Механизм эмоционального заражения это

Эмоциональное заражение. Как передаются переживания

Эмоциональное заражение — это ситуация, при которой психологическое состояние передаётся от одних людей к другим. Участвовать в таком процессе могут как отдельные персонажи, так и группы лиц. Чтобы заражение осуществилось, нужен непосредственный контакт. Чаще всего приводят в пример психологию толпы, которая паникует как один человек, однако также можно «заразиться» через виртуальное общение и другие виды взаимодействия. Так или иначе, результатом станет передача состояния психики.

Одна из точек зрения на вопрос, разрабатываемая американским социальным психологом Элейн Хатфилд, гласит, что эмоциональное заражение осуществляется с помощью автоматического подражания и синхронизации выражения лица, звучания голоса, позы и движений с другими людьми. Неосознанно «зеркаля» выражение эмоций других людей, мы действительно начинаем ощущать те же эмоции, что и они. Неудивительно, ведь исследования говорят о том, что даже поза может влиять на наше самоощущение.

Элейн Хатфилд разделяет процесс эмоционального заражения на два этапа.

Шаг 1: Мы подражаем людям. Например, если кто-то улыбается вам, вы улыбаетесь в ответ, и часто это происходит помимо нашей воли.

Шаг 2. Наши собственные эмоциональные переживания меняются на основе невербальных сигналов эмоционального характера. Например, улыбка помогает чувствовать себя счастливее, а вот угрюмое выражение лица портит настроение.

Эмоциональное заражение тесно связано с эмпатией, хотя эти понятия и не совпадают в полной мере. В работе «Искусство любить» Эрих Фромм отмечает, что эмпатия предполагает некоторую автономию, тогда как эмоциональное заражение — это непосредственная реакция, которая в меньшей степени располагает к разделению личностных и внешних переживаний.

Кроме Элейн Хатфилд, изучением эмоционального заражения занимались психологи Джон Касиопо и Ричард Рапсон. Их исследования показали, что сознательные оценки, которые люди дают своим переживаниям, в значительной степени зависят от того, что говорили другие. На интенсивность, с которой проявляется этот феномен, влияет ряд факторов: то, насколько человек зависим от других социально, прочность связей внутри группы, в которой оно происходит, личностные свойства человека, ряд демографических характеристик.

Как уже упоминалось выше, для того, чтобы разделить эмоции других людей, необязательно видеть их лично. Эксперименты, которые проводились на базе Facebook и Twitter, показали, что эмоции транслируются и в виртуальном пространстве.

Интересно, что в этом случае заражение происходит без участия невербальных сигналов. Однако невозможность видеть позы и выражения лиц, а также слышать голос других людей, компенсируется новыми средствами передачи эмоций, которые используются при общении в интернете. Это определенная стилистика (вы точно знаете некоторое количество людей, злоупотребляющих капслоком и знаками препинания), характерные ошибки, которые люди совершают, когда нервничают и торопятся, а также специфика использования эмотиконов и стикеров. Эта область ещё ждёт своих исследователей — дарим идею.

ИЗНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?

Узнали бы мы, как именно веселиться, как чувствовать вину и как скорбеть без должной толики социального научения? Есть две точки зрения на природу эмоционального заражения, различие которых восходит к вечной дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.

Согласно одной из них (Хатфилд), этот тип взаимодействия представляет собой автоматическое и бессознательное поведение. Процесс начинается с того, что «отправитель» выражает эмоции, «получатель» их считывает и автоматически имитирует, а благодаря афферентной (сенсорной) обратной связи превращает в ту же эмоцию, которую чувствует «отправитель».

Читайте также:  Если ты чувствуешь что всех раздражаешь

Другое мнение, основанное на теории социального сравнения, предполагает, что эмоциональное заражение — это более сознательный и опосредованный процесс. Люди участвуют в социальном сравнении, чтобы понять, насколько их поведение уместно. Чтобы понять, насколько для нас важно мнение окружающих, и насколько определяющим оно является для того, чтобы решить, какие действия социально приемлемы, достаточно вспомнить классический эксперимент с куклой Бобо, стэнфордский тюремный эксперимент или тест Аша.

С нейробологической точки зрения проявление эмоционального заражения связывают с активностью зеркальных нейронов. Витторио Галлезе из Пармского Университета обнаружил в премоторной коре макак класс нейронов, которые активизируются в случаях, когда обезьяны выполняют целенаправленные движения рук, а также — когда наблюдают, как то же действие делают другие.

Исследования на людях показывают активацию премоторной коры и теменной области мозга в момент восприятия чужих переживаний. Галлезе предполагает, что наблюдатель получает непосредственное эмпирическое понимание того, что переживает ближний, за счёт нейронной активации.

Амигдала — одна из структур мозга, которая лежит в основе эмпатии, позволяя осуществиться эмоциональному заражению. Базальные области участвуют в создании биологической связи, благодаря которой один человек может воссоздавать физиологическое состояние другого. Психолог Говард Фридман считает, что благодаря этому одни люди могут вдохновлять других своими действиями: выражение лица, жесты, телесный язык говорящего передаёт аудитории его эмоции.

ТАК ПЛОХО ЭТО ИЛИ НЕТ?

В некоторых случаях эмоциональным заражением можно управлять сознательно. Обычно речь идет о том, что лидер мнений или группа лиц, преследуя собственные цели, стремятся вызвать у общества какие-то эмоции. Как известно, большая власть рождает большую ответственность, так что от лидера полностью зависит, будет ли он использовать влияние для того, чтобы вдохновлять людей на созидательную деятельность или, скажем, сеять панику, после чего предлагать «лекарство» (такая стратегия используется для того, чтобы получить больше контроля).

Возможность эмоционального заражения открывает простор для манипуляций, в том числе в межличностных отношениях. Люди могут агрессивно включать других в пространство собственных переживаний, чтобы получить внимание и какие-то блага для себя. Важно разделять просьбу о поддержке и стремление управлять другими. Впрочем, иногда манипуляции, как и склонность им поддаваться, бывают неосознанными. Признание эмоций и признание их происхождения может быть одним из способов избежать эмоционального заражения.

Сама по себе возможность эмоционального заражения не является негативной или позитивной. Это особенность нашей психофизиологии, ведь люди в первую очередь — социальные животные.

Именно способность подмечать состояние сородичей и быстро на него реагировать, а также сигнализировать о своём состоянии стала важным фактором развития человеческого вида. Предупреждать других об опасности, вдохновлять на совместную деятельность или увлекать игрой — всему этому мы научились ещё на заре человечества.

Однако с развитием интеллекта и общества стало возможным осознанное управление этими процессами. Именно поэтому в некоторых случаях лучше позволить себе проявить эмоции, а в некоторых — сдержаться. В особенности это относится к руководителям, преподавателям и работникам СМИ. И, конечно, умение контролировать себя важно для личных и семейных отношений. Когда люди находятся в тесной эмоциональной связи, их переживания неизбежно влияют на переживания друг друга.

Читайте также:  Рыцарь мечей эмоциональное состояние

Неприятные эмоции скорее приводят к заражению настроением, чем приятные. Однако разделение негативных эмоций может быть полезным, ведь высказать их — это уже сделать шаг к преодолению ситуации. Это заметно в национальных ритуалах и религиозных практиках. Например, плакальщики на похоронах задают тон общему страданию, позволяют остальным людям открыто прожить своё горе (при этом не важно даже, насколько в голос убивающиеся люди искренни — плакальщики часто нанимались за деньги). Сегодня у нас почти нет выраженных регламентов для выражения эмоций, так что приходится справляться самостоятельно.

И всё же «заразить» других можно и воодушевлением, и весельем. Иногда мы просто не можем перестать хохотать, когда смеётся кто-то другой — именно поэтому смотреть комедии или стендап-шоу бывает особенно хорошо в компании людей со схожим чувством юмора. Часто мы сами отказываем себе в синхронии позитивных переживаний, опасаясь явно проявить чувства, руководствуясь комплексами и страхами. Переживание совместных позитивных эмоций с другими людьми — это огромное удовольствие, а искренние моменты, которое оно приносит, ложатся в основу прочных эмоциональных связей.

Источник

«Самый неприятный человек в офисе». Что такое эмоциональное заражение и как выработать иммунитет против него

Почему все мы — эмоциональные вампиры или, скорее, эмоциональные зомби

«Да он на­сто­я­щий эмо­ци­о­наль­ный вам­пир», — жа­лу­ет­ся вам друг на кол­ле­гу. По­ни­ма­ю­ще ки­ва­е­те, но про себя ду­ма­е­те: «Как-то это нена­уч­но». На са­мом же деле, уче­ным из­вест­но дав­но, что эмо­ции за­ра­зи­тель­ны. По край­ней мере, 25 по­след­них лет пси­хо­ло­ги углуб­лен­но изу­ча­ют та­кое яв­ле­ние, как эмо­ци­о­наль­ное за­ра­же­ние. Пе­ре­ска­зы­ва­ем ста­тью In­verse о том, что это та­кое и как вы­ра­бо­тать им­му­ни­тет к эмо­ци­о­наль­ным ин­фек­ци­ям.

Как один че­ло­век мо­жет ме­нять на­стро­е­ние все­го кол­лек­ти­ва

Эмо­ци­о­наль­ное за­ра­же­ние (англ. emo­tional con­ta­gion) — со­ци­аль­но-пси­хи­че­ский фе­но­мен, суть ко­то­ро­го в том, что че­ло­век A мо­жет в опре­де­лен­ной сте­пе­ни про­чув­ство­вать эмо­ции, ко­то­рые де­мон­стри­ру­ет ему че­ло­век B. Из-за это­го фе­но­ме­на эмо­ции рас­про­стра­ня­ют­ся в кол­лек­ти­вах и ор­га­ни­за­ци­ях от че­ло­ве­ка к че­ло­ве­ку, как лес­ные по­жа­ры. В ито­ге на­стро­е­ние всей груп­пы ме­ня­ют­ся к луч­ше­му или к худ­ше­му. При­чем та­кое за­ра­же­ние вли­я­ет не толь­ко на чув­ства че­ло­ве­ка, но и на его мыс­ли и по­ступ­ки. Мы под­вер­же­ны вли­я­нию это­го яв­ле­ния по­сто­ян­но и по­все­мест­но, хотя боль­шую часть вре­ме­ни даже не от­да­ем себе в этом от­че­та.

Си­гал Бар­сейд — про­фес­сор Уо­р­тон­ской шко­лы биз­не­са при Пен­силь­ван­ском уни­вер­си­те­те. Она изу­ча­ла эмо­ци­о­наль­ное за­ра­же­ние на про­тя­же­нии бо­лее чем 25 лет. По сло­вам Бар­сейд, этот ме­ха­низм — один из на­ших глав­ных спо­со­бов пе­ре­да­чи эмо­ций. Непри­ят­ная его сто­ро­на в том, что ча­сто та­ким об­ра­зом мы рас­про­стра­ня­ем нега­тив­ные чув­ства.

Бар­сейд за­ин­те­ре­со­ва­лась этим фе­но­ме­ном еще до того, как за­ня­лась пси­хо­ло­ги­ей — во вре­мя ра­бо­ты в офи­се.

Она ни­ко­гда не по­вы­ша­ла го­лос, да и в сло­вах ее не было ни­че­го непри­ят­но­го. Дело было ско­рее в едва уло­ви­мых вы­ра­же­ни­ях лица, тоне го­ло­са и об­щей энер­ге­ти­ке.

Ко­гда эта кол­ле­га на неде­лю ушла в от­пуск, весь офис по­чув­ство­вал об­лег­че­ние. Бар­сейд по­ра­зи­ло, на­сколь­ко силь­ным было эмо­ци­о­наль­ное вли­я­ние на весь кол­лек­тив все­го од­но­го че­ло­ве­ка. По­сле это­го она по­тра­ти­ла боль­ше двух де­ся­ти­ле­тий, что­бы по­нять, в чем же было дело.

Ми­мик­рия и ми­ми­че­ский фид­бек

Ис­сле­до­ва­те­ли опре­де­ля­ют эмо­ци­о­наль­ное за­ра­же­ние как «про­цесс, в ко­то­ром че­ло­век или груп­па лю­дей вли­я­ют на эмо­ции или по­ве­де­ние дру­го­го че­ло­ве­ка или груп­пы че­рез со­зна­тель­ное или неосо­знан­ное на­вя­зы­ва­ние им сво­е­го эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния и по­ве­де­ния». В «за­ра­жен­ном» че­ло­ве­ке оно про­яв­ля­ет­ся дву­мя спо­со­ба­ми: че­рез по­ве­ден­че­скую ми­мик­рию, под­ра­жа­ние и че­рез фи­зио­ло­ги­че­скую об­рат­ную связь.

Читайте также:  Доброго утра успешного дня хорошего настроения

«Мы не толь­ко под­ра­жа­ем чув­ствам дру­гих; мы на са­мом деле на­чи­на­ем ис­пы­ты­вать их», — объ­яс­ня­ет Бар­сейд. Если кто-то ря­дом с нами в хо­ро­шем или в пло­хом на­стро­е­нии, мы неумыш­лен­но вос­про­из­во­дим их эмо­ции. Де­ла­ем мы это бес­со­зна­тель­но и ав­то­ма­ти­че­ски — та­кое по­ве­де­ние за­ло­же­но в нас эво­лю­ци­ей.

Из-за эмо­ций, со­глас­но ги­по­те­зе ми­ми­че­ской об­рат­ной свя­зи, наше фи­зио­ло­ги­че­ское со­сто­я­ние тоже ста­но­вит­ся дру­гим — ме­ня­ет­ся ин­тен­сив­ность, с ко­то­рой кровь при­ли­ва­ет к моз­гу и раз­ным ор­га­нам. В ре­зуль­та­те мы, на­при­мер, крас­не­ем или чув­ству­ем сла­бость в жи­во­те.

Ча­сто че­ло­век даже не осо­зна­ет, что за­ра­зил­ся чу­жи­ми эмо­ци­я­ми, и вме­сто это­го оши­боч­но ищет при­чи­ну сво­е­го со­сто­я­ния в сво­ей лич­ной жиз­ни. «В каж­дом но­вом ис­сле­до­ва­нии мы об­на­ру­жи­ва­ли, что люди по боль­шей ча­сти не осо­зна­ют, что это про­ис­хо­дит», — объ­яс­ня­ет Бар­сейд. Имен­но из-за это­го ко­вар­но­го ха­рак­те­ра эмо­ци­о­наль­но­го за­ра­же­ния так важ­но, что­бы люди зна­ли об этом яв­ле­нии, до­бав­ля­ет она.

При­ят­ные эмо­ции тоже за­раз­ны

С дру­гой сто­ро­ны, за­ра­зи­тель­ность эмо­ций мо­жет быть и бла­го­при­ят­ной. Ведь имен­но бла­го­да­ря ей мы спо­соб­ны про­яв­лять эм­па­тию и ока­зы­вать друг дру­гу эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку. Ко­гда на­хо­дишь­ся ря­дом с по­зи­тив­ны­ми людь­ми, это мо­жет улуч­шить на­стро­е­ние. Про­ис­хо­дит это и на ин­ди­ви­ду­аль­ном уровне, и в ма­лень­ких груп­пах, и в ор­га­ни­за­ци­ях и на уровне об­ще­ства.

В ис­сле­до­ва­нии 2002 года Бар­сейд изу­ча­ла этот фе­но­мен на сту­ден­тах од­ной из биз­нес-школ. Она и ее ко­ман­да на­ня­ли ак­те­ра, ко­то­рый дол­жен был де­мон­стри­ро­вать участ­ни­кам одно из че­ты­рех эмо­ци­о­наль­ных со­сто­я­ний: ве­се­лый эн­ту­зи­азм, без­мя­теж­ную теп­ло­ту, враж­деб­ную раз­дра­жи­тель­ность и де­прес­сив­ную мед­ли­тель­ность. Уче­ные сле­ди­ли за вы­ра­же­ни­я­ми лиц сту­ден­тов и их эмо­ци­о­наль­ны­ми ре­ак­ци­я­ми, пока те вы­пол­ня­ли за­да­ния в ко­ман­де или со­рев­но­ва­лись. Кро­ме того, сту­ден­ты сами со­об­ща­ли о сво­ем со­сто­я­нии ис­сле­до­ва­те­лям.

Про­ана­ли­зи­ро­вав со­бран­ные дан­ные, Бар­сейд вы­яс­ни­ла, что эмо­ции ак­те­ра ока­за­лись для груп­пы за­ра­зи­тель­ны­ми. Так­же она об­на­ру­жи­ла, что за­ра­же­ние по­зи­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми — ве­се­лым эн­ту­зи­аз­мом и без­мя­теж­ной теп­ло­той — вели к мень­шей кон­фликт­но­сти, боль­ше­му вза­и­мо­дей­ствию и луч­шим ре­зуль­та­там при вы­пол­не­нии за­да­ний.

Как раз­ви­вать им­му­ни­тет про­тив чу­жих эмо­ций

В сле­ду­ю­щий раз, ко­гда бу­де­те о чем-то пе­ре­жи­вать, рас­стро­и­тесь или, на­обо­рот, бу­де­те на седь­мом небе от сча­стья, об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, как вы по­ка­зы­ва­е­те свои чув­ства окру­жа­ю­щим. У ва­ше­го по­ве­де­ния мо­жет быть го­раз­до боль­ше по­след­ствий, чем вы ду­ма­е­те.

Что­бы убе­речь себя и дру­гих от за­ра­же­ния нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми, сле­дуй­те 4 этим со­ве­там Си­гал Бар­сейд:

1. Будь­те осо­знан­ны. Имей­те в виду, что вы, воз­мож­но, под­пи­ты­ва­е­тесь чьи­ми-то чу­жи­ми силь­ны­ми эмо­ци­я­ми. Ста­рай­тесь осо­зна­вать соб­ствен­ное со­сто­я­ние.

2. Про­го­ва­ри­вай­те. Луч­ший спо­соб из­ба­вить­ся от ис­точ­ни­ка нега­тив­ных эмо­ций в себе или в дру­гих — по­пы­тать­ся обо­зна­чить про­бле­му на­пря­мую.

3. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния. Эмо­ци­о­наль­ное за­ра­же­ние дер­жит­ся на на­шем вни­ма­нии. По­это­му, если что-то нега­тив­но вли­я­ет на ваши эмо­ции, пе­ре­клю­чи­те фо­кус на что-ни­будь дру­гое. От­клю­чи­те те­ле­ви­зор, вый­ди­те из со­ци­аль­ных се­тей, сме­ни­те тему раз­го­во­ра.

4. Будь­те вдум­чи­вы. Если вы сами — ис­точ­ник за­ра­зи­тель­ных эмо­ций, будь­те вни­ма­тель­ны к тому, что имен­но пе­ре­да­е­те дру­гим. А если хо­ти­те под­нять себе на­стро­е­ние, по­ду­май­те о том, чего имен­но ище­те. По­лез­но, на­при­мер, окру­жить себя людь­ми в бо­лее хо­ро­шем на­стро­е­нии, чем вы.

Толь­ко по­лез­ные по­сты и сто­рис — в на­шем In­sta­gram

Источник

Оцените статью