- Ода к радости
- Выставка Татьяны Мавриной «Ода крадости» в Третьяковской галерее. 16.04 — 15.08.2021
- Ода к радости
- Выставка Татьяны Мавриной «Ода крадости» в Третьяковской галерее. 16.04 — 15.08.2021
- Ода к радости: Татьяна Маврина в Третьяковке — фоторепортаж
- «Татьяна Маврина. Ода к радости» в Третьяковской галерее ARTinvestment.RU 14 апреля 2021
Ода к радости
Выставка Татьяны Мавриной «Ода крадости» в Третьяковской галерее. 16.04 — 15.08.2021
Чувство цвета, как голос у певца, дано Мавриной от природы
Выставка «Ода к радости» в Третьяковской галерее – первая большая ретроспектива произведений Мавриной, представляющая все творчество Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии. В экспозиции – более 200 произведений: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV–XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Многие ее работы, к примеру, иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева, 1900–1996) – одна из выдающихся фигур в русском искусстве ХХ века. Живописец, иллюстратор, график, сценограф, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В 1976 году Татьяну Маврину, единственного советского художника, удостоили премии имени Х.К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». В справочнике «Единый художественный рейтинг» Татьяна Маврина отнесена к высшей категории – 1А (Художник мировой известности).
В 1921–1929 годах она училась во Вхутемасе-Вхутеине, была членом группы художников-графиков и мастеров живописного рисунка «Тринадцать». С 1930 года подписывала свои работы как Маврина (девичья фамилию матери). Она часто обращалась и к живописи маслом, но ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера. Позднее свои рисунки часто переводила в цветную литографию. С большим увлечением занималась графикой и книжной иллюстрацией произведений Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова.
С конца 1930-х художница и ее супруг, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, включавших выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Увлечение иконописью и народным творчеством повлияло на творчестве Мавриной – ее довоенная живопись и станковая графика «выделяются» свободной композицией и насыщенностью колорита.
С начала 1950-х, Татьяна Маврина, после увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом стала заниматься иллюстрациями и станковой графикой. Она оформила пушкинские «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «У лукоморья» и сборники – «По щучьему веленью», «Русские сказки». «Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь. Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором. В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма». Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг, больше всего – сказок. Впечатления от поездок и прогулок по Загорску, Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим, Маврина «запечатлела» в многолетнем станковом цикле «По старым русским городам» (1942–1968).
В 1996 году состоялась последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее. Особое внимание на ней было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, не отражавшим весь творческий путь художницы. Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы 13» в Государственном музее А.С. Пушкина (2018), «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2016–2017) и других.
Экспозиция выставки «Ода к радости» в Инженерном корпусе в связи с особенностями музейного пространства включает три раздела. В первом – ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–1990-х годов. В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет. В третьем, Малом зале находятся иллюстрации к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами. Специально к выставке издали каталог произведений Мавриной, представляющий все многообразие ее творчества.
Безусловно, выставка заинтересует не только знатоков искусства XX века, но и широкий круг зрителей. В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной – талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, – станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «Одой к радости».
Источник
Ода к радости
Выставка Татьяны Мавриной «Ода крадости» в Третьяковской галерее. 16.04 — 15.08.2021
Чувство цвета, как голос у певца, дано Мавриной от природы
Выставка «Ода к радости» в Третьяковской галерее – первая большая ретроспектива произведений Мавриной, представляющая все творчество Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии. В экспозиции – более 200 произведений: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV–XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Многие ее работы, к примеру, иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.
Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева, 1900–1996) – одна из выдающихся фигур в русском искусстве ХХ века. Живописец, иллюстратор, график, сценограф, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. В 1976 году Татьяну Маврину, единственного советского художника, удостоили премии имени Х.К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». В справочнике «Единый художественный рейтинг» Татьяна Маврина отнесена к высшей категории – 1А (Художник мировой известности).
В 1921–1929 годах она училась во Вхутемасе-Вхутеине, была членом группы художников-графиков и мастеров живописного рисунка «Тринадцать». С 1930 года подписывала свои работы как Маврина (девичья фамилию матери). Она часто обращалась и к живописи маслом, но ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера. Позднее свои рисунки часто переводила в цветную литографию. С большим увлечением занималась графикой и книжной иллюстрацией произведений Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова.
С конца 1930-х художница и ее супруг, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, включавших выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Увлечение иконописью и народным творчеством повлияло на творчестве Мавриной – ее довоенная живопись и станковая графика «выделяются» свободной композицией и насыщенностью колорита.
С начала 1950-х, Татьяна Маврина, после увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом стала заниматься иллюстрациями и станковой графикой. Она оформила пушкинские «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «У лукоморья» и сборники – «По щучьему веленью», «Русские сказки». «Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь. Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором. В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма». Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг, больше всего – сказок. Впечатления от поездок и прогулок по Загорску, Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим, Маврина «запечатлела» в многолетнем станковом цикле «По старым русским городам» (1942–1968).
В 1996 году состоялась последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее. Особое внимание на ней было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, не отражавшим весь творческий путь художницы. Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы 13» в Государственном музее А.С. Пушкина (2018), «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2016–2017) и других.
Экспозиция выставки «Ода к радости» в Инженерном корпусе в связи с особенностями музейного пространства включает три раздела. В первом – ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–1990-х годов. В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет. В третьем, Малом зале находятся иллюстрации к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами. Специально к выставке издали каталог произведений Мавриной, представляющий все многообразие ее творчества.
Безусловно, выставка заинтересует не только знатоков искусства XX века, но и широкий круг зрителей. В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной – талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, – станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «Одой к радости».
Источник
Ода к радости: Татьяна Маврина в Третьяковке — фоторепортаж
Выставка работ Татьяны Мавриной «Ода к радости» открылась в Третьяковской галерее. Фоторепортаж ИА REGNUM из музея.
На выставке представлено более двухсот работ: живопись, графика, декоративно прикладное искусство, роспись по стеклу и иконы. Произведения распределены по трем залам: графика и акварельные рисунки, живопись маслом и иконопись, а в третьем зале книжные иллюстрации и декоративно-прикладное искусство.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Родилась Татьяна Лебедева ( Маврина ) в Нижнем Новгороде в семье преподавателей. В семье было четверо детей. С детства была традиция зарисовывать в дневник рисунки и делать заметки. После собирали всё созданное вместе и делали семейную книгу. Это послужило хорошим творческим началом и в последствии пригодилось в жизни. Маврина — это псевдоним, девичья фамилия матери.
В 1920 году семья перебралась из Нижнего Новгорода в Москву . А в 1921 году Маврина поступила учиться во ВХУТЕМАС. На ее творчество большое влияние оказал Роберт Фальк , который был ее учителем.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
В 1920—1930 годы художница активно пишет на холстах маслом и создаёт графические работы. Она работает в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. В конце 1930-х вместе с мужем, иллюстратором Николаем Кузьминым , начинают собирать коллекцию икон. Последняя картина маслом была написана в 1940 году, далее она перешла на графику из-за недостатка финансовых средств и большего спроса на книжные иллюстрации.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
В военные годы Маврина жила в Москве . И, чтобы сохранить от бомбежки, хотя бы в памяти потомков, образ исторической Москвы , она решила ее рисовать. Часовни, церкви, улочки старинного города она запечатлевала на бумаге быстрыми зарисовками, находя укромный уголок, чтобы не привлекать внимание прохожих. В военное время человек с блокнотом вызывал подозрение, как будто он шпион. Дома художница делала работу на больших графических листах уже в цвете. Далее все работы с городскими пейзажами собирались в альбомы.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Творческий путь становления художницы прошел через этапы увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом. Художник-иллюстратор делала иллюстрации к русским сказкам, стихам, поговоркам в издаваемых книгах. Мастерски владея классическими приемами в рисунке и живописи, художница соединяла в своих иллюстрациях народность и детскость. Она выработала свой индивидуальный стиль, который впоследствии назовут «мавринским».
Яркий и сочный колорит отличает работы Мавриной . Многие отмечают в ее стиле черту примитивизма и в то же время изысканность. Художница прожила долгую творческую жизнь, более 90 лет, и работала даже в конце жизни, когда ей сложно было выходить из дома, она писала виды из окна. Когда ей приносили букет цветов, то писала с них натюрморты. Картины Мавриной , написанные в 1980-х годах, отличают особенно живые, светлые эмоции. Специалисты приравнивают эти работы к работам великих мастеров живописи.
На выставке работ Татьяны Мавриной «Ода к радости»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Выставка «Ода к радости» проходит до 15 августа в Третьяковской галерее, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, дом 12.
Источник
«Татьяна Маврина. Ода к радости» в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU 14 апреля 2021
В Инженерном корпусе ГТГ открывается выставка художницы Татьяны Мавриной (1900–1996). В экспозиции более 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, иконы
С 16 апреля по 15 августа 2021 на третьем этаже Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи пройдет выставка «Татьяна Маврина. Одна к радости». В составе выставки будет представлено более 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, иконы из собраний ГТГ, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля, Государственного Русского музея, собрания Александра Шелудченко, собрания Михаила Сеславинского.
Творчество Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) — крупное явление в истории русского искусства ХХ века. Ученица Роберта Фалька, Маврина, восприняв уроки учителя, продолжила в своем творчестве следовать традициям колоризма. После окончания Вхутемаса она вошла в художественную группу «13», состоящую преимущественно из графиков, где занялась поисками адекватного пластического языка для отображения жизни современного города и человека — темы, ставшей основной для членов этого объединения.
В 1930-е годы Маврина активно занималась как живописью, так и графикой, работала в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, обнаженной натуры, книжной иллюстрации. С конца 1930-х художница и ее муж, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, в которую вошли выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Интерес к иконописи и народному творчеству отразился на творчестве Мавриной, довоенная живопись и станковая графика которой отличаются свободной композицией и повышенной цветностью колорита.
Пройдя через этапы увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом, Маврина с начала 1950-х стала работать исключительно в иллюстративной и станковой графике. Несмотря на то, что художница перестала писать маслом, ее произведения остаются живописными по своей манере. Изысканный, но в то же время яркий и сочный колорит — неизменная черта работ Мавриной, в которых цвет является главным выразительным средством.
Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь. Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором. В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма.
Соединяя уроки старых мастеров с собственным художественным почерком, Маврина оформила более 200 книг, преимущественно сказок. Чудесным обликом отличаются создаваемые художницей на протяжении более 40 лет виды старых русских городов, пейзажи, а также поздние натюрморты, которые она писала, будучи уже в очень преклонном возрасте.
Настоящая выставка в Третьяковской галерее — первая большая ретроспектива Мавриной. Она охватывает все периоды творчества и представляет искусство Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии. Поставленная кураторами задача — продемонстрировать художественную эволюцию многогранного, талантливого мастера — достигается благодаря экспонированию большого числа произведений художницы из собраний крупнейших музеев России и частных коллекций.
Выставка включает три раздела, что обусловлено особенностями экспозиционного пространства. Встречают зрителя ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–90-х годов. В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет. Малый зал посвящен иллюстрациям к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами.
Источник