Механизм развития стресса кратко

Стресс

Мы привыкли употреблять слово «стресс», интуитивно используя его для обозначения сильного нервно-психического напряжения. Однако такое значение не совсем верно.

Механизм стресса был изучен и подробно описан Гансом Селье, а сам термин ввёл Уолтер Кэннон.

Стресс — это общая реакция организма на воздействие различных факторов (например, удар, переохлаждение, инфекция, смерть близкого, потеря работы), нарушающих его равновесие. Главная функция стресса — это адаптация к изменившимся условиям среды.

Таким образом, эмоциональная реакция — это лишь часть общего ответа организма на стрессор.

Факторы, вызывающие стресс, могут быть абсолютно любыми — как негативными, так и позитивными (свадьба, переезд, новая работа). Имеет значение лишь то, что они приводят к изменениям в жизни человека на том или ином уровне. Для человека характерно наличие стрессоров психологического характера: стресс вызывается не самой ситуацией, а тем, как человек её субъективно оценивает, воспринимает. Или даже фантазией, воспоминанием о какой-то ситуации.

Механизм стресса

Выделяют три основных стадии стресса:

  • Стадия мобилизации. На данном этапе активируется реакция тревоги. Она мобилизует все адаптивные ресурсы организма, готовит его к срочным действиям. Усиливается энергообмен, увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, учащается дыхание, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В чрезвычайных ситуациях, например, при пожаре, реакция тревоги может оказаться очень полезной.
  • Стадия сопротивления. Все системы организма возвращаются к нормальному режиму работы, и начинается разработка новых программ действий (приспособления, адаптации к новым обстоятельствам). У организма есть определённый резерв устойчивости к воздействию стрессора и адаптации.
  • Стадия истощения. В том случае, когда организм не смог адаптироваться к новым условиям среды, выработать новую программу действий, происходит истощение ресурсов. В этом случае человек (да и любой организм) может заболеть и даже умереть.

Влияние стресса

При стрессе в организме происходят гормональные преобразования, которые и регулируют работу всех систем организма и обуславливают активацию ресурсов сопротивления. Механизмы стресса задействуют, в частности, и подкорковые отделы головного мозга, которые также ответственны и за эмоции. Таким образом, во время стресса одно из самых типичных эмоциональных состояний — это тревога и беспокойство.

В результате действия нейроэндокринных механизмов стресса формируется так называемая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Эти реакции можно легко сопоставить с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела.

Таким образом, сильный или хронический стресс является основой для возникновения психосоматических заболеваний.

Польза от стресса

Воздействие несильных стрессоров отчасти полезно. Во-первых, несильный кратковременный стресс помогает активировать ресурсы, мобилизоваться для выполнения какой-то конкретной задачи (например, для сдачи экзамена). Во-вторых, с каждым стрессом у психики появляется несколько новых программ деятельности, то есть человек расширяет и пополняет свой поведенческий «репертуар» новыми способами взаимодействия с окружающим миром, повышает уверенность в себе с каждым преодолённым препятствием. Насыщается природная потребность в обновлении эмоций. Важно, чтобы у организма хватило резервов для адаптации.

Помощь психолога при стрессе

Помощь психолога при стрессе можно использовать в двух направлениях:

  • Если для Вас любая новая ситуация — это стресс. Вы часто испытываете состояние беспричинной тревоги, подавлены, раздражительны, угнетены в отсутствие объективных причин. Для Вас существует большое число факторов развития стресса именно психологического происхождения. Стресс вызван не объективными причинами, а Вашей субъективной оценкой происходящего, ожиданием наихудших последствий и т.д. Занятия с психологом в этом случае помогут изменить оценку происходящего и снизить количество стрессов психологического происхождения.
  • Нейтрализация последствий стресса. Занятия с психологом в этом направлении помогут, если Вы уже пережили сильный стресс, энергетические запасы истощились, и Вы чувствуете потребность в восстановлении. Также важно проработать, осознать эмоциональные причины возникшего психосоматического заболевания для того, чтобы предотвратить его дальнейшее развитие.

Специалисты Центра Эмбер имеют опыт успешной работы с причинами и последствиями стрессов. После психологической диагностики психолог (психотерапевт) разработает индивидуальный маршрут занятий, при необходимости даст упражнения для самостоятельной работы дома.

Запишитесь на консультацию специалиста по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Читайте также:  Сильное чувство голода при гастрите

Источник

Что такое стресс?

Каждый день нам приходится принимать десятки решений. Быстрый темп жизни, постоянное напряжение, необходимость сделать как можно больше дел зачастую приводят к тому, что человек испытывает стресс. Стоит разобраться, что означает это явление и какие меры могут помочь предотвратить возникновение стресса.

Что же такое стресс? Стресс – состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.

Понятие стресс подразумевает ситуацию вызывающую потребность в адаптации организма. Существует несколько видов стресса. Обычно употребляя понятие «стресс » , мы имеем в виду дистресс («чрезвычайный стресс » )– состояние которое отрицательно воздействует на организм человек. Эустресс – так называемый «полезный стресс » , в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация.

Незначительные стрессы не несут вред организму, даже стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Однако длительное состояние дистресса может привести к расстройству сердечно – сосудистой системы, снижению иммунитета, развитию кожных заболеваний и депрессии.

Причины стресса могут быть весьма разнообразны:

— проблемы в семье;

— однообразная монотонная деятельность;

— беспокойство, иногда беспричинное;

— неблагоприятные условия окружающей среды.

Важно вовремя выявить причины стресса и попытаться их устранить. Чтобы эффективно выявить причины стресса необходимо обратить внимания на реакцию организма и соответствующие симптомы.

Возможные симптомы стресса:

1) Перепады артериального давления, нарушение сердечного ритма.

2) Снижение или полное отсутствие аппетита, иногда – резкое повышение аппетита.

3) Сбои в работе дыхательной системы: ощущение нехватки воздуха, частые простудные заболевания.

4) Мышечные спазмы, судороги, иногда возникают боли в спине.

5) Высыпания на коже, аллергические реакции.

6) Частые головные боли.

7) Чувство утомления, навязчивые мысли, тревожность.

8) Забывчивость , неспособность расслабляться , пассивность.

Стресс развивается в несколько этапов. Существует три основных стадии стресса: стадия тревоги, стадия адаптации и стадия истощения.

1. Стадия тревоги проявляется как реакция организма на раздражители. В формировании этой реакции участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. Проблем с пищеварением и рост простудных заболеваний можно избежать, если есть возможность быстро разрешить ситуацию или проявить естественную реакцию (например, физическую активность).

2. Стадия адаптации подразумевает сбалансированный расход адаптационных резервов организма. В этой стадии стресса продолжается функционирование и мобилизация защитных систем организма, исчезают психологические проявления стресса, такие как тревога, агрессия.

3. Стадия истощения.На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств. При продолжающемся действии можно спровоцировать развитие серьезного заболевания.

Стресс может нанести вред организму, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия, следует заниматься профилактикой. Профилактика стресса может включать в себя следующее:

1. Регулярные физические упражнения. Для развития дыхательной системы рекомендуются занятия танцами, плаванием, бегом.

2. Правильное питание.

3. Ввести правильный распорядок дня, приближенный к естественным биоритмам человека. Одно из таких изменений – ложиться спать не позднее 23:00 часов.

4. Релаксация. Необходимо давать организму восстановить силы. Для этого стоит выделить хотя бы один час в день. Можно заняться дыхательной гимнастикой, послушать приятную музыку.

Помните, что медицинские препараты может назначать только врач. Если вы заметили неприятные изменения в своем организме – немедленно обратитесь к врачу.

Охрана здоровья человека обеспечивается не только контролем и лечебно– профилактическими мероприятиями, но усилиями самого человека. Будьте внимательны к своему здоровью.

Источник

3.12. Стресс, его механизмы, способы профилактики

Учение о стрессе. Это один из ведущих разделов современ­ной физиологии и медицины. По определению Г Селье (автора теории стресса) стресс — это неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне. Свое представление о стрессе он сформулировал в 1936 г., опубликовав статью в журнале «Природа», и ввел одновременно новые понятия — синдром биологического стресса, общий адаптационный синд­ром, или синдром, вызываемый разными повреждающими агентами. По мнению Г Селье и его сторонников, стресс — это врожденный защитный механизм, который давал и дает воз­можность человеку выжить в неблагоприятных условиях сре­ды, воздействие которых несет угрозу гибели организма. По своей природе стрессовая реакция является психофизиологи­ческой.

Виды стресса. По длительности включения механизмов защиты выделяют острый (кратковременное включение) и хронический(длительное включение)стресс.

Различают физический и эмоциональный (психогенный) стресс. В первом случае имеет место защита от воздействия физических факторов (высокой или низкой температуры, травмы, шума), во втором — от психогенных факторов, вызы­вающих отрицательные эмоции.

Читайте также:  Правда ли что шоколад поднимает настроение

Г Селье в 1974 г. ввел также понятия эустресса и ди­стресса. Эустресс — хороший, благоприятный стресс, проте­кающий без потерь для организма. Дистресс — это чрезмер­ный стресс, защита достигается с ущербом для организма и ос­лаблением его возможностей (например, угнетение иммунной системы, язвообразование на слизистых оболочках желудка).

Стрессоры — это факторы внешней или внутренней среды, которые вызывают реакцию стресса и являются опасными для здоровья и целостности организма. К ним относят: 1) вредные факторы окружающей среды (высокий уровень радиации, за- Га зованность, высокие или низкие температуры и др.); 2) рабо­та в условиях дефицита времени при необходимости ускорен­ной обработки информации; 3) работа в условиях риска для собственной жизни или жизни других людей; 4) отсутствие це­ли в жизни; 5) остракизм, групповое давление (нарушение микроклимата в коллективе)и др.

Механизмы стресса. В реализации защитных реакций организма, направленных на противодействие повреждающе­му агенту, участвуют различные механизмы, которые объеди­нены под названием стресс или общий адаптационный синдром. В последние годы эти механизмы получили еще одно, новое название — стрессреализующих систем. Механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакций или снижают их отрицательные эффекты, называются стресслимитирую- щими системами.

В ответной реакции организма на действие стрессора выде­ляют три стадии — тревоги (боевой тревоги, аларм-реакции), сопротивления (резистентности) и истощения. Стадия тревоги связана с активизацией неспецифических механизмов защиты, стадия сопротивления — с активизацией специфических меха­низмов, повышением энергетического уровня и общей устой­чивости организма к конкретному стрессору, а также другим видам стрессоров (перекрестная устойчивость). Третья стадия — истощения характеризуется исчерпанием резервов специ­фических и неспецифических механизмов защиты и развитием заболевания или гибелью организма, если стрессор продолжа­ет действовать.

Стрессреализующие системы. Это нервные центры, ана­лизирующие биологическую значимость действующих раздражи­телей и формирующие эмоциональную реакцию; симпатический отдел АНС; аденогипофиз, мозговой слой и корковое вещество надпочечников. Согласно классическим представлениям о разви­тии стресса, общность в действии различных по природе стрессо­ров связана с первой стадией — стадией тревоги.

Последовательность вовлечения физиологических механизмов (зве­ньев) реагирования организма на действие стрессоров такова:

1) обработка информации о стрессоре в ЦНС, оценка ее значимости для жизнедеятельности организма и формирование эмоционального воз­буждения (1-е звено). Исходя из этого, стрессор можно определить как фактор, интерпретация которого в мозге вызывает эмоциональную реакцию;

сильное эмоциональное возбуждение, активирующее сначала выс­шие (в гипоталамусе и других структурах головного мозга), а затем и низ­шие (в стволе мозга и в спинном мозге) вегетативные центры (2-е звено). Активация симпатического отдела АНС повышает энергетические и функ­циональные возможности нервной и кардиореспираторной систем, ске­летных мышц. Одновременное повышение активности парасимпатиче­ского отдела АНС обеспечивает высокие возможности восстановитель­ных процессов, направленных на сохранение в организме гомеостаза;

если стрессор продолжает действовать, то подключается 3-е звено, получившее название реакции «битвы—бегства». Его центральный орган — мозговое вещество надпочечников, а механизм — выброс адреналина и НА в кровь для усиления эффектов симпатической регуляции вегетатив­ных функций: увеличения силы и частоты сердечных сокращений, улуч­шения кровоснабжения работающих органов, гипергликемии, активации липолиза и др., 2-е и 3-е звенья (механизм) развития стресса часто объ­единяют и называют симпатоадреналовой реакцией (САР);

если стрессор продолжает повреждающее воздействие, не ком­пенсируемое активацией САР, то подключается 4-е звено (механизм) защиты. Им является адренокортикальный механизм, или гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковая ось (стрессор кора больших полуша­рий —> лимбическая система —> мелкоклеточные нейроны гипоталамуса и секреция ими кортиколиберина —> кортикотрофы аденогипофиза и выделение АКТГ —> пучковая зона коры надпочечников и выброс корти­зола —► защита от стрессора и способствование развитию адаптации). Дополнительно к этому механизму могут подключаться выделение гор­мона роста из аденогипофиза, а также Т4 и Т3 из фолликулярных клеток щитовидной железы.

Цель этих изменений заключается главным образом в за­щите организма от гиповолемии и гипотонии, а также создании гипергликемии для обеспечения организма (и прежде всего мозга) запасами готовой к использованию глюкозы. Однако срабатывание этих мощных защитных механизмов вызывает появление и ряда отрицательных, нежелательных эффектов, которые называются «ценой адаптации» и проявляются в сле­дующем: гипертрофии и кровоизлияниях в надпочечниках; об­разовании язв в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта; инволюции тимуса, лимфо- и эозинопении и угнетении иммунитета.

Стресслимитирующие системы, В процессе эволю­ции в организме появились механизмы (стресслимитирующие системы), которые препятствуют развитию побочных(отрица­тельных) эффектов действия участников стресс-реакции или уменьшают интенсивность их воздействия на клетки-мишени. К стресслимитирующим системам (механизмам) относят ГАМК-ергическую систему головного мозга, парасимпатиче­ский отдел АНС, вагоинсулярную систему, систему эндоген­ных опиатов, простагландиновую систему и др.

Читайте также:  Положительные эмоции для женщины

ГАМК-ергическая система гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими тормозными нейронами ЦНС и облада­ет способностью тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе ответственных за эмоциональное возбуждение. Следовательно, ГАМК-ергические нейроны могут предупреждать или модулировать раз­витие стресс-реакции уже на этапе ее зарождения.

Как уже отмечалось, активация парасимпатического отдела АНС одновременно с симпатическим отделом обеспечивает высокие возмож­ности восстановления нарушенного при стрессе гомеостаза.

Подключение к активации парасимпатического отдела выделения инсулина (вагоинсулярная система) из поджелудочной железы способ­ствует более быстрому восстановлению гомеостаза, концентрации глю­козы и липидов крови, стимуляции синтеза гликогена и белка в скелет­ных мышцах.

Одновременно с выделением АКТГ из кортикотрофов выбрасыва­ются эндорфины и энкефалины (эндогенные опиаты), которые снижают болевую чувствительность, повышают работоспособность и уменьшают интенсивность эмоциональных реакций, запускающих стресс.

Простагландиновая система представлена преимущественно про- стагландинами группы Е, которые снижают чувствительность тканей к действию катехоламинов и кортизола, препятствуют образованию язв в слизистых оболочках, стимулируют иммунные реакции. Таким образом, они снижают выраженность стресс-реакции.

Диагностика и профилактика стрессовых состояний. Су­ществуют различные методы, позволяющие объективно оце­нить степень развития стресса. Прежде всего это методы определения содержания стрессорных гормонов (адреналина, НА, кортизола) в крови и продуктов их метаболизма в моче. Чем выше их содержание в крови и в моче, тем больше выра­жена степень стрессорных реакций. Широкое применение по­лучают электрофизиологические методы оценки интенсивнос­ти стрессовых состояний, например электромиография мышц лба, анализ сердечного ритма по электрокардиограмме и др. Однако для наиболее ранней диагностики стресса широко ис­пользуются различные психологические тесты: НПА(нервно- психической адаптации); MMPI (Миннесотский многофактор­ный личностный тест); САН (самочувствие, активность, на­строение); тест Тейлора и др.

Для профилактики стрессовых состояний рекомендуются следующие мероприятия: 1) разъяснение человеку природы стресса и ознакомление его с различными способами релакса­ции; 2) адаптация к стрессорам с помощью закаливающих про­цедур и формирования стадии резистентности с явлениями пе­рекрестной адаптации; 3) физические нагрузки в аэробном ре­жиме в виде бега или ходьбы 3—4 раза в неделю по 30—40 мин или в виде физической зарядки и восточной гимнастики еже­дневно; 4) здоровое питание; 5) фармакологические методы в виде приема адаптогенов.

Контрольные вопросы и задания

Какими образованиями представлена эндокринная система?

Назовите два основных отличия эндокринных желез от эк- зокринных.

Дайте определение понятия «гормон».

На какие четыре группы подразделяют гормоны по структуре?

Расскажите о функциональной классификации гормонов.

Назовите общие свойства гормонов и варианты их действия.

7 Дайте краткую характеристику взаимодействия гормонов с рецепторами.

Приведите классификацию рецепторов к гормонам в зависи­мости от их локализации в клетках. Укажите, какие гормоны действуют на эти виды рецепторов.

В чем заключается физиологическая роль эндокринной сис­темы?

Дайте краткую характеристику основных методов оценки состояния функций эндокринной системы человека.

Объясните, почему гипоталамо-гипофизарная система по­лучила название «дирижер эндокринного оркестра».

Какие анатомические и функциональные связи имеются между гипофизом и гипоталамусом?

Дайте характеристику эффекторных гормонов гипоталаму­са и гипофиза (АДГ, окситоцина, МСГ, гормона роста, пролактина).

Дайте характеристику тропных гормонов гипофиза (ТТГ, АКТГ, ФСГ, ЛГ).

Дайте краткую общую характеристику щитовидной желе­зы (расположение, масса, строение, функции, кровоснабжение).

Дайте краткую характеристику йодсодержащих гормонов щитовидной железы.

17 Как проявляется повышенная и пониженная секреция йодсо­держащих тиреоидных гормонов ?

Дайте краткую характеристику кальцитонина.

Дайте краткую характеристику паращитовидных желез и их гормона ПТГ

Дайте краткую характеристику шишковидной железы и ее гормона мелатонина.

Дайте краткую характеристику надпочечников.

Дайте краткую характеристику альдостерона и кортизола коры надпочечников.

Дайте краткую характеристику катехоламинов мозгового вещества надпочечников.

Назовите половые железы и укажите их роль в организме. Перечислите первичные и вторичные половые признаки.

Дайте краткую характеристику мужских половых гормонов.

Дайте краткую характеристику женских половых гормонов.

27′. Дайте краткую характеристику поджелудочной железы.

Охарактеризуйте основные гормоны поджелудочной желе­зы — инсулин и глюкагон.

Дайте краткую характеристику эндокринной функции ти­муса и его взаимоотношений с другими эндокринными железами.

Дайте определение понятий «стресс», «стрессор». Укажите виды стрессов и приведите примеры стрессоров. Назовите стадии развития стресса.

Дайте краткую характеристику механизмов развития стресса (стрессреализующих систем), его предупреждения или ослабления (стресслимитирующих систем).

Назовите методы диагностики степени развития стресса, а также приведите примеры мероприятий, направленных на про­филактику стрессовых состояний.

Источник

Оцените статью