Механизмы проявления эмоций проект 9 класс

Механизмы проявления эмоций проект 9 класс

Известно, что эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. Состояние здоровья, уровень нервно-психической и физической работоспособности человека, устойчивость его к целому ряду заболеваний зависят от состояния ЦНС, от характеристики его эмоционального фона.

Положительные эмоции создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне положительных эмоций выполняются более легко. Эмоция — это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.

Школа — один из важных периодов в жизни каждого человека. Поэтому важно, чтобы этот период стал для ребенка « платформой», с которой начнется его становление успешным, умным, а главное социализированным человеком.

Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Также эмоции имеют большое значение в процессе усвоения информации. В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и дольше. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма, что также важно для воспитания успешного человека. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Они придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др. Поэтому огромное значение имеет способность определять настроение, а также понять, от каких факторов оно зависит.

Цель проекта – выявление связей между эмоциональным фоном ребенка и эмоциональным фоном его ближайшего окружения. А также проследить взаимосвязь между возникновением эмоций, их проявлением и пониманием у школьников 4 -6 класса.

Для реализации нашей цели мы поставили себе ряд задач:

1. Собрать информацию по теме эмоции и теории их возникновения

2. Провести исследование, подтверждающее одну из теорий

3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Что такое эмоции?

— психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям, самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его целей и потребностей.
— чувства, переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики.

— физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствительности, чувствований и переживаний человека.

— та субъективная реакция, которой наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Она стоит на страже организма, охраняя его от внешних раздражений, так как сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.

1) Выделяют два типа эмоциональных проявлений:

· длительные состояния (общий эмоциональный фон)

· кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

2) По знаку различают:

Положительные (чувство удовлетворения, радость, восторг) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние; сопровождается повышенной работоспособностью и повышением устойчивости организма к вредоносным факторам.

Отрицательные (тоска, неудовлетворенность, страх, гнев, обида) характеризуются длительным последействием. Они вовлекают вегетативную сферу, вызывая подчас отрицательные последствия.

Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

3)Эмоции одновременно проявляются:

Во внутренних переживаниях

В поведении (мимика, жесты, интонации речи и т.д.)

На физиологическом уровне эмоции характеризуются включением в целостную ответную реакцию многих физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и т.д.). При переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменение пульса, дыхания, потоотделения, изменение цвета лица, холодный пот и т.д.), а также биохимические сдвиги в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).

Читайте также:  Ты моя радость сердечко

3. Свойства и функции

Субъективный характер эмоций выражаться в том, что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные эмоции.

Эмоции будут обладать полярностью, т.е. положительным или отрицательным знаком. Полярность эмоций связана с процессом удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека.

Фазность эмоций характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны.

На сегодняшний день выделяют четыре основных функций эмоций:

Контрольная или оценочная (если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если нет успеха – отрицательные).

Направляющая, побуждающая и предохраняющая (все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов).

Коммуникативная (эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние человека, его отношение к тому, что в данный момент происходит.).

Регуляция гомеостаза и вегетативных функций (по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов). Эмоции могут мобилизовать или дезорганизовать деятельность человека.

Механизмы формирования эмоций и их проявлений

У человека возникновения отрицательных и положительных эмоций связано с активацией специальных эмоциогенных структур большого мозга. Большое значение в формировании проявлений эмоций имеет лимбическая система. Центры эмоций расположены преимущественно в гипоталамусе рядом с мотивационными центрами. Гипоталамус контролирует состояние висцеральных систем как проявление эмоций (увеличение частоты сокращения сердца, артериального давления, частоты дыхания, другие). (Рис.1)

Механизмы эмоций состоят из многих различных компонентов, но все они связаны, как правило, с активацией центров гипоталамуса и в целом лимбической системы, ретикулярной формации и структур новой коры.

Теории эмоций. Механизмы запуска эмоций спорны. Существует множество теорий, в таблице приведены самые известные. ( Таблица 1)

Исследование. Описание методики

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (Светлана Панченко)

Возраст: с 10-11 лет

Инструменты: картинка с эмоциями для каждого, чистый лист бумаги, карандаши.

1) «Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях». Подпиши, какие эмоции изображены на картинке (рис.2)

2) «Напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их».

3) «Напиши слово «дом» и сделай то же самое».

4) «Напиши слово одноклассники (сверстники). Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их».

5) «Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их».

6) «А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители».

Для задания 2-6 школьники сами рисуют мордочки и подписывают эмоции, которые в них зафиксированы.

Анализ результатов исследования

Какие эмоции наиболее легко поддаются распознаванию? (таблица 2)

Проведя исследование, мы выявили — школьники знают только «базовые» эмоции (радость, страх, гнев) . Картинки с этими эмоциями подписывали 90% детей. Мы заметили, что такие эмоции как покой, хвастовство, отвращение, удовольствие и вина дети распознают реже. Они не знают названия эмоций, довольно часто использовались в описании эмоции междометья (уух, ооо), либо графические обозначения.

Подведя итоги, мы можем сказать, что дети плохо знают названия и сами эмоции. Из 46 испытуемых максимальное число правильных ответов не превысило половины.

Какие эмоции преобладают у школьников в школе, дома? (Рис3)

В школе и дома дети испытывают покой и радость, иногда встречаются отрицательные эмоции, но крайне редко. Эмоциональный фон в школе часто зависит от эмоционального фона учителя и сверстников, а дома – от родителей.

Читайте также:  Лучшие продукты от депрессии по аюрведе

Ранее были проведены исследования, показавшие, что дети в школе испытывают, в основном, отрицательные эмоции. В моем же исследовании, оказалось напротив, школьники испытывают положительные эмоции. Это означает, что в школе, где проводилось исследование, созданы все благоприятные для обучения условия.

Дома удовольствие, которое было в школе, сменяется на покой. Это очевидно, ведь дом это «безопасное место», в котором не должно быть никаких отрицательных факторов. Как говориться: « Мой дом – моя крепость».

Было проведено исследование на учениках 4-6 класса, в ходе которого было выявлено:

1. Школьники знают «базовые» эмоции.

2. Дети не знают названия эмоций. Данная последовательность не зависит от возраста ребенка.

3. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от эмоционального состояния дома и в школе. Дети, которые испытывают положительные эмоции дома и в школе, лучше усваивают учебную программу, чем дети с какими – либо проблемами. Также хочется отметить, что чрезмерная опека и «инкубаторские условия» могут навредить ребенку, сделав его беспомощным в решении каких-либо проблем. Без стресса – нет прогресса. Нужно давать возможность детям самим пробовать решать какие-то вопросы, воспитывать в них самостоятельность стрессоустойчивость.

4. В основном у детей преобладает положительный эмоциональный фон, но у некоторых проявляются признаки агрессии или безразличия. Чтобы понять и решить эту проблему, необходимо провести дополнительные исследования.

Мое исследование может быть полезно психологам, в установлении взаимосвязей между эмоциональным фоном ребенка и системой его воспитания.

Источник

Исследовательская работа «Эмоции и подросток: взгляд изнутри»

Автор: Москаленко Яна Игоревна

Место работы/учебы (аффилиация): Средняя школа №7 р.п. Приютово Республики Башкортостан, 10 класс

Научный руководитель: Кузина Елена Николаевна

Актуальность: В период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, способных помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.

Гипотеза: в условиях современной школы идёт процесс увеличения числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Цель работы: исследовать эмоциональное состояние учащихся 7 а, 7б, 7в кл.

Задачи:

  • изучить литературу по интересующему вопросу;
  • подобрать методики по исследованию эмоционального состояния подростков;
  • протестировать учащихся для определения их эмоционального состояния;
  • сделать анализ эмоциональной сферы данного возраста;
  • подготовить рекомендации для снятия негативных эмоций.

Объект исследования: учащиеся 7 – ых классов МАОУ СОШ №7 р.п. Приютово.

Предмет исследования: эмоциональная сфера подростков.

Методы: теоретический обзор литературы, анкетирование, наблюдение, метод статистической обработки материалов, составление диаграмм.

Теоретическая значимость: подобраны методики изучения эмоций, выявлена эмоционально – волевая сфера у учащихся 7– х классов МАОУ СОШ №7, разработаны рекомендации по созданию условий правильного формирования эмоций.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при определении направления деятельности классных руководителей и учителей- предметников.

Результаты и выводы. Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций. Эмоциональное напряжение сказывается на личностном развитие детей. Уровень экстраверсии не оказывает заметного влияния на успеваемость учеников, тогда как уровень нейротизма оказывает существенное влияние на успеваемость: с увеличением уровня эмоционального напряжения успеваемость снижается, что подтверждают данные исследования. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60 % учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствуют, верно, отразить свои чувства.

Таким образом, как я выяснила, роль эмоций велика. Они как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные состояния. И без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Эмоции являются частью человека.

Читайте также:  После нафтизина не чувствую запахи

Источник

Презентация 9 класс «Эмоции и чувства»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эмоции и чувства

Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

различие между понятием «чувство» и «эмоция.

Функции Эмоций и чувств

Мимические проявления эмоций

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно

глаза — зеркало человеческой души Деловой взгляд

РАДОСТЬ (СЧАСТЬЕ) Легкие морщины у глаз, глаза спокойные, слегка сощурены, ноздри расширены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.

УДИВЛЕНИЕ Поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

ИРОНИЯ Спокойный лоб, прищурен один глаз, нижняя губа прижата к верхней, уголки рта опущены; или — мимика улыбки только в одну сторону.

ПЕЧАЛЬ Брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены, расслабленно свисают.

ДОСАДА (РАЗОЧАРОВАНИЕ) Спокойный лоб, сомкнутые или надутые губы, уголки губ опущены. ПРЕЗРЕНИЕ Чуть прикрытые глаза, нос слегка сморщен, уголки рта резко опущены, горизонтальная складка под нижней губой.

ОТВРАЩЕНИЕ Лоб сморщен, брови опущены, нос сморщен, ноздри расширены, верхняя губа чуть поднята, нижняя — выпячена или приподнята и сомкнута с верхней, уголки рта опущены.

ЯРОСТЬ, ГНЕВ Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, рот оскален, уголки губ резко и напряженно оттянуты вниз, шея судорожно стянута.

СТРАХ Приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые, выпяченные глаза, губы растянуты в стороны, уголки губ опущены и несколько отведены назад, рот может быть открыт, шея втянута.

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Номер материала: ДБ-046895

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью