Мастерсон дж депрессия покинутости

Концепция пограничной и нарциссической патологии Джеймса Мастерсона

Психотерапия. Основной целью психотерапии пограничного пациента Дж. Мастерсон считает создание новой интрапсихической «единицы» объектных отношений. Психотерапевт интернализуется в качестве позитивной объект-репрезентации, поощряющей усилия по сепарации-индивидуации. «Способная, развивающаяся личность» становится новой Я-репрезентацией. Ведущим переживанием оказывается переживание себя «хорошим… Читать ещё >

Концепция пограничной и нарциссической патологии Джеймса Мастерсона ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Как отмечает Н. Мак-Вильямс (1998), по поводу этиологии пограничной патологии в обширной литературе обнаруживается приводящее в замешательство расхождение воззрений профессионалов. Некоторые исследователи (например, М. Стоун, 1977) подчеркивали конституциональную и неврологическую предрасположенность. Другие (Дж. Мастерсон, Дж. Адлер, 1985) видели фокус проблемы в нарушениях развития, особенно на стадии сепарации-индивидуации, описанной М. Малер (1971). Третьи (О. Кернберг, 1975) сделали предположение об отклонениях от нормы в отношениях родители-ребенок на ранней стадии детского развития. В своем фундаментальном труде «Психодинамическая психотерапия пограничных пациентов» (Psychodynamic Psychotherapy of Borderline patients. 1998. C. 14) О. Кернберг разделяет представления Дж. Мастерсона об этиологии пограничной патологии. Таким образом, можно считать, что идеи Дж. Мастерсона получили достаточно широкое распространение.

Дж. Мастерсон (1971; 1976) связывает пограничную патологию с задержкой развития на субфазе «восстановление дружественных отношений» (16—24-й месяцы жизни) процесса сепарации-индивидуации, по М. Малер (1971; 1975). В этот период мать пограничного пациента не поощряет усилий ребенка по сепарации-индивидуации и вознаграждает (осуществляет либидозную поддержку) регрессию. Отец не выполняет своей роли объекта, поддерживающего индивидуацию; часто, наоборот, ребенок вынужден «цепляться» за мать, так как отец отсутствует. Дж. Мастерсон считает, что отец пограничного пациента может страдать и от пограничного синдрома, и от нарциссического расстройства личности, и даже быть больным шизофренией. Мать пограничного пациента, с наибольшей вероятностью (по Мастерсону), страдает от пограничного синдрома. Оказавшись неспособной сепарироваться от собственной матери, она стремится сохранить симбиотическое единство с ребенком, поощряя зависимость. Она склонна деперсонифицировать ребенка, видеть в нем не его самого, а спроецированный образ родителя или сиблинга. Она может воспринимать своего ребенка «вечным» ребенком или объектом; во всех случаях ребенок используется матерью для защиты от переживания покинутости.

С точки зрения Дж. Мастерсона, переживание покинутости у пограничных пациентов является ведущим, центральным. Покинутость субъективно означает «рандеву со смертью». Переживание покинутости включает в себя депрессию, гнев, панику, вину, пассивность и беспомощность, а также пустоту (Дж. Мастерсон называет эти чувства «шестеркой всадников Апокалипсиса»). Депрессия имеет черты анаклитической, по Р. Спицу (1946); потеря, ощущаемая пациентом, угрожает выживанию. Депрессия сопровождается гневом. Иногда депрессия и гнев «маскируются» страхом покинутости. Такой страх выражен тем сильнее (вплоть до паники), чем чаще мать угрожала покинуть ребенка в качестве дисциплинарной меры. Поскольку мать не поощряла усилий ребенка по сепарации-индивидуации, это привело к возникновению чувства вины.

Пассивность и беспомощность защищают от чувства вины; «прилипчивость» и требовательность принимают хронический характер. Ощущение пустоты связано, по Мастерсону, с отсутствием позитивных поддерживающих интроектов. Для защиты от переживания покинутости используются такие механизмы, как отрицание, расщепление, отреагирование вовне, которые позднее усиливаются защитами невротического уровня.

Два типа интерперсональных отношений матери с ребенком — не предоставляющий либидозной (т.е. любяще-понимающей) поддержки усилиям по сепарации-индивидуации и поощряющий регрессию — интернализуются, образуя пограничную расщепленную интрапсихическую структуру Эго. Дж. Мастерсон описывает две «единицы» интрапсихической структуры: агрессивную (лишающую поддержки) и либидозную (вознаграждающую). Агрессивную «единицу» представляет «атакующая, критическая, враждебная, не предоставляющая поддержки усилиям по сепарации-индивидуации» частичная материнская объект-репрезентация; ей соответствует в Я-репрезентации переживание покинутости, «неадекватная, плохая, беспомощная, виновная, пустая, безобразная» частичная Я-репрезентация. Либидозную «единицу» создают «поддерживающая, поощряющая регрессию и прилипчивое поведение» материнская частичная объект-репрезентация;

приносящая переживание «накормленности», удовлетворенности желания в воссоединении; «хорошая, пассивная, исполнительная» частичная Я-репрезентация (8, https://referat.bookap.info).

Читайте также:  Как настроение у самой прекрасной девушке

Психотерапия. Основной целью психотерапии пограничного пациента Дж. Мастерсон считает создание новой интрапсихической «единицы» объектных отношений. Психотерапевт интернализуется в качестве позитивной объект-репрезентации, поощряющей усилия по сепарации-индивидуации. «Способная, развивающаяся личность» становится новой Я-репрезентацией. Ведущим переживанием оказывается переживание себя «хорошим», обеспечиваемое опытом конструктивного совладания с реальностью и умелостью, а не регрессивным поведением. Психотерапевтическая поддержка, по Мастерсону, заключается в том, чтобы демонстрировать позитивную установку в отношении индивидуации и конфронтировать с деструктивностью защитных механизмов.

Особое внимание Дж. Мастерсон обращает и на то, что «пограничный пациент является профессионалом провокаций и манипуляций» (Дж. Мастерсон, 1976). Пограничному пациенту удалось выжить в концлагере, охраняемом «всемогущими» родителями, только благодаря манипуляциям. Будучи необычайно сензитивными, пограничные пациенты легко находят «ахиллесову пяту» психотерапевта; они провоцируют и манипулируют, чтобы проверить компетентность психотерапевта, удовлетворить свои нужды, а также сопротивляются лечению. Дж. Мастерсон подчеркивает, что психотерапевту следует рассматривать маневры пациента в качестве лакмусовой бумажки, способствующей лучшему пониманию. Обсуждая обобщенные типы психотерапевтов, недостаточно удачно справляющихся с манипулятивными атаками пациента, Дж. Мастерсон утверждает, что наибольший вред может принести «директивный» психотерапевт, воспринимаемый пациентом как «атакующая мать». Подчиняющийся психотерапевт воспринимается «не заботящимся», компульсивный оказывается чрезмерно конфронтирующим, зависимый обрекает пациента на повторение задержки развития. Дж. Мастерсон отмечает, что «гибкость» психотерапевта является главным условием успешного лечения.

Пограничный пациент, по мнению Дж. Мастерсона, вызывает в психотерапевте интенсивные контрпереносные чувства, которые должны быть «утилизированы» для понимания того, какой из страхов пациента — изоляции или поглощения — в данный момент выступает на первый план. Пограничный пациент «втягивает» в отношения, «прилипает», чтобы избежать переживания покинутости, а затем дистанцируется, чтобы избежать поглощения. Толерантность психотерапевта к выраженной амбивалентности является залогом углубления контакта с пограничным пациентом.

Нарциссическую патологию Дж. Мастерсон связывает с задержкой развития на более ранней субфазе процесса сепарации-индивидуации, на субфазе «практика» (8—15-й месяцы жизни). Основной проблемой нарциссических пациентов Дж. Мастерсон, вслед за О. Кернбергом, считает неспособность к эмпатии. В этиологии нарциссической патологии Дж. Мастерсон придает решающее значение поощрению нарциссической матерью необоснованно раннего чувства автономии и использованию ребенка в качестве нарциссического объекта.

Источник

Концепция пограничной и нарциссической патологии Джеймса Мастерсона

Как отмечает Н. Мак-Вильямс (1998), по поводу этиологии пограничной патологии в обширной литературе обнаруживается приводящее в замешательство расхождение воззрений профессионалов.

Дж. Мастерсон (1971; 1976) связывает пограничную патологию с задержкой развития на субфазе «восстановление дружественных отношений» (16-24-й месяцы жизни) процесса сепарации-индивидуации, по М.Малер (1971; 1975). В этот период мать пограничного пациента, не поощряет усилий ребенка по сепарации-индивидуации и вознаграждает (осуществляет либидозную поддержку) регрессию. Отец не выполняет своей роли объекта, поддерживающего индивидуацию; часто, наоборот, ребенок вынужден «цепляться» за мать, так как отец отсутствует. Дж. Мастерсон считает, что отец пограничного пациента может страдать и от пограничного синдрома, и от нарциссического расстройства личности, и даже быть больным шизофренией. Мать пограничного пациента, с наибольшей вероятностью (по Мастерсону), страдает от пограничного синдрома. Оказавшись неспособной сепарироваться от собст-венной матери, она стремится сохранить симбиотическое единство с ребенком, поощряя за-висимость.

С точки зрения Дж. Мастерсона, переживание покинутости у пограничных пациентов является ведущим, центральным. Покинутость субъективно означает «рандеву со смертью». Переживание покинутости включает в себя депрессию, гнев, панику, вину, пассивность и беспомощность, а также пустоту (Дж. Мастерсон называет эти чувства «шестеркой всадников Апокалипсиса»). Депрессия имеет черты аналитической, по Р. Спицу (1946); потеря, ощущаемая пациентом, угрожает выживанию. Депрессия сопровождается гневом. Иногда депрессия и гнев «маскируются» страхо кинутости. Такой страх выражен тем сильнее (вплоть до паники), чем чаще мать угрожала покинуть ребенка в качестве дисциплинарной меры. Поскольку мать не поощряла усилий ребенка по сепарации-индивидуации, это привело к возникновению чувства вины. Пассивность и беспомощность защищают от чувства вины; «прилипчивость» и требовательность принимают хронический характер. Ощущение пустоты связано, по Мастерсону, с отсутствием позитивных поддерживающих интроектов. Для защиты от переживания покинутости используются такие механизмы, как отрицание, растепление, отреагирование вовне, которые позднее усиливаются защитами невротического уровня.

Читайте также:  Как вы оцениваете свой темперамент

Два типа интерперсональных отношений матери с ребенком -не предоставляющий либи-дозной (т.е. любяще-понимающей) поддержки усилиям по сепарации-индивидуации и поощряющий регрессию — интернализуются, образуя пограничную расщепленную ин-трапсихическую структуру Эго. Дж.Мастерсон описывает две «единицы» интрапсихической структуры: агрессивную (лишающую поддержки) и либидозную (вознаграждающую). Агрессивную «единицу» представляет «атакующая, критическая, враждебная, не предоставляю щая поддержки усилиям по сепарации-индивидуации» частичная материнская объект-репрезентация; ей соответствует в Я-репрезентации переживание покинутости, «неадекватная, плохая, беспомощная, виновная, пустая, безобразная» частичная Я-репрезентация, Либидозную «единицу» создают «поддерживающая, поощряющая регрессию и прилипчивое поведение» материнская частичная объект-репрезентация; приносящая переживание «накормленности», удов-летворенности желания в воссоединении; «хорошая, пассивная, исполнительная» частичная Я-репрезентация.

Особое внимание Дж.Мастерсон обращает и на то, что «пограничный пациент является профессионалом провокаций и манипуляций» (Дж.Мастерсон, 1976). Пограничному пациенту удалось выжить в концлагере, охраняемом «всемогущими» родите-лями, только благодаря манипуляциям. Будучи необычайно сен-зитивными, пограничные пациенты легко находят «ахиллесову пяту» психотерапевта; они провоцируют и манипулируют, чтобы проверить компетентность психотерапевта, удовлетворить свои нужды, а также сопротивляются лечению. Дж. Мастерсон подчеркивает, что психотерапевту следует рассматривать маневры пациента в качестве лакмусовой бумажки, способствующей лучшему пониманию. Обсуждая обобщенные типы психотерапевтов, недостаточно удачно справляющихся с манипулятивными атаками пациента, Дж. Мастерсон утверждает, что наибольший вред может принести «директивный» психотерапевт, воспринимаемый паци-ентом как «атакующая мать». Подчиняющийся психотерапевт воспринимается «не заботящимся», компульсивный оказывается чрезмерно конфронтирующим, зависимый обрекает пациента на повторение задержки развития. Дж. Мастерсон отмечает, что «гиб-кость» психотерапевта является главным условием успешного лечения.

Пограничный пациент, по мнению Дж. Мастерсона, вызывает в психотерапевте интенсивные контрпереиосные чувства, которые должны быть «утилизированы» для понимания того, какой из страхов пациента — изоляции или поглощения — в данный момент выступает на первый план. Пограничный пациент «втягивает» в отношения, «прилипает», чтобы избежать переживания покинутости, а затем дистанцируется, чтобы избежать поглощения. Толерантность психотерапевта к выраженной амбивалентности является залогом углубления контакта с пограничным пациентом.

Нарциссическую патологию Дж. Мастерсон связывает с задержкой развития на более ранней субфазе процесса сепарации-индиви-дуации, на субфазе «практика» (8-15-й месяцы жизни). Основной проблемой нарциссических пациентов Дж. Мастерсон, вслед за О. Кернбергом, считает неспособность к эмпатии. В этиологии нарциссической патологии Дж. Мастерсон придает решающее значение поощрению нарциссической матерью необоснованно раннего чувства автономии и использованию ребенка в качестве нарциссического объекта.

Источник

Концепция пограничной и нарциссической патологии Джеймса Мастерсона

Как отмечает Н. Мак-Вильямс (1998), по поводу этиологии пограничной патологии в обширной литературе обнаруживается приводящее в замешательство расхождение воззрений профессионалов. Некоторые исследователи (например, М.Стоун, 1977) подчеркивали конституциональную и неврологическую предрасполо­женность. Другие (Дж. Мастерсон, Дж. Адлер, 1985) видели фокус проблемы в нарушениях развития, особенно на стадии сепарации­индивидуации, описанной М.Малер (1971). Третьи (О.Кернберг, 1975) сделали предположение об отклонениях от нормы в отноше­ниях родители-ребенок на ранней стадии детского развития. В сво­ем фундаментальном труде «Психодинамическая психотерапия по­граничных пациентов» (Psychodynamic Psychotherapy of Borderline patients. — 1998. — С. 14) О.Кернберг разделяет представления Дж. Мастерсона об этиологии пограничной патологии. Таким об­разом, можно считать, что идеи Дж. Мастерсона получили доста­точно широкое распространение.

Дж. Мастерсон (1971; 1976) связывает пограничную патологию с задержкой развития на субфазе «восстановление дружественных отношений» (16-24-й месяцы жизни) процесса сепарации-индиви­дуации, по М.Малер (1971; 1975). В этот период мать погранич­ного пациента, не поощряет усилий ребенка по сепарации-инди­видуации и вознаграждает (осуществляет либидозную поддерж­ку) регрессию. Отец не выполняет своей роли объекта, поддержи­вающего индивидуацию; часто, наоборот, ребенок вынужден «цеп­ляться» за мать, так как отец отсутствует. Дж. Мастерсон считает, что отец пограничного пациента может страдать и от погранич­ного синдрома, и от нарциссического расстройства личности, и даже быть больным шизофренией. Мать пограничного пациента, с наибольшей вероятностью (по Мастерсону), страдает от погра­ничного синдрома. Оказавшись неспособной сепарироваться от собственной матери, она стремится сохранить симбиотическое единство с ребенком, поощряя зависимость. Она склонна депер-сонифицировать ребенка, видеть в нем не его самого, а спроеци­рованный образ родителя или сиблинга. Она может воспринимать своего ребенка «вечным» ребенком или объектом; во всех случаях ребенок используется матерью для защиты от переживания поки­нутости.

Читайте также:  Что делать если чувствую себя тупой

С точки зрения Дж. Мастерсона, переживание покинутости у по­граничных пациентов является ведущим, центральным. Покину­тость субъективно означает «рандеву со смертью». Переживание покинутости включает в себя депрессию, гнев, панику, вину, пас­сивность и беспомощность, а также пустоту (Дж. Мастерсон назы­вает эти чувства «шестеркой всадников Апокалипсиса»). Депрес­сия имеет черты аналитической, по Р. Спицу (1946); потеря, ощу­щаемая пациентом, угрожает выживанию. Депрессия сопровожда­ется гневом. Иногда депрессия и гнев «маскируются» страхо кинутости. Такой страх выражен тем сильнее (вплоть до паники), чем чаще мать угрожала покинуть ребенка в качестве дисципли­нарной меры. Поскольку мать не поощряла усилий ребенка по се­парации-индивидуации, это привело к возникновению чувства вины. Пассивность и беспомощность защищают от чувства вины; «при­липчивость» и требовательность принимают хронический характер. Ощущение пустоты связано, по Мастерсону, с отсутствием пози­тивных поддерживающих интроектов. Для защиты от переживания покинутости используются такие механизмы, как отрицание, рас­тепление, отреагирование вовне, которые позднее усиливаются защитами невротического уровня.

Два типа интерперсональных отношений матери с ребенком -не предоставляющий либидозной (т.е. любяще-понимающей) под­держки усилиям по сепарации-индивидуации и поощряющий рег­рессию — интернализуются, образуя пограничную расщепленную ин-трапсихическую структуру Эго. Дж.Мастерсон описывает две «еди­ницы» интрапсихической структуры: агрессивную (лишающую под­держки) и либидозную (вознаграждающую). Агрессивную «единицу» представляет «атакующая, критическая, враждебная, не предостав­ляю щая поддержки усилиям по сепарации-индивидуации» частичная материнская объект-репрезентация; ей соответствует в Я-репре­зентации переживание покинутости, «неадекватная, плохая, беспо­мощная, виновная, пустая, безобразная» частичная Я-репрезентация, Либидозную «единицу» создают «поддерживающая, поощряющая рег­рессию и прилипчивое поведение» материнская частичная объект-репрезентация; приносящая переживание «накормленности», удов­летворенности желания в воссоединении; «хорошая, пассивная, ис­полнительная» частичная Я-репрезентация.

Психотерапия. Основной целью психотерапии пограничного пациента Дж.Мастерсон считает создание новой интрапсихической «единицы» объектных отношений. Психотерапевт интернализует­ся в качестве позитивной объект-репрезентации, поощряющей уси­лия по сепарации-индивидуации. «Способная, развивающаяся лич­ность» становится новой Я-репрезентацией. Ведущим переживани­ем оказывается переживание себя «хорошим», обеспечиваемое опы­том конструктивного совладания с реальностью и умелостью, а не регрессивным поведением. Психотерапевтическая поддержка, по Мастерсону, заключается в том, чтобы демонстрировать позитив­ную установку в отношении индивидуации и конфронтировать с Деструктивностью защитных механизмов.

Особое внимание Дж.Мастерсон обращает и на то, что «по­граничный пациент является профессионалом провокаций и ма­нипуляций» (Дж.Мастерсон, 1976). Пограничному пациенту уда­лось выжить в концлагере, охраняемом «всемогущими» родите­лями, только благодаря манипуляциям. Будучи необычайно сен-зитивными, пограничные пациенты легко находят «ахиллесову пяту» психотерапевта; они провоцируют и манипулируют, чтобы проверить компетентность психотерапевта, удовлетворить свои нужды, а также сопротивляются лечению. Дж. Мастерсон подчер­кивает, что психотерапевту следует рассматривать маневры пациента в качестве лакмусовой бумажки, способствующей лучшему пониманию. Обсуждая обобщенные типы психотерапевтов, недо­статочно удачно справляющихся с манипулятивными атаками па­циента, Дж. Мастерсон утверждает, что наибольший вред может принести «директивный» психотерапевт, воспринимаемый паци­ентом как «атакующая мать». Подчиняющийся психотерапевт вос­принимается «не заботящимся», компульсивный оказывается чрез­мерно конфронтирующим, зависимый обрекает пациента на по­вторение задержки развития. Дж. Мастерсон отмечает, что «гиб­кость» психотерапевта является главным условием успешного ле­чения.

Пограничный пациент, по мнению Дж. Мастерсона, вызывает в психотерапевте интенсивные контрпереиосные чувства, которые должны быть «утилизированы» для понимания того, какой из стра­хов пациента — изоляции или поглощения — в данный момент выс­тупает на первый план. Пограничный пациент «втягивает» в отно­шения, «прилипает», чтобы избежать переживания покинутости, а затем дистанцируется, чтобы избежать поглощения. Толерантность психотерапевта к выраженной амбивалентности является залогом углубления контакта с пограничным пациентом.

Нарциссическую патологию Дж. Мастерсон связывает с задерж­кой развития на более ранней субфазе процесса сепарации-индиви­дуации, на субфазе «практика» (8-15-й месяцы жизни). Основной проблемой нарциссических пациентов Дж. Мастерсон, вслед за О. Кернбергом, считает неспособность к эмпатии. В этиологии нар­циссической патологии Дж. Мастерсон придает решающее значе­ние поощрению нарциссической матерью необоснованно раннего чувства автономии и использованию ребенка в качестве нарцисси­ческого объекта.

Источник

Оцените статью