На рисунке представлена схема перехода от обусловливания к опосредствованию в процессе воспитания. Основание – это уже предмет или действие, или ситуация с уже существующим мотивационным значением (шлепок при обусловливании и воображаемое наказание при опосредствовании). Цель воспитания – действие, которое необходимо выполнить воспитуемому ребёнку, опять же, в одном случае воображаемое, в другом – реальное, прямо на месте воспитания. Сплошные прямоугольники – реальные ситуации (мотивационные значения), штриховые – воображаемые. Тогда обусловливание – переключение с реального содержания на реальное же поведение, опосредствование – с воображаемого на воображаемое. Между этими чистыми вариантами – переходные формы. Примеры, в качестве упражнения, приведите сами.
Важно отметить, что именно свойственное человеку понимание причин явлений, их категоризация и интерпретация создают условия для внеситуативного развития мотивационного процесса.
Итак, теперь мы можем выделить общие моменты в обоих механизмах:
1. Акт эмоционального переключения является универсальным механизмом развития мотивации, общим для её биологического и человеческого (социального) уровней.
2. Указанное эмоциональное переключение мотивирующего влияния происходит по существующим в данном варианте отражения связям.
Обобщённая же разница заключается в разном уровне отражения объективного мира, остальные различия вытекают из него.
13.4. Монистические и интегральный подходы к определению мотива.Монистические подходы. Большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние. Рассмотрим эти, как их называет Е.П. Ильин, монистические представления. То есть такие, в которых мотив отождествляется с одной из указанных категорий.
Мотив как предмет (цель) действия. Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И. Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека. Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».
Мотив как потребность представляли Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн. Такое представление дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.
Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако и оно не раскрывает полностью причины поведения.
Мотив как свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, М.Ш. Магомед-Эминов и В.С. Мерлин. Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.
Мотив как побуждение. Это одна из наиболее распространенных точек зрения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – соответствующее ему внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности. Принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы.
Понятно, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту — это тупиковый путь, поскольку поведение обусловлено системой детерминант. Поэтому монистические подходы к пониманию сущности мотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим.
Интегральное понимание мотива. Как подчеркивает Е. П. Ильин, «все перечисленные психологические феномены . могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами». Не случайно в последнее время все чаще звучит мысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью. Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким и неудобоваримым. При таком понимании правомерно предлагаемое Е.П. Ильиным рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования. То есть, мотив – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.
Структура каждого конкретного мотива выступает как основания действия, поступка человека. Е.П. Ильин выделяет, согласно своему, интегральному представлению о структуре мотива, следующие 3 блока:
потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;
блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценка своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценка своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;
целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.
В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие — вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.
Мы предлагаем ещё один, упрощённый вариант структуры мотива. Она состоит из двух компонентов: побуждения, в данном случае – аффективного компонента мотива, и когнитивного – намерения. Поскольку здесь мы используем «занятые термины», определим их значение. Эмоция возникает прежде, чем мотив оформляется окончательно. В нашей структуре ей и соответствует побуждение. Субъект уже переживает эмоциональное стремление достичь цели. Но без рациональной оценки ситуации, определения способа достижения цели, мотив не может быть реализован, не может сформироваться полностью. Для этого необходимо подключение когнитивного компонента, который здесь обозначен как намерение. При этом об окончании формирования мотива говорят, когда способ действия на основе оценки ситуации выстроен настолько, что позволяет начать действовать. Таким образом, диагностика степени сформированности намерения позволяет оценить степень сформированности мотива, иначе говоря, его готовности к реализации. Мы считаем это более удобным для измерения, чем побуждение, так как когнитивный компонент сориентирован относительно внешней ситуации, параметры которой можно выяснить. Поясним на примере. Человек заявляет, что хочет стать артистом (выражает побуждение). Щёки его горят, на лице вдохновение. Считать ли его готовым к действию? Это можно выяснить ещё до его гипотетического начала. Следует спросить молодого человека, как становятся артистами? Если у него уже есть точная информация, значит, по крайней мере, началось формирование намерения. Если же он даже не знает, в каких городах есть театральные институты, имеется только голое побуждение. Мы не можем знать точно, отчего именно у него горят щёки (оценить содержание побуждения), но объективная информация о поступлении в театральный ВУЗ нам доступна, с нею можно сопоставить информацию, которая имеется у данного молодого человека. При этом мы не утверждаем, будто побуждение не является необходимым компонентом мотива, просто указываем на его недостаточность для констатации наличия сформировавшегося мотива.
13.5. Функции и характеристики мотивов.Важнейшимихарактеристиками мотива являются сила и устойчивость.
Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.
В свое время Дж. Аткинсон предложил формулу для подсчета силы мотива (стремления):
М= ПхВхЗ, где: М — сила мотива, П — мотив достижения успеха как личностное свойство, В — субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели, 3 — личностное значение достижения этой цели.
Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений.
В качестве основныхфункций мотивов выделяют следующие:
побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;
направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.
Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О.К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Леонтьев), контролирующую (А.В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.
Источник