Мастер класс для педагогов эмоциональный интеллект

Мастер-класс Развитие эмоционального интеллекта у детей

Мастер-класс для педагогов Развитие эмоционального интеллекта у детей

Скачать:

Вложение Размер
Мастер-класс развитие эмоциоанльного интеллекта у детей 22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158

«Развитие эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».

Педагог-психолог Батищева Е.Я

город Тюмень 2017

Рассмотреть новые возможности для формирования и обогащения эмоционально интеллектуальной среды образовательного учреждения.

  1. Раскрыть понятие эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, её структуру и компоненты, значение для развития личности дошкольника.
  2. Рассмотреть различные приёмы, методы, методические разработки для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

— шерсть для творческих занятий с детьми

-планшеты по количеству участников

— Здравствуйте уважаемые руководители! Меня зовут Елена Ярославовна. Рада приветствовать вас на мастер-классе, посвящённом развитию эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в дошкольной образовательной организации».

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо — влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен — и я прекрасна».
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

(Как 2 вариант психологической разминки, настроя на совместную работу)

Упражнение «Морщинки». (Цель — снятие психологического напряжения, настрой на совместную работу)

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз — вдох-выдох. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!

Цель: исследование особенности самовосприятия, осознание участниками индивидуальности и ценности своего взгляда на обсуждаемую тему через использование метафорического образа.

Для проведения этого упражнения необходимы яблоки (примерно одного размера и цвета) по количеству участников. Психолог выкладывает яблоки в центр круга и просит каждого взять себе одно. Некоторое время участники внимательно рассматривают своё яблоко, изучают его структуру, стараются запомнить цвет, форму. Затем яблоки складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова выкладываются в центр круга. Задача каждого участника – найти своё яблоко.

Как правило, «своё» яблоко узнается с первого взгляда. После того, как все яблоки нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как запоминал своё яблоко, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все яблоки очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать своё яблоко с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять. Иногда, в силу различных причин, человек перестаёт помнить, чувствовать свою индивидуальность, и начинает говорить и думать о себе по принципу «Я как все». Для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка важно чтобы дошкольник ощущал свою индивидуальность, умел с уважением к достоинству другого ребёнка эти знания применить, а также формировал собственный взгляд на окружающую действительность. В полной мере реализовать эти задачи невозможно без развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Актуальна эта позиция и при формировании эмоционально интеллектуальной образовательной среды образовательного учреждения. У каждого учреждения свою история, особенности, ресурсы – соответственно и своё видение ситуации

Упражнение «моя эмоция» с помощью авторского пособия «Колесо эмоций».

Участникам предлагается выбрать карты, соответствующие их текущему настроению или эмоции, которая вызвана данная тема и описать его.

« Радость — это когда. »

«Печаль — это когда. »

«Страх — это когда. »

«Гнев — это когда. »

«Обида — это когда. »

«Стыд — это когда. »

Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного и школьного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, пре-невротические состояния и др.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).

Проблема эмоциональных нарушений детей всегда стояла остро и на сегодняшний день является одной из самых актуальных.

В зарубежной и отечественной психологии используются разнообразные методы, помогающие корректировать эмоциональные нарушения у детей. И одним из таких методов, является использование эмоционально-двигательной психотехники . Это комплекс разнообразных упражнений, направленных га развитие внутренней свободы, уверенности, естественности, спонтанности поведения ребёнка. Также упражнения направленны на развитие произвольной регуляции мышечного напряжения.

В этих упражнениях в отличии от театрализованной деятельности, драматизации, не ставиться главной целью выразительное повторение ребёнком движений.

Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта – положительный эмоциональный фон ребёнка, желание повторять упражнение, отсутвие сопротивления в виде мышечного напряжения.

В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы от простых к сложным:

  1. Динамические; (качания, трясения, потягивания, маховые движения)
  2. Упражнения на непроизвольное расслабление мышц; (непроизвольное напряжение – расслабление)
  3. Упражнения на произвольное расслабление (релаксационные упражнения).
  4. Упражнение на развитие уверенности, расширение личного пространства, упражнение на «основные опоры» — основной принцип контрастное сопоставление максимально свёрнутого и максимально развёрнутого положения тела, с постепенным переходом от первого к второму – разворачивание себя, расширение себя вовне.

Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные; способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач.

Эмоциональный интеллект содержит 4 компонента:

— самовосприятие – способность осознавать свои эмоции и причины их возникновения;
— управление собой – навык действовать или воздерживаться от действия, учитывая свои эмоции;
— социальная восприимчивость – умение определять эмоции окружающих и причины их возникновения;
— управление отношениями .

Определение эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – понятие интегративное и включает множество разнообразных способностей, знаний и умений. Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:

1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);

2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);

3) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).

Источник

Сценарий мастер-класса «Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания»
методическая разработка по психологии на тему

Данное мероприятие проводилось в рамках зональной научно-практической конференции.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.docx 44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Развитие эмоционального интеллекта педагогов как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания»

Дата проведения: 02.04.2015

— педагог-психолог 1 квалификационной категории Чудная Ирина Владимировна,

— педагог-психолог 1 квалификационной категории Цыганкова Наталья Юрьевна.

  • Развитие эмоционального интеллекта, активизация процесса самопознания и взаимопознания педагогов;
  • Создание условий для групповой сплоченности;
  • Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
  • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
  • Развивать способности понимать и управлять своими эмоциями;
  • Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
  • Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
  • Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
  • Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Мини-лекция «Профессиональное выгорание педагога»

Представители различных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы:

— учащение жалоб на здоровье,

— ухудшение чувства юмора,

Это не что иное, как признаки профессионального выгорания. Так ваша личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.

Почему же это происходит?

Профессия педагога и психолога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами, эмоциями и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами:

— быстро принимать решения,

— сдерживать свои чувства,

— нести ответственность за жизнь и здоровье.

Причем иногда это общение происходит одномоментно, и даже если все прошло хорошо, чаша эмоций оказывается переполненной, и любое человеческое общение может казаться нежелательным и обременительным. Добавьте к этому многочисленные проверки, увеличение количества особо «трудных» детей и «трудных» родителей, нежелательные личностные качества (повышенный уровень тревожности, чувствительности или же эмоциональная сдержанность), невысокий заработок и, как следствие, дополнительная работа по репетиторству и пр. Все это приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Вполне естественно встает вопрос: что делать ? Одним из способов компенсации и профилактики эмоционального выгорания является развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни:

— понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений,

— использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Высокому уровню эмоционального интеллекта соответствует «знание о том, как изменить свое негативное состояние на позитивное».

Более того, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта берет на себя ответственность за собственное эмоциональное состояние.

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта не только является профилактикой эмоционального выгорания и деформации личности педагога, но и способствуют эффективности педагогической деятельности и одновременно повышает удовлетворенность ею.

Педагоги с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает высокую эффективность в профессиональной деятельности.

Упражнение №1 «Зеркало»

Цель: разминка; развитие умения распознавать эмоции выраженные пантомимикой.

Участники группы разбиваются на пары.

Инструкция: «Один из участников пары будет человеком, смотрящимся в зеркало, а второй – отражением. Человек, оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: его мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны и выражают какую-либо эмоцию. «Отражение» повторяет как можно точнее все движения, выражения лица человека».

Через три — четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Насколько точно вам удавалось распознавать чувства и эмоции вашего партнера и воспроизводить их?», «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?». «Кем было легче?». Подводится итог об индивидуальных особенностях восприятия, понимания и выражении чужих эмоций.

Вывод: человек должен уметь выражать свои эмоции и понимать чужие эмоции – это и есть проявление развитого эмоционального интеллекта.

Упражнение 2. «Мне обидно, когда. ».

Очень часто бывает так, что многое в нашей жизни нас обижает, и эта обида следует за нами по жизни, не давая дышать полной грудью. Поэтому сегодня мы немного поработаем с нашими обидами.

Цель: управление своими эмоциями, освобождение от негативных эмоций.

Материалы: листы А4, мусорный пакет.

Участники пишут на листочках одну фразу, начинающуюся словами: «мне обидно, когда. » и заканчивают предложение, обозначая свою обиду. Затем каждый участник, по кругу, проговаривает свою обиду. Далее участникам предлагается изобразить обиду. Каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на. ». Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на. а моя обида похожа на. » и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.

Предлагается скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда..», и выбросить в мусорное ведро со словами « Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».

Вопросы для обсуждения: Какие эмоции возникли у вас при выполнении этого задания? Как они менялись в течение выполнения упражнения. Удалось ли вам освободиться от своих негативных эмоций?

Вывод о применении метода освобождения эмоций, как мощной техники высвобождения заряда подавленной энергии.

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель: развитие навыка управления своими и чужими эмоциями, позитивная обратная связь.

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой, начиная фразу: «Я – Галина я молодец, потому что я …, я горжусь собой, потому что я…. и передайте соседу по команде. А сосед, получив листок, пишет что-либо приятное (в течение полминуты), начиная фразу, например «Мне нравиться в тебе…, я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу и все участники напишут каждому свое послание».

Вопросы для обсуждения: Получили свои листы? Какие чувства вы испытываете? ваши ощущения?

Вывод о необходимости управления эмоциями: создание позитивного настроя.

«Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю, бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет».

Упражнение 4. «Моечная машина»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек — «машина», последний — «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потираю бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высушить» — обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»?

• Чьи прикосновения вам были более приятны?

Упражнение 5. «Главное – второстепенное»

Цель: иерархизация мотивов в зависимости от эмоциональной значимости целей.

Инструкция: «Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 90 – 100 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.

А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 90-летних.

Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?»

Вывод: очень много эмоций мы тратим на пустяковые и не важные дела и цели, таким образом растрачивая себя. Данное упражнение помогло нам понять, что для каждого является действительно важным и реально достижимым. Речь идет о процессе внутреннего регулирования эмоций за счет определения более значимых воздействий и их источников. Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Упражнение 6. «Золотистый поток» ( выполняется под спокойную приятную музыку)

«Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох.

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…

Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что там накопилось…

Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…

Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное…Это то лишнее, что накопилось в вас…Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…

Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются и распрямляются плечи…

Золотистый поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… Теперь он стекает по ногам… Очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…

От коленей – к стопам… По стопам он вытекает наружу… Вы видите вытекающий мутный поток… А золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…

Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто светящиеся люди!»

Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями»

«Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимите излишнее напряжение и не успокоитесь. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать это упражнение с каждым разом все с большими приятными ощущениями».

Закончить наше занятие хотелось бы притчей.

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто незаменимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

— Уймись, отдохни, — просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

— Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

— Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят — и в сущности, за одно и то же дело, — думал он.

Ах, Камин, Камин. Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

А теперь, на память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить вам эти маленькие угольки, как символ неугасимой нашей души, тепла и света, который мы хотим донести до окружающих нас людей. Но чтобы уголек светил и грел долго, о нем необходимо заботится, подпитывать его, иначе он превратится в пепел. Так и нашей душе необходима целительная забота и духовное насыщение.

Участникам раздаются в качестве угольков красные декоративные кристаллы.

Всем участникам большое спасибо за активность, высоких достижений, духовного и физического здоровья и эмоциональной устойчивости!

Источник

Читайте также:  Депрессия уныние как бороться
Оцените статью