Реферат. Психологическая подготовка диспетчеров к чрезвычайным ситуациям
Психологические задачи, решаемые диспетчером, можно разделить на следующие основные группы:
1) изучение оперативной обстановки;
2) прием информации, т. е. прием сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях и т. д.;
3) сохранение и переработка информации;
4) принятие решения;
5) передача информации в оперативный штаб пожаротушения, различным службам;
6) прием и передача информации (приказов, распоряжений);
7) обобщение и точное сохранение информации.
Исходя из этих задач, можно выделить три режима работы диспетчера: оптимальный, параэкстремальный, экстремальный.
Оптимальный режим протекает в процессе изучения диспетчером оперативной обстановки. Для него характерна нормальная работа средств связи, рабочая обстановка является привычной, мышление диспетчера носит механический характер. Главную роль на этом этапе играют ранее приобретенные диспетчером навыки, применяемые без напряжения внимания, в привычном темпе.
Параэкстремальный режим, т. е. переходный режим оптимального к экстремальному, возникает тогда, когда поступает сообщение о ЧС. В этот период диспетчер выполняет основные работы:
-принимает сообщения, уточняет адрес и наименование объекта;
-определяет район, в котором находится объект, передает указания на выезд к месту ЧС;
-уточняет (при возможности) данные о происшествии;
-оповещает о ЧС в порядке, установленном инструкциями взаимодействия.
Этот режим требует от диспетчера максимума внимания к восприятию речи или сигнала.
Экстремальный режим возникает в период получения диспетчером сообщений с места ЧС, требующих от него в минимально короткий срок принять решение о высылке дополнительных сил по спасанию людей или принять другие меры, от которых зависит успех спасательных работ.
Экстремальные условия в работе диспетчеров возникают в момент получения сообщения о ЧС, если диспетчер осознает, что ошибки, промедления, допущенные им, могут повлечь за собой гибель людей или другие нежелательные последствия.
Работа в экстремальных условиях требует от диспетчера высокоразвитого самообладания, умения быстро проанализировать поступающую информацию и своевременно принять решение. Анализ деятельности диспетчеров показывает, что успешному выполнению ими своих профессиональных задач способствует наличие у них таких качеств, как хорошая слуховая память, острота слуха, устойчивая концентрация внимания, его объем. Все эти качества непосредственно влияют на процесс принятия решения. Диспетчеры с большим опытом работы уже по первым сообщаемым о ЧС словам могут точно установить, является сообщение действительным или ложным, представить наиболее общую картину случившегося, определить силы и средства, которые потребуются для ликвидации ЧС, лиц и организации, которых необходимо проинформировать в первую очередь, и т. д.
Эффективность работы диспетчера зависит от состояния его психической готовности к выполнению действий в экстремальных условиях. Для диспетчера важно, чтобы он мог сохранять активность и трудоспособность в условиях ожидания сообщений, вызывающих скуку, сонливость, утомление.
Поддержать работоспособность и снизить утомление диспетчеру помогут специальные физические упражнения, которые выполняются самостоятельно через каждый час дежурства за пультом в течение 5 мин. Наиболее эффективными считаются упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, вестибулярного аппарата (медленные повороты, наклоны, вращения головы и туловища), упражнения, связанные с регулированием дыхания, массажи мышц шеи и головы.
В целях психологической подготовки диспетчера к действиям в экстремальных условиях целесообразно практиковать проведение специальных тренировок, для которых разрабатывают серию вводных задач различной степени трудности. Учебно-тренировочные занятия необходимо проводить в сложных условиях, в темпе, близком к реальному. Диспетчер должен не только высказать принятое им на вводную решение, но и дать затем ему обоснование. Таким образом, формируются не только профессиональные знания, навыки, умения, но и эмоционально-волевая устойчивость к действиям в сложной обстановке.
Для эмоционально-волевой устойчивости немаловажную роль играет воспитание у диспетчера способности к мобилизации психики на борьбу с трудностями. Это достигается систематической тренировкой нервной системы, в основе которой лежит самовнушение. Аутогенная тренировка позволяет диспетчеру регулировать свои эмоциональные состояния. Так, замедляя частоту дыхания, он может повлиять на деятельность своей сердечно сосудистой системы. Самоприказ способен вызвать равновесие процессов возбуждения и торможения в трудных условиях работы. Психическое состояние определяется совокупностью личных качеств человека: особенностями темперамента; интересом к работе, стремлением совершенствовать свое мастерство; способностью трезво оценить обстановку при возникновении стрессовых ситуаций; сообразительностью и эмоционально-волевой устойчивостью; быстротой переключения и устойчивостью внимания. Психическое состояние диспетчера во многом зависит и от правильной организации его труда, планировки оборудования и размещения рабочего места с учетом психофизиологических характеристик и антропометрических данных.
При несении оперативного дежурства, других нестандартных нагрузках под воздействием стресс-факторов умеренной интенсивности происходит накопление рабочего (ординарного) стресса, возникают депрессивные состояния:
-плохое настроение, дискомфорт;
-заторможенность мышления;
— утомленность;
— суицидные мысли;
— истерики.
В профессиональной деятельности диспетчера возможно возникновение профессионального стресса.
Профессиональный стресс — это состояние человека, возникающее в результате воздействия неблагоприятных факторов в процессе профессиональной деятельности.
Проявление стресс-факторов:
-снижение производительности труда;
— негативные изменения психики человека, приводящие к профессиональным болезням;
— утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивационных характеристик труда);
— формирование внутреннего дискомфорта;
— профессиональное выгорание.
Задачи психологической реабилитации
Установление характера и степени выраженности нервно-психического расстройства у диспетчеров и особенностей реагирования на психическую травму.
Выявление психологических особенностей личности и выработка индивидуальных мер реабилитационного воздействия.
Оперативное снятие психоэмоционального напряжения, раздражительности, страха.
Регуляция нарушений функций организма и нервной системы.
Мобилизация личности на преодоление возникших психических состояний.
Оказание помощи пострадавшим в ЧС
Среди населения, пострадавшего в ЧС, преобладает:
-снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности;
— нарушение способности к планированию собственных действий;
-значительно сужается временная перспектива;
— высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.
Группа факторов, характеризующая особенности групп пострадавших:
-жертвы, т.е. изолированные в очаге ЧС;
-пострадавшие непосредственно физически, материально (разрушен дом), потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации об их судьбе;
-очевидцы (свидетели) – эти люди, остались невредимыми физически, не пострадали их родственники и имущество, тем не менее, получают психологическую травму, т.к. трагедия прошла где-то очень близко к ним;
-наблюдатели (зеваки) – вторично пострадавшие, люди, непосредственно не имеющие отношения к ситуации, но узнав о происшествии, прибывшие на место ЧС;
-телезрители – эмоционально вовлеченные в получаемую через СМИ информацию о трагическом событии;
Специалисты экстремального профиля.
Психофизические особенности групп пострадавших в ЧС.
Варианты психологической помощи
I группа – «жертвы», им присущи:
-болевой шок;
-острые психические реакции.
Психологическая помощь:
-информационная помощь (поддержка);
-элементы суггестии (внушения);
-удержание в сознательном состоянии.
II группа – пострадавшие, им присущи:
-чувство потери;
-состояние оглушенности;
-реакция избегания;
-психосоматические проявления;
-шок (ступор, тремор, двигательные возбуждения);
-обратная реакция (прилив сил).
Психологическая помощь:
-экстренная психологическая (возможно психиатрическая) помощь, в первую очередь тем, кто в состоянии шока;
-снятие острых психических реакций;
-перевод из пассивного в активное состояние;
-применение элементов суггистии (внушения);
-изоляция от толпы, от родственников.
Таким образом, рассмотрев некоторые психологические особенности действий диспетчеров при чрезвычайных ситуациях, мы сделали вывод, что для своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в безвыходном положении необходимо высокоразвитое самообладание, умение быстро проанализировать поступающую информацию, также своевременно принимать решение.
Эта работа вам не подошла?
В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования
05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия
01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников
17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду
Источник
Механизмы накопления профессионального стресса у диспетчеров службы пожарной связи 01 еддс
Профессиональный стресс.
Механизмы накопления.
Профессиональный стресс
Стресс – эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.
Профессиональный стресс — представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.
Данный вид стресса имеет свои особенности.
У специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.
Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.
Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:
- угроза своей жизни или жизни близких людей ;
- отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.
Причины производственного стресса
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда
Профессиональный стресс – это прежде всего следствие снижения профессиональной мотивации, а «профессиональное выгорание» и сохранение увлеченности работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии.
Признаки стрессового напряжения (по Шефферу):
- Невозможность сосредоточиться на чем-то.
- Слишком частые ошибки в работе.
- Ухудшается память.
- Слишком часто возникает чувство усталости.
- Очень быстрая речь.
- Мысли часто «улетучиваются».
- Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
- Повышенная возбудимость.
- Работа не доставляет прежней радости.
- Потеря чувства юмора.
- Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
- Пристрастие к алкогольным напиткам.
- Постоянное ощущение недоедания.
- Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде.
- Невозможность вовремя закончить работу.
Причины стрессового напряжения (по Буту):
- Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
- Вам постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.
- Вас что-то или кто-то «подгоняет», вы постоянно куда-то спешите.
- Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
- Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.
- Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
- Вы очень много курите.
- Потребляете алкоголя больше, чем обычно.
- Вам почти ничего не нравится.
- Дома, в семье у вас постоянные конфликты.
- Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
- Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
- У вас появляется комплекс неполноценности.
Причины профессионального стресса
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
Межличностные (коммуникационные) могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д.
Последствия профессионального стресса:
Вторичные последствия профессионального стресса:
- синдром эмоционального выгорания
- психосоматические заболевания
- посттравматические стрессовые расстройства
Синдром эмоционального выгорания — состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе.
Симптомы эмоционального выгорания:
- физические
- эмоциональные
- интеллектуальные
- социальные
Профилактика профессионального стресса
Что помогает от стресса на работе? Чтобы не задавать такой вопрос, лучше всего вовремя проводить соответствующую профилактику данного заболевания. И главная роль в этом ответственном деле отводится именно руководителю организации.
Во-первых, стрессовые ситуации можно избежать, если вовремя и полно информировать работников о психологической ситуации в коллективе. Обязателен стенд, который должен предупреждать работников о возможных стрессах и о том, как с ними справляться.
Во-вторых, нужно организовывать тренинги для своего персонала, которые помогут не столько избежать стрессовой ситуации, сколько выйти из неё с достоинством.
В-третьих, самому руководителю необходимы специальные тренинги по созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Чем раньше определить заболевание, тем легче будет проходить курс лечения. Последствия длительного стресса потребуется устранять уже не только психотерапевту, но и врачам других разных направлений, так как будут затронуты многие системы организма.
Профилактика профессионального стресса, в первую очередь направлена на снятие физической, эмоциональной и психической нагрузки.
Основные способы преодоления профессионального стресса:
- Скажите «нет» многозадачности. Не нужно «наваливать» на себя через чур много работы, вы не только утратите качество деятельности, но и обречете себя на получение хорошей порции стресса.
- Задания старайтесь выполнять с первого раза. Отложите все лишние мысли в «чёрный ящик». Вы полностью и целиком должны отдаться выполняемому делу, только в таком случае она может считаться успешно завершенным.
- Скажите ненужным делам твёрдое «нет». Не отвлекайтесь на «посторонние», «лишнее» дела. Это не только отнимет у вас драгоценное рабочее время, но и посеет в голове хаос.
- Грамотно распланируйте свой рабочий день. Распишите свой день от А до Я. Это поможет избежать «лишних хлопот» и подскажет за какое дело стоит взяться в первую очередь.
- Уровень или шкала профессионального стресса, поможет узнать о степени вашей эмоциональной нагрузки. Современные компании каждый квартал проводят «мини-опрос» своих работников, чтобы оценить нервно-психическую устойчивость коллектива.
- Длительные эмоциональные нагрузки чреваты своими последствиями, и могут привести к ряду серьёзных заболеваний сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Не стоит поддаваться стрессу на работе, если хотите сохранить прекрасное настроение и самочувствие. Помните, что здоровье непосредственно зависит от вашего настроения!
Принципы заботы о себе:
- ответственное отношение к собственному здоровью.
- развитие навыка самонаблюдения.
- соблюдение баланса в заботе о физическом и психологическом здоровье.
Критерием успеха «заботы о себе» выступает осознание специалистом того, что он является хозяином самого себя.
Источник