Отношение к жизни онегина и ленского цитаты. Сочинение на тему: Онегин и Ленский, сравнение героев
Смысл жизни Онегина
Евгений Онегин – главное лицо одноименного произведения А. С. Пушкина. Описывая жизнь, быт, круг проблем, которыми окружен Евгений, автор на его примере наглядно раскрывает тему предназначения человека на бренной земле. В чем смысл его жизни, в частности и Онегина.
Его образ — это образ светского молодого человека, получившего достойное воспитание и образование в петербургской среде. По своей натуре Евгений остроумен, оригинален, но ему не присущи истинные чувства – любовь, страсть. Он научился их только имитировать, оставаясь при этом юношей с холодным сердцем и расчетливым умом. Представляя собой личность незаурядную, он не доволен своей жизнью и поэтому усиленно стремится понять смысл жизни. Эти поиски приводят его в общество деревенских помещиков. Так начинается новый этап жизни Онегина. Стремясь обрести новые духовные ценности, он много читает, пишет, общается с интересными ему людьми.
Поиск смысла жизни у пушкинского героя растянулся на продолжительный срок, не принесший ожидаемого результата. Ему скучно везде – и в деревне и в городе. Душевная лень, холодный расчет, полная зависимость от мнения общественности – не отпускают его ни на шаг. Не смог оценить он ни мужской дружбы, ни женской любви, прислушиваясь к голосу рассудка, а не сердца. В отношениях с Татьяной Онегин смог проявить больше благородства, нежели искренних чувств. Его неспособность верить в чувство настоящей любви, постоянная дисгармония, приводят в итоге к драматической, несостоявшейся любви.
Та же самая сердечная глухота, не способность жить истинными чувствами, боязнь злоязычия — все это не дает развиться дружбе Онегина и Ленского, затем приводит к дуэли, которая заканчивается трагически. После череды всех произошедших событий герой романа смог прочувствовать доселе неизвестные ему чувства и эмоции.
Последующая встреча с Татьяной в Петербурге заставляет Онегина испытать порыв чувств, которые захлестнули его, о которых он не знал раньше, почувствовать прилив настоящей любви. Но пушкинского героя ждет разочарование – теперь уже Татьяна не может ответить на его любовь. Смысл ее жизни заключается в соблюдении моральных критериев, она не может строить свое счастье, опираясь на бесчестье.
Таким образом, через весь роман «Евгений Онегин», проходит тема смысла жизни, которая заключается в таких главных для каждого человека понятиях, как любовь и дружба. Именно благодаря этим качествам можно судить о человеке в целом, о состоянии его души, что через образ своего героя А. С. Пушкин донес до читателей.
Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv
так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс
Урок 26 «ЖИЗНЬ БЕЗ СМЫСЛА…» (В. Г. БЕЛИНСКИЙ) (ОНЕГИН – «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»)
29.03.2013 16895 0
Урок 26 «Жизнь без смысла…» (В. Г. Белинский)
(Онегин – «лишний человек»)
обобщить и углубить знания учащихся об Онегине; охарактеризовать основные этапы жизненного пути главного героя; показать причины трагедии Евгения Онегина (нарастающий конфликт с обществом, реалистический взгляд на жизнь, одиночество, хандра, пассивность, отрыв от народа); сформировать понятие – «лишний человек»; выявлять авторское отношение к герою, определять свой взгляд на героя и его поступки.
Эпиграфы к уроку:
Онегин… это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее.
Мне нравились его черты.
А. С. Пушкин об Онегине
I. Вступительное слово учителя.
А. С. Пушкин хотел осмыслить состояние умов своих молодых современников и показать им, в каком направлении надо идти, чтобы выполнить историческую миссию – преобразование России.
Какова же судьба дворянской молодежи в начале XIX века?
С одной стороны, Чацкий – выразитель идей декабризма, борющийся за правду, выступающий против самодержавия, с другой стороны, Молчалин и Скалозуб – молодые карьеристы гражданской и военной службы. Но есть и третий тип людей, умных и благородных, людей с пробудившейся совестью. Это «лишние люди». Они недовольны окружающей жизнью, им душно в светской среде, но они честны и горды. Онегин стал родона-чальником так называемых «лишних людей» в русской литературе.
II. Реализация домашнего задания.
Сообщения учащихся по темам, ответы на вопросы, подбор цитат к образу Онегина, чтение наизусть выученных отрывков.
1.
Детство и юность Евгения Онегина до его вступления в свет.
(Происхождение, воспитание, образование, культурный уровень).
Вопросы: Готов ли был Онегин к реальной жизни? Было ли такое образование и воспитание типичным явлением в дворянской среде или это исключение из правил? Какие черты воспитания определили его оторванность от народа?
2. Светская жизнь Онегина.
(На что ушло восемь лет жизни героя? Был ли счастлив Онегин?)
Вопросы: Почему автор так противоречиво характеризует своего героя: «молодой повеса», «педант», «ученый малый», «философ», «проказник»? Почему Пушкин описывает лишь один день жизни своего героя? Как относится автор к своему герою? Что пишет поэт о сходстве и различии их настроений и взглядов? Когда Пушкин иронизирует над Онегиным, а когда ему сочувствует? В чем причина разочарования Евгения Онегина? (Онегин – человек незаурядный, у него острый критический ум, он недоволен окружающей его действительностью, пресытился светской жизнью, вскоре разочаровался во всем. Отношение автора романа к Онегину – ироническое, но благодушное, при явной общей к нему симпатии.)
Пребывание Онегина в деревне.
(Охарактеризовать отношение Онегина к крестьянам, к соседям-помещикам.)
Вопросы: Как долго продолжалась жизнь Онегина в деревне? Изменилось ли его настроение? Прочитать (наизусть) «Письмо Татьяны». Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо? (Все хорошее и чистое, не загрязненное светом и светской моралью пробудилось в Онегине. Искренность, глубина и сила чувств Татьяны были «поняты и оценены» Евгением Онегиным.)
Расскажите о взаимоотношениях Онегина – Ленского. Кто был прав и кто не прав в их ссоре? Как пережил смерть Ленского Онегин? (Смерть Ленского потрясла Онегина. Началась мучительная трагедия его совести.)
Ваша оценка поведения героев.
4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.
(Изображение светской жизни. Отношение к Онегину. «Если свет ласкал юношу Онегина, то теперь его ненавидят»
Вопросы: Каковы итоги жизненного пути Евгения Онегина? Прочитать письмо Онегина. Можно ли верить его чувствам? (Онегин возродился к жизни и, возродясь, полюбил ту самую Татьяну, которую не любил прежде. Он стал другим, но Татьяна не верит в перемены, происшедшие в нем.)
5. Последнее объяснение Татьяны и Онегина.
По-разному можно «читать» сцену последнего объяснения героев. Что вы думаете о героях? Пушкин расстается с Онегиным неожиданно, «вдруг». Какова, на ваш взгляд, его дальнейшая судьба? Что ждет его в будущем?
«Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую холодную апатию? Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?»
Выводы. Онегин вошел в русскую литературу как образ лишнего человека, не нашедшего применения своим способностям. Онегин обречен на бездействие. Но Пушкин осуждает «не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность» (В. И. Коровин)
Отношение автора романа к Евгению почти на всем протяжении повествования – ироническое, но благодушное, при явной симпатии к нему.
Выписать в тетрадь цитаты к образу Татьяны Лариной (всем учащимся).
Индивидуальные задания по группам:
1-я группа. Сопоставить образы сестер Лариных. В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора?
2-я группа. Сопоставить образы Е. Онегина и Т. Лариной. В чем их сходство? Различие?
3-я группа. Небольшое сочинение «Две встречи с Е. Онегиным в жизни Татьяны Лариной».
поурочный план, 10 класс, русская литература
Образ Евгения Онегина и его развитие (для студентов и учителей)
Центральным произведением Пушкина явился роман «Евгений Онегин», писавшийся поэтом необычно для него долго — с 1823 по 1831 год. Это первый реалистический роман в стихах в русской и мировой литературе. Немного найдется в нашей отечественной литературе произведений, которые на протяжении более полутора веков вызывали бы такое количество толкований и споров, не умолкающих до наших дней. Поразительна амплитуда колебаний в оценках и определениях Онегина как характера и типа: это лучший представитель русского передового дворянства 1820-1830-х годов — и пустой светский фат; пародия на байронического героя — и самобытный русский коренной тип; впервые изображенный тип «лишнего человека» — и оппозиционер, даже декабрист и т. д. Причин тут много.
Следует прежде всего обратить внимание на не лежащую на поверхности внутреннюю диалогичность «Евгения Онегина», полифоничность его художественной структуры, проявляющуюся, помимо прочего, в столкновении взаимоисключающих и взаимодополняющих начал, голосов и правд. Эта внутренняя диалогичность задается своеобразной увертюрой к роману — его «Посвящением». Оно все пронизано полярностью и внутренним единством различных начал и качеств, в чем проявляется особое полярное художественное видение мира поэтом (см. характеристику «пестрых глав» романа, как «Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет»). Внутренне диалогична и вся образная система романа, его стилевая и сюжетно-композиционная основа. В романе соразмерны все его части, поразительно строен его сюжет, характеризующийся своеобразной симметричностью его элементов. Поначалу Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо и он читает ей отповедь; потом Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо и она преподает ему «урок»; первая глава посвящена описанию светской жизни Онегина в Петербурге, в последней — после долгих мытарств он вновь возвращается в Петербург, и опять мы видим его в высшем свете. Причем эта зеркально-отраженная стройность сюжета не является самоцелью, она способствует раскрытию глубинного смысла образов-характеров. По мнению Д. Д. Благого, движение героя романа по кругу подчеркивает внутреннюю статичность героя, ибо, «снова появившись в свете, Онегин в основном остался тем же, чем был, когда ушел из него». И даже любовь к Татьяне в принципе ничего в нем не изменяет: «Проклятье всей жизни Онегина в том и заключается,- утверждал ученый,- что, хотя он головой выше светского общества, он настолько им испорчен, что навсегда расстаться с ним, зажить другой, более достойной и осмысленной жизнью он не в состоянии. Именно это-то и делает Онегина типом «лишнего человека».
Думается, ученый из верных и тонких наблюдений сделал не совсем точные выводы. Говоря о «зеркально-отраженной» композиции романа, надо сделать существенное уточнение: движение Онегина в романе идет не по замкнутому кругу, а как бы по спирали, что приводит его не к исходным позициям, а поднимает на новый уровень развития. Идея развития принадлежит к числу краеугольных в пушкинской концепции человека и мира. В самом начале творческого пути, в 1817 г., поэт утверждал: «Все чередой идет определенной, Всему пора, всему свой миг; Смешон и ветреный старик, Смешон и юноша степенный». А в 1836 г., подводя итог раздумьям о неизбежности и закономерности изменения всего сущего, в том числе и человека, вновь утверждал: «Всему пора: уж двадцать пятый раз Мы празднуем лицея день заветный. Прошли года чредою незаметной, И как они переменили нас! Недаром — нет! — промчалась чет-верть века! Не сетуйте: таков судьбы закон; Вращается весь мир вкруг человека,-Ужель один недвижен будет он?».
Мог ли Пушкин думать иначе, рисуя жизненный путь своего героя в главном произведении? Некоторые исследователи признают эволюцию Онегина, но относят ее начало ближе к финалу, к шестой, а то и к последней, восьмой главе. А между тем текст романа неопровержимо свидетельствует: Онегин интенсивно эволюционирует на протяжении всего повествования, начиная с первой главы. Юность Онегина совпала с началом светской жизни. Она буквально обрушилась на него своими соблазнами, блеском и мишурой, своим нескончаемым празднеством, не требуя никаких альтернатив, щедро одаряя множеством престижных ролей, каждая из которых несла осязаемые удовольствия и наслаждения. Однако с годами подспудно живущие в душе Онегина иные потребности начинают давать о себе знать. Все более автоматически играет он заученные роли, не затрагивающие души и сердца. «Но был ли счастлив мой Евгений, Свободный, в цвете лучших лет, Среди блистательных побед, Среди вседневных наслаждений?» — задается вопросом повествователь и со всей определенностью констатирует наступивший перелом: «Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил жизни шум». Выходя из серьезнейшего кризиса, Онегин «застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел».
В поисках новой, осмысленной жизни «отступник бурных наслаждений» хотел было «писать, читать» — «но труд упорный ему был тошен», слишком мало он был к нему подготовлен. Тем не менее Онегин не останавливается в своих исканиях. Важной вехой на этом пути явилось его знакомство, а затем — это важно отметить — дружба с автором романа. «Условий света свергнув бремя,- говорит повествователь,- Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время». Но этим не заканчивается первая глава. В ней — и о несбывшемся намерении Онегина и автора «увидеть чуждые страны», и о смерти отца героя, а затем и дяди, о получении Онегиным наследства и переезде в деревню, с которой он поначалу связывает надежду на обновленную жизнь (был «очень рад, что прежний путь Переменил на что-нибудь»).
В последующих главах внутреннее развитие Онегина идет не менее интересно. В частности, не следует недооценивать усилия героя «порядок новый учредить»: под косыми взглядами соседей «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Онегин все больше расходится со своим патриархально-дворянским окружением, и для этого ему уже не потребовалось восьми лет, как это было в начальную светскую пору его жизни. Постепенно из него формируется тип русского «странного человека», выламывающегося из среды и общества в целом.
Живя в деревне, Онегин по-прежнему неудовлетворен и своим образом жизни, и собой. И в этом источник его внутренней эволюции. Знакомство и дружба с Ленским — новая важная ступень в его развитии. Несмотря на все их несходство, во многом и противоположность («Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень»), между Ленским и Онегиным еще больше внутреннего родства. В основе их «инакомыслия» — напряженный диалогический поиск истины («Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло; Племен минувших договоры, Плоды наук; добро и зло…» и т. д.
Встреча и знакомство с Татьяной пробудили в душе Онегина лучшие чувства, но он, по его позднейшему признанию, «привычке милой не дал ходу». Кстати, в связи со спорами, был ли Онегин прав в своей «отповеди» и «проповеди» юной Татьяне, не проявились ли здесь его эгоизм и, как выразился один критик, его «нравственная глухота», следует, видимо, считаться и с мнением самой героини: «Но вас Я не виню: в тот страшный час Вы поступили благородно…» (Ср. авторскую оценку героя в этом эпизоде: «Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство»).
Несомненно, одним из поворотных моментов в эволюции самосознания Онегина явилось убийство им на поединке Ленского. Понимая всю бессмысленность дуэли с другом, Онегин не сумел противостоять канонам и предрассудкам узкосословной дворянской чести, принеся в жертву презираемому им «общественному мнению» и чувство дружбы, и жизнь друга. Убийство Ленского делает Онегина еще более одиноким и замкнутым в себе «страдающим эгоистом». Снова и снова призывает он себя «на тайный суд» перед лицом тени убитого друга, подводит безрадостный итог бесплодно прожитой молодости, ведет строгую переоценку всех ценностей. В душевном смятении, тревоге бежит он от всего, что еще недавно составляло содержание его жизни: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест (Весьма мучительное свойство, Немногих добровольный крест)».
Не менее значительной вехой в духовном становлении Онегина явилось его трехлетнее странствие по России. По цензурным причинам Пушкин вынужден был отказаться от включения главы о путешествии Онегина в основной корпус романа. Но в первом же отдельном издании поэт счел нужным поместить отрывки из этой главы в приложении к роману. В них рассказывается о весьма не случайном маршруте Онегина. Он посетил Москву, Нижний Новгород, родину гражданина Минина; спускаясь по Волге, посетил Астрахань, места, где некогда «гулял» Стенька Разин; Кавказ, куда правительство отправляло «беспокойных людей»; Крым, Одессу, где когда-то жил сам ссыльный поэт и где с ним снова встретился Онегин. В числе неопубликованных остались отрывки, повествовавшие о посещении Онегиным Новгорода Великого, символа древнерусской вольности, во времена Пушкина и Онегина ставшего центром аракчеевских военных поселений. Знакомство с жизнью России на ее необъятных просторах в какой-то мере приобщило Онегина к жизни народа, к миру его страданий и усилий освободиться от вековечного гнета нужды и рабства. Его тоска становится теперь выражением не только личной, но и всенародной неустроенности и безысходности.
Отчужденность Онегина от общества, когда он появляется в Петербурге после многолетних странствий — это уже глубоко осознанная позиция человека, не вмещающегося в прокрустово ложе ни одного из его социальных амплуа. Человеческое в нем приходит все в большее противоречие с его узкосословным, дворянско-кастовым положением, с которым он пока не находит сил и реальной возможности порвать не только внутренне, но и внешне. Неприятие ни одной из существующих в этом социально-иерархическом обществе социальных ролей, нежелание хоть чему-нибудь служить и прислуживаться становится больше чем жизненной позицией — оно превращается в политическую оппозицию. Об этом писал в свое время Герцен: «Недомогаться ничего, беречь свою независимость, не искать места — все это, при деспотическом режиме, называется быть в оппозиции. Правительство косилось на этих праздных людей и было ими недовольно».
И в этот-то важнейший момент становления Онегина как личности он вновь встречает Татьяну, на этот раз блестящей княгиней. Как бы ни истолковывать финал этой встречи, несомненно одно: Онегин испытывает глубочайшее чувство любви, впервые в жизни захватившее все его существо. Любовь к Татьяне довершает длительный процесс формирования в Онегине человека, она выводит Онегина из сжимающего его кольца одиночества, отчасти вынужденного, отчасти сознательно избранного. В письме Татьяне он признается: «Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью, Боже мой! Как я ошибся…». Любовь к Татьяне вызывает в Онегине новый прилив душевных сил, энергию, жажду познания, деятельности. Он «в молчаливом кабинете» читает и пишет, «чуть не сделался поэтом». Пушкин подробно перечисляет круг чтения Онегина, показывая широту и разносторонность его интересов — философских, социально-политических, исторических: «Прочел он Гибсона, Руссо, Манзони, Гердера, Шамфора, Madame de Stael, Биша, Тиссо, Прочел скептического Беля, Прочел творенья Фонтенеля, Прочел из наших кой-кого, Не отвергая ничего…». Любовь, в отличие от былой «науки страсти нежной», которой так бездумно предавался Онегин в первой молодости, пробуждает в нем высокие духовные интересы, приобщает к человечеству, его насущным заботам и проблемам.
Сопоставляя начала и концы сложной эволюции героя, мы видим, как из типичного светского аристократа, денди, живущего чисто внешней жизнью по заранее расписанным ритуалам, рождается человек, живущий напряженной духовной жизнью. И в этом прежде всего историзм романа, отражение глубинных тенденций в развитии современного Пушкину общества, в созревании его самосознания. «Таким образом формировалось общество,- писал Белинский, анализируя роман Пушкина,-для которого благородные наслаждения бытия становились уже потребностью, как признак возникающей духовной жизни. Общество это удовлетворялось уже не одной охотою, роскошью и пирами…».
В свете сделанных наблюдений в какой-то мере теряет остроту давний вопрос, могли Онегин стать декабристом. Поскольку главное в образе Онегина — его духовное рождение как человека, не столь уж важно, станет он декабристом или нет, ибо не декабрист со временем становился целостным человеком, а лишь сформировавшийся человек мог стать сознательным членом тайного политического общества, декабристом. Прав Белинский, утверждавший: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Тип Онегина шире типа декабриста, он отражал более «массовые» тенденции в жизни русского общества, в его самосознании. В Онегине, как и в Татьяне, и других лучших представителях дворянского общества той поры, социально-классовое, социально ограниченное, видовое все больше вытеснялось народным, общечеловеческим, родовым содержанием личности. В этом плане представляет особый интерес один из черновых набросков Пушкина к VI главе романа к сцене поединка Онегина с Ленским, в котором поэт как бы прямо формулирует сверхзадачу эволюции своего героя: «В сраженьи смелым быть похвально. Но кто не смел в наш храбрый век. Герой, будь прежде человек».
Здесь уместно обратиться к наиболее глубокому, на мой взгляд, определению Онегина как «лишнего человека» — в истолковании его Герценом, который в 1860 году, полемизируя с Чернышевским и Добролюбовым, писал: «Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни. Печальный тип лишнего, потерянного человека — только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но и на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». Мы видим, что для Герцена Онегин — безусловно «лишний человек», но «лишним» он становится в российской действительности 1820-1830-х годов именно потому, что развивается в человека. Герцен акцентирует в типе «лишнего человека» важнейший для русского общества 1820-1830-х годов процесс становления личности, роста самосознания, процесс, являющийся необходимым преддверием любой активной общественно полезной деятельности.
Источник: Русская литературная классика XIX века: Уч. пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. — Воронеж: Родная речь, 2003
Сравнение в таблице
Онегин и Ленский — два антипода. Их отличает не только отношение к поэзии и воспитание. Пушкиным упоминаются и мелкие подробности, делающие описываемых персонажей такими живыми. Автор их сравнивал, ибо без сопоставления не понять всех элементов их образа.
Онегин | Ленский | |
Возраст | 26 лет. | 18 лет. |
Внешность | Много внимания уделяет своему образу. | Внешность для героя неглавное, но при этом он имеет приятную наружность. |
Любовь и чувства | Относился с долей скептицизма к ней, как и большая часть «дворянской молодежи». Прагматичен, стремится отгородиться от чувств, увлекался лишь тем, что сулило практическую выгоду, либо моментальное удовольствие. | Воспевал любви оды, желал познать её, но никогда не приглядывался к ней настолько внимательно, чтобы понять. Ревнивый. |
Светская жизнь | Это естественная среда его обитания. | Хочет отгородиться от светской жизни. |
Женщины | Легко добивается внимания противоположного пола. | Робок и неуверен перед девушками. |
Отношение к окружающим | Ненавидит людей. | Верит в искренность и добропорядочность окружающих. |
Дружба | Отрицает ее наличие. | Нуждается в настоящей дружбе. |
Отношение к жизни | Его существование бесцельно и пусто. Устал от жизни и никогда не знал счастья. | Весь мир воспринимался им поверхностно и однозначно. Он счастливый человек, искренне любящий жизнь. |
Таким образом, Евгений Онегин предстаёт перед читателями как противоречивый персонаж. Он производит впечатление отрицательного героя, но при этом имеет светлые начала. Совершенно новый в русской литературе является такой образ, созданный автором, в лице Онегина. Портрет Ленского немного проще. Герой воспринимается как исключительно положительный, в нём нет скрытой угрозы. Пушкин лишь указывает на его мягкий характер и отсутствие внутреннего стержня, однако это во многом объясняется его юным возрастом и инфантильностью.
Источник