Мастер класс эмоциональный интеллект для младших школьников

Эмоциональный интеллект ребёнка

Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Читайте также:  Какие положительные чувства испытывает человек

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Читайте также:  Сколько нервных клеток умирает при стрессе за час

Источник

Мастер класс эмоциональный интеллект для младших школьников

Автор: Страмаус Наталья Анатольевна

Педагог-психолог г. Батайск (МБОУ лицей №10 г. Батайск)

Мастер-класс «Эмоциональный интеллект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 10

Материал подготовил : педагог-психолог Страмаус Наталья Анатольевна

Цель : знакомство участников мастер-класса с опытом использования специальных игр и игровых упражнений, способствующих развитию эмоционального интеллекта и его компонентов у одарённых детей младшего школьного возраста.

  • Представить участникам мастер-класса приёмы развития эмоционального интеллекта;
  • Познакомить с компонентами эмоционального интеллекта;
  • Обучать технике и способам управления эмоциями у детей;
  • Обосновать важность и целесообразность развития эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста.

Форма проведения: практическое занятие для педагогов-психологов школы.

Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, аппаратура для показа презентации, музыкальный центр, дидактическое пособие «Настроение», дидактическое пособие «Картинка-Страх», верёвка (можно разных цветов), бантик (по количеству участников), нос Бабы-Яги, зеркало в коробке, плакат, весёлые картинки, наклейки, бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Продолжительность: 40 минут.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов-психологов школ.

Участники: мастер-класс рассчитан на педагогов-психологов школ.

  1. Теоретическая часть — вступительное слово по теме: «Важность развития эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста».
  1. Практическая часть – занятие с педагогами-психологами с показом эффективных приёмов развития эмоционального интеллекта.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования игровых упражнений и игр, способствующих развитию эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста.

  • Теоретическая часть — вступительное слово по теме: «Важность развития эмоционального интеллекта у одарённых детей младшего школьного возраста» — презентация.

Слайд 1- титульный.

Слайд 2 — Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У одарённых детей много особенностей, которые отличают их от других детей. Сегодня мы коснёмся эмоциональной сферы одарённых детей.

Слайд 3Особенности одарённых детей: Сильно развитое чувство справедливости , проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Яркое воображение рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность, творческий подход.

Для одарённых детей характерны преувеличенные страхи , поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.

Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности.

Слайд 4Эмоциональный интеллект — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплёку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером.

Слайд 5Важность эмоционального интеллекта. Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и сложные формы проявления. В этом возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих.

Слайд 6 — Другими словами эмоциональный интеллект – это интегративная способность личности, проявляющаяся в идентификации, осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений. Структура эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Слайд 7 — Эмоциональный компонент представляет собой чувственный аппарат эмоционального интеллекта, и ориентирует детей в ценности всего, с чем они непосредственно контактируют.

Слайд 8 — Когнитивный компонент эмоционального интеллекта включает в себя оценку посредством понятий и суждений, он корректирует эмоциональные переживания детей, делая их более соразмерными ценности переживаемых объектов.

Слайд 9 — Поведенческий компонент проявляется через эмоциональную саморегуляцию, вербальное и невербальное выражение эмоций детьми.

— Уважаемые педагоги, игровые упражнения, которые я вам сегодня предложу можно использовать как отдельные задания, в течение дня, а можно организовать цикл занятий, которые помогут познакомить детей с разными чувствами и эмоциями ( слайд 10 ).

А). Разминочные упражнения

1.Игровое упражнение «Здравствуйте» (слайд 11), может использоваться утром, если оно включено в занятие, то одним из первых — у данного упражнения есть несколько вариантов решения. Первый: педагог предлагает детям встать в круг улыбнуться и поздороваться с солнцем, матушкой-землёй, со всеми ребятами. Второй вариант: педагог предлагает поздороваться со своим товарищем за руку, похлопать его по плечу. Третий вариант: когда дети здороваются жестами на расстоянии: машут рукой, кивают головой, делают лёгкий поклон, сцепляют руки замком над головой.

Читайте также:  Как высвободить негативные эмоции

2.Игровое задание «Моё настроение» (слайд 11) — каждый из участников группы отмечает своё настроение (словами, мимикой, на дидактическом пособии), пробует объяснить причину данного настроения.

Б). Беседа с практическим действием (слайд 12)

  1. «Беседа на тему: «Хоть я трусом не зовусь, но чудовища боюсь…» (использовать дидактический материал)

— Чего испугался мальчик? Может быть, ему показалось? И никого и ничего страшного нет в его комнате? Только любимая кошечка, свернувшись клубочком, стережёт его сон. Что нужно сделать мальчику?

— Закончи предложение «Я боюсь, когда…»

Да! Если нет чувства страха, то:

— можно упасть с балкона;

— впустить в квартиру вора;

— попасть под колёса машины;

— Затеять пожар в квартире.

Нет! Из-за вечного страха перед чем-либо:

— перестаём радоваться жизни;

— чувствуем себя неуверенно;

— меньше узнаём окружающий мир;

— боимся знакомиться с людьми.

Что же делать? – Быть осмотрительным. Чаще улыбаться. Смеяться над ненужными страхами.

Когда вы начинаете злиться, то:

— спойте весёлую песенку;

— послушайте тихую музыку;

— поиграйте с мягким мячиком;

— нарисуйте своё настроение;

— расскажите о своей злости близкому человеку;

— полистайте семейный альбом или сказки;

— поиграйте в игру «Разрывание бумаги» и т.д.

  • Упражнения-помощники «Если тебя обидели» (слайд 15).

— Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребёнок такого бы не сказал.

— Отойти от обидчиков и быстро походить, пробежаться, попрыгать на одной ноге, размяться на спортивных снарядах.

— Умыть лицо, руки, шею холодной водой.

— Зимой выйти на улицу и побросать снежки.

  1. Тренинг «Зеркало в коробке»(слайд 16) педагог показывает коробку, открывает её, а там зеркало. Каждый ребёнок, глядя на своё отражение, признаётся в любви.

1.Игра «Сюрприз от Бабы Яги»* (слайд 17) — дети играют в догонялки с персонажем — Бабой Ягой, она старается забрать бантик. Который выглядывает из карманов детей. Затем баба Яга каждому бантику даёт задание, например: изобрази, как ты ешь арбуз и получаешь от этого удовольствие, покажи, как ты любишь свою маму (друга), представь себя силачом и подними тяжёлую штангу сосредоточившись на объекте, покажи, как тает мороженое, выражая безысходность и грусть и т.п.

  1. Игра «Чудо верёвка»(слайд 18) — для игры используется верёвка, из неё дети все вместе делают предложенные фигуры: круг, сердечко, волну, улыбку, домик, грусть и т.д. Эту игру можно проводить и с закрытыми глазами.
  2. Игра «Радио» ( слайд 19 ) — ведущий сообщает, что по радио передают приметы потерявшегося ребёнка. Могут указываться как внешние данные, так и черты характера. Например: «Внимание! Внимание! Потерялся ребёнок! Весёлая девочка – хохотушка», или «Внимание! Внимание! Потерялся ребёнок! Мальчик брюнет с грустными глазами и добрым сердцем. Был одет в белые сандалии и жёлтую футболку» и т.д. и т.п.

1.Игровое упражнение «Цветок» (слайд 20) Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить всё, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Материалы : бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Примечания : важно закончить упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Ребёнок обводит правой рукой левую ладошку, придумывает ей фон, а затем изображает свою мечту.

Участникам мастер-класса предлагается всем вместе сделать плакат, используя весёлые картинки, наклейки.

Уважаемые педагоги, что Вам понравилось? Что бы Вы могли взять для себя и использовать в своей работе?

В заключение хотелось бы сказать, что например, в своей концепции одарённости Джон Рензулли представляет одарённость как сочетание трёх характеристик:

— интеллектуальные способности (выше среднего),

Важен также опыт и благоприятная окружающая среда. Я считаю, что развитие эмоционального интеллекта включает данные аспекты и развивает одарённого ребёнка. Желаю успехов в Вашей работе!

Источник

Оцените статью