Маслач эмоциональное выгорание водопьянова

Содержание
  1. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
  2. Текст опросника профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
  3. (ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)
  4. Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой) тест
  5. Скачать:
  6. Предварительный просмотр:
  7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  8. МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ» (К. Маслач, С.Джексон)
  9. Скачать:
  10. Предварительный просмотр:
  11. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
  12. (ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)
  13. Практическая значимость
  14. Нормативные значения тесты профессионального выгорания
  15. Содержание
  16. Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
  17. Теоретические основы
  18. Для чего это нужно
  19. Результаты экспериментальных исследований
  20. Диагностика по В.В. Бойко

Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных.

Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Методика содержит три шкалы:

1) «Эмоциональное истощение» — отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).

2) «Деперсонализация» — показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).

3) «Редукция личных достижений» — эта шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.

Текст опросника профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

(ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)

Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.

Источник

Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
тест

Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

Скачать:

Вложение Размер
oprosnik_na_otsenku_urovnya_psihicheskogo_vygoraniya_pedagogov.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI)
(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным

2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон»

3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу

4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела

5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним

6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами

8.Я чувствую угнетенность и апатию

9. Я уверена, что моя работа нужна людям

10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

13.Моя работа все больше меня разочаровывает

14. Мне кажется, что я слишком много работаю

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными/ воспитанниками и коллегам

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

18. Во время работы я чувствую приятное оживление

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Опросник имеет 3 шкалы «психоэмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Психоэмоциональное истощение» – ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений » – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».

Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

«Деперсонализация» (личностное отдаление)

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация)

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

Содержательные характеристик шкал

«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо.

Представлена методика определения уровня воображения и развития речи.

МЕТОДИКА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯВЕРБАЛЬНОГО (АБСТРАКТНОГО) МЫШЛЕНИЯ(по К. Йерасеку)Цель: определить уровень вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.Оборудование: бланк теста.

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей.

Актуальность статьи обусловлена наличием синдрома психического выгорания у значительной части сотрудников дошкольных образовательных учреждений, недостаточной изученностью и практической разработ.

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Шкала депрессии Бека (The Beck Depression Inventory, BDI). Один из наиболее широко используемых психометрических тестов для оценки тяжести депрессии. Шкала была разработана в 1961 году психиатром Ааро.

Источник

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ» (К. Маслач, С.Джексон)

Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи

К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_vospitateley.doc 126 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ»

(К. Маслач, С.Джексон)

Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи

К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.

14.Мне кажется, что я слишком много работаю.

15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Источник

Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных.

Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Методика содержит три шкалы:

1) «Эмоциональное истощение» — отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).

2) «Деперсонализация» — показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).

3) «Редукция личных достижений» — эта шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.

(ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)

Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.

Утверждения Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Всегда
1 Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой). 0 1 2 3 4 5 6
2 К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон. 0 1 2 3 4 5 6
3 Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на) идти на работу. 0 1 2 3 4 5 6
4 Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и коллеги, и использую это для более успешного лечения. 0 1 2 3 4 5 6
5 Я общаюсь с моими пациентами только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общение с ними до минимума. 0 1 2 3 4 5 6
6 Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой). 0 1 2 3 4 5 6
7 Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками. 0 1 2 3 4 5 6
8 Я чувствую угнетенность и апатию. 0 1 2 3 4 5 6
9 Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов). 0 1 2 3 4 5 б
10 В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным. 0 1 2 3 4 5 6
11 Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. 0 1 2 3 4 5 6
12 У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. 0 1 2 3 4 5 6
13 Я испытываю все больше жизненных разочарований. 0 1 2 3 4 5 6
14 Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. 0 1 2 3 4 5 6
15 Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными. 0 1 2 3 4 5 6
16 Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех. 0 1 2 3 4 5 6
17 Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными. 0 1 2 3 4 5 6
18 Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера.. 0 1 2 3 4 5 6
19 Я много успеваю сделать за день. 0 1 2 3 4 5 6
20 Я чувствую себя на пределе своих возможностей. 0 1 2 3 4 5 6
21 Я многого еще смогу достичь в своей жизни. 0 1 2 3 4 5 6
22 Больные, как правило, — неблагодарные люди. 0 1 2 3 4 5 6

Практическая значимость

Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора

Нормативные значения тесты профессионального выгорания

Компонент Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
«Психоэмоциональное истощение» 0 -10 11 — 20 21 — 30 31 — 40 41 — 54
«Деперсонализация» (личностное отдаление) 0 — 5 6 — 11 12 — 17 18 — 23 24 – 30
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) 39 – 48

0 — 8

9 — 18

19 – 28 9 – 18

29 — 38

39 — 48

Психическое выгорание 0 — 23 24 — 49 50 — 75 76 — 101 102 — 132

Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Внутренняя структура
  • 4 Процедура проведения 4.1 Инструкция
  • 5 Интерпретация
      5.1 Подсчёт значений шкал
  • 5.2 Оценка уровней выгорания
  • 5.3 Подсчёт интегрального индекса выгорания
  • 6 Практическая значимость
  • 7 Результаты экспериментальных исследований
  • 8 Стимульный материал
      8.1 Бланк методики (общий вариант)
  • 8.2 Бланк методики (вариант для инженерно-технических работников)
  • 8.3 Бланк методики (вариант для коммерческого персонала)
  • 8.4 Бланк методики (вариант для продавцов)
  • 8.5 Бланк методики (вариант для сотрудников правоохранительных органов)
  • 8.6 Бланк методики (вариант для медицинских работников)
  • 8.7 Бланк ответов
  • 9 См. также
  • 10 Литература

    Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона

    «Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

    «Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

    «Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

    Теоретические основы

    В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.

    Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида — находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе — Опросник выгорания Маслач.

    Для чего это нужно

    Диагностировать эмоциональное выгорание следует на ранних его проявлениях по таким причинам:

    1. Эмоциональное истощение приводит к полной утрате работоспособности: пропадает желание трудиться, узнавать новую информацию, находится среди коллег. В работе не хочется применять творческий подход: дела выполняются «на отстань», для галочки.
    2. Снижается трудоспособность в коллективе. Эмоционально выгоревший сотрудник срывает сроки, плохо выполняет работу, вымещает агрессию на коллег. Создается негативная атмосфера в коллективе.
    3. Выгорание приводит к потере желания общаться с людьми, друзьями, семьей.
    4. Психическое истощение может привести к депрессии. Человек в состоянии тяжелой депрессии склонен к суицидальному поведению.
    5. Выгорание приводит к соматическим заболеваниям. Чаще всего к ишемической болезни сердца и гипертонической болезни.
    6. Выгорание разрушает межличностные отношения.

    Кому нужна диагностика выгорания личности:

    • Вам, как работнику, если вы обнаружили отвращение к своей деятельности, утратили интерес к ней.
    • Вам, как управленцу или менеджеру, если вы обнаружили, что сотрудник стал хуже работать и срывает сроки сдачи работы.
    • Вам, как супругу или любовному партнеру, если вы обнаружили, что муж или жена стали уделять меньше времени семье. Эмоциональное выгорание может полностью разрушить романтические отношения и семью.
    • Вам, как человеку, если вы обнаружили, что устали от жизни, не получаете прежних эмоций и хотите что-то изменить или привнести новое.

    Психодиагностика эмоционального выгорания пользуется медицинскими психологами или обычными психологами, чтобы установить уровень психического истощения.

    Обращайтесь с диагностикой к профессионалу: он правильно соберет данные и интерпретирует их. Методы диагностики эмоционального выгорания не предназначены для самостоятельного использования.

    Результаты экспериментальных исследований

    Оценка индекса синдрома перегорания была проведена у специалистов, оказывающих помощь пациентам с хроническими, малокурабельными формами заболеваний: врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях г.Санкт-Петербурга, а также врачей-онкологов, работающих в НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова. Всего было обследовано 98 психиатров, (средний возраст 40,4±1,2 лет, средний стаж 12,84±1,16 лет), 25 медицинских сестер (средний возраст 46,7±2,0 лет, средний стаж – 19,56±2,26 лет) и 39 онкологов, (средний возраст 39,3±1,9 лет и средний стаж – 12,34±1,78 лет).

    По данным корреляционного анализа между показателями по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» статистически достоверных связей обнаружено не было. В ходе исследования было установлено, что врачи-психиатры в наименьшей степени (ИСП=0,69±0,01), а медицинские сестры в наибольшей степени (ИСП=0,99±0,03) отличаются от идеальных показателей, свидетельствующих об отсутствии синдрома перегорания. У врачей-онкологов ИСП составил 0,71±0,03, которые, таким образом, заняли промежуточное положение между психиатрами и медицинскими сестрами. Установлено наличие достоверной разницы между показателями ИСП психиатров и медицинских сестер (p
    Делайте перерывы в работе, находите время для отдыха

    Существуют люди, которые меньше остальных подвержены эмоциональному выгоранию. К ним относятся индивиды, имеющие следующие качества:

    • крепкое здоровье;
    • адекватная самооценка;
    • уверенность в собственных силах;
    • забота о физическом здоровье.

    Кроме того, гораздо реже СЭВ встречается у людей, имеющих положительный опыт по преодолению проблем. Такие личности способны на быструю адаптацию к появившимся изменениям. Они отличаются позитивным настроением, самостоятельностью, желанием заводить знакомства и общаться, саморазвиваться и путешествовать.

    Для тех, кто в той или иной мере подвержен риску развития эмоционального выгорания, нужно знать о мерах предосторожности.

    1. Активные занятия спортом. Кроме улучшения психоэмоционального состояния, у человека наладится функционирование органов и систем. Также это способствует профилактике многих заболеваний и предотвращает развитие избыточного веса. Если нет возможности заниматься пробежками или посещать тренажерный зал, то можно записаться на танцы или просто делать дома зарядку или заняться йогой.
    2. Гармония. Важно сохранять душевное равновесие и внутреннее спокойствие, не смешивать личную жизнь с работой, не рассказывать о своих проблемах посторонним людям, делиться только с близкими, и то не всегда. Никого не обсуждать и никогда не участвовать в сплетнях.
    3. Режим. Позаботьтесь о планирование своего дня. Это позволит сконцентрироваться на работе и выявить промежутки для отдыха.
    4. Психологическая защита. Нужно научиться использовать воображаемый щит, если предстоит общение с неприятной личностью. Это позволит избежать растраты лишних нервов, защитит от стресса.
    5. Отдых. Для того, чтобы у человека были силы для полноценной работы, необходимо, чтобы существовало время на отдых. Оно бы позволило восстановить силы и энергию. Не всегда это именно возможность полежать на диване, для кого-то подойдет путешествие или катание на аттракционе с целью получения новой дозы экстрима.

    Теперь Вам известно, при помощи каких тестов можно определить наличие или отсутствие данного синдрома. Вы узнали, что собой представляет профилактика эмоционального выгорания. Теперь Вам известно, как бороться с этим состоянием.

    Диагностика по В.В. Бойко

    Анализ эмоционального выгорания Бойко создал в 1996 году. В отличие от западных коллег, Бойко классифицировал процесс выгорания по стадиям, каждой из которых присущи определенные симптомы.

    Методика Бойко предназначена для диагностики уровня эмоционального выгорания. Под ним Бойко подразумевает стойкое состояние, при котором резко снижается мотивация работать, повышается конфликтность и растет недовольство от работы. Сопутствующие симптомы – скука на работе, раздражительность, притупление эмоций, вспыльчивость.

    Бойко считает, что признаки профессионального эмоционального выгорания индивидуальны и у каждого работника проявляются по-разному. Одному присуща скука на работе, второму – вспыльчивость, третьему – снижение работоспособности.

    По Бойко устойчивые к выгоранию люди – те, кто может управлять стрессовыми ситуациями и перенаправлять агрессию в продуктивную сферу: предлагать новые идеи, больше работать, писать картины.

    В.В. Бойко отождествляет процесс выгорания со стадиями стресса по Селье:

    1. Стадия напряжения. Это предвестник эмоционального истощения. На этой стадии запускаются адаптационные механизмы, формируется синдром профессионального выгорания. Повышается тревога, работник зацикливается на негативных чувствах, возникает ощущение безысходности.
    2. Стадия резистентности. На этой фазе сотрудник старается избегать стрессовых ситуаций, чтобы предотвратить травмирование психики. Он изолируется от коллег, берет меньше работы домой. Возникает эмоционально-этическая дезориентация: изменяются моральные принципы, сотрудник утрачивает понятие «хорошо-плохо» с точки зрения нравственности.
    3. Стадия истощения. Снижается энергетический потенциал человека, формируется астенический синдром или неврастения. Сотрудник становится раздражительным, вспыльчивым. У него возникают вегетативные нарушения (одышка, потливость, снижение аппетита, головокружение). Притупляются эмоции.

    Опросник Бойко содержит 84 утверждения. На каждое из них нужно ответить «да» – если вы согласны с утверждением, или «нет» – если не согласны.

    Например, утверждение «Моя работа притупляет эмоции» вам близко, вы отвечаете вариантом «да».

    Опросник эмоционального выгорания группируется на 12 шкал. В свою очередь те группируются в 3 факторам согласно стадиям выгорания:

    Например, вы набрали наибольшее количество «да» в утверждениях, которые относятся к стадии напряжения. Это значит, что исследование эмоционального выгорания определило, что вы находитесь на стадии напряжения.

    Диагностика уровня сгорания позволяет врачу сформировать представление о вашем состоянии, составить заключение и назначить психотерапию и профилактику.

    Пройдите тест на нашем сайте: Перейти

    Источник

    Читайте также:  Как лишиться чувства стыда
  • Оцените статью