Ликбез: что необходимо знать о мате
Между тем, знать об этом совсем бы не помешало, ну хотя бы для того, чтобы иметь представления (помимо эмпирических ощущений) о том, какие функции он в языке выполняет, в каких случаях его использование уместно и какими побочными эффектами его использование обладает. Кроме того, знание вопроса и понимание его сути — лучшая защита от манипуляций на данную тему.
Функциональный смысл ругательств вообще, и мата в частности, заключается не в смысловом значении этих слов, а в тех эмоциях, с которыми данные ругательства в нашем сознании связаны. Чем грубее ругательство, тем более сильное негативное чувство оно выражает. Мат является высшей степенью выражения этих негативных чувств. Причем эта «тяжелая артиллерия» используется для выражения либо агрессии (адресованной некому предмету или направленной в пустоту), либо похабного настроения.
Если рассматривать мат как средство предельно простого, быстрого и агрессивного средства выражения агрессии, можно прийти к выводам о целесообразности его применения. Во-первых, мат может быть использован как радикальное средство, чтобы направить свою агрессию на некий субъект (чтобы «предупредить» или вызвать на поединок) или «в пустоту» (чтобы избавиться от соответствующих эмоций).
Во-вторых, мат может быть использован для того, чтобы быстро пережить эмоции, с которыми он связан. Вышеупомянутые эмоции ненависти и агрессии. Они могут перебить другие эмоции и помочь человеку преодолеть моральные или психологические барьеры (страхи, сомнения).
Например, помочь десантнику-новобранцу в первый раз выпрыгнуть с парашютом из самолета, солдату — в первый раз выстрелить в противника или пойти в рукопашную схватку, мягкому человеку — решиться вступить в драку, когда другого выхода нет. В общем, не самый благородный, но действенный способ.
С другой стороны, неприятие и неупотребление мата может являться для некоторых людей моральным стержнем. Табу на использование мата ограждает человека от воздействия тех самых негативных эмоций, которые предназначены для другого, не позволяет испытывать на себе деструктивное влияние матерных слов, скажем так, хранит душу от них. В принципе, мат не нужен сильному человеку — тому, кто может преодолевать различные барьеры без «негативного допинга» и тому, кому претит плебейский восторг перед похабщиной и агрессией.
Некоторые любители крепких выражений употребляют мат намного чаще, чем того требуют возникающие в их жизни ситуации. Обычно это делается из-за привычки или желания произвести определенное впечатление, бравируя нарушением общепринятых правил поведения в обществе.
В их сознании мат перестает быть выражением высшей формы агрессии, хотя сама агрессия остается. Иными словами, неумеренное употребление матерщины снижает его эффект (чем больше доза, тем слабее воздействие). Похабная составляющая усиливается, но об этом ниже. Эмоций всё больше, а способов их выражений — всё меньше. Каждая не выраженная эмоция несет определенный стресс. Отсутствие разнообразия в выражении эмоций делает человека в этом плане ущербным. А это, в свою очередь, вредит здоровью — как физическому, так и психическому.
К тому же от многочисленных повторений матерных ругательств меняется качество самого человека. Дело в том, что мат в сознании человека (даже очень образованного) не утрачивает таких своих свойств, как похабность и агрессия, и, с каждым ругательством (особенно неуместным ситуации), увеличивает концентрацию низменных чувств в душе человека. Происходит своеобразная накачка негативных черт.
В этом случае человек рискует, сам того не замечая, изменить свой характер совсем не в лучшую сторону и, возможно, сильно пошатнуть своё психическое равновесие. (Сцены матерных истерик в метро, пригородных электричках, в забегаловках разного калибра и других местах общего пользования — явление, можно сказать, обыденное.)
Что касается похабной составляющей мата, то любое матерное ругательство оставляет довольно грязный след на душе. Когда ругаются в уместной ситуации, грязь не так заметна на фоне более сильных негативных переживаний. В несоответствующих ситуациях аура такого рода ощущается особенно остро. Накачка такими чувствами постепенно меняет качество человека — исчезает способность ощущать тонкие и прекрасные чувства по причине их несовместимости с постоянным похабным настроем. И то, что раньше вызывало замирание сердца, будет вызывать гаденький смешок.
Отдельно следует рассмотреть случай, когда мат осознанно используется для передачи похабных эмоций. Делается это обычно, чтобы посмеяться над объектом или выразить негативное к нему отношение, осмеяв. Такие действия — чистейшей воды цинизм, цель которого — как можно больнее задеть и унизить. Такое воздействие только усиливает комплексы, отводит разум человека в сторону, мешает людям осознать их наличие. А также формирует неправильное отношение к ситуации.
К тому же это дает похабникам и тем, кто над их шутками смеется, почувствовать что-то сродни тому извращенному удовольствию, которое испытывает мучитель над своей жертвой. Становиться мучителем или наблюдателем за издевательствами, пусть даже закадровыми — весьма рискованно, как для человека, так и для его окружения. Также стоит помнить, что в этом случае человек будет наполняться похабным отношением к жизни намного быстрее и соответственно терять способности к тонким сильным чувствам. Будет становиться уродливее, грубее внутри всё быстрее…
В заключение хотелось бы сказать, что решение в пользу приятия или неприятия мата — личное дело каждого. Но прежде чем делать выбор, разумно иметь достаточно широкое представление о предмете выбора. Помнить о том, что мат действует не только на объект, которому он был адресован, но и на того, кто его использует, и на всех, кто его слышит. Вопрос использования мата чем-то сродни вопросу употребления табака и алкоголя, и методы борьбы с этими явлениями во многом схожи. Прямое запрещение имеет смысл для общественных мест, там, где бывают дети. Хотя и более широкие запретные мероприятия имеют эффект.
Так, например, казна Белгородской области существенно пополнилась за счет штрафов, которым подверглись любители необузданной матерной лексики. Надо сказать, что умелая, спокойная и хорошо продуманная политика местных властей в матерном вопросе дала не только неплохой финансовый результат, но и сформировала вполне позитивное отношение к этой политике со стороны населения.
Хороший эффект могла бы иметь остроумная социальная реклама, веселые умные ролики с запоминающимися слоганами, сценками и т. д., показанные на ТВ. Народ умеет смеяться не только над простенькими байками, но и отлично запоминает хорошую шутку. В любом случае, решать эту проблему стоит ненасильственным путем — без особых «лишений и выгоняний», как говаривал дружелюбный Шарик из замечательной деревни Простоквашино, где никто не ругался матом.
Источник
Новое в блогах
Приложения пользователя
Достоевский писал: «Нет, действует пока все еще та же славянская природ наша, которой всего бы только поскорей выругаться, да тем и покончить (а чего доброго, так даже тут же и помириться), и согласитесь, что все это в одном смысле отрадно, ибо и тут, стало быть, все это, так сказать юно, молодо, свежо, вроде как бы весна жизни, хотя, надо сказать, препакостная». Что касается «свежести», то, скорое всего, следует с автором согласиться, и то, что препакостно, – верно, а вот то, что весна жизни – это явно авторский перегиб. И на закате дней звучит, хотя и реже.
Когда же прибегает русский человек к мату (собственно, не только русский, а скорее русскоговорящий, а то и вовсе инородец, владеющий двумя десятками русских слов, из коих добрая половина – мат)? Когда? Зачастую. И это вовсе не является, по нынешним временам, отражением уровня его интеллекта, интеллигентности, да и просвещения тоже.
Начинает он в молодости, услышав дома, но чаще на улице прежде не достигавшие его уха слова и выражения. В молодости, он еще не бит, не запуган, малосведущ и скажет чаще всего «…твою мать!», когда у него что-то не получается или, напротив, после длительных неудач получилось. Удивившись чему-то, он походя заметит «…ни х…я себе!». В этом нет ни злобы, ни зависти, да и сделает он это, скорее всего, машинально. Повзрослев и будучи не единожды бит волей случая или обстоятельств, но чаще родным отечеством, он все чаще прибегает к мату, но делает это уже не машинально, а со смыслом. Не имея возможности что-либо противопоставить этой тупой, а главное, лишенной смысла и благородства силе, он в сердцах бросит «…ну и х…й с вами со всеми… Делайте, что хотите, а я буду жить по-своему». А то и жестче заметит: «…а пошли вы все п…у». Как жил без вас, так и дальше жить буду. Как-нибудь проживу. В ругательстве, в мате взрослый человек, зажатый со всех сторон, находит единственную возможность разрядиться, найти пассивную защиту. Он и не матерщинник злостный вовсе. Для него мат – и допинг, и наркотик. «По понятиям народа то, что пакостно на миру, пакостно и за дверьми».
«…Народ русский хоть и ругается, к сожалению, крепкими словами, но далеко не весь, в самой незначительной даже доле своей (поверяя ли тому?), а главное (и бесспорно) ругается он скорее машинально, чем с нравственной утонченностью, скорее по привычке, чем с умыслом…» 1 .
«Народ хоть и ругается по привычке, но сам знает, что это привычка скверная, и осуждает ее» 2 .
Но вот что обозначилось в последнее время. Этой срамной болезнью заболела та часть народа, что зовется интеллигенцией.
У этой части срамные выражения приобретают особо утонченный характер, разрастаясь и по форме, и по содержанию. Даже элита общества не брезгует матом. Кажется, и от власти не терпит и даже дружит с ней, и трудностей особых в быту не испытывает, а вот поди ж ты, мат из ее уст вырывается не реже, чем у простого народа. И здесь он, мат, вовсе не стрессы снимает и не служит демпфером в сложных отношениях с властью, а является не чем иным, как баловством, а зачастую и озорством даже.
Представители поп-искусства (хотя их к интеллигенции можно отнести с большой натяжкой) даже особо изгаляются в этой сфере «народной культуры», придумывая новые злостные слова и выражения. И даже гордятся этим, как и теми бляхами отличия, которые время от времени навешивают на них власти в благодарность за ту незавидную роль, которую они исполняют. Роль в том состоит, что восполняют «зрелищами» недостаток хлеба у народа, обманывая тем самым народ и смягчая боль и отчаяние от того, что он (народ) терпит. Но это все лишь примитивный обман – фальшивое искусство вместо недоброкачественных «наркотиков».
1 Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 2004. Т. 1. С. 139-140.
Источник
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Алтайский психолог: мат портит не только речь, но и в целом психику человека
«Мат бодрит и поднимает дух. Мат разряжает обстановку, снимает напряжение и помогает человеку влиться в коллектив. Мат вводит в ступор и убивает желание действовать. Мат делает человека, который на нем разговаривает, глупым, уродует его психику. Мат заживляет раны, помогает быстро восстановить силы, снять стресс. Мат разрушает женскую красоту», — кажется, что все, сказанное выше, сродни запискам сумасшедшего. Однако все это — утверждения и выводы ученых и просто наблюдательных людей.
Много необычных и порой противоречивых ответов дается на вопросы, почему люди бранятся и чем чревато употребление матов . Свое мнение на этот счет есть у доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Бориса Сосновского .
Ознакомиться с ним удалось благодаря социальному проекту « Антимат », который с декабря 2008 года реализуется в регионе студентами и преподавателями Алтайской академии экономики и права и Алтайского государственного университета. В рамках проекта прошел семинар на тему «Психологические причины и последствия нецензурной брани», где и выступил профессор.
«Я психолог и буду говорить о психологической стороне того явления, которое можно по-разному называть: и нецензурные выражения, и мат, и брань. Психология включается тогда, когда эта брань становится речью, личным психологическим состоянием » , — пояснил Сосновский.
И откуда же берется мат, что толкает человека сквернословить? Это первый вопрос, на который попытался ответить психолог. Борис Алексеевич напомнил, что в классической психолингвистике с давних времен существует деление речи. Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь . Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями. По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Всем известно, что до сих пор в суде нахождение человека в состоянии аффекта является смягчающим вину обстоятельством.
Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта.
Идем далее. Человек ничего не делает без побуждения. За речью тоже стоит побуждение. Самый примитивный мотив – наличие острого, как правило, кратковременного переживания. Так вот, по словам Бориса Сосновского, аффект стоит в начале бранной речи .
«После мотива нужна мысль, предметное содержание того, что ты хочешь сказать. А у аффективной речи и мысли-то нет . Несу по улице ценную вазу. Она разбилась. Я же не стану сразу рассуждать о том, как она мне дорога. Первое, что будет (в меру традиций) – выход эмоции без мысли . Это гротеск. А в реальности все завуалированно, скрыто» , — говорит профессор.
«Во время таких острых переживаний нужен выход эмоций. И чем пытаются оправдать мат? Этим выходом эмоций. Но если бы это был такой безобидный выход (ругнулся, пошел дальше, стал нормальным человеком), то об этом бы и разговора не шло. В нашей российской культуре это стало уже не просто выходом негативной эмоций, а способом выражения себя » , — подчеркнул Сосновский.
По словам психолога, другой «минус» употребления мата заключается в том, что негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его . «Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения — как выход эмоции — заразительна. В социальной психологии известны эффекты заражения, когда чья-то эмоция действует на других как гриб. Так работает эффект толпы. Этот эффект заражения — один из тяжелейших последствий ее существования» , — констатирует он.
Профессор привел пример из своей жизни. Сосновский служил на флоте, ходил в море на большом противолодочном корабле. И на этом корабле состоялось партийное собрание, где ставился вопрос о коммунисте, помощнике командира корабля, интеллигенте, невероятно начитанном человеке, флотском офицере белой кости. Чем провинился он?
«Когда нужно было выполнять швартовку корабля или другую сложную работу, требующую квалификации, этот человек выходил на свое место, брал в руки так называемый в народе матюгальник и из него неслось что-то невероятное . Некоторым матросам, которыми он командовал, вроде бы ничего – ну и ладно. А некоторые матросы, знающие свое дело, становились в ступор. До того была сильна заражающая сила негативной эмоции. И благодаря им был поднят этот вопрос на собрании. Ну как так? Человек уже просто своей лексикой мешает делу. Это поразительная возможность нецензурной речи и неустранимая» , — рассказал Борис Алевсеевич.
Словарный запас Эллочки Людоедочки
Вторую свою мысль Борис Сосновский условно назвал как последствия. «Вся наша психика вооружена знаками. Самый универсальный способ знака – язык, речь. Мысль влияет на речь, однако, в зависимости от того, какая речь, меняется и мысль. И если все упростить, то можно сказать: какова речь – таково и мышление . И что плохого, что я матом ругаюсь? Да у меня психика уже вся другая. Вместо того, чтобы описать нечто красивое, я сказал – такая-то мать. И все закрылось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюансов. Мне нравится как над этим явлением издевались Ильф и Петров. К примеру, образ Эллочки Людоедочки. Небольшого словарного запаса ей хватало, чтобы обходиться в мире. Тоже самое и с матом. Ограничения, которая накладывает эта лексика на психику, потрясающе. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клево. Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная » , — предупреждает психолог.
«Я помню, как идут две девушки, красивые, чистенькие. А из ртов льется такая грязь. Видимо, что-то произошло в их личности. И они не только говорят так, а уже относятся так. Это обидно» , — продолжил профессор.
А как же экспрессия, которую, кажется, несет с собой мат? Описания природы, когда не хватает слов, а помогает передать восторг от увиденного только нецензурная лексика? « Когда человек с помощью мата выражает свои эмоции, он не может передать тонкости своего переживания. Экспрессия – это когда я свою мысль выражаю так, чтобы меня поняли. Сложнейшая работа по переводу внутреннего идеального в материальное. Только великие писатели, поэты находят нужные слова. Аффективная же речь междометийна, не имеет грамматических конструкций, ее выразительные возможности минимальны. А там и выражать-то нечего» , — считает Борис Сосновский.
На итоговый вопрос, нужно ли бороться с матом, он ответил: «Да. Но это уже на поверхности. Нужно бороться с любым упрощением, опошлением речи», — резюмировал психолог.
«Полезно» — но в исключительных случаях
Если кого-то заинтересовала эта тема, то можно почитать работу известного в России психолога Леонида Китаева-Смыка «Социально-психологические аспекты матерной речи». В ней ученый говорит о том «позитивном» и «негативном» влиянии мата, о котором вскользь упоминалось в начале этого материала. ( Работа была опубликована в журнале «Вопросы психологии» № 6, 2007, с. 120-128. Материал можно найти и в сети Интернет, к примеру, на официальном сайте ученого: http://www.kitaev-smyk.ru/node/94).
Попробую коротко передать суть исследований Китаева-Смыка. Он считает, что бранная речь — это часть мужской стрессовой субкультуры. В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат с его эротическими образами способствует выработке мужских гормонов андрогенов, которые нейтрализуют гормоны стресса. Андрогены к тому же являются мощными антагонистами гормонов, вызывающих воспаление, ускоряют восстановление (регенерацию) тканей.
«Известно, что в критических ситуациях, когда, несмотря на боль из-за ранений надо действовать, сохраняя жизнь, в организмах людей и животных вырабатываются обезболивающие вещества — эндорфины . Их выброс в кровяное русло сопряжен с эмоциями трех видов: с гневом, либо со смехом, или с сексуальным возбуждением. Эти эмоции усиливают выделение эндорфинов и их обезболивающее, рождающее смелость действие. И эти три «эндорфинных эмоции» возникают при матерщине: ведь матерная ругань зла, а матерные шутки юморны и эротичны. Вот так мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшать боль» , — объясняет он. Психолог приводит пример, как матерные частушки после боя в помогали солдатам быстро снять стресс, отдохнуть. По его мнению, ни сон, ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта. При этом автор заверяет, что сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни.
«На женщин мат действует иначе . У них он тоже способствует выработке андрогенов, но у нормальной женщины андрогенов не должно быть много. Косметологи обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний, где мат — обыденный язык, тело обрастает волосами и начинает, как у подростков, ломаться голос. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них «выражаться» нельзя, потому что матерная речь им вредна, провоцируя гормональные нарушения. Особенно опасно увлечение ею в подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка» , — пишет психолог Леонид Китаев-Смык.
Источник