Механизмы возникновения эмоций кратко

Какова психология эмоций, классификация, механизм появления, особенности управления

Основным элементом гармоничной личности считается эмоциональная стабильность. Потому психология эмоций является важной частью этой науки. Эмоции и чувства в психологии представляют собой связь состояния внутри и влияния внешних факторов. От умения управлять своими эмоциями напрямую зависит поведение человека, его контакты с другими людьми. Помимо этого, способность контролировать свои чувства оказывает прямое влияние на физическое здоровье человека, его болезни и неудачи.

Основные виды чувств и эмоций

Эмоции – это в психологии определенная реакция на внешние факторы. При этом человек может демонстрировать желание или нежелание принимать участие в происходящих событиях. Также он способен показывать окружающим свое внутреннее состояние. Это может быть тревога, влюбленность, радость.

Такие реакции зависят от субъективной оценки происходящих событий. Установлено, что чувства, которые испытывает человек, связаны с его отношением к себе. На них влияет внутреннее состояние. Также большое значение имеет состояние нервной системы. Именно поэтому на одинаковые события люди реагируют по-разному.

В зависимости от симптомов есть следующие виды эмоций и чувств в психологии:

  1. Позитивные – обеспечивают заряд хорошими эмоциями. В эту группу входят радость, ликование. Также к позитивным эмоциям можно отнести радость или интерес.
  2. Негативные – обладают отрицательным зарядом. В эту категорию входит более обширный спектр чувств. Это может быть вина, гнев, обида. К отрицательным эмоциям можно отнести неуверенность, тоску, страх.
  3. Нейтральные – могут иметь отрицательный или положительный окрас, однако не обладают выраженной эмоциональной окраской или серьезными проявлениями. К этой группе можно отнести удивление или любопытство.

Для каждого вида чувств в психологии характерны конкретные вербальные признаки – речь, жесты, интонации. Чтобы держать эмоции под контролем, нужно понимать, какая из них захватила в тот или иной момент.

Несмотря на разнообразие способов выражения, существует 4 базовых вида эмоций в психологии. К ним относят радость, гнев, страх и грусть. Каждая из разновидностей имеет определенные подвиды. Степень их выраженности зависит от особенностей личности и конкретной ситуации.

Итак, эмоции в психологии делятся на такие разновидности:

  1. Радость. К подвидам этой эмоции стоит отнести надежду, восторг, счастье, интерес. Также в эту категорию входят ликование, предвкушение, принятие. Такие чувства проявляются в виде смеха, расслабленного состояния, улыбки, блеска в глазах. У человека может возникать потребность в объятиях, он готов помочь, держит ладони открытыми.
  2. Грусть. В это понятие эмоций и чувств в психологии входят тоска, уныние, ощущение безысходности, лень. Нередко в эту категорию включают жалость, сожаление, печаль. Такое состояние сопровождается рассеянностью во взгляде, слабостью рук и дыхания. Голос человека становится приглушенным, а взгляд – потухшим. Нередко опускаются уголки губ и приподнимаются плечи.
  3. Страх. В эту категорию эмоций и чувств в психологии относят ужас, тревожность, чувство вины, растерянность. Также к ним принадлежат подозрительность, беспокойство, неуверенность. К основным симптомам относят повышенную напряженность, дрожь в голосе, загрудинные боли, потребность спрятаться или уйти. Человек может широко открывать глаза, на коже появляются мурашки.
  4. Гнев. Такие чувства в психологии включают злость, высокомерие, отрицание. Также в эту группу входят ирония, возмущение, недовольство, ярость. Эмоции проявляются в виде злого блеска в глазах, сжимания ладоней, взгляда исподлобья. Когда человек испытывает такие чувства, он может выпучивать или, наоборот, прищуривать глаза, сводить брови.

От всех негативных эмоций можно избавиться с помощью специалиста от панических атак, страхов и фобий Батурина Никиты Валерьевича.

Особенности проявления эмоций и чувств

Явно показывают свои эмоции лишь дети. Все, с чем они сталкиваются, сразу выражают. С возрастом человек имеет больше возможностей держать баланс эмоций под контролем. Он делает это осознанно или под действием окружающих.

Эмоции человека в психологии можно контролировать так:

  1. Сдерживать их против собственной воли. При этом человек не демонстрирует гнев и не проявляет любовь. Такой способ может быть следствием воспитания или серьезного эмоционального потрясения.
  2. Проявлять чувства в зависимости от ситуации. При этом человек может нежелательные эмоции мысленно прорабатывать, трансформируя их из разрушительных в нейтральные. Также их можно преобразовать в конструктивные. Такой метод – следствие работы над своей личностью. Он считается более безвредным для физического и психологического здоровья.

Личность, которая не закрывается, а контролирует свое состояние, а также понимает чувства и эмоции других людей, наделена эмоциональным интеллектом. Такие люди не выходят из себя из-за мелочей. При этом они способны поддержать другого человека, если он грустит или гневается.

Отличия чувств и эмоций

Эти понятия достаточно близки по значению, но назвать их идентичными нельзя. Так что такое эмоции и чувства в психологии? В науке эти понятия означают разные компоненты одного эмоционального фона.

Чувства – это в психологии более глубокие состояния, которые определяют стойкое отношение личности к внешним факторам. Они могут быть не настолько явными и обладают сглаженными проявлениями.

Что такое эмоции в психологии? Они представляют собой реакцию в виде всплеска на определенную ситуацию. В этом случае человек испытывает яркие проявления. Нередко такое состояние развивается неосознанно.

Читайте также:  Сын не выражает эмоций

В психологии чувства считаются более сознательным выражением отношения человека к определенному объекту. При этом личность может сталкиваться с разнообразными эмоциями, но не выражать чувства без соответствующих предпосылок.

Человеческие чувства определяются влиянием общества и внешних факторов. Эмоции представляют собой субъективную оценку, которая базируется на внутреннем отношении к ситуации. Также они зависят от состояния нервной системы.

Классификация чувств

Эта часть человеческой личности сложно поддается классификации. Чувства считаются весьма многогранными. Потому они отличаются разнообразием. В психологической практике условно выделяют такие разновидности чувств:

  1. Нравственные. Они в свою очередь делятся на моральные и аморальные. В первую категорию можно отнести чувство долга, гуманность, любовь. Вторая группа включает жадность, ненависть, эгоизм, жестокость. Нравственные чувства определяют отношения между людьми, допустимое поведение.
  2. Праксические. В эту категорию входит подбор сферы деятельности – профессии, хобби. Такие чувства определяют отношение человека к своим обязанностям, заботам. Также они влияют на связь с обществом.
  3. Интеллектуальные. Они делятся на специфические и неспецифические. В первую группу стоит отнести жажду знаний, целеустремленность, получение удовлетворения от каких-то открытий или получения информации. К неспецифическим чувствам относятся ирония, удивление, юмор. Эта группа чувств определяет отношение человека к интеллектуальным потребностям.
  4. Эстетические. К ним относят получение удовлетворения от касания, созерцания или прослушивания. В эту группу можно отнести любовь к музыке, технике, природе, произведениям искусства. Такие чувства определяют интересы человека, которые помогают удовлетворить эстетические потребности.

Существуют и довольно сложные чувства, которые нельзя отнести к конкретной разновидности. Любовь часто заставляет человека раскрывать свой эстетический потенциал, стремиться к познанию или выбирать определенный вид деятельности.

Функции чувств в психологии

Задача чувств определяется их способностью фиксировать сведения о важных объектах либо событиях. К основным функциям чувств в психологии стоит отнести следующее:

  1. Отражательная – помогает оценивать происходящие события, чтобы определить уровень опасности и найти способы ее предотвращения.
  2. Стимулирующая – заставляет находить пути решения конкретных задач и ставить цели на будущее.
  3. Переключательная – способствует расставлению приоритетов, определению важных действий, объектов и решений. Эту функцию можно интерпретировать как силу воли.
  4. Подкрепляющая – помогает запоминать важные события. Это достигается с помощью своих субъективных оценок.
  5. Коммуникативная – помогает контактировать с окружающими.
  6. Приспособительная – на базе пережитых чувств проще адаптироваться к новым условиям.

Особенности управления эмоциями

Существует 2 крайних состояния, которые вызывают эмоции, а именно – созидание и разрушение. В психологии существует ключевое правило: чтобы добиться гармонии, нужно научиться управлять непосредственно эмоциями, а не только их выражением.

Все ссоры, недопонимания и конфликтные ситуации обусловлены отсутствием контроля. Следствием неправильной проработки становятся заболевания, нервное истощение и прочие психосоматические состояния. Такие симптомы обусловлены попытками выражать радость вместо грусти или подавлять ощущение гнева.

Механизм появления эмоций

Чтобы научиться понимать себя и своевременно прорабатывать сложные случаи, необходимо изучить психологию эмоций. Основные реакции человек получает от людей, с которыми он контактирует в первый год жизни. К ним принадлежат родители, ближайшие родственники, опекуны. Реакции малыша на мир совпадают с восприятием окружающих.

Склонность к обучению эмоциональным реакциям закладывается на генетическом уровне. Затем она подкрепляется взаимодействием с окружающими. При этом ученые пока не могут однозначно ответить на вопрос, есть ли врожденные эмоции.

Существует предположение, что новорожденные малыши могут реагировать лишь на бессознательном уровне. Они кричат от возмущения или дискомфорта, округляют глаза при испуге, следят за интересующими их игрушками.

При этом на моменты проявления эмоций влияет среда, в которой находится младенец. Именно поэтому одни малыши могут просыпаться даже от небольшого шороха, а других не может разбудить лай собаки. Это означает, что дети не испытывают особых эмоций по поводу привычной для них обстановки.

Взрослые личности обладают своим списком реакций на внешние события. Психологи называют это эмоциональным фоном. У одних людей он отличается его стабильностью, у других – нет. Одни люди кажутся спокойными и уверенными в себе, другие – тревожными, беспокойными, истеричными. Чем выше параметры эмоционального интеллекта человека, тем легче с ним общаться.

Невербальное проявление эмоций

Чтобы научиться держать свои эмоции под контролем и читать других людей, нужно познакомиться с языком тела. Иногда хватает даже практически незаметных симптомов, которые помогают определить состояние человека, а затем использовать полученные знания.

Осанка, положение головы, движения, взгляды, жесты способны немало рассказать о состоянии человека. К невербальным проявлениям эмоций можно отнести такие компоненты:

  • взгляд – он может быть бегающим, горящим или потухшим;
  • оттенок кожи – она бывает бледной или красной, нередко покрывается потом или морщинами;
  • сердцебиение – медленное или учащенное;
  • тремор – у человека могут дрожать пальцы, конечности, губы, ресницы;
  • дыхание – может быть размеренным, хаотичным, быстрым, шумным;
  • осанка – человек может сутулиться, высоко поднимать плечи или расправлять их;
  • перебирание каких-то объектов в руках – оно бывает медленным, хаотичным, быстрым, упорядоченным.

Существует большое количество невербальных проявлений. Потому язык тела следует довольно долго и последовательно изучать. Именно на таких симптомах построен механизм функционирования детектора лжи. Чуткий прибор способен считывать даже незначительные изменения реакций человека. По ним определяют правдивость полученной информации.

Вербальные проявления эмоций

В эту категорию входят речевые проявления эмоций человека. При этом стоит обращать внимание на конкретные формулировки, которые свидетельствуют о состоянии счастья или гнева, и на слова, которые вплетены в контекст.

Читайте также:  Везде чувствую запах тухлятины

Чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем более яркой получается звуковая окраска его слов. Радость может проявляться в виде восклицания, гнев – в форме крика. Тоску отражает шепот или приглушенная речь.

Человек способен определять изменения тона и тембра голоса уже с первого месяца жизни – именно в этот период мозг начинает использовать органы восприятия. Уже в 1,5-2 года малыш может по голосу оценивать эмоциональное состояние близких ему людей. У подростков уже имеется свой набор речевых красок. Он базируется на стиле жизни. Также на него влияют реакции общества.

Слова, которые используются в контексте, могут не помочь понять настроение. Иногда они не имеют выраженной эмоциональной окраски. При этом психология чувств позволяет читать эмоции, которые пытается передать человек. Таким приемом часто пользуются лжецы. Они передают свои мысли в таком виде, чтобы создать у человека, который их слушает, требуемое впечатление.

Внешнее выражение эмоций

Если бы все люди говорили, чтобы они чувствуют, было бы значительно проще. Однако, чем старше становится человек, трем проще ему скрывать одни переживания за другими. Так, в состоянии грусти люди могут добавлять в голос радостные нотки и улыбаться. Благодаря этому со стороны они будут казаться веселыми и беззаботными.

Людям, которые не отличаются чуткостью, такого обмана будет вполне достаточно, чтобы не анализировать эмоциональный фон окружающих. В такой ситуации близость или беседа по душам просто невозможны.

Чтобы научиться общению с людьми, стоит анализировать их внутреннее состояние. При этом важно уметь за радостью разглядеть печать, а за внешним спокойствием – скрытые переживания. Также стоит понимать, насколько сильно скрытое чувство и нужна ли человеку помощь.

Психология эмоций – достаточно тонкая сфера, которая имеет много граней. Чтобы научиться держать свои эмоции под контролем и определять состояние других людей, нужно учитывать немало особенностей.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источник

Механизмы возникновения эмоций кратко

Известно, что эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. Состояние здоровья, уровень нервно-психической и физической работоспособности человека, устойчивость его к целому ряду заболеваний зависят от состояния ЦНС, от характеристики его эмоционального фона.

Положительные эмоции создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне положительных эмоций выполняются более легко. Эмоция — это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.

Школа — один из важных периодов в жизни каждого человека. Поэтому важно, чтобы этот период стал для ребенка « платформой», с которой начнется его становление успешным, умным, а главное социализированным человеком.

Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Также эмоции имеют большое значение в процессе усвоения информации. В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и дольше. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма, что также важно для воспитания успешного человека. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Они придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др. Поэтому огромное значение имеет способность определять настроение, а также понять, от каких факторов оно зависит.

Цель проекта – выявление связей между эмоциональным фоном ребенка и эмоциональным фоном его ближайшего окружения. А также проследить взаимосвязь между возникновением эмоций, их проявлением и пониманием у школьников 4 -6 класса.

Для реализации нашей цели мы поставили себе ряд задач:

1. Собрать информацию по теме эмоции и теории их возникновения

2. Провести исследование, подтверждающее одну из теорий

3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Что такое эмоции?

— психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям, самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его целей и потребностей.
— чувства, переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики.

— физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствительности, чувствований и переживаний человека.

— та субъективная реакция, которой наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Она стоит на страже организма, охраняя его от внешних раздражений, так как сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.

1) Выделяют два типа эмоциональных проявлений:

· длительные состояния (общий эмоциональный фон)

· кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

2) По знаку различают:

Положительные (чувство удовлетворения, радость, восторг) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние; сопровождается повышенной работоспособностью и повышением устойчивости организма к вредоносным факторам.

Отрицательные (тоска, неудовлетворенность, страх, гнев, обида) характеризуются длительным последействием. Они вовлекают вегетативную сферу, вызывая подчас отрицательные последствия.

Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

3)Эмоции одновременно проявляются:

Во внутренних переживаниях

В поведении (мимика, жесты, интонации речи и т.д.)

Читайте также:  Может ли быть депрессия при приеме антидепрессантов

На физиологическом уровне эмоции характеризуются включением в целостную ответную реакцию многих физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и т.д.). При переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменение пульса, дыхания, потоотделения, изменение цвета лица, холодный пот и т.д.), а также биохимические сдвиги в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).

3. Свойства и функции

Субъективный характер эмоций выражаться в том, что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные эмоции.

Эмоции будут обладать полярностью, т.е. положительным или отрицательным знаком. Полярность эмоций связана с процессом удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека.

Фазность эмоций характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны.

На сегодняшний день выделяют четыре основных функций эмоций:

Контрольная или оценочная (если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если нет успеха – отрицательные).

Направляющая, побуждающая и предохраняющая (все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов).

Коммуникативная (эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние человека, его отношение к тому, что в данный момент происходит.).

Регуляция гомеостаза и вегетативных функций (по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов). Эмоции могут мобилизовать или дезорганизовать деятельность человека.

Механизмы формирования эмоций и их проявлений

У человека возникновения отрицательных и положительных эмоций связано с активацией специальных эмоциогенных структур большого мозга. Большое значение в формировании проявлений эмоций имеет лимбическая система. Центры эмоций расположены преимущественно в гипоталамусе рядом с мотивационными центрами. Гипоталамус контролирует состояние висцеральных систем как проявление эмоций (увеличение частоты сокращения сердца, артериального давления, частоты дыхания, другие). (Рис.1)

Механизмы эмоций состоят из многих различных компонентов, но все они связаны, как правило, с активацией центров гипоталамуса и в целом лимбической системы, ретикулярной формации и структур новой коры.

Теории эмоций. Механизмы запуска эмоций спорны. Существует множество теорий, в таблице приведены самые известные. ( Таблица 1)

Исследование. Описание методики

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (Светлана Панченко)

Возраст: с 10-11 лет

Инструменты: картинка с эмоциями для каждого, чистый лист бумаги, карандаши.

1) «Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях». Подпиши, какие эмоции изображены на картинке (рис.2)

2) «Напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их».

3) «Напиши слово «дом» и сделай то же самое».

4) «Напиши слово одноклассники (сверстники). Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их».

5) «Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их».

6) «А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители».

Для задания 2-6 школьники сами рисуют мордочки и подписывают эмоции, которые в них зафиксированы.

Анализ результатов исследования

Какие эмоции наиболее легко поддаются распознаванию? (таблица 2)

Проведя исследование, мы выявили — школьники знают только «базовые» эмоции (радость, страх, гнев) . Картинки с этими эмоциями подписывали 90% детей. Мы заметили, что такие эмоции как покой, хвастовство, отвращение, удовольствие и вина дети распознают реже. Они не знают названия эмоций, довольно часто использовались в описании эмоции междометья (уух, ооо), либо графические обозначения.

Подведя итоги, мы можем сказать, что дети плохо знают названия и сами эмоции. Из 46 испытуемых максимальное число правильных ответов не превысило половины.

Какие эмоции преобладают у школьников в школе, дома? (Рис3)

В школе и дома дети испытывают покой и радость, иногда встречаются отрицательные эмоции, но крайне редко. Эмоциональный фон в школе часто зависит от эмоционального фона учителя и сверстников, а дома – от родителей.

Ранее были проведены исследования, показавшие, что дети в школе испытывают, в основном, отрицательные эмоции. В моем же исследовании, оказалось напротив, школьники испытывают положительные эмоции. Это означает, что в школе, где проводилось исследование, созданы все благоприятные для обучения условия.

Дома удовольствие, которое было в школе, сменяется на покой. Это очевидно, ведь дом это «безопасное место», в котором не должно быть никаких отрицательных факторов. Как говориться: « Мой дом – моя крепость».

Было проведено исследование на учениках 4-6 класса, в ходе которого было выявлено:

1. Школьники знают «базовые» эмоции.

2. Дети не знают названия эмоций. Данная последовательность не зависит от возраста ребенка.

3. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от эмоционального состояния дома и в школе. Дети, которые испытывают положительные эмоции дома и в школе, лучше усваивают учебную программу, чем дети с какими – либо проблемами. Также хочется отметить, что чрезмерная опека и «инкубаторские условия» могут навредить ребенку, сделав его беспомощным в решении каких-либо проблем. Без стресса – нет прогресса. Нужно давать возможность детям самим пробовать решать какие-то вопросы, воспитывать в них самостоятельность стрессоустойчивость.

4. В основном у детей преобладает положительный эмоциональный фон, но у некоторых проявляются признаки агрессии или безразличия. Чтобы понять и решить эту проблему, необходимо провести дополнительные исследования.

Мое исследование может быть полезно психологам, в установлении взаимосвязей между эмоциональным фоном ребенка и системой его воспитания.

Источник

Оцените статью