Механизмы стресс преодолевающего поведения

Механизмы стресс преодолевающего поведения

Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками.

Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕСС.

Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека.

По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.

«Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».

По своей сути стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.

Стрессы можно подразделить на:

  • Положительные и отрицательные – по степени эмоциональной окраски.
  • Кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) – по продолжительности.
  • Физиологические и психологические – последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.

Источники стресса могут быть:

  • Внешние — переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.
  • Внутренние — пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.

Причины и факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:

  • перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
  • любая сильная эмоция;
  • усталость;
  • физическая травма, операция, заболевание;
  • шум;
  • резкие изменения температуры и т.д.

Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией.

Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается.

Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Защитная реакция организма при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит через три определенных стадии.

  • В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
  • Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
  • Третья стадия – стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.

Симптомы стресса и возможные последствия от него

Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок наст -роения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.

Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.

К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.

Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача.

С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).

Способы и принципы преодоления стресса

Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.

Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.

К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:

  • Отвлечение от стрессовой ситуации — если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
  • Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс – пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
  • Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
  • Умение расслабляться — стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
  • Позитивное мышление — позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.

К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:

  • В любой ситуации следует сохранять оптимизм.
  • Стремиться к разумной организованности в жизни, работе, быту.
  • Научиться говорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей.
  • Учиться радоваться жизни.
  • Не быть максималистом.
  • Не копаться в своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так.
  • Соблюдать правильный режим питания, сна и отдыха.
  • Не злоупотреблять алкоголем, воздерживаться от вредных привычек.
  • Вести здоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней.
  • При необходимости – снижение темпа жизни и пересмотр некоторых жизненных позиций.

Помните! Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.

Источник

Механизмы стресс преодолевающего поведения

Кафедра юридической психологии

Утверждаю

Начальник кафедры

юридической психологии

полковник полиции

«16» апреля 2019 г.

по дисциплине «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения»

по специальности 37.05.02 – психология служебной деятельности

(специализация: психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов)

Тема 9: «Модели стресс преодолевающего поведения в процессе выполнения профессиональных задач»

Обсуждена на заседании кафедры

протокол № 12 «16» апреля 2019 г.

Тема 9. Модели стресс преодолевающего поведения в процессе выполнения профессиональных задач.

1. Содержание и формы стресс преодолевающего поведения профессионала в процессе выполнения служебных задач.

2. Релаксационные техники: особенности и ограничения их использования в процессе служебной деятельности.

На стыке с проблемой стрессов в профессиональной деятельности сотрудников ОВД находится проблема стресс-преодолевающего (копинг) поведения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны и представляется логичным их совместное рассмотрение.

Результаты исследований копинг-поведения отечественных и зарубежных авторов , выполненные на представителях коммуникативных профессий, характеризующихся «эмоциональным выгоранием» позволили отметить неразрывную связь копинг поведения и стресса, значимость когнитивной теории его преодоления, наличие содержательных компонентов копинг поведения и достаточно слабую его разработанность в отношении профессиональной деятельности сотрудников ОВД .

Читайте также:  Депрессия от утрожестана при беременности

1. Содержание и формы стресс преодолевающего поведения профессионала в процессе выполнения служебных задач

Проблема стресса в профессиональной деятельности сотрудников полиции предполагает рассмотрение стресс-преодолевающего (копинг) поведения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны и представляется логичным их совместное рассмотрение.

Хроническая стрессогенность профессиональной деятельности требует от сотрудников полиции больших резервов психики, самообладания, навыков саморегуляции и оказывает повышенные нагрузки на такое интегративное образование как защитно-совладающее поведение.

Феноменология психологической защиты и совладания (син. «копинг», от англ. «to cope» – совладать, преодолевать) достаточно широко представлена в рамках зарубежных теорий личности, трансактного анализа, гуманистической психологии, социального научения, учения об общем адаптационном синдроме, когнитивной и психоэволюционной теориях стресса.

Согласно А. Маслоу «Копинг-поведение – форма поведения, выражающаяся в готовности индивида к решению любых жизненных проблем, ситуаций, задач». Иными словами, копинг-поведение – это поведение, отражающее направленность на приспособление к обстоятельствам. Копинг-поведение возможно лишь при наличии сформировавшихся умений по управлению стрессом, одними из которых являются активные действия, которые уменьшают воздействие стрессовых влияний на человека. Копинг-поведение А. Маслоу противопоставлял экспрессивному поведению. И выделил три основных стратегии преодоления стресса:

1. разрешение проблем;

2. избегание проблем;

3. поиск социальной поддержки.

Согласно Владимиру Далю, слово «совладение» происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться с чем-либо или кем-либо», «привести в порядок», «одолеть проблему», «подчинить обстоятельства». В работах современных психологов используется термин «совладание», так как его семантика и значение в наибольшей степени отражают суть предлагаемой концепции. Определение « coping » подразумевает индивидуальный способ совладания субъекта с затруднительной ситуацией, в соответствии с её значимостью в жизни индивида и его личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека. В контексте дифференциально -психологического подхода «совладать с ситуацией» означает: своевременно и точно распознать причины, вызвавшие затруднительную ситуацию; адекватно отреагировать на те или иные обстоятельства: сладить с новыми условиями, возникшими в связи со сложившейся ситуацией; справиться с возникшей перед человеком задачей, дилеммой или трудностью; поладить с другими .

Психология совладания рассматривается в качестве специальной области системного исследования интегральной индивидуальности человека, его взаимодействия со сложными сиуациями.

На сегодняшний день выделяются три основных подхода в понимании определения «копинг». В эго-ориентированном подходе N. Haan, берущем своё начало в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и работах по анализу механизмов защиты Лины Фрейд, процесс совладания (копинг-процесс) рассматривается в качестве специфического эго-механизма, направленного на продуктивную адаптацию личности в затруднительных ситуациях, к которому человек прибегает с целью избавления от внутреннего напряжения (temion). Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности для совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации.

Защитные механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида – в реальной действительности. Иначе, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются, по мнению N . Haan разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Согласно второй концепции, совладание обусловлено относительно устойчивыми личностными предпосылками ( traits ), предопределяющими реакцию человека на тот или иной стрессовый фактор R . Moos . Согласно этой теории, именно устойчивые предпосылки личности (её черты) являются основным фактором, предопределяющим выбор человеком того или иного способа поведения в стрессовой ситуации. Billings A . G ., Moos R . H . выделили три способа совладания со стрессовой ситуацией: оценка ситуации; вмешательство в ситуацию; избегание. R . Moos различает активные и пассивные способы реагирования на стресс, первые считаются проявлением конструктивного поведения, вторые неконструктивного.

R.Lazarus и S.Folkman разработали когнитивно-феноменологическую теорию совладания со стрессом, которая относится к третьему направлению и является на сегодняшний день наиболее распространённой. Согласно третьей концепции, копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Теория совладания со стрессом исходит из предпосылки, определяющей совладание в качестве динамического процесса, зависящего как от специфики ситуации, фазы столкновения со стрессовым фактором, так и когнитивной оценки стрессора самим человеком.

R. Lasarus и S. Folkman обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, или активное преодоление, является целенаправленным устранением или изменением влияния стрессовой ситуации, ослаблением стрессовой связи личности с его окружающей средой.

Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, определяется как интрапсихические способы совладания со стрессом с использованием различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на редукцию эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

В настоящее время в психологии труда стали появляться единичные работы, направленные на изучение особенностей психологической защиты и формирование адаптивных копинг-стратегий профессионального поведения у отдельных категорий специалистов. В работах ряда авторов Бухвостова А.В., Жукова А.М. Лебедева И.Б., Пономаренко Е.Н., Рыбникова В.Ю., Солдатова В.И., Шиховой А.П. Кобозева И.Ю. и др. проводились исследования копинг-поведения отдельных категорий сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и сотрудников МЧС.

Результаты исследований копинг-поведения отечественных и зарубежных авторов, выполненные на контингентах лиц с делинквентным поведением (наркоманы, правонарушители), больных (неврозами, психическими заболеваниями), представителях ряда профессий, характеризующихся «эмоциональным выгоранием» (психологи, психотерапевты, педагоги, сотрудники некоторых подразделений ОВД, сотрудники МЧС) позволили отметить неразрывную связь копинг-поведения и стресса, значимость когнитивных механизмов его преодоления, наличие содержательных компонентов копинг-поведения.

Однако, подавляющее количество работ носит постановочный характер, рассматривает явления психологической защиты и копинга в русле более широкой проблематики и не имеет эмпирической верификации. Систематических исследований защитного и совладающего поведения с выходом на прикладные, значимые для психологической практики результаты выполнено крайне мало. Сложный характер феномена психологической защиты оставляет нерешёнными многие концептуальные и смежные вопросы.

В последние годы отмечено резкое повышение научного интереса к проблеме защитного и совладающего поведения в рамках медико-психологических исследований. Сегодня насчитывается крайне ограниченное количество публикаций, посвящённых изучению механизмов психологической защиты и копинга у различных категорий специалистов как субъектов профессиональной деятельности, хотя такая потребность несомненна и, прежде всего, в отношении специалистов экстремальных профессий.

Это свидетельствует о неординарности проблемы защитно-совладающего поведения для психологической науки в целом, о том, что она представляет собой новое самостоятельное направление исследований в психологии и в других научных отраслях.

Как указывалось выше, теоретические основы проблемы стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) тесно связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс – два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего (стресс) фактора, однако, психологи, и, прежде всего Р. Лазаруса обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это явилось теоретической основой развития трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения Р. Лазаруса.

В теории копинг-поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности.

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии — способы управления стресс-фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Копинг-ресурсы — относительно стабильные характеристики людей и стресса, способствующие развитию способов совладания с ним.

В настоящее время поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды (рис. 1).

Читайте также:  Как думать не только эмоциями

К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер. Кроме того, различают нормативные (социально-ориентированные) и асоциальные копинг-стратегии. К числу асоциальных относятся противоправные действия, преступления, наркомании и т. п.

Рисунок 1. Основные стратегии копинг-поведения.

Копинг-ресурсы мы классифицируем на три основные группы – макросоциальные (макросредовые), микросоциальные (микросредовые) и личностные (индивидуально-психологические) (рис.2).

В свою очередь макросредовые можно подразделить на два уровня. 1-й – это уровень организации, системы, включающий социальные нормы, правила, системы социальной защиты, воспитания, социального, правового и медицинского обеспечения. 2-й – это уровень специалиста, к числу которых относим психологов, педагогов, медработников, социальных работников.

Микросоциальные (микросредовые) ресурсы, прежде всего, включают семью, близких, друзей, коллег, т. е социально-поддерживающую сеть.

Рисунок 2. Основные группы и компоненты копинг-ресурсов личности.

К личностным (индивидуально-психологическим) адаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относят социально-нравственные качества (Я-концепция, мотивация, моральная нормативность); эмоционально-волевые качества (стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическую устойчивость личности, локус контроль, эмпатия, способность оказывать и воспринимать социальную поддержку), когнитивные качества (уровень когнитивного развития, резервы психических функций), типологические (тип ВНД, силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов) и регуляторные качества, уровень профессиональной подготовленности, знания, умения, навыки, опыт).

К личностно-средовым дезадаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относим нервно-психическую неустойчивость, низкий волевой контроль поведения, отсутствие социальной поддержки в виде социально-поддерживающей сети, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессонеустойчивость.

В порядке обобщения представляется необходимым отметить следующее:

— во первых, копинг-поведение личности в обществе и как субъекта в профессиональной деятельности является сложным системным образованием, детерминированным характером субъект-субъектных взаимодействий и защитно-совладающего поведения. В онтологическом аспекте защитно-совладающее поведение как психологический механизм борьбы со стрессом представляет собой интегративную метасистему, состоящую из большого количества элементов (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, личностные и средовые ресурсы совладания со стрессом), организованных в более крупные системы (психологическая защита, копинг-поведение), связанные между собой отношениями иерархии;

— во вторых, структура защитно-совладающего поведения специалистов экстремальных профессий зависит от специфики их профессиональной деятельности, частоты и выраженности воздействия различных стрессорных факторов, а также определяется стрессорными факторами их жизнедеятельности в социуме;

— в третьих, содержательная организация защитно-совладающего поведения представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее дискретные компоненты, различающиеся степенью зрелости, адаптивности и активности, которые интегрируются в разноуровневые системы;

— в четвертых, защитно-совладающее поведение личности в социуме и как субъекта экстремальной профессиональной деятельности в значительной степени детерминируется личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками, свойствами и качествами.

Ещё одним подходом к преодолению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудника полиции является развитие навыков позитивного мышления, основанных на изменении отношения сотрудников к потенциально стрессогенной ситуации и переоценке возможностей справиться с ней.

Эмпирически установлено, что современные менеджеры часто прибегают к «нездоровым» формам поведения как способам преодоления профессионального стресса – например, таким, как употребление алкоголя и кофеиносодержащих напитков, а также курению.

Весь характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России, включает в себя постоянное негативное воздействие криминальных структур, организованной преступности, высокой нервно-психической нагрузки, что обуславливает высокий уровень психосоматической и нервно-психической заболеваемости, профессиональной деформации личности в виде агрессивности, обеднения эмоциональной сферы, смещение мотивационных и морально-нравственных ценностей. Это в свою очередь приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности в повседневных и, особенно, стрессовых ситуациях, и определяет необходимость оценки и формирования адаптивных типов копинг-поведения в виде копинг-стратегий и копинг-ресурсов.

Результаты комплексного изучения психологами МВД России стрессоустойчивости большого числа сотрудников ОВД различных подразделений показали, что такие факторы как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при выполнении служебных обязанностей снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Соответственно влияние этих и целого ряда других неблагоприятных факторов при полном или частичном неумении сотрудников с ними бороться, способствует возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, профессиональной деформации и в конечном итоге препятствует эффективному выполнению служебных обязанностей.

Кроме того, исходя из анализа существующих подходов к профессиональному стрессу, для решения проблем, связанных с профессиональной деятельностью и нередко реализующихся в хронический профессиональный стресс, необходимо отметить, что эти состояния практически никогда не возникают и не развиваются без определённого «вклада» самих сотрудников полициий, связанного с их иррациональными когнитивными установками, эмоциональным и поведенческим регулированием.

Находясь в состоянии хронического профессионального стресса, сотруднику полиции бывает трудно корректно оценивать ситуацию, в которой он находится и конструктивно её разрешить, используя для этого различные личностные и социальные ресурсы (уровень самооценки, адаптивные стратегии психологической защиты и совладания со стрессом, формирования адекватной социальной поддержки среди коллег и др.).

Есть основания полагать, что в период профессиональной деятельности у сотрудников полиции должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессиональной деятельности) копинг-поведение, позволяющее эффективно бороться со стрессом ежедневно, не зависимо от силы стрессора, и адекватно реагировать на многочисленные стрессовые воздействия.

По мнению учёных, занимающихся проблематикой профессионального стресса в служебной деятельности сотрудников полиции, различные чрезвычайные ситуации в ОВД МВД России (самоубийства, гибель личного состава, нарушение законности) и негативные проявления (психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация, низкая эффективность руководства в нестандартных, опасных для жизни ситуациях) прямо или косвенно связаны с несформированностью копинг-поведения у сотрудников полиции, использованием ими неадекватных или дезадаптивных копинг-стратегий и «слабостью» личностно-средовых копинг-ресурсов.

2. Релаксационные техники: особенности и ограничения их использования в процессе служебной деятельности

Сотруднику необходимо знать как наиболее разумно вести себя в экстремальных ситуациях, чтобы самому снимать у себя состояние избыточной тревожности, эмоциональной напряжённости, усталости, повышая при этом эффективность деятельности, улучшая самочувствие и настроение. Проще говоря, сотрудников необходимо научить приёмам неотложной психологической помощи для снятия психической напряжённости. Вот некоторые из них:

· Лучше своевременно предупредить нарастающее состояние эмоциональной напряжённости, чем бороться с ним. Обычно наиболее распространёнными предвестниками наступающего ухудшения психического состояния являются все более частые ощущения усталости, раздражения. Снижается острота восприятия, ухудшается память, эффективность мыслительной деятельности. Если позволяют условия, сделайте небольшой, неплановый перерыв, проветрите помещение (особенно если в вашем кабинете накурено). Сядьте на стул (ещё лучше, в кресло). Расстегните ворот рубашки, ослабьте брючной ремень. Слегка откиньте голову назад таким образом, чтобы затылок свободно лёг на спинку стула. Опустите руки вдоль тела (если позволяет ваш рост, можно опереться локтями о сиденье стула). Сняв обувь, положите ступни ног на другой стул, поставленный напротив. Закройте глаза. Расслабьте мышцы. Дышите спокойно, равномерно. Постарайтесь ни о чем тревожащем вас не думать. Если вы беспокойный по характеру человек и сами себе не даёте покоя, воспользуйтесь избирательностью своего мышления, используйте механизм вытеснения из сознания всего того, что вас сейчас тревожит, успокойте себя тем, что «все равно всех дел не переделаешь». В течение 20–30 мин, необходимых для того, чтобы привести себя в работоспособное состояние, за эти мысленно произнесённые слова, помогающие избавиться от напряжения, вас никто не осудит. В конце концов, подумайте о чем-нибудь приятном, вызовите в своём сознании наиболее весомые ценности в жизни и сравните: как много у вас есть из того, чего нет у других. Переходя в обычное состояние, сделайте лёгкий массаж поглаживанием лица (вокруг глаз, между бровей, виски, носогубные складки, подбородок), шеи, затылка, легкие кругообразные движения и наклоны головы, повороты вправо, влево. Затем ополосните лицо, ушные раковины холодной водой.

· Объективно оценивайте то, что с вами происходит. Не будьте (хотя бы на время) максималистом по отношению к себе. Как часто, оказавшись в той или иной непростой обстановке, люди реагируют не на неё, а на своё отношение к ней. Порой, переживая своё неблагополучное психическое состояние (например, повышенную тревожность, раздражение и т.п.), мы не задумываемся над тем, что оно нередко является следствием не той ситуации, в которой мы оказались, а результатом нашего отношения к ней. Очень часто все зависит от того, как мы воспринимаем происходящие события, какую ценность сами приписываем им, образно говоря, сквозь какие очки смотрим на то или иное явление. Чаще для нас имеет значение не то, что с нами происходит, а как мы это воспринимаем, т. е. причины появления состояний эмоционального напряжения нередко кроются в нас самих и объясняются в первую очередь нашими индивидуально-психологическими особенностями. В этой связи можно воспользоваться еще одним советом. Если нас что-то в данный момент сильно задевает и к чему-то очень обязывает, из-за чего мы испытываем сильное беспокойство, тревогу, раздражение, иногда бывает полезно спросить себя: будет ли данное событие по-прежнему волновать нас через несколько дней? А через пять лет? И если мы на эти вопросы ответим отрицательно, тогда, право, не стоит так сильно огорчаться и в настоящий момент.

Читайте также:  Как определиться тип темперамента

· Отстранитесь на время от решения стрессогенных проблем. Расслабьтесь, выкиньте из головы все, что вас тревожит. Скажите себе: сейчас, в данный момент мне это не нужно. На какое-то время сведите к минимуму вашу активность. Наконец, переключитесь на совсем другие занятия, не имеющие никакого отношения к стрессу, более того, вызывающие положительные эмоции, удовольствие. Проще говоря, займитесь тем, что приятно. Такие занятия, увлечения, безусловно, есть почти у каждого. Ну а если их нет, делайте любую посильную работу. Физическая активность в стрессогенных ситуациях выполняет роль своеобразного громоотвода, помогающего отвлечься от внутреннего перенапряжения. Можно сходить на выставку, в театр, просто прогуляться.

· Положительный эффект в нейтрализации негативных эмоциональных состояний оказывают встречи с близкими и даже незнакомыми людьми, помогающими по-иному взглянуть на мир, переориентироваться с трагического настоящего на события, которые предстоят в будущем. Иногда одного сравнения ваших проблем в этот момент с проблемами других людей хватает, чтобы понять, что не все так уж плохо и безнадежно, как, может быть, кажется. В эти моменты огромную роль играет семья, близкие друзья, благодаря психологической помощи которых снимаются отрицательные эмоции и неблагоприятные психические состояния.

· Активизируйте мотивы достижения. Не последнее по значению место в профессиональной деятельности сотрудника в качестве стрессорегулирующего фактора имеет мотивация. Установлено, что, несмотря даже на тяжёлую ситуацию, при сохранности на должном уровне мотивации достижения, альтруизма, побуждающих нас к целенаправленной деятельности, имеет место значительное улучшение целого ряда психических показателей. И в этом процессе не последнее место занимает формирование уверенности человека в себе, в своих силах, его активность. Недаром говорят, что чувство уверенности – это ключ к успеху. Для того чтобы быть уверенным в достижении поставленных целей, представьте себе реально желаемый результат, вплоть до наглядного образа того, к чему вы стремитесь, чего желаете достичь. Сконцентрируйтесь на этом мысленном образе, повторяя про себя: «Я чувствую сильное желание добиться поставленной цели. Я должен это сделать! Я верю в то, что это можно сделать потому, что я могу это сделать!». Без веры в успех нельзя преодолеть своё негативное настроение, подавленное психическое состояние. Необходимо верить в свои силы, в собственные возможности добиться успеха, и тогда вера вызовет решимость, которая нам так бывает необходима.

Для проведения сеансов релаксации, тренингов и коррекционных мероприятий используются возможности кабинета психологической регуляции. Психологи ОВД осуществляют комплекс восстановительных мероприятий, включающий в себя: снятие нервно-мышечного напряжения путём использования аутотренинга, арома- фитотерапии, аудио- и видеотерапии, музыкотерапии; проведение психокоррекционных сеансов с помощью рациональной, поведенческой, телесно-ориентированной и других видов терапии; использование физических, дыхательных упражнений, массажа; оказание психологической помощи с применением специального психологического оборудования; проведение дебрифинга критических ситуаций и т.д.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД обусловливает возникновение у них различных эмоциональных состояний, различающихся по содержанию и направленности, силе, действенности и длительности. Знание психологических основ управления психическим состоянием человека способствует повышению профессионализма сотрудников, поддержанию их психического здоровья, а также выступает одним из методов профилактики нервно-психических, психосоматических расстройств, а так же девиантного поведения.

Различные психосоматические заболевания, межличностные конфликты, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация прямо или косвенно связаны с несформированностью копинг-поведения.

В раскрытии психологических механизмов копинг-поведения важная роль принадлежит пониманию роли бессознательных и сознательных психических компонентов психики, выступающих в качестве взаимодополняющих и взаимодействующих многоуровневых детерминант поведения человека в условиях стресса.

1. Что такое копинг поведение?

2. Кто ввёл понятие копинг поведения?

3. Что такое копинг стратегии?

4. Что такое копинг ресурсы?

5. Назовите основные стратегии стресспреодолевающего поведения.

6. Перечислите основные группы и компоненты копинг ресурсов личности.

7. Назовите известные вам релаксационные техники.

а) нормативно-правовые акты

1. ФЗ РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

2. ФЗ РФ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. ФЗ РФ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».

6. Приказ от 02.09.2013 г. № 660 МВД РФ «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

б) основная литература:

8. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс-менеджмент. – Спб.: Питер, 2012.

9. Кибанов А. Я. Управление конфликтами и стрессами. М.: Проспект, 2013. – 88 с.

10. Китаев-Смык Л.А.. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. М.: НФП «Смысл», 2012. – 570 с.

11. Мельник Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.

12. Формирование психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации / ДГСК МВД России; сост. Т.А. Буткова [и др.]. – М., 2011.

13. Щербатых ЮВ. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2012. – 256 с.

в) дополнительная литература:

1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: 1999. — 86 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЕ, 2006.

3. Виилма Л. Понимание языка стрессов. – М.: АСТ, 2006.

4. Ежова Н.Н. Настольная книга психолога-практика. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2011.

5. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога-консультатна организации. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2010.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса Психологическая антропология стресса. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.

7. Кинан К. Управление стрессом. – М.: Эксмо, 2006.

8. Красиков Ю.В. Стресс, постстрессовые состояния и основы организации реабилитационной работы. – М.: МГУ, 2007.

9. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

10. Полякова О.Н. Стресс. Причины. Последствия. Преодоление. – М.: Речь, 2008. – 144 с.

11. Солдатова И.Ф. Организация психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: методическое пособие / И.Ф. Солдатова; ДКО МВД России – М., 2010.

12. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. – М.: Когито-Центр, 2007.

13. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В. Психология посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик. Практическое руководство. Комплект из 5 тетрадей – М.: Когито-Центр, 2007.

14. Филатов Ф.Р., Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: Академия. — 2001.

Источник

Оцените статью