Рэй Брэдбери «Механизмы радости»
Многие воспринимают фантастику как литературу несерьезную, считают ее легким чтивом для подростков. Однако часто мы забываем о тех писателях-фантастах, которые являются классиками этого жанра, его основателями. Они не просто переносили банальный сюжет в необычную среду. Фантастический элемент приходил им на помощь, чтобы сконцентрировать действие, дать более мощное развитие конфликту, а иногда и предостеречь человечество от возможных последствий современного образа жизни. Эдгар Берроуз, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери поднимали в своих произведениях самые важные общечеловеческие темы, рассуждали о философских вопросах, углублялись в психологию. Читать их произведения не только интересно, но и полезно.
Биография
Рэй Дуглас Брэдбери родился в небольшом городе штата Иллинойс в 1920 году. Отец его был по происхождению англичанин, мать — шведка. Согласно семейной легенде, он является потомком Мэри Брэдбери, которая была приговорена к казни как ведьма, и сожжена в 1700 году в Салеме.
Как знать, может быть, тяга к фантастике у писателя в крови. В 1938 году семья перебралась в Лос-Анджелес, где юный Брэдбери окончил школу. Вместо колледжа Рэй был вынужден пойти на работу (продавал газеты на улицах города), так как денег в семье катастрофически не хватало. Высшее образование автор так и не получил, однако его недостаток он компенсировал бурным чтением: часами юноша засиживался в библиотеке.
Проба пера
Кстати, именно благодаря любви к чтению и недостатку финансов родился первый рассказ Рэя Брэдбери. В двенадцатилетнем возрасте мальчик написал продолжение понравившегося произведения Эдгара Берроуза «Великому воину Марса», ведь у него не было денег, чтобы купить вторую часть книги, а так хотелось разрешить судьбу героев. Влияние знаменитого фантаста заметно и в последующем творчестве Брэдбери. Особенно ярко видно это в «Марсианских хрониках», хотя и в других произведениях, например, в сборнике «Механизмы радости», тоже прослеживается связь с предшественником Берроузом.
Писательская карьера
В двадцать лет Рэй Брэдбери уже твердо знал, что он будет писателем. Интересно, что его первым опубликованным произведением было стихотворение, хотя мы знаем Брэдбери как прозаика. За весь период творчества он написал десять романов, несколько повестей и эссе, однако самым успешным и плодотворным жанром писателя стал рассказ. Он стал автором более четырехсот произведений, которые вошли в сборники, такие, как «Темный карнавал», «Механизмы радости», «Летнее утро, летняя ночь» и многие другие.
Перу Брэдбери принадлежат удивительные фантастические книги о путешествиях на другие планеты и в другие времена, глубокие психологические произведения, увлекательные и запутанные детективы. Все они, безусловно, достойны читательского внимания. В этой статье мы подробно поговорим об одном из сборников Рэя Брэдбери «Механизмы радости». А также расскажем об одноименном рассказе, который открывает книгу.
О книге
Согласно отзывам «Механизмы радости» — один из самых успешных сборников писателя в стиле реализм. Книга была впервые опубликована в 1964 году в нью-йоркском издании Simon & Schuster. Это авторский сборник, то есть писатель сам решал, какие из его рассказов разных лет войдут в состав. В итоге, получилась книга, в которую входит двадцать один рассказ. Все они совершенно разные как по тематике, так и по главной идее, которая раскрывается в них, неоднородны они и стилистически. Что же заставило писателя объединить столь разные произведения под одним заглавием «Механизмы радости»?
Про заглавие
Разгадка именно в нем. Под «механизмами радости» Рэй Брэдбери понимает все то, что способно сделать нас счастливыми. А ведь счастье у каждого свое: кто-то наслаждается созерцанием природы, кому-то важно, чтобы его выслушали, другим в радость будет помогать нуждающимся или, наоборот, получить помощь. Поэтому то и рассказов — таких проникновенных и светлых — будет столько, сколько существует этих механизмов радости на свете.
Также заглавие дает нам установку на оптимизм повествования, мы предвкушаем, что речь будет идти о чем-то хорошем и приятном, несмотря на то что в сборнике присутствуют рассказы с такими печальными названиями как «День смерти» и «Именно так умерла Рябушинская», мы ждем и надеемся на хороший финал. Ведь Рэй Брэдбери не может нас обмануть, ведь он сам величайший оптимист, который верит в то, что жизнь прекрасна и полна радостей.
Первый рассказ
Книгу «Механизм радости» открывает одноименный рассказ. Он посвящен старинному как мир конфликту старого и нового, столкновению отцов и детей. Можно сказать, что он пошел вслед за Иваном Тургеневым. В произведении есть две точки зрения: первая консервативных священнослужителей, другая же принадлежит футуристам-новаторам, которые стремятся расширить горизонты человеческих способностей. Читатель сам решает, кого он поддержит, на чью сторону станет. Брэдбери в «Механизмах радости» прямо не высказывает своей авторской позиции, не подсказывает читателям, хотя самые внимательные из них, конечно, все же отыщут мысли самого писателя между строк.
Персонажи рассказа
Героями рассказа являются три святых отца и их пастор Шелби. Первый из священнослужителей — отец Витторини, добродушный итальянец, человек новых взглядов. Два других — консервативные ирландцы Уильям Брайан и Патрик Келли. Так, герои являются не только выразителями разных идей, точек зрения, но и представителями противоположных по духу менталитетов: южного и северного. Пастор же соединяет в себе черты и того, и другого, а потому является примирителем сторон.
Краткое содержание
Поверьте отзывам, «Механизмы радости» Рэя Брэдбери стоят того, чтобы прочитать их в полном содержании. Для тех, кто уже знаком с произведением или же хочет удостовериться, что оно, действительно, интересно, кратко повторим сюжет рассказа.
Начинается рассказ с того, что три священнослужителя встречаются за завтраком. Из небольшой сцены их беседы, становится понятно, что отец Витторини, отец Келли и отец Брайан не сходятся во взглядах на жизнь. И если первый из них ведет себя дружелюбно, шутит, то последний, наоборот очень серьезен, он не понимает беспечности коллеги, внутренне негодует на его поведение и стремится внушить свои мысли и чувства отцу Келли.
Спор разгорается по поводу того, что Папа Римский благословил полеты в космос, с чем Брайан категорически не согласен. Витторини же пытается убедить обоих ирландцев в том, что в освоении космического пространства нет ничего страшного: он читает стихи Уильяма Блейка, приводит в пример энциклику Пия Двенадцатого, что выводит из равновесия отца Брайана. Оказывается конфликт на этой почве продолжается уже давно, и консервативный священник уже готов уйти в отставку, чтобы не видеть и не слышать совершающегося богохульства.
Однако отец Келли уговаривает друга повременить со столь кардинальным решением. Ирландские священнослужители решают победить оппонента его же оружием и приступают к изучению той самой энциклики о космических полетах с целью найти там противоречия и аргументы в свою пользу. На пути в библиотеку им встречается пастор Шелдон, он, ирландец по крови, итальянец по воспитанию (рос в теплом калифорнийском климате), не хочет принимать ничью сторону в споре, а пытается внушить двум своим подчиненным то, что Витторини не виноват в том, что время неумолимо меняется, что общество развивается и требует открытий новых горизонтов. Пастор советует примириться с итальянским отцом и искать в разных мнениях не разногласия, а, наоборот, точки соприкосновения.
Примирение это происходит перед ужином, когда все четыре героя садятся выпить — ирландцы свой родной «Айриш Мосс», а Витторини с пастором итальянское вино «Лакрима Христи». Тогда же отец Витторини признается, что космической энциклики, написанной самим Папой, не существует, что он раскаивается в том, что ее выдумал с целью позлить противников в споре. Чтобы искупить свою вину он готов принять епитимью и молчать целую неделю, а пока что он радуется скорому приезду еще одного итальянца, о котором сообщил пастор, и произносит пламенную речь о том, что все люди на земле есть Господни механизмы радости.
И вот отец Витторини уже пьет ирландский ликер, а те, в свою очередь, наслаждаются итальянским вином и просят включить его «своего демона», то есть телевизор. Все вместе бывшие непримиримые спорщики смотрят на запуск космической ракеты. Отец Брайан молится, он боится конца света, ждет, что вот сейчас наступит Апокалипсис, и последний миг его жизни вспыхнет, как та самая ракета, поднимающаяся от земли в неизведанные космические пространства.
Стиль
С самого начала рассказа мы будто бы проникаем на место действия невидимыми свидетелями. Брэдбери не знакомит нас с героями, не поясняет отношений между ними, не рассказывает, что случилось. Автор видит перед собой одно из происшествий и представляет его читателю в том виде, в каком оно есть на данный момент. Это одна из характерных черт писателя — он мгновенно окунает нас в созданную им реальность и продолжает повествование своим спокойным тоном.
Также в рассказе «Механизмы радости» Рэй Брэдбери использует еще один свой типичный прием — это яркие и необычные сравнения и метафоры, которые создают особый шутливо-иронический тон повествования. Так, например, обычный телевизор вдруг оказывается у него электронным чудовищем, а вместо того, чтобы прятаться, отец Брайан погружен в молитвенное созерцание. Читать рассказ не просто интересно, но и приятно.
Особенно следить за языком автора, за построением диалогов. Кстати, о диалогах, практически весь текст существует в диалоговой форме. Разговор — основа сюжета произведения, что типично для Рэя Брэдбери. Через речь героев раскрываются их позиции, показываются отношения друг с другом. На основе речевой характеристики читатель может судить о темпераменте персонажа, его особенностях, давать ему оценку.
Финал
Те, кто уже знаком с творчеством Рэя Брэдбери (по отзывам «Механизмы радости» — это сборник именно для тех, кто уже не в первый раз берет в руки книги этого автора и привык к его особенностям стиля и научился расшифровывать мысли писателя), наверняка, обратили внимание, что часто произведения Брэдбери имеют схожий по характеру финал. Вроде бы, мы видим счастливый конец (все примирились и вместе смотрят на полет ракеты). Но тут же автор будто бы ставит многоточие (отец Брайан все-таки сомневается, боится и ждет самого худшего), то есть финал остается открытым. Рэй Брэдбери не дает окончательной развязки, лишь намекая на то, что возможен хэппи энд.
Отзывы
Отзывы о «Механизмах радости» Рэй Брэдбери говорят о том, что этот сборник стоит читать тем, кто готов размышлять о прочитанном. Рассказы, которые вошли в книгу требуют внимания от читателя, над каждым из них нужно подумать, ведь все они поднимают самые сложные проблемы жизни как личности, так и широкие социальные вопросы. Тем не менее многих эта книга тронула до глубины души. Читатели оценили не только содержание, но и форму рассказов, то есть стилевую сторону, особенности языка Брэдбери.
Источник
Рецензии на книгу «Механизмы радости» Рэй Брэдбери
Бойтесь своих желаний
«Каникулы» — замечательный психологический рассказ, в некотором роде это та же «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, только для взрослых и адаптированная на современный лад. Как всегда в, казалось бы, абсолютно реальную картинку Рэй Брэдбери ненавязчиво вплетает фантастический элемент, и мир рассказа мгновенно преображается.
Это произведение – дает обильную пищу для размышлений. В «Каникулах» четыре основные идеи – материальность слова, влияние одиночества на человека, необходимость быть осторожными с желаниями и их воплощением, и мир без людей.
Идея материальности слова в произведении неразрывно связана с идеей осуществлением желаний, и тут все происходящее по сюжету можно кратенько охарактеризовать пословицей «Язык мой – враг мой». Автор плавно подводит читателя к выводу, что каковы бы не были желания и мечты, все равно нужно знать меру в их воплощении, и осторожно оперировать методами достижения желаемого, иначе однажды можно остаться у разбитого корыта. Вроде бы герои рассказа и ловят удачу за хвост, но захотев многого, собственными руками уничтожают то, что имели и, как водится, не ценили. Да и потом, когда все желания исполнятся, останется ли у человека стимул к жизни или лишь одно желание – вернуть все на свои места? И сможет ли человек выжить без социума, да и нужен ли вообще человек этому миру… Вопросов множество, ответы каждый читатель найдет сам.
Несмотря на то, что описанная в рассказе ситуация ужасна, как и всегда, Брэдбери одной короткой финальной фразой оставляет обязательную лазейку для надежды. «Каникулы» рассказ светлый и по-настоящему летний.
Небольшой рассказ на тему: «А что если. » .
Вот представьте себе, просыпаетесь вы как-то утром, а вокруг никого! Ни души! Только вы и звонкая тишина!
Что будете делать? Паниковать? Визжать от счастья, что теперь никто вас не будет мучить и доставать рутиной? Или, как герои рассказа, устроите себе 30-летние каникулы?
Этот рассказ кстати очень актуален сейчас (а я пишу отзыв 20 апреля 2020 года, когда мы все с вами сидим дома на самоизоляции, бесим друг друга из-за невозможности побыть наедине).
Усталость от большого количества людей; бесконечный поток машин; нескончаемая суета, пустая, часто бестолковая и никому не нужная: вот, что нас окружает. Отчего люди и перестают понимать друг друга, любить, уважать, стремиться быть рядом.
И вот тут и наступают моменты в стиле «Эх, а вот бы всех не стало! Как бы было прекрасно жить!».
Вокруг стрекочут кузнечики, шуршат в траве сотни неизвестных насекомых, где-то деловито жужжат пчелы.
А в небе, превратившись в едва различимые глазом точки, летают ласточки.
У полоски леса на горизонте стелятся плети утренних туманов.
А вокруг, ни души… И никто не нужен… И ты счастлив.
Но счастье ли это: ОДИНОЧЕСТВО?
Лично у меня этот рассказ вызывает лишь чувства безысходности и тревоги, но отнюдь не счастья, что когда-нибудь какой-нибудь «другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши, и будет жить дальше».
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.
Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Рассказы Брэдбери.
С этим сборником я ничего не ожидала от автора, ибо я уже была разочарована известным «Вином из одуванчиков» но прониклась к «Лето, прощай». Сборник рассказов Брэдбери дается не особо легко. Нет, читается хорошо, но вот смысл и философия иногда ускользают.
Совсем молодые видят жизнь впереди и только совсем старые видят жизнь позади. Остальные, те, что между ними, так заняты жизнью, что не видят ничего.
В данном сборнике представлены 21 рассказ. Но не все из них мне понравились.
Рассказ «Именно так умерла Рябушинская» обнаружил во мне страх к чревовещательству, точнее, к этим куклам.
По сюжету понравился рассказ «Ребятки! Выращивайте гигантские грибы у себя в подвалах!». Хотелось бы продолжение. Почему бы и не узнать, пришельцы это или инопланетные растения против человечества?
«Почти конец света» — сюжет, которого сложно представить в данную эпоху.
У автора мне нравятся его рассказы о смерти. В данной книге это «День Смерти», про известный мексиканский праздник проводимый с умершими родственниками.
Жизнь — это такое вот хотение. Тебе будет хотеться вещей до тех пор, пока ты не перестанешь их хотеть, и тогда наступит время, чтобы желать только сна, и сна, И сна. Для каждого из нас наступает такое время, когда сон становится самой великой и прекрасной вещью. И когда уже ничего не хочется, кроме сна, тогда человек начинает думать о Дне Мертвых и счастливых усопших.
Сборник в целом оставляет после прочтения странные ощущения, ибо некоторые рассказы в таком мистическо-хоррорном жанре, как Ребятки! Выращивайте гигантские грибы у себя в подвалах!, а другие наоборот, душевные, жизненные, печальные, как «Вот ты и дома, моряк», «Барабанщик из Шайлоу», да и есть даже парочка апокалиптических «Чикагский провал». Непонятно конечно, как такие разные рассказы собраны в одной книге, возможно, колорит.
Как правило единственный способ рассказа угодить мне — не понравиться совершенно. Тогда я искренне радуюсь тому, что потратила на него так мало времени (пропорционально его размеру) и это несколько скрашивает разочарование.
В обратной же ситуации я обычно остаюсь в расстроенных чувствах — меня не покидает стойкое ощущение, что я прочитала просто краткое изложение безумно интересной книги, страниц так на 500, не меньше, и книга эта спрятана от меня так надежно, что полностью мне ее никогда не прочесть, остается лишь представлять неузнанные подробности о героях и сюжете.
С рассказами же Брэдбери все совершенно по-другому, каждый из них полон до краев в своей лаконичности, выверен с точностью до миллиметра, они подобны совершенному механизму, сбои которого настолько редки и незначительны, что проходят незамеченными.
Заброшенная железная дорога, уходящая за горизонт, с маленькой дрезиной на ней; город-мираж, лакмусовая бумажка вашей веры в чудеса; гимнические спринтеры, забывшие обо всем под звуки чудесной музыки; иллюстрированная женщина, отдавшая свое тело в качестве холста любимому мужчине — все это маленькие винтики, без которых не было бы созданного Брэдбери механизма, механизма радости.
У нас одна обязанность — быть счастливыми.
Это как большой мешок с подарками. Засунешь руку в него, подцепишь что-то, потянешь и . Вытащишь на свет белый рассказ. О добре и зле.
О любви и ненависти.
О смерти и.
Есть рассказы хорошие. Есть замечательные. А есть обычные. Но и такие цепляют твое сердце, словно крохотные коготки.
— А как отличить грибы полезные от ядовитых?
— Съесть их, — отрезал Том. — Если останешься живым — значит, полезные. Если с копыт долой — значит, увы и ax.
А я люблю, когда мое сердце исцарапано литературой.
Наверно каждый хоть раз себе представлял, что останется один. на всей планете. Ничего не надо делать, никуда ходить, ни от кого не зависеть. Для меня мечта даже просто пройти по пустынному магазину, пустой улице, пустому музею. брать что хочу, трогать что хочу. Безмолвные вещи, бесхозные и пустота, но одновременно такая наполненность смыслом и принадлежностью к чему-то.
Жить себе в радость, жить, любить, путешествовать, читать, жить, жить, жить. Без рутины.
Но кого же я стану любить? Кому же я расскажу про книгу? Кто же снимет для меня новый фильм? Кто же отвезет меня через океан? Кто вырастит мне свежих продуктов? Кто сошьет мне новой одежды? Кто будет следить за подачей электроэнергии, в конце концов?
Тебе тоже не с кем играть?
Страшно. Сладко, но очень страшно. Мечта, но несбыточная. И слава Богу!
Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепость, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда было бы хорошо?
И все же тридцатилетние каникулы — это мечта. Хотя возможно в таких условиях хватило бы и тридцати дней.
Брэдбери велик и полосат! Мохнат и чешуйчат!
Найти волшебство и радость в каждой мелочи, испугаться ветра, взлететь к звездам.
Это все он!!
Прочитано в рамках флэш-моба «Дайте две!»
Из всех книг Брэдбери эта оказалась самой непонятной и скучной. Состав сборника совершенно невообразим и не подстраивается под какую-то одну тему. Кроме того, во многих рассказах Рей ударяется в политику. А американская политика так же далека от нас, как и Луна. В связи с этим и интерес с пониманием удаляются от читателя.
Хотя при этом есть и бесспорно интереснейшие рассказы, которые настолько хороши, что ради них можно прочитать и остальное)))
P.S. Встал вопрос об актуальном содержании сборника. Количество рассказов расходится от 20 до 21. В итоге под расхождения попадает рассказ «Смерть и дева». Видимо он все же входит официально в состав сборника.
Прочитано в рамках игры Собери их всех! дуэль и ДД АА вместе с AzbukaMorze
Рэй Брэдбери — временем проверенный фантаст. Его книгами люди зачитываются уже не одно десятилетие. У многих он один из самых любимых писателей. Названия его произведений у всех на слуху: «Вино из одуванчиков», » Марсианские хроники», «451* по Фаренгейту». В связи со всем этим никак не могу понять: как же я дожила до 24 лет и не была знакома с творчеством этого замечательного американского писателя? Все очень просто: не люблю фантастику. Но для чего, собственно говоря, нужен флэшмоб-2011? А в том числе и для того, чтобы открывать для себя по-новому литературные жанры, которые, казалось бы, совершенно не в вашем вкусе.
Получив совет от drilli , я довольно быстро сумела разыскать «Механизмы радости» (довольно быстро — это за пару месяцев, что связанно в том числе с моим отдаленным местожительством). Но все никак не могла решиться начать читать (фантастика же). Тут ко мне в гости зашли друзья (чтобы покопаться в моем книжном шкафу), и истинный поклонник Брэдбери выудил таки сборник рассказов из моих запасов. Тогда я спросила, что же его так привлекает в знаменитом американском писателе? На что получила такой ответ: «Брэдбери хоть и фантаст, но его книги в первую очередь о человеческих чувствах». Как только книжечка ко мне вернулась, я, заинтригованная такой оценкой творчества писателя, сразу же приступила к чтению.
Банальность: писать рецензии на сборники рассказов сложновато. Но я решила выбрать из всех такой рассказ, который затронул меня за живое и написать именно о нем. Речь пойдет о рассказе «Нищий с моста О’Коннелла». Временами я бываю очень слабохарактерной. И от этого ужасно злюсь сама на себя. Довольно часто это случается после очередного проявления слабохарактерности по отношению к попрошайкам. Мне их всех всегда жалко. Но стараюсь себя ограждать от этого. Ведь прекрасно понимаю: это уже давно хорошо налаженный бизнес. Слава богу, на острове не так много нищих и попрошаек. Чаще всего одни и те же лица, которым перестала сочувствовать даже я, ну не настолько же я идиотка! А вы знаете, что в их нелегком деле есть мода? Да-да, мода! Например, в прошлом году летом в особенно людных туристических местах сидели маленькие попрошайки, играющие на гармошках (играющие — это, конечно, громко сказано), а рядом с ними были маленькие щенки. Поверьте, европейцы не скупились. Это же такая умилительная сцена! Интересно, что бы сказали все эти добросердечные и чрезвычайно толерантные люди, если бы видели глаза тех же собак, прирученных за сезон, когда зимой попрошайки уехали в большие города (у нас ведь запустение), и просто бросили их. А я видела. Видела, как бедные животные ходили по тем местам, где обычно сидели эти дети, и скулили, а в глазах их были слезы. А вот в Афинах новая мода в этом году (мы как раз там побывали на прошлой неделе): через каждые сто метров сидят беженцы с детьми. НО! Это уже не матери (им, видимо, не подают), а отцы. А в метро постоянно заходят тоже мужчины, которые рассказывают, что их ребенок лежит в больнице при смерти (показывают фотографии), а сами они продали все имущество, и теперь им нечего есть. И вот когда это происходит так массово, то начинаешь черстветь душой. Потому что перестаешь верить в эти истории. Но иногда и меня терзают мысли:
А может, он был настоящий бедняк и только в эту зиму начал просить подаяния, продал одежду, чтобы купить еды, и очутился на улице без шапки.»
Наверное, Брэдбери волшебник. Ведь у него столько читателей по всему миру, а это значит, что к сердцу каждого он смог подобрать свой ключик. Спасибо огромное drilli , которая помогла мне открыть для себя такого замечательного атора.
Источник