Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов
Дина Гатиятуллина
Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов
Цель: Формирование способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
• сознательно влиять на свои эмоции;
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• уметь эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
• тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
Бейджи для всех участников (пустые) для личного заполнения; музыка среднего темпа; 1 лист А-3, фломастеры, маркеры, гуашь, мольберт.
Ведущий тренинга: Педагог-психолог.
Время проведения: 30 мин.
Ход тренинга.
1. Упражнение «Ассоциации».
Педагог –психолог: Добрый день! Я рада Вас всех видеть. Для начала вспомним, какие вы знаете основные эмоции (участники предлагают названия эмоций).
радость — счастье, воодушевление, веселье, удовольствие
злость — ярость, бешенство, негодование
страх — боязнь, испуг, ужас, паника
удивление — изумление, интерес
грусть — печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия
— Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте подобрать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями (список значительно увеличивается, участники получают за ответы карточки с различными эмоциями). (Щелчок2)
Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций. Предлагаю подойти ко мне тех у кого пиктограмма радости.
2. Упражнение «Знакомство».
Педагог — психолог: Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджики, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например, Наташа – упрямая, Оля – любопытная).
Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».
Встаньте справа от меня те, кто сегодня в платье и юбке; слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого есть дочь. Встаньте за мной те, у кого сегодня хорошее настроение.
Педагог–психолог:Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Быть активными.
Педагог – психолог: Сегодняшняя наша встреча посвящена эмоциональному интеллекту. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
3. Упражнение «Я тебя понимаю»
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и «говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с директором, третьего — с другом и т. д.) Наша задача — постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренерпросит наблюдавших высказать предположения:
— С кем и о чем говорили?
— На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?».
4. Игра «Скульптор и глина»
Инструкция: «Для того чтобы понять и почувствовать друг друга, я предлагаю игру «Скульптор и глина».
Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу, какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Участникам не разрешается переговариваться.
После того как члены группы «слепили» свои скульптуры,психолог организует дискуссию и задает следующие вопросы:
— Расскажите, как вы поняли образ, который лепили из вас? (вопрос к человеку, из которого «лепили скульптуру»).
— Дайте название своей скульптуре (вопросы «автору»);.
— Какие мысли и чувства вы хотели выразить при помощи своей «скульптуры?»
5. Упражнение «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы».
Педагог-психолог: Какие чувства я испытываю большую часть времени?
Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?
Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев, зависть, разочарование и пр.? Почему?
Знаю ли я, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как именно?
Инструкция: Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы.
Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас.Агрессивное поведение может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги! Я хочу получить свои деньги!»Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое позднее в пятницу».
• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…
• Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему…
• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…
• Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему…
Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.
6. Упражнение «Совместный рисунок».
Инструкция. За одну минуту необходимо нарисовать свое настроение, не рисуя ничего конкретного, только линии, формы, различные цвета. Затем передать свой рисунок соседу справа. Рассмотреть внимательно полученный рисунок и попробовать угадать, какое настроение на нем изображено.
Рефлексия эмоционального состояния участников встречи. Обратная связь.
Пожелание всем участникам встречи:
УЛЫБНИСЬ… Если дождь за окном не кончается…
УЛЫБНИСЬ… если что-то не получается…
УЛЫБНИСЬ… если счастье за тучами спряталось…
УЛЫБНИСЬ… если даже душа поцарапалась…
УЛЫБНИСЬ… и увидишь… тогда все изменится
УЛЫБНИСЬ… дождь пройдет, И земля в зелень оденется…
Источник
Мастер класс по эмоциональному интеллекту для педагогов
Автор: Страмаус Наталья Анатольевна
Педагог-психолог г. Батайск (МБОУ лицей №10 г. Батайск)
Мастер-класс «Эмоциональный интеллект»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 10
Материал подготовил : педагог-психолог Страмаус Наталья Анатольевна
Цель : знакомство участников мастер-класса с опытом использования специальных игр и игровых упражнений, способствующих развитию эмоционального интеллекта и его компонентов у одарённых детей младшего школьного возраста.
- Представить участникам мастер-класса приёмы развития эмоционального интеллекта;
- Познакомить с компонентами эмоционального интеллекта;
- Обучать технике и способам управления эмоциями у детей;
- Обосновать важность и целесообразность развития эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста.
Форма проведения: практическое занятие для педагогов-психологов школы.
Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, аппаратура для показа презентации, музыкальный центр, дидактическое пособие «Настроение», дидактическое пособие «Картинка-Страх», верёвка (можно разных цветов), бантик (по количеству участников), нос Бабы-Яги, зеркало в коробке, плакат, весёлые картинки, наклейки, бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Продолжительность: 40 минут.
Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов-психологов школ.
Участники: мастер-класс рассчитан на педагогов-психологов школ.
- Теоретическая часть — вступительное слово по теме: «Важность развития эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста».
- Практическая часть – занятие с педагогами-психологами с показом эффективных приёмов развития эмоционального интеллекта.
Ожидаемый результат: участники получат опыт использования игровых упражнений и игр, способствующих развитию эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста.
- Теоретическая часть — вступительное слово по теме: «Важность развития эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста» — презентация.
Слайд 1- титульный.
Слайд 2 — Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей много особенностей, которые отличают их от других детей. Сегодня мы коснёмся эмоциональной сферы одарённых детей.
Слайд 3 — Особенности одарённых детей: Сильно развитое чувство справедливости , проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Яркое воображение рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность, творческий подход.
Для одарённых детей характерны преувеличенные страхи , поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности.
Слайд 4 — Эмоциональный интеллект — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплёку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером.
Слайд 5 – Важность эмоционального интеллекта. Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и сложные формы проявления. В этом возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих.
Слайд 6 — Другими словами эмоциональный интеллект – это интегративная способность личности, проявляющаяся в идентификации, осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений. Структура эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Слайд 7 — Эмоциональный компонент представляет собой чувственный аппарат эмоционального интеллекта, и ориентирует детей в ценности всего, с чем они непосредственно контактируют.
Слайд 8 — Когнитивный компонент эмоционального интеллекта включает в себя оценку посредством понятий и суждений, он корректирует эмоциональные переживания детей, делая их более соразмерными ценности переживаемых объектов.
Слайд 9 — Поведенческий компонент проявляется через эмоциональную саморегуляцию, вербальное и невербальное выражение эмоций детьми.
— Уважаемые педагоги, игровые упражнения, которые я вам сегодня предложу можно использовать как отдельные задания, в течение дня, а можно организовать цикл занятий, которые помогут познакомить детей с разными чувствами и эмоциями ( слайд 10 ).
А). Разминочные упражнения
1.Игровое упражнение «Здравствуйте» (слайд 11), может использоваться утром, если оно включено в занятие, то одним из первых — у данного упражнения есть несколько вариантов решения. Первый: педагог предлагает детям встать в круг улыбнуться и поздороваться с солнцем, матушкой-землёй, со всеми ребятами. Второй вариант: педагог предлагает поздороваться со своим товарищем за руку, похлопать его по плечу. Третий вариант: когда дети здороваются жестами на расстоянии: машут рукой, кивают головой, делают лёгкий поклон, сцепляют руки замком над головой.
2.Игровое задание «Моё настроение» (слайд 11) — каждый из участников группы отмечает своё настроение (словами, мимикой, на дидактическом пособии), пробует объяснить причину данного настроения.
Б). Беседа с практическим действием (слайд 12)
- «Беседа на тему: «Хоть я трусом не зовусь, но чудовища боюсь…» (использовать дидактический материал)
— Чего испугался мальчик? Может быть, ему показалось? И никого и ничего страшного нет в его комнате? Только любимая кошечка, свернувшись клубочком, стережёт его сон. Что нужно сделать мальчику?
— Закончи предложение «Я боюсь, когда…»
Да! Если нет чувства страха, то:
— можно упасть с балкона;
— впустить в квартиру вора;
— попасть под колёса машины;
— Затеять пожар в квартире.
Нет! Из-за вечного страха перед чем-либо:
— перестаём радоваться жизни;
— чувствуем себя неуверенно;
— меньше узнаём окружающий мир;
— боимся знакомиться с людьми.
Что же делать? – Быть осмотрительным. Чаще улыбаться. Смеяться над ненужными страхами.
Когда вы начинаете злиться, то:
— спойте весёлую песенку;
— послушайте тихую музыку;
— поиграйте с мягким мячиком;
— нарисуйте своё настроение;
— расскажите о своей злости близкому человеку;
— полистайте семейный альбом или сказки;
— поиграйте в игру «Разрывание бумаги» и т.д.
- Упражнения-помощники «Если тебя обидели» (слайд 15).
— Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребёнок такого бы не сказал.
— Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.
— Умыть лицо, руки, шею холодной водой.
— Зимой выйти на улицу и побросать снежки.
- Тренинг «Зеркало в коробке»(слайд 16)— педагог показывает коробку, открывает её, а там зеркало. Каждый ребёнок, глядя на своё отражение, признаётся в любви.
1.Игра «Сюрприз от Бабы Яги»* (слайд 17) — дети играют в догонялки с персонажем — Бабой Ягой, она старается забрать бантик. Который выглядывает из карманов детей. Затем баба Яга каждому бантику даёт задание, например: изобрази, как ты ешь арбуз и получаешь от этого удовольствие, покажи, как ты любишь свою маму (друга), представь себя силачом и подними тяжёлую штангу сосредоточившись на объекте, покажи, как тает мороженое, выражая безысходность и грусть и т.п.
- Игра «Чудо верёвка»(слайд 18) — для игры используется верёвка, из неё дети все вместе делают предложенные фигуры: круг, сердечко, волну, улыбку, домик, грусть и т.д. Эту игру можно проводить и с закрытыми глазами.
- Игра «Радио» ( слайд 19 ) — ведущий сообщает, что по радио передают приметы потерявшегося ребёнка. Могут указываться как внешние данные, так и черты характера. Например: «Внимание! Внимание! Потерялся ребёнок! Весёлая девочка – хохотушка», или «Внимание! Внимание! Потерялся ребёнок! Мальчик брюнет с грустными глазами и добрым сердцем. Был одет в белые сандалии и жёлтую футболку» и т.д. и т.п.
1.Игровое упражнение «Цветок» (слайд 20) — Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить всё, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Материалы : бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Примечания : важно закончить упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
Ребёнок обводит правой рукой левую ладошку, придумывает ей фон, а затем изображает свою мечту.
Участникам мастер-класса предлагается всем вместе сделать плакат, используя весёлые картинки, наклейки.
Уважаемые педагоги, что Вам понравилось? Что бы Вы могли взять для себя и использовать в своей работе?
В заключение хотелось бы сказать, что например, в своей концепции одарённости Джон Рензулли представляет одарённость как сочетание трёх характеристик:
— интеллектуальные способности (выше среднего),
Важен также опыт и благоприятная окружающая среда. Я считаю, что развитие эмоционального интеллекта включает данные аспекты и развивает одарённого ребёнка. Желаю успехов в Вашей работе!
Источник