Мастер класс по развитию эмоционального интеллекта педагогов

Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов

Дина Гатиятуллина
Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов

Цель: Формирование способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

• сознательно влиять на свои эмоции;

• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

• использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

• уметь эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;

тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование:

Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; музыка среднего темпа; 1 лист А-3, фломастеры, маркеры, гуашь, мольберт.

Ведущий тренинга: Педагог-психолог.

Время проведения: 30 мин.

Ход тренинга.

1. Упражнение «Ассоциации».

Педагог –психолог: Добрый день! Я рада Вас всех видеть. Для начала вспомним, какие вы знаете основные эмоции (участники предлагают названия эмоций).

радость — счастье, воодушевление, веселье, удовольствие

злость — ярость, бешенство, негодование

страх — боязнь, испуг, ужас, паника

удивление — изумление, интерес

грусть — печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия

— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте подобрать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями (список значительно увеличивается, участники получают за ответы карточки с различными эмоциями). (Щелчок2)

Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций. Предлагаю подойти ко мне тех у кого пиктограмма радости.

2. Упражнение «Знакомство».

Педагог — психолог: Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджики, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа – упрямая, Оля – любопытная).

Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».

Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке; слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог–психолог:Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Быть активными.

Педагог – психолог: Сегодняшняя наша встреча посвящена эмоциональному интеллекту. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

3. Упражнение «Я тебя понимаю»

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и «говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с директором, третьего — с другом и т. д.) Наша задача — постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренерпросит наблюдавших высказать предположения:

— С кем и о чем говорили?

— На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?».

Читайте также:  Что такое эмоциогенный тип

4. Игра «Скульптор и глина»

Инструкция: «Для того чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру «Скульптор и глина».

Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу, какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Участникам не разрешается переговариваться.

После того как члены группы «слепили» свои скульптуры,психолог организует дискуссию и задает следующие вопросы:

— Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас? (вопрос к человеку, из которого «лепили скульптуру»).

— Дайте название своей скульптуре (вопросы «автору»);.

— Какие мысли и чувства вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?»

5. Упражнение «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы».

Педагог-психолог: Какие чувства я испытываю большую часть времени?

Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?

Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.? Почему?

Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?

Инструкция: Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы.

Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас.Агрессивное поведение может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги! Я хочу получить свои деньги!»Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое позднее в пятницу».

• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…

• Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему…

• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

• Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…

Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.

6. Упражнение «Совместный рисунок».

Инструкция. За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.

Рефлексия эмоционального состояния участников встречи. Обратная связь.

Пожелание всем участникам встречи:

УЛЫБНИСЬ… Если дождь за окном не кончается…

УЛЫБНИСЬ… если что-то не получается…

УЛЫБНИСЬ… если счастье за тучами спряталось…

УЛЫБНИСЬ… если даже душа поцарапалась…

УЛЫБНИСЬ… и увидишь… тогда все изменится

УЛЫБНИСЬ… дождь пройдет, И земля в зелень оденется…

Источник

Мастер-класс Развитие эмоционального интеллекта у детей

Мастер-класс для педагогов Развитие эмоционального интеллекта у детей

Скачать:

Вложение Размер
Мастер-класс развитие эмоциоанльного интеллекта у детей 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158

«Развитие эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».

Педагог-психолог Батищева Е.Я

город Тюмень 2017

Рассмотреть новые возможности для формирования и обогащения эмоционально интеллектуальной среды образовательного учреждения.

  1. Раскрыть понятие эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, её структуру и компоненты, значение для развития личности дошкольника.
  2. Рассмотреть различные приёмы, методы, методические разработки для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

— шерсть для творческих занятий с детьми

-планшеты по количеству участников

— Здравствуйте уважаемые руководители! Меня зовут Елена Ярославовна. Рада приветствовать вас на мастер-классе, посвящённом развитию эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна».
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

(Как 2 вариант психологической разминки, настроя на совместную работу)

Упражнение «Морщинки». (Цель — снятие психологического напряжения, настрой на совместную работу)

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз — вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!

Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа.

Для проведения этого упражнения необходимы яблоки (примерно одного размера и цвета) по количеству участников. Психолог выкладывает яблоки в центр круга и просит каждого взять себе одно. Некоторое время участники внимательно рассматривают своё яблоко, изучают его структуру, стараются запомнить цвет, форму. Затем яблоки складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова выкладываются в центр круга. Задача каждого участника – найти своё яблоко.

Как правило, «своё» яблоко узнается с первого взгляда. После того, как все яблоки нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как запоминал своё яблоко, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все яблоки очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать своё яблоко с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Иногда, в силу различных причин, человек перестаёт помнить, чувствовать свою индивидуальность, и начинает говорить и думать о себе по принципу «Я как все». Для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка важно чтобы дошкольник ощущал свою индивидуальность, умел с уважением к достоинству другого ребёнка эти знания применить, а также формировал собственный взгляд на окружающую действительность. В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Актуальна эта позиция и при формировании эмоционально интеллектуальной образовательной среды образовательного учреждения. У каждого учреждения свою история, особенности, ресурсы – соответственно и своё видение ситуации

Упражнение «моя эмоция» с помощью авторского пособия «Колесо эмоций».

Участникам предлагается выбрать карты, соответствующие их текущему настроению или эмоции, которая вызвана данная тема и описать его.

« Радость — это когда. »

«Печаль — это когда. »

«Страх — это когда. »

«Гнев — это когда. »

«Обида — это когда. »

«Стыд — это когда. »

Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного и школьного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, пре-невротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).

Проблема эмоциональных нарушений детей всегда стояла остро и на сегодняшний день является одной из самых актуальных.

В зарубежной и отечественной психологии используются разнообразные методы, помогающие корректировать эмоциональные нарушения у детей. И одним из таких методов, является использование эмоционально-двигательной психотехники . Это комплекс разнообразных упражнений, направленных га развитие внутренней свободы, уверенности, естественности, спонтанности поведения ребёнка. Также упражнения направленны на развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.

В этих упражнениях в отличии от театрализованной деятельности, драматизации, не ставиться главной целью выразительное повторение ребёнком движений.

Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта – положительный эмоциональный фон ребёнка, желание повторять упражнение, отсутвие сопротивления в виде мышечного напряжения.

В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы от простых к сложным:

  1. Динамические; (качания, трясения, потягивания, маховые движения)
  2. Упражнения на непроизвольное расслабление мышц; (непроизвольное напряжение – расслабление)
  3. Упражнения на произвольное расслабление (релаксационные упражнения).
  4. Упражнение на развитие уверенности, расширение личного пространства, упражнение на «основные опоры» — основной принцип контрастное сопоставление максимально свёрнутого и максимально развёрнутого положения тела, с постепенным переходом от первого к второму – разворачивание себя, расширение себя вовне.

Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.

Эмоциональный интеллект содержит 4 компонента:

— самовосприятие – способность осознавать свои эмоции и причины их возникновения;
— управление собой – навык действовать или воздерживаться от действия, учитывая свои эмоции;
— социальная восприимчивость – умение определять эмоции окружающих и причины их возникновения;
— управление отношениями .

Определение эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:

1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);

2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);

3) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).

Источник

Читайте также:  Сангвиник описание темперамента женщин
Оцените статью