- Эмоциональное заражение. Как передаются переживания
- «Самый неприятный человек в офисе». Что такое эмоциональное заражение и как выработать иммунитет против него
- Почему все мы — эмоциональные вампиры или, скорее, эмоциональные зомби
- Как один человек может менять настроение всего коллектива
- Мимикрия и мимический фидбек
- Приятные эмоции тоже заразны
- Как развивать иммунитет против чужих эмоций
Эмоциональное заражение. Как передаются переживания
Эмоциональное заражение — это ситуация, при которой психологическое состояние передаётся от одних людей к другим. Участвовать в таком процессе могут как отдельные персонажи, так и группы лиц. Чтобы заражение осуществилось, нужен непосредственный контакт. Чаще всего приводят в пример психологию толпы, которая паникует как один человек, однако также можно «заразиться» через виртуальное общение и другие виды взаимодействия. Так или иначе, результатом станет передача состояния психики.
Одна из точек зрения на вопрос, разрабатываемая американским социальным психологом Элейн Хатфилд, гласит, что эмоциональное заражение осуществляется с помощью автоматического подражания и синхронизации выражения лица, звучания голоса, позы и движений с другими людьми. Неосознанно «зеркаля» выражение эмоций других людей, мы действительно начинаем ощущать те же эмоции, что и они. Неудивительно, ведь исследования говорят о том, что даже поза может влиять на наше самоощущение.
Элейн Хатфилд разделяет процесс эмоционального заражения на два этапа.
Шаг 1: Мы подражаем людям. Например, если кто-то улыбается вам, вы улыбаетесь в ответ, и часто это происходит помимо нашей воли.
Шаг 2. Наши собственные эмоциональные переживания меняются на основе невербальных сигналов эмоционального характера. Например, улыбка помогает чувствовать себя счастливее, а вот угрюмое выражение лица портит настроение.
Эмоциональное заражение тесно связано с эмпатией, хотя эти понятия и не совпадают в полной мере. В работе «Искусство любить» Эрих Фромм отмечает, что эмпатия предполагает некоторую автономию, тогда как эмоциональное заражение — это непосредственная реакция, которая в меньшей степени располагает к разделению личностных и внешних переживаний.
Кроме Элейн Хатфилд, изучением эмоционального заражения занимались психологи Джон Касиопо и Ричард Рапсон. Их исследования показали, что сознательные оценки, которые люди дают своим переживаниям, в значительной степени зависят от того, что говорили другие. На интенсивность, с которой проявляется этот феномен, влияет ряд факторов: то, насколько человек зависим от других социально, прочность связей внутри группы, в которой оно происходит, личностные свойства человека, ряд демографических характеристик.
Как уже упоминалось выше, для того, чтобы разделить эмоции других людей, необязательно видеть их лично. Эксперименты, которые проводились на базе Facebook и Twitter, показали, что эмоции транслируются и в виртуальном пространстве.
Интересно, что в этом случае заражение происходит без участия невербальных сигналов. Однако невозможность видеть позы и выражения лиц, а также слышать голос других людей, компенсируется новыми средствами передачи эмоций, которые используются при общении в интернете. Это определенная стилистика (вы точно знаете некоторое количество людей, злоупотребляющих капслоком и знаками препинания), характерные ошибки, которые люди совершают, когда нервничают и торопятся, а также специфика использования эмотиконов и стикеров. Эта область ещё ждёт своих исследователей — дарим идею.
ИЗНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?
Узнали бы мы, как именно веселиться, как чувствовать вину и как скорбеть без должной толики социального научения? Есть две точки зрения на природу эмоционального заражения, различие которых восходит к вечной дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.
Согласно одной из них (Хатфилд), этот тип взаимодействия представляет собой автоматическое и бессознательное поведение. Процесс начинается с того, что «отправитель» выражает эмоции, «получатель» их считывает и автоматически имитирует, а благодаря афферентной (сенсорной) обратной связи превращает в ту же эмоцию, которую чувствует «отправитель».
Другое мнение, основанное на теории социального сравнения, предполагает, что эмоциональное заражение — это более сознательный и опосредованный процесс. Люди участвуют в социальном сравнении, чтобы понять, насколько их поведение уместно. Чтобы понять, насколько для нас важно мнение окружающих, и насколько определяющим оно является для того, чтобы решить, какие действия социально приемлемы, достаточно вспомнить классический эксперимент с куклой Бобо, стэнфордский тюремный эксперимент или тест Аша.
С нейробологической точки зрения проявление эмоционального заражения связывают с активностью зеркальных нейронов. Витторио Галлезе из Пармского Университета обнаружил в премоторной коре макак класс нейронов, которые активизируются в случаях, когда обезьяны выполняют целенаправленные движения рук, а также — когда наблюдают, как то же действие делают другие.
Исследования на людях показывают активацию премоторной коры и теменной области мозга в момент восприятия чужих переживаний. Галлезе предполагает, что наблюдатель получает непосредственное эмпирическое понимание того, что переживает ближний, за счёт нейронной активации.
Амигдала — одна из структур мозга, которая лежит в основе эмпатии, позволяя осуществиться эмоциональному заражению. Базальные области участвуют в создании биологической связи, благодаря которой один человек может воссоздавать физиологическое состояние другого. Психолог Говард Фридман считает, что благодаря этому одни люди могут вдохновлять других своими действиями: выражение лица, жесты, телесный язык говорящего передаёт аудитории его эмоции.
ТАК ПЛОХО ЭТО ИЛИ НЕТ?
В некоторых случаях эмоциональным заражением можно управлять сознательно. Обычно речь идет о том, что лидер мнений или группа лиц, преследуя собственные цели, стремятся вызвать у общества какие-то эмоции. Как известно, большая власть рождает большую ответственность, так что от лидера полностью зависит, будет ли он использовать влияние для того, чтобы вдохновлять людей на созидательную деятельность или, скажем, сеять панику, после чего предлагать «лекарство» (такая стратегия используется для того, чтобы получить больше контроля).
Возможность эмоционального заражения открывает простор для манипуляций, в том числе в межличностных отношениях. Люди могут агрессивно включать других в пространство собственных переживаний, чтобы получить внимание и какие-то блага для себя. Важно разделять просьбу о поддержке и стремление управлять другими. Впрочем, иногда манипуляции, как и склонность им поддаваться, бывают неосознанными. Признание эмоций и признание их происхождения может быть одним из способов избежать эмоционального заражения.
Сама по себе возможность эмоционального заражения не является негативной или позитивной. Это особенность нашей психофизиологии, ведь люди в первую очередь — социальные животные.
Именно способность подмечать состояние сородичей и быстро на него реагировать, а также сигнализировать о своём состоянии стала важным фактором развития человеческого вида. Предупреждать других об опасности, вдохновлять на совместную деятельность или увлекать игрой — всему этому мы научились ещё на заре человечества.
Однако с развитием интеллекта и общества стало возможным осознанное управление этими процессами. Именно поэтому в некоторых случаях лучше позволить себе проявить эмоции, а в некоторых — сдержаться. В особенности это относится к руководителям, преподавателям и работникам СМИ. И, конечно, умение контролировать себя важно для личных и семейных отношений. Когда люди находятся в тесной эмоциональной связи, их переживания неизбежно влияют на переживания друг друга.
Неприятные эмоции скорее приводят к заражению настроением, чем приятные. Однако разделение негативных эмоций может быть полезным, ведь высказать их — это уже сделать шаг к преодолению ситуации. Это заметно в национальных ритуалах и религиозных практиках. Например, плакальщики на похоронах задают тон общему страданию, позволяют остальным людям открыто прожить своё горе (при этом не важно даже, насколько в голос убивающиеся люди искренни — плакальщики часто нанимались за деньги). Сегодня у нас почти нет выраженных регламентов для выражения эмоций, так что приходится справляться самостоятельно.
И всё же «заразить» других можно и воодушевлением, и весельем. Иногда мы просто не можем перестать хохотать, когда смеётся кто-то другой — именно поэтому смотреть комедии или стендап-шоу бывает особенно хорошо в компании людей со схожим чувством юмора. Часто мы сами отказываем себе в синхронии позитивных переживаний, опасаясь явно проявить чувства, руководствуясь комплексами и страхами. Переживание совместных позитивных эмоций с другими людьми — это огромное удовольствие, а искренние моменты, которое оно приносит, ложатся в основу прочных эмоциональных связей.
Источник
«Самый неприятный человек в офисе». Что такое эмоциональное заражение и как выработать иммунитет против него
Почему все мы — эмоциональные вампиры или, скорее, эмоциональные зомби
«Да он настоящий эмоциональный вампир», — жалуется вам друг на коллегу. Понимающе киваете, но про себя думаете: «Как-то это ненаучно». На самом же деле, ученым известно давно, что эмоции заразительны. По крайней мере, 25 последних лет психологи углубленно изучают такое явление, как эмоциональное заражение. Пересказываем статью Inverse о том, что это такое и как выработать иммунитет к эмоциональным инфекциям.
Как один человек может менять настроение всего коллектива
Эмоциональное заражение (англ. emotional contagion) — социально-психический феномен, суть которого в том, что человек A может в определенной степени прочувствовать эмоции, которые демонстрирует ему человек B. Из-за этого феномена эмоции распространяются в коллективах и организациях от человека к человеку, как лесные пожары. В итоге настроение всей группы меняются к лучшему или к худшему. Причем такое заражение влияет не только на чувства человека, но и на его мысли и поступки. Мы подвержены влиянию этого явления постоянно и повсеместно, хотя большую часть времени даже не отдаем себе в этом отчета.
Сигал Барсейд — профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. Она изучала эмоциональное заражение на протяжении более чем 25 лет. По словам Барсейд, этот механизм — один из наших главных способов передачи эмоций. Неприятная его сторона в том, что часто таким образом мы распространяем негативные чувства.
Барсейд заинтересовалась этим феноменом еще до того, как занялась психологией — во время работы в офисе.
Она никогда не повышала голос, да и в словах ее не было ничего неприятного. Дело было скорее в едва уловимых выражениях лица, тоне голоса и общей энергетике.
Когда эта коллега на неделю ушла в отпуск, весь офис почувствовал облегчение. Барсейд поразило, насколько сильным было эмоциональное влияние на весь коллектив всего одного человека. После этого она потратила больше двух десятилетий, чтобы понять, в чем же было дело.
Мимикрия и мимический фидбек
Исследователи определяют эмоциональное заражение как «процесс, в котором человек или группа людей влияют на эмоции или поведение другого человека или группы через сознательное или неосознанное навязывание им своего эмоционального состояния и поведения». В «зараженном» человеке оно проявляется двумя способами: через поведенческую мимикрию, подражание и через физиологическую обратную связь.
«Мы не только подражаем чувствам других; мы на самом деле начинаем испытывать их», — объясняет Барсейд. Если кто-то рядом с нами в хорошем или в плохом настроении, мы неумышленно воспроизводим их эмоции. Делаем мы это бессознательно и автоматически — такое поведение заложено в нас эволюцией.
Из-за эмоций, согласно гипотезе мимической обратной связи, наше физиологическое состояние тоже становится другим — меняется интенсивность, с которой кровь приливает к мозгу и разным органам. В результате мы, например, краснеем или чувствуем слабость в животе.
Часто человек даже не осознает, что заразился чужими эмоциями, и вместо этого ошибочно ищет причину своего состояния в своей личной жизни. «В каждом новом исследовании мы обнаруживали, что люди по большей части не осознают, что это происходит», — объясняет Барсейд. Именно из-за этого коварного характера эмоционального заражения так важно, чтобы люди знали об этом явлении, добавляет она.
Приятные эмоции тоже заразны
С другой стороны, заразительность эмоций может быть и благоприятной. Ведь именно благодаря ей мы способны проявлять эмпатию и оказывать друг другу эмоциональную поддержку. Когда находишься рядом с позитивными людьми, это может улучшить настроение. Происходит это и на индивидуальном уровне, и в маленьких группах, и в организациях и на уровне общества.
В исследовании 2002 года Барсейд изучала этот феномен на студентах одной из бизнес-школ. Она и ее команда наняли актера, который должен был демонстрировать участникам одно из четырех эмоциональных состояний: веселый энтузиазм, безмятежную теплоту, враждебную раздражительность и депрессивную медлительность. Ученые следили за выражениями лиц студентов и их эмоциональными реакциями, пока те выполняли задания в команде или соревновались. Кроме того, студенты сами сообщали о своем состоянии исследователям.
Проанализировав собранные данные, Барсейд выяснила, что эмоции актера оказались для группы заразительными. Также она обнаружила, что заражение позитивными эмоциями — веселым энтузиазмом и безмятежной теплотой — вели к меньшей конфликтности, большему взаимодействию и лучшим результатам при выполнении заданий.
Как развивать иммунитет против чужих эмоций
В следующий раз, когда будете о чем-то переживать, расстроитесь или, наоборот, будете на седьмом небе от счастья, обратите внимание на то, как вы показываете свои чувства окружающим. У вашего поведения может быть гораздо больше последствий, чем вы думаете.
Чтобы уберечь себя и других от заражения негативными эмоциями, следуйте 4 этим советам Сигал Барсейд:
1. Будьте осознанны. Имейте в виду, что вы, возможно, подпитываетесь чьими-то чужими сильными эмоциями. Старайтесь осознавать собственное состояние.
2. Проговаривайте. Лучший способ избавиться от источника негативных эмоций в себе или в других — попытаться обозначить проблему напрямую.
3. Не обращайте внимания. Эмоциональное заражение держится на нашем внимании. Поэтому, если что-то негативно влияет на ваши эмоции, переключите фокус на что-нибудь другое. Отключите телевизор, выйдите из социальных сетей, смените тему разговора.
4. Будьте вдумчивы. Если вы сами — источник заразительных эмоций, будьте внимательны к тому, что именно передаете другим. А если хотите поднять себе настроение, подумайте о том, чего именно ищете. Полезно, например, окружить себя людьми в более хорошем настроении, чем вы.
Только полезные посты и сторис — в нашем Instagram
Источник