Механизмы эмоционального поведения ребенка

Формирование механизмов эмоционально — устойчивого поведения детей среднего возраста
статья по теме

Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса.

Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся.

Подготовка учащихся к жизни в обществе.

Задачи: Эмоциональное благополучие школьников в коллективе.

Установка на положительное поведение в коллективе.

Преодоление эмоциональной незрелости.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_mekhanizmov_emotsionalno_-_ustoychivogo_povedeniya_detey_srednego_vozrasta.docx 18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет воспитательной работы в 6 группе ГБС(К)ОУ ст. Костромской .

Формирование механизмов эмоционально — устойчивого

поведения детей среднего возраста.

Цель: Повышение эффективности коррекционно – воспитательного процесса.

Повышение уровня эмоциональной устойчивости учащихся.

Подготовка учащихся к жизни в обществе.

Задачи: Эмоциональное благополучие школьников в коллективе.

Установка на положительное поведение в коллективе.

Преодоление эмоциональной незрелости.

Основным источником и средством формирования эмоционально-нравственного опыта, а на его основе – устойчивого поведения, является общественно — полезная деятельность школьников. При этом учитываются посильность деятельности и предварительное положительное отношение к ней, стремление в ней участвовать, без чего невозможно обогатить эмоционально-нравственный опыт и сформировать готовность заботиться о других. Одновременно углубляем и расширяем понятие и знание нравственных норм и правил, формируем потребность придерживаться этих норм и требований в реальном поступке, поведении.

Центральное место в формировании устойчивой формы нравственного поведения занимает готовность заботиться об окружающих. Совершенствуя стремление участвовать в общественно полезной деятельности, важно найти место каждому учащемуся в системе деятельности группы и помочь овладеть нужными способами, умениями и навыками.

На третьем этапе закрепляется устойчивость участия в общественно полезной деятельности.

Общественно- полезная деятельность как фактор формирования устойчивого нравственного поведения

Для формирования устойчивой формы поведения — готовности заботиться об окружающих, в первую очередь имеют значение те виды общественно полезной деятельности, активное участие в которых требует непосредственного контакта с людьми и прямого проявления всех компонентов содержания этой готовности: помощи, эмоциональной восприимчивости, регуляции своего поведения с учётом интересов других, непримиримости к антигуманному поведению. С учётом этого условия и особенностей пожеланий учащихся и характера деятельности группы основным видом общественно полезной работы было выбрано тимуровское направление в широком смысле, включающее выполнение всех дел, поручений и заданий, вытекающих из деятельности группы, связанных с пользой для других, с заботой об окружающих.

При этом учитываются ещё два условия: необходимость раскрытия перед ребятами гуманистического смысла выполняемой деятельности /конечное назначение деятельности — польза для других/ и обеспечение положительных нравственных переживаний в этой деятельности.

Важнейшим инструментом построения общественно — полезной деятельности выступает детский коллектив, который определяет характер межличностных отношений. В коллективной деятельности раскрываются и проявляются личностные качества его членов и в этом смысле коллектив влияет на индивида, который проектируется здесь как личность. Поэтому мы опираемся на основные принципы организации и деятельности коллектива — выявленную роль и значимость общей цели, общей организации труда, связи с жизнью общества. На этапе организации общественно- полезной деятельности подростков особое значение уделили заинтересованности, эмоциональному настрою на общественно ценные дела, знакомству ребят с разными её видами.

Так же применяем такие методы разностороннего воздействия на сознание, волю, чувства учащегося как метод убеждения. При этом используем такие приемы как чтение, разъяснение и анализ басен, притч, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример- осуществляемый как групповым так и индивидуальным подходом. В работу включено создание воображаемых и реальных ситуаций и проверка их действенности на формирование устойчивой формы поведения — готовности заботиться об окружающих.

В воображаемых и реальных ситуациях использовались различные стороны сочетания источников эмоционально-нравственного опыта.

1-ый источник — эмоциональные переживания /положительные или отрицательные/ других людей, на которые ребёнок реагирует в реальной или воображаемой ситуации;

2-ой источник — жизненные ситуации /реальные события и явления, их художественное изображение/, которые оказывают позитивные или негативные воздействия на других людей;

3-ий источник — собственная индивидуальная и коллективная деятельность и поведение, результаты которой оказываются приятными или неприятными для других людей.

Используемые в нашей работе формы, приемы и методы способствуют углублению, упрочнению, закреплению нравственных качеств, направленных на формирование эмоционально – устойчивого поведения школьников среднего возраста.

Источник

Механизмы эмоционального поведения ребенка

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним еще раз поведение ребенка раннего возраста и дошкольника. До 3 лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком — т.е. то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность — эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Источник

Эмоции наших детей

Почему эмоции – это важно

С рождения дети развиваются не только физически и умственно, но и эмоционально.

Дети по-разному реагируют на свои эмоции. Реакции могут быть совершенно разные по содержанию и интенсивности, это зависит от многих факторов. Эти реакции оказывают большое влияние на поведение детей, их адаптацию и на общее качество жизни.

Реакция на низкую оценку у одного ребенка вызовет плохое настроение до конца дня, другой же ребенок решит, что он ее исправит, и успокоившись, будет чувствовать себя в порядке.

Когда мы говорим об эмоциональном развитии, мы имеем ввиду изучение ребенком собственных эмоций, понимание им причин и механизма действия, распознавание собственных чувств и чувств других людей, поиск эффективных способов управления эмоциями. По мере того, как дети растут и получают жизненный опыт, их эмоциональная жизнь становится более сложной. Умение управлять множеством эмоций очень важно для их эмоционального благополучия. Родители и педагоги, демонстрируя свои реакции и обсуждая с детьми чувства и способы управления ими, играют важную роль в поддержании эмоционального развития детей.

Детское эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие — сложная задача, которая начинается в младенчестве и продолжается всю взрослую жизнь. Первые эмоции, которые могут быть распознаны у младенцев, довольно простые — радость, гнев, грусть и страх. Позже возникают более сложные эмоции, такие как застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, чувство вины, гордость и сочувствие.

У очень маленьких детей эмоции, в основном, состоят из физических реакций (например, учащенное дыхание, сердцебиение) и поведения. По мере роста дети развивают способность распознавать свои чувства. Эмоциональная реакция 10-летнего человека будет намного сложнее, чем у трехлетнего ребенка. Однако и младшие школьники все еще учатся узнавать эмоции, понимать, почему они появляются, и как ими правильно управлять. По мере развития вещи, которые провоцируют эмоциональные реакции детей, меняются, как и способы управления ими.

Если 3-х летнего малыша способна вывести из себя попытка другого ребенка покататься на его самокате, то в 6-7 лет дети спокойно реагируют на это и применяют отработанные тактики: разрешают или забирают свой самокат, или обращаются за помощью к взрослым.

Что такое эмоциональный опыт, как его приобретают?

  • физические реакции (например, частота сердечных сокращений, дыхание, уровень гормонов);
  • чувства, которые дети узнают и учатся называть;
  • мысли и суждения, связанные с чувствами: как ребенок думает и оценивает чувства, или ему в этом помогают взрослые (например, при семейной установке «мужчины не плачут» мальчики, даже испытывая сильнейшую грусть, внешне не проявляют ее);
  • сигналы действия (например, желание приблизиться, побег).

На выражение эмоций влияют:

  • Удовлетворение эмоциональных потребностей детей (в родительской любви, безопасности, принятии и др.)
  • Темперамент. Учиться регулировать эмоции для некоторых детей труднее, чем для других. Это может быть связано с их особым эмоциональным темпераментом. Одни дети спокойно реагируют на событие, другие – более восприимчивы эмоциям («чувствительные дети»). Эмоции захлестывают их, они с трудом успокаиваются, действуют импульсивно, им трудно контролировать свои реакции.
  • Ценности и убеждения относительно уместных и неуместных способов выражения эмоций, которым дети учатся у родителей и педагогов. Дети учатся различным способам выражения эмоций на основе того, что считается нормальным в их семье и культуре. Некоторые семьи и культуры поощряют детей выражать эмоций («итальянское семейство»), в то время как другие семьи одобряют сдержанность.
  • Опыт эмоционального поведения, который дети приобрели и используют

Пример разных реакций: Дети играли в настольную игру. Одна девочка обманула других игроков, в чем ее уличили. Дети возмутились: «Так не честно!», а другая девочка не смогла сдержать свое возмущение, начала кричать и драться, пришлось обращаться к взрослым за помощью.

Как участвуют родители в эмоциональном развитии своих детей

Осознать свою эмоцию – это важный шаг в эмоциональном развитии ребенка. Взрослые могут ему в этом помочь: понять и принять чувство, придумать уместные реакции на него. Как это сделать?

Настройтесь на детские чувства

Некоторые эмоции легко узнаются, другие менее очевидны. Настроиться на детские эмоции – это научиться читать язык тела ребенка, слушать и слышать его, иногда его слова могут сказать нам много больше, чем кажется, наблюдать за его поведением. Так мы можем больше узнать об эмоциональном мире и переживаниях наших детей, и дать более точные советы, которые помогут им справляться с эмоциями.

Помогите детям понять и принять эмоции

Общение с детьми, совместное чтение книг, просмотр мультфильмов и их обсуждение — могут дать детям знания об эмоциях, научить осознавать их, а также чувства других. Поощряя детей чувствовать себя комфортно со своими эмоциями, свободно говорить о чувствах, мы помогаем им развивать способы управления своими эмоциями.

Эмоции испытывать нормально, но есть ограничения на то, как они могут быть выражены, прежде всего на агрессивное, небезопасное или ненадлежащее поведение. «Испытывать гнев нормально, но бить маму, на которую ты злишься, — нельзя».

Дети узнают об эмоциях и как правильно их выражать, наблюдая за другими. Показывая детям, как вы понимаете и управляете эмоциями, дети учатся на вашем примере. Выйдя из себя, скажите: «Извини, я потерял самообладание (контроль, выдержку)» (потому что ни один из родителей не идеален!), а затем покажите, как можно исправить ситуацию.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Источник

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Читайте также:  Лучший способ побороть депрессию
Оцените статью