- Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ»
методическая разработка по теме
Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.
В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает
И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klassword.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки. С эмоциональным выгоранием ситуация похожа: чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время. И, как в случае с пробками, это, в первую очередь, защита от пожара.
В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает
И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме. Итак, тема моего мастер-класса:
« Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ».
– Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).
Теперь нам хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать.
1. Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
Методика «Домик для эльфа».
Цель : узнать отношение педагогов к окружающему миру.
Инструкция : Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!
Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.
Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.
Упражнение «Мимика лица» (снятия напряжения с мышц челюсти, шеи).
Участники выполняют активно жевательные движения, стараясь проговаривать скороговорку «Ехал Грека через реку, видит Грека в речке рак, сунул Грека руку в реку рак за руку Грека цап», как будто во рту каша. При этом рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть подвижна.
Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти(показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза)
Упражнение «Вверх по радуге»
Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.
Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).
(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.
Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии . (все присутствующие произносят каждую строчку вслух)
“Мантра от усталости”
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
Я уникальна во всей Вселенной.
Я единственная в своем роде и неповторимая.
Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
Я верю в себя и в свое будущее.
Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
Я – хозяйка своей жизни.
Я – свободная личность.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий : Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Источник
Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка на тему
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_andreeva_1.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад присмотра и оздоровления № 123 Центрального района Санкт-Петербурга
по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Андреева Анжелика Евгеньевна
Санкт-Петербург 2012 г.
Профилактика профессионального выгорания педагогов.
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Работа с педагогами проводится в форме тренинга. Курс рассчитан на 2 месяца с периодичностью занятий 2 раза в неделю, время занятия 1.30-2.30ч, всего 8 занятий. Количество участников группы 5-10 человек. Данный тренинг является первым этапом. Занятия проводятся в свободное время, по личному желанию участников. Ограничений по группе здоровья нет. Психолог поддерживает участников и вселяет в них уверенность. В ходе реализации программы деятельности психолога ожидаются следующие результаты:
1. Улучшение психологического климата в коллективе.
2. Снижение личной тревожности педагогов.
3. Повышение самооценки и уверенности в себе.
1этап. Приветствие участников тренинга.
Предварительная подготовка: В середине зала расставить большие стулья, в форме круга по количеству участников. По периметру зала поставить маленькие столы и стулья для арт-терапевтических упражнений.
Цель : установление эмоционального контакта между участниками, создание комфортной атмосферы для работы.
Все участники рассаживаются по кругу. Психолог приветствует участников тренинга и просит всех назвать свое имя и рассказать о своем хобби и о своих положительных качествах.
2 этап. История вопроса.
Метод: беседа, мини-лекция.
Цель: актуальность проблемы
Уважаемые коллеги! Мы сегодня с вами собрались на тренинг по профилактике профессионального выгорания. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
3этап. Определение цели и задачи мастер-класса.
Мы сегодня с вами проведем один из тренингов, цель которого, повысить вашу самооценку, доставить удовольствие от общения, найти в себе больше достоинств и понять, какие внутренние ресурсы у вас есть. Программа ТРЕНИНГА направлена на профилактику эмоционального выгорания для педагогов с большим стажем работы и испытывающих эмоциональное выгорание. Продолжительность тренинга 1,5–2,5 месяца с периодичностью занятий 1 раз в неделю ( 1 раз в 2 недели). Каждое занятие рассчитано на 1.30 часов, всего 8 занятий. Количество участников тренинговой группы 8 — 10 человек. Формирование группы происходит по результатам диагностики.
4 этап. Анкетирование.
Оборудование : бланки опросника, ручки.
Уважаемые коллеги! Мы сегодня проведем с вами мини-опросник, который покажет есть ли у вас риск профессионального выгорания. Пожалуйста, возьмите бланк опросника и определите степень выраженности исходя из 100%. Если у вас имеются параметры по которым вы удовлетворены меньше 70%, то у вас есть риск профессионального выгорания.
Приложение 1 (анкета)
Инструкция: Оцените степень удовлетворенности предложенными параметрами в настоящее время. Каждый параметр оценивается из расчета 100 %
Удовлетворенность результатами деятельности-____%
Оценка моей деятельности значимыми для меня людьми-____%
Удовлетворенность эмоциональным климатом-____%
Удовлетворение принадлежностью к профессиональному сообществу-____%
Соответствие профессии моим ценностям-____%
5 этап. Упражнение «Похвали себя».
Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.
Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.
А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.
Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.
6 этап Арт-терапия.
Группа делится на 2 подгруппы. Со второй подгруппой работает сотренер.
Инструкция: Сейчас сидя в кругу, мы разделимся на две подгруппы по считалке зима-лето. Все кто зима идут работать с фольгой, кто лето идут рисовать.
В зале приготовлены столы, маленькие стулья и материал для работы по подгруппам.
Работа с фольгой
Материал: фольга, ножницы, спокойная музыка.
Цель : повышение самооценки и значимости каждого участника группы.
Используйте фольгу для выражения актуальных в данный момент чувств. Это может быть: тактильное освоение фольги, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:
— Создайте скульптурное изображение, на тему: Я памятник себе воздвиг……..
После выполнения задания каждый участник группы представляет свою работу. Важно, чтобы каждый участник сказал, за что он себе воздвиг памятник, нравится ли он ему? Если участнику будет трудно, найти в себе достоинства, ему необходимо помочь.
Упражнение «Создание маски»
Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.
Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, , аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.
Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.
Вопросы для обсуждения:
- Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
- Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
- Что маска им показывает?
- Что ей хотелось бы показать?
- Чего маска не хочет показывать?
- Чего маска боится?
- Какое самое заветное у маски желание?
После арт-терапевтических упражнений рефлексия .
Упражнение «Закончи фразу».
Цель: обобщение полученного опыта.
Инструкция : Предложить участникам продолжить фразы:
«Я сегодня узнала…….»
После этого упражнения происходит обмен мнениями.
Упражнение: «Мое отношение к тренингу».
Цель: Получение обратной связи от участников.
Уважаемый участник! На протяжении нескольких занятий Вы являлись
участником тренинга. Ваше мнение о эффективности тренинга очень ценно для нас. Полученные данные будут использоваться в совершенствовании материалов тренинга. Благодарим Вас за активное участие и интерес, проявленный к изучению темы. Напишите, пожалуйста, какое значение имел для вас тренинг.
Цель : закрепление позитивного настроя, визуализация ресурсов.
Подходит к завершению наш тренинг. Мы узнали очень много нового и интересного о себе, о других, о жизни. Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ.
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д.
Практическое занятие, направленное на сохранение физического, психологического, социального здоровья педагога.
Мастер-класс «Зарядись позитивом!»(профилактика эмоционального выгорания) Педагог-психолог:Залесская Надежда МихайловнаМБДОУ д/c №16.
В ходе занятия раскрываются понятия «эмоциональное выгорание», пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ — разв.
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
Источник