Мастер класс эмоциональный интеллект педагога как фактор продуктивности совместной деятельности

Эмоциональный интеллект для учителя: что это такое и стоит ли им заниматься?

Ценность этого эмоционального интеллекта в реальной жизни неоспорима. Как бы ни называть умение понимать себя, владеть собой, стремиться к цели, сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними, очевидно, что это ценнейший навык, полезный отнюдь не только в бизнесе (где о нем впервые заговорили), но и в педагогике.

По-настоящему об эмоциональном интеллекте заговорили в 60-х годах прошлого века, основные исследования прошли в 80-х, а в 1990 году вышла статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект». Авторы дали такое определение этому понятию: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей».

Д. Гоулманом было вычленено пять составляющих эмоционального интеллекта (но надо иметь в виду, что не все согласны с его разработкой):

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • мотивация;
  • эмпатия;
  • социализация.

В первом случае речь идет о способности осознавать собственные эмоции и их причины, а также понимать себя в целом: свои цели, интересы, достоинства и недостатки и т.п. Способность к саморегуляции предполагает умение контролировать себя. Мотивация — это готовность добиваться цели, а эмпатия — умение понимать окружающих и сочувствовать им. Наконец, под социализацией автор книги подразумевал способность бесконфликтно общаться с людьми и влиять на них.

С тех пор появилось множество разработок, в которых понятие эмоционального интеллекта трактуется так же, не совсем так и почти совсем не так. Большинство из них рассматривают эмоциональный интеллект как основу успешности в бизнесе и в управлении. Например, приводится такой факт: уровень эмоционального интеллекта начальника в среднем на 20% выше, чем у его подчиненных.

Эмоциональный интеллект и профессиональное выгорание учителя

Педагог — это тот человек, которому необходим высокий уровень обладания эмоциональным интеллектом.

Учитель ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока. Все не перечислишь. А ведь еще постоянно возникают конфликтные ситуации, из которых хочется выйти с честью и минимальными потерями.

Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание учителя.

Профессиональное выгорание — реальная и остро стоящая проблема. Эмоциональное и физическое напряжение приводит к нарастанию тяжелых симптомов, мешающих качественно работать и разрушающих личность педагога. Выгорание может проявляться в полной апатии, нежелании работать творчески, использовать широкий спектр методических приемов. Может возникнуть нервность, раздражительность, нетерпимость, которые педагогу бывает трудно, а то и невозможно сдерживать. Бывает, у учителя падает самооценка, он теряет интерес к жизни, к семье, настроен всегда на неудачу, начинает испытывать страх перед администрацией или родителями учеников.

Всех этих симптомов можно избежать или ослабить их, если повысить свой уровень эмоционального интеллекта. Но возможно ли это?

Эмоциональный интеллект для учителя

Развить свой эмоциональный интеллект не так уж трудно, надо лишь уделять упражнениям немного времени ежедневно. Большинство из них увлекательны и не требуют особых условий.

Упражнения на эмоциональный интеллект для учителя

Приведем несколько примеров.

Чтобы потренировать самопознание, можно выполнить интересное упражнение. Оно потребует 5-10 минут.

Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.

Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна.

Нередко рекомендуют вести дневник эмоций. Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п.

Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.

Уж с чем — с чем, а с мотивацией-то учителя умеют работать! Но все же рассмотрим одно упражнение.

Надо составить список проблем. Желательно вспомнить все проблемы, которые имеются в настоящий момент.

Затем необходимо переформулировать все проблемы в цели, стараясь не использовать «негативные формулировки», то есть частицу «не» и слова типа «прекратить». Обязательно проследите за изменением своего эмоционального состояния.

Полезным может стать и прием «Пять почему». Например, можно задать себе вопрос: «Почему я стал учителем?» К каждому ответу надо снова задавать вопрос «Почему?».

Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты.

Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.

Что касается социальных отношений, то здесь может помочь также рефлексия. Присмотритесь к своим взаимоотношениям с каким-то человеком и проанализируйте (лучше письменно, в виде таблицы), какие эмоции испытываете в общении с ним вы (надо вспомнить побольше и приблизительно определить их частотность), а какие — он с вами. В идеале отношения должны быть сбалансированными (неправильно, если у вас преобладают отрицательные эмоции, а у другого человека — положительные или наоборот). Если это не так, надо попытаться определить причину этого дисбаланса.

Читайте также:  Ученые труды не чувствуя

Эмоциональный интеллект учеников

Разумеется, эмоциональный интеллект учеников развит в меньшей степени, нежели эмоциональный интеллект педагогов. Причины этого очевидны: недостаток жизненного опыта, не вполне развитое умение понимать себя и других, несовершенная в силу возраста способность держать себя в руках и так далее.

Но задача учителя помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью. А значит, нужно развивать эмоциональный интеллект детей.

Сразу надо принять во внимание, что люди от природы могут обладать большими или меньшими способностями в этой области. Например, сангвинику или флегматику трудно понимать окружающих. У меланхоликов часто проблемы с целеустремленностью, а у холериков — с самоконтролем. У детей проявления темперамента намного ярче, чем у взрослых. Поэтому трудно придумать методику, общую для всех. И это задача для психолога, который ведет в классе групповые занятия, а не для учителя.

Однако все же существует ряд занимательных игр, которые могут помочь ребятам лучше понять себя и свои эмоции. А проводить такие игры можно во время классного часа.

Почти для всех игр потребуются карточки-смайлики или просто карточки с названиями эмоций, лучше не менее 10 вариантов: страх, гнев, разочарование, обида, апатия, печаль, радость, азарт, уверенность, удовольствие, восхищение, торжество и т.д. В некоторых случаях требуется несколько комплектов.

«Банк эмоций»

Каждый ребенок должен написать на листочке не менее двух названий эмоций, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Затем все эти эмоции вписываются в большой лист бумаги. Можно дополнить список и другими эмоциями, в том числе на другие буквы.

«Угадай эмоцию»

Каждый игрок берет карточку, но не показывает ее другим. Его задача — с помощью мимики или пантомимы изобразить эту эмоцию. Остальные ребята должны ее угадать.

«Что ты чувствуешь?»

Учитель называет какую-нибудь ситуацию или рассказывает (зачитывает) небольшую историю. Ученик должен выбрать карточку с той эмоцией, которую он сам испытывает в связи с этой ситуацией или историей. Можно предложить ребенку объяснить, почему он испытывает такие чувства.

Задание можно усложнить, предложив проанализировать эмоцию героя рассказа, а не свою. Собственно, нечто подобное делается на уроках литературы при анализе мотивации героя произведения.

«Корень чувства»

Ребята делятся на группы. Каждая группа получает (вытягивает, как жребий) карточку с какой-то эмоцией. Необходимо придумать как можно больше ситуаций, в которых люди могут испытывать такое чувство. У кого больше?

«Ситуации»

Ребята разбиваются на пары и разыгрывают ситуацию, которую предложил учитель (например, «Вы рассказываете о победе на олимпиаде по информатике», «Вы рассказываете о болезни хомячка», «Ваш друг случайно разбил ваш смартфон» и т.д.). Разыграв сценку, ребята должны рассказать о чувствах, которые они испытывали.

Многие из этих игр можно проводить на классных часах или собраниях, польза от этого непременно будет. Ведь даже небольшое изменение в лучшую сторону способности понимать других и самого себя очень поможет ребятам в жизни.

Можно по-разному относиться к учению об эмоциональном интеллекте. Среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, высказываются различные критические замечания, в основном касающиеся рамок предмета исследования и сложности фиксирования результата. Но нет сомнений, что навыки, которые обычно включают в понятие эмоционального интеллекта, чрезвычайно важны и полезны для каждого. А поэтому есть смысл потратить некоторое время и усилия для того, чтобы развить эти качества у учеников и улучшить у себя самого.

Что почитать на тему?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Сценарий мастер-класса «Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания»
методическая разработка по психологии на тему

Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.docx 44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания»

Дата проведения: 02.04.2015

— педагог-психолог 1 квалификационной категории Чудная Ирина Владимировна,

— педагог-психолог 1 квалификационной категории Цыганкова Наталья Юрьевна.

  • Развитие эмоционального интеллекта, активизация процесса самопознания и взаимопознания педагогов;
  • Создание условий для групповой сплоченности;
  • Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
  • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
  • Развивать способности понимать и управлять своими эмоциями;
  • Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
  • Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
  • Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
  • Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»

Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы:

— учащение жалоб на здоровье,

— ухудшение чувства юмора,

Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

Почему же это происходит?

Профессия педагога и психолога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами, эмоциями и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами:

— быстро принимать решения,

— сдерживать свои чувства,

— нести ответственность за жизнь и здоровье.

Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность), невысокий заработок и, как следствие, дополнительная работа по репетиторству и пр. Все это приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Вполне естественно встает вопрос: что делать ? Одним из способов компенсации и профилактики эмоционального выгорания является развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни:

— понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений,

— использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует «знание о том, как изменить свое негативное состояние на позитивное».

Более того, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта берет на себя ответственность за собственное эмоциональное состояние.

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта не только является профилактикой эмоционального выгорания и деформации личности педагога, но и способствуют эффективности педагогической деятельности и одновременно повышает удовлетворенность ею.

Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности.

Упражнение №1 «Зеркало»

Цель: разминка; развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой.

Участники группы разбиваются на пары.

Инструкция: «Один из участников пары будет человеком, смотрящимся в зеркало, а второй – отражением. Человек, оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: его мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны и выражают какую-либо эмоцию. «Отражение» повторяет как можно точнее все движения, выражения лица человека».

Через три — четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?», «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?». «Кем было легче?». Подводится итог об индивидуальных особенностях восприятия, понимания и выражении чужих эмоций.

Вывод: человек должен уметь выражать свои эмоции и понимать чужие эмоции – это и есть проявление развитого эмоционального интеллекта.

Упражнение 2. «Мне обидно, когда. ».

Очень часто бывает так, что многое в нашей жизни нас обижает, и эта обида следует за нами по жизни, не давая дышать полной грудью. Поэтому сегодня мы немного поработаем с нашими обидами.

Цель: управление своими эмоциями, освобождение от негативных эмоций.

Материалы: листы А4, мусорный пакет.

Участники пишут на листочках одну фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда. » и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на. ». Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на. а моя обида похожа на. » и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.

Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами « Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции возникли у вас при выполнении этого задания? Как они менялись в течение выполнения упражнения. Удалось ли вам освободиться от своих негативных эмоций?

Вывод о применении метода освобождения эмоций, как мощной техники высвобождения заряда подавленной энергии.

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель: развитие навыка управления своими и чужими эмоциями, позитивная обратная связь.

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой, начиная фразу: «Я – Галина я молодец, потому что я …, я горжусь собой, потому что я…. и передайте соседу по команде. А сосед, получив листок, пишет что-либо приятное (в течение полминуты), начиная фразу, например «Мне нравиться в тебе…, я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу и все участники напишут каждому свое послание».

Вопросы для обсуждения: Получили свои листы? Какие чувства вы испытываете? ваши ощущения?

Вывод о необходимости управления эмоциями: создание позитивного настроя.

«Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю, бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет».

Упражнение 4. «Моечная машина»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек — «машина», последний — «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потираю бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высушить» — обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»?

• Чьи прикосновения вам были более приятны?

Упражнение 5. «Главное – второстепенное»

Цель: иерархизация мотивов в зависимости от эмоциональной значимости целей.

Инструкция: «Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 90 – 100 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.

А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 90-летних.

Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?»

Вывод: очень много эмоций мы тратим на пустяковые и не важные дела и цели, таким образом растрачивая себя. Данное упражнение помогло нам понять, что для каждого является действительно важным и реально достижимым. Речь идет о процессе внутреннего регулирования эмоций за счет определения более значимых воздействий и их источников. Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Упражнение 6. «Золотистый поток» ( выполняется под спокойную приятную музыку)

«Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох.

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…

Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что там накопилось…

Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…

Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное…Это то лишнее, что накопилось в вас…Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…

Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются и распрямляются плечи…

Золотистый поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… Теперь он стекает по ногам… Очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…

От коленей – к стопам… По стопам он вытекает наружу… Вы видите вытекающий мутный поток… А золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…

Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто светящиеся люди!»

Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями»

«Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимите излишнее напряжение и не успокоитесь. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать это упражнение с каждым разом все с большими приятными ощущениями».

Закончить наше занятие хотелось бы притчей.

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто незаменимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

— Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

— Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

— Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят — и в сущности, за одно и то же дело, — думал он.

Ах, Камин, Камин. Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

А теперь, на память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить вам эти маленькие угольки, как символ неугасимой нашей души, тепла и света, который мы хотим донести до окружающих нас людей. Но чтобы уголек светил и грел долго, о нем необходимо заботится, подпитывать его, иначе он превратится в пепел. Так и нашей душе необходима целительная забота и духовное насыщение.

Участникам раздаются в качестве угольков красные декоративные кристаллы.

Всем участникам большое спасибо за активность, высоких достижений, духовного и физического здоровья и эмоциональной устойчивости!

Источник

Читайте также:  От печали до радости весь сюжет
Оцените статью