Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по музыке
Конспект вебинара. Ведущая: Тютюнникова Т.Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metodiki_po_razvitiyu_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 575.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методики по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
Тютюнникова Татьяна Эдуардовна
Принципы приема работы над ритмом от 3-до10 лет примерно одинаковы, разнятся только в уровне сложности и уровню постепенных переходов к новым формам работы. Из-за неправильного функционала.
в дошкольных учреждениях работа музыкального руководителя сводится исключительно только лишь в подготовке детей к утренникам. Музыкальный руководитель должен отдавать себе отчет в том, что в детском саду он занимается первичным развитием музыкальности. Это наша первоначальная задача.
Выбирая репертуар в том или ином отрезке времени, мы исходим исключительно из двух посылов:
- Полезность и нужность разучивания песни, танца, оркестра и т.д. на данном этапе для данной группы детей.
- Качественность репертуара, это его высокие духовные и художественные качества.
Если репертуар очень интересен и полезен с точки зрения руководителя, но при этом оставляет детей равнодушными и не дает им возможность для игры и веселия, для развития, для воображения и фантазии все это практически будет означать фиаско. Нет ничего хуже работы с детьми, чем скука.
Итак, выбирая репертуар мы обращаем внимание не только на его полезность, но и на возможность игры. Все остальные мотивы в подборе репертуара должны остаться за кадром. Вы имеет право выслушивать советы заведующей, воспитателей и т.д., но решение, как музыкальный руководитель, исключительно принимаете только вы сами.
В выбранном репертуаре все средства выразительности находятся слитно. Там в песенке есть тональность, те или иные интонации, есть ритм, есть гармония и штрихи, динамика и.д.
Одним из выразительных средств является РИТМ. Метроритмические чувства учеными признается, как базовый компонент музыкальности детей. Ритмичный ребенок – это ребенок, внутри которого живет ощущение музыки, это его драйв, это его нерв. Ребенок может на сразу чисто петь, но он может этому быстро научится, но отсутствие базового компонента чувства ритма говорит о том, что ребенку нужно серьезно этим заниматься.
Ритмическое чувство – это часть биологического наследия ребенка. Вся биологическая жизнь человека с раннего его детства проходит в двухтактном размере и ритмически обусловлена – открыл глаза- закрыл, сжал пальцы – разжал, открыл – закрыл, черное — белое. Ощущение двухтактной пульсации оно врожденное. Из научных исследований известно, что ритм имеет телесное происхождение, поскольку это связано с некоторыми биологическими процессами, которые происходят в организме. Это прежде всего происходит за счет пульсации нашего сердца. Любой ребенок может это ощутить, приложив руку к груди. В старшей группе можно попросить детей приложить одну руку к сердцу, другой рукой по коленке (или простучать ногой, носком, прощелкать языком и т.п.) сделать этот пульс видимым. И когда все дети начинают стучать ритм сердца, то можно подыграть им на инструменте любое произведение в этом же темпе и тем самым дать детям понять, что и у музыки тоже есть сердце. Сердце спрятано внутри музыки. Можно дать детям маракас и простучать метр сердца музыки. Перенос телесных ощущений на видимые движения (прохлопать рукой, маракасом и т.п.) хорошо понятен старшим дошкольникам. С младшими дошкольниками можно просто весело хлопать, в ладоши, по коленям, ударять по груди и т.п. Все это пришло к нам из концепции К.Орфа и в нашей отечественной литературе называется – звучащие жесты или телесные инструменты. У нас есть 4 базовых движения:
- Хлопки
- Удары по коленям (шлепки)
- Притопы ногами
- Щелчки
И + один не базовый:
Все это помогает ощутить ритм музыки телесно. Ритм и телесное его проигрывание – это путь, который всегда и всех ведет к успеху. Т.е. телесное ощущение ритма оно быстрее всего ведет ребенка к тому, что эти ритмы станут его внутренним ощущением и потом останется только перенести пульс на звучащий жест или инструмент.
Чувства метра и ритма — это телесно-мышечные ощущения и поэтому лучше всего эти чувства развиваются через движение и конечно через игру по поверхностям своего тела, а тело впоследствии запомнив этот ритм сможет вернуть необычные комбинации.
Чувства метра и ритма в его элементарном виде может быть разбито на две составляющие:
- Есть ощущение метра – это то, что называется пульсом.
- Ритмический рисунок.
Начинать надо с воспроизведения пульсации (метра) с младшей группы детского сада. Играть в ладошки, по плечикам, по щечкам и т.п. Ребенок, который не слышит метра, не способен «слышать» музыку, не сможет ее воспроизвести в оркестре.
Важнейшая часть, это начать со звучащих жестов любыми способами и в дальнейшем постепенный перенос ритмического пульса на инструменты. (маракасы, коробочки из-под киндера, от фломастера пустой стержень, камушки и т.д.)
Из занятия в занятие работая с детьми над стабилизацией метра необходимо варьировать, т.е. менять инструменты.
Разбудить внутри ребенка музыку — это и есть задача музыкального руководителя. Чтобы желание музицировать шло у ребенка изнктри, пробудить стремление ребенка быть музыкантом.
Речевая поддержка ритмом помогает сделать работу интересной и эффективной. Это могут быть:
— фраза в рифму и без;
— слоговая (ТА ТА ТА ти ти ТА или ЧАК ЧАК ЧАК чик чик чик)
На фоне метра учимся выделять сильную долю. Для этого берем более звонкий инструмент (бубен).
— прохлопываем свои имена (Лена, Наташа и т.д.);
— прохлопываем имена в разных формах (Лена – Леночка и т.д.). При этом может полное имя прохлопывать, а уменьшительну его форму простучать по груди.
— пока звенит бубен дети разбегаются, а после собираются по четверкам и простукивают цепочку имен (ЛЕ-НА ла-РИ-са ге-Ор-гий ГДЕБ).
— тоже самое, но уже с овощами. (бак-ла-ЖАН, ТЫК-ва огу-РЕЦ чес-НОК)
Ку-ку-ру-за по-ми-ДОР ЛУК чес-НОК или
ку-ку-ру-ЗА ЛУК по-ми-ДОР чес-НОК
Можно по порядку простучать ритм, а можно и в разнобой с помощью звучащих жестов или инструментов.
— можно спрятать слова (фи-ни ли-мо ба-на кос ки-ви пер-сик аб-ри-кос)
Ту-ти фрути ти-ри ти-ри та….
УгадАй, что звучИт (педагог на бубне отстукивает бУбен, БУ-бен) дети потом повторяют ритм и слово бУбен БУ-бен) и т.д. а в конце цепочка слов рубель-маракас бубен клавесы
Воспитание чувства ритма с помощью речи, а потом снятие этой речи, когда остается чистый ритм это один из приемов, который приведет к успеху очень быстро. Детям будет интерсно и легко, потому что речевую поддержку можно сохранить в памяти. Это исторический путь очищения ритма от власти слов. Музыка много лет обслуживала драму, была служанкой поэзии и тесно связана со словом. Музыка в очищенном виде, когда стала искусством расталась с поэзией. И когда мы используем то как развивалось музыкальное мышление, то как человек начинал осознавать сильные элементы музыки в чистом виде – это есть путь, котрый предлагает система К.Орфа идти с детьми. Поэтому эффективность метода необычайно высока и приводит к успеху.
— четверть – большой предмет, восьмая – маленький,паузы – пуговица.
Та ти ти Та мо Та мо
Под стаканчик можно спрятать пуговицу. Сперва отстукиваем ритм
Источник
Мастер-класс по развитию чувства ритма у малышей
ирина соколова
Мастер-класс по развитию чувства ритма у малышей
Развит В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области музыка важно применять и положительно приветствовать практические разработки И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей воспитанников не только в сфере восприятия, но и в организации движения. И если дети от этих музыкально — ритмических двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Ведь известно, что ритм – это один из основных элементов выразительной мелодии. Мелодия же образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т. е. обладают определёнными длительностями.
Ритм обладает большой силой, он подчас настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать лишь по обозначению длительностей звуков (марш, танец — вальс, танец-полька).
Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя детям сразу внушать понятие обязательного труда. Во время занятия с детьми не стоит забывать о том, что они пока не обладают большим умением сочетать музыку, ритм, движение. Занятия должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо негативных высказываний детям, а только с положительной оценкой. С особенным терпением и мягкой, но неуклонной настойчивостью нужно работать над нервными, робкими натурами, стараться побороть их волнение и вселить уверенность в своих силах. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, чтобы интерес воспитанников к познаниям не иссякал.
Предлагаю несколько музыкально- ритмических игр:
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.
Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширют,
Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, а потом (бегут на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Надоело мне стоять, лучше буду танцевать (исполняют простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).
Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.
Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим. :
Шлепал мишка по дорожке:
И захлопал он в ладошки:
А потом, а потом,
Побежал скорей бегом:
Он по кочкам топ-топ-топ!
Добежал до дому — Стоп!
(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)
Мишка весело шагал:
Топ! Топ! Топ! Топ!
А потом он побежал:
Вдруг споткнулся и упал: Бух!
Отряхнулся и сказал: Ух!
Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!
И ворча, заковылял домой.
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик).
Ход игры:
Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот).
Музыкальный руководитель: Испугались ребята такой погоды и побежали домой (снова быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложняется, дети с помощью взрослого придумывают новые события, которые происходят на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становятся все разнообразнее и сложнее.
Пальчиковая игра «Дятел»
Цель: Учить детей передавать чёткий ритм
Как из леса слышен звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)
«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)
Это кто ж там силы тратит (пожимаем плечами)
Ну, конечно, это дятел (раскрыть ладони перед собой)
Вот сейчас жучка достанет, (раскрываем и закрываем пальцы перед собой)
И опять стучать он станет, (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)
И опять польётся звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)
«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (бьём пальчиками по вертикальной ладони)
(диск1, №7,ср. гр., И. Каплунова)
Музыканты, веселей! Барабанов не жалей (хлопки)
1,2,3 и 3,2,1-начинаем перепляс (притопы)
Собирайтесь плясуны, бегемоты и слоны (идут в круг)
Зайцы, ёжики, еноты – все, кому плясать охота (из круга)
Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп-хлоп.
А потом прыг-скок,
А потом ещё разок.
А потом вприсядку, и снова по порядку.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Кто там топает по крыше? (хлопки)
-Топ-топ-топ. (шаги на месте)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли
Может, кошек подковали?
«Три фасольки, два боба»
(диск1, №12,ср. гр., И. Каплунова)
Дети стоят парами по кругу
Ора-ора-ора-ра(2 раза)— хлопки
Три фасольки, два боба(2 раза)— удары по коленям
Побежали в огород(2 раза) — идут по кругу
Положили прямо в рот(2 раза)
Ора-ора-ора-ра(2 раза)— хлопки
Три фасольки, два боба(2 раза)— удары по коленям
Кто там топает по крыше? (хлопки)
-Топ-топ-топ. (шаги на месте)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли
Может, кошек подковали?
ие чувства ритма у младших дошкольников
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС № 14 г. Байкальска, Шеметовой Марины Владимировны Ядро музыкальности образуют.
Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма. (В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.
Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритма Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» (на развитие чувства ритма)ЦЕЛИ: Развитие у детей ритмического слуха,слуховой.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес» Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление,.
Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в подготовительной группе Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма в подготовительной группеЧувство ритма Карточка 1 «Музыкально-дидактическая игра».
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма. Консультация 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным.
Развитие музыкального слуха и чувства ритма у самых маленьких РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ЧУВСТВА РИТМА У САМЫХ МАЛЕНЬКИХ. 1. Занимаемся логоритмикой — танцы под музыку (например, Железновых). 2.
Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.
Источник