чувством бессмысленности своего существования или все-таки станем искать выход из дебрей неверия и найдем Бога?
Иов Многострадальный оставил нам потрясающее откровение: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Вот бы и нам жить с такими мыслями, с такой верой и готовностью ради встречи с Господом перенести все на свете, любые страдания и мучения. Мы проходим сквозь узкие врата смерти и страдания, чтобы все старое, ненужное, ветхое отболело и осталось здесь, а в жизнь вечную уже пошел человек новый, обновленный. Если бы жизнь человека ограничивалась только земным существованием, то тогда вообще все бы обессмыслилось — смерть. болезнь, страдания. А если есть вечность, и она на самом деле есть, тогда все становится на свои места. Для нас в этом есть великий смысл, потому что у нас есть Бог жизни, Бог справедливости, Бог правды и милосердия, Бог любви и Бог радости.
Рано или поздно ко многим людям неизбежно приходит понимание, что все земное подвержено смерти и тлению, бессмертна только душа, которая живет вечно. И вся земная жизнь человека с ее горестями и радостями, событиями и поступками является путем спасения души, своего рода экзаменом, по результатам которого его будет ждать бесконечная радость с Богом или вечные мучения с врагом рода человеческою. Для христианина смысл жизни заключается в уподоблении человеческой личности еще здесь, на земле, Господу Иисусу Христу и в вере в действительное воскресение человека для вечной жизни. И такая жизнь имеет для себя больше вероятностей счастья, даже земного, чем жизнь, имеющая целью благо материальное. Об этом и многом другом беседует с читателем архимандрит Мелхиседек.
Источник