Эпитеты
Эпитеты — разновидность тропов, — обычно это слово (реже — выражение), образно определяющее предмет и добавляемое с целью подчеркнуть какое-либо характерное его качество , свойство . Они выступают в роли средства художественной изобразительности и обычно это прилагательные или наречия , реже существительные.
- золотое сердце (золотое — прилагательное — в данном случае показывает и подчеркивает определенное свойство данного человека — доброе сердце);
- золотые дни (выделенное курсивом слово подчеркивает свойство данных дней — они уникальные, незабываемые и просто радостные и счастливые, о которых потом можно вспоминать вечно);
- И вот сама идет волшебница зима (Пушкин) (в качестве эпитета — существительное)
- Между тучами и морем гордо реет буревестник (Горький) (в качестве эпитета — наречие)
Еще примеры :
- красна девица;
- несметные богатства;
- льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу славьте (тут найдите сами);
- буйная головушка;
- горькая доля;
- трескучий мороз;
- я пробегаю жадным взглядом (найдите тут самостоятельно);
Часто поэты сами составляют свои — авторские эпитеты :
- мармеладное настроение (А. П. Чехов);
- чурбанное равнодушие (Д. Писарев);
- малиновая улбыка (Анненский);
- убедительно-лживый рассказ (Толстой);
А какие вы знаете? Перечислите в комментариях.
Источник
Что такое эпитет?
Лингвистическое понятие «эпитет» приведет нас к художественному слову, к стилю речи, используемому писателями и поэтами, к народному творчеству.
Эпитет — это один из разновидностей тропов, художественных средств речи. Слово «троп» греческого происхождения и буквально значит «поворот, оборот речи». Можно сказать, что троп — это форма поэтического мышления. Слово используется не традиционно, а с неожиданной стороны, которую смог заметить художник слова. Такое переосмысление слов создает художественный яркий образ, для чего служат эпитеты.
В русском языке чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные. В народном творчестве за эпитетами сохранилось эмоционально-оценочное значение, благодаря чему они превратились в своеобразные, легко узнаваемые поэтические штампы.
Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке:
Эпитеты помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей его действительности, например, читаем у Игоря Северянина:
Я вспомнил свою любовь былую, любовь души двенадцативесенней.
Марина Цветаева создает поэтический образ с помощью эпитетов:
Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте.
У М. Волошина привлекают взгляд строки:
Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена.
Непревзойденным мастером лирики является Сергей Есенин. В его поэзии существует удивительная гармония чувства и мысли, связи с родной природой и землей, которые звучат в стихах:
Эпитеты помогают создать поэту вот этот неповторимый поэтический образ:
Прочитаем отрывок стихотворения Николая Гумилева «Старина» и убедимся, сколько в нем эпитетов, создающих яркий образ, которым хотел поделиться поэт с читателями:
Авторские эпитеты.
Иногда писатели создают свои авторские эпитеты:
- мармеладное настроение (А.П. Чехов);
- чурбанное равнодушие (Д. Писарев);
- малиновая улыбка (И. Анненский).
Источник
Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.
Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:
- — что это такое
- — какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
- — на какие виды они подразделяются
- — и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.
Что такое эпитет — примеры и определение
Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:
Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:
В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.
Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:
В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.
Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.
Именно эпитеты делают каждый из образов более полным:
- вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
- весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
- друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
- любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.
И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.
Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность. Но самое главное – это делать предложение более красивым.
Конструкции эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:
- глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
- черная тоска – максимально печальное состояние;
- сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
- жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
- стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.
Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.
Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.
Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.
Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:
Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)
Или существительные. Пример:
Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)
Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:
А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)
Или причастия и причастные обороты. Пример:
Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)
ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)
Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.
Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские
Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:
- украшающие (их еще называют общеязыковыми);
- постоянные (народно-поэтические);
- авторские (индивидуальные).
Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:
ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.
К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):
ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.
Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же ассоциируются с фольклором – со сказками (что это такое?) или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.
И наконец, есть авторские эпитеты – те, которые принадлежат перу конкретного писателя или поэта. И до него не встречались в литературе. Вот вам примеры:
МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)
Также с помощью эпитетов авторы могут выразить свое отношение к тому или иному действию или предмету. Например, «сердце – холодная железка» (Маяковский) или «тусклый и бессмысленный свет» (Блок).
Значение эпитетов для литературы и языка в целом
Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.
Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».
В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Эпитеты делают текс ярче, только если их немного и они использованы метко и уместно. В противном случае рассказ просто будет перенасыщен лишними украшениями, за которыми часто невозможно рассмотреть смысл.
Источник
Что такое любовь
Я о любви к братьям нашим меньшим. Что происходит в огранизме человека, когда он вдруг отчетливо начинает понимать — мне нужна собака ? Другими словами — мне нужна любовь. Любовь безусловная , всепоглощающая , любовь на долгие годы, а частенько и на всю жизнь.Их жизнь .И нашу жизнь. Что происходит со взрослыми людьми, когда они видят малышей, теплых, пахнущих молоком и детством ? Почему у большинства щемит сердце и перехватывает горло ? А в голове радостно бьётся одна единственная мысль- у меня будет собака !
Вот они , маленькие , шёлковые , с неуёмным детским любопытством, таращат на нас свои ещё полуголубые глазенки,заглядывая в самую душу. «Ты кто?» , «Ты хороший ?» , «А я хороший , я самый лучший!» Самые смелые переваливаются на детских лапках, подтягивают толстенькие животики и стремятся знакомиться. Другие , более осторожные , выглядывают из-за спин смельчаков , наклоняют головенки и нюхают своими маленькими бархатными носишками чужой запах.Мы им интересны не меньше ,чем они -нам. Наши глаза разбегаются! Как из такого огромного чуда, выбрать своё ,единственное? И мы берем их на руки , поглаживаем , разрешаем покусывать пальцы, щекочем атласные ушки , удивляемся кожаной мягкости лапок. И тоже заглядываем им в глазёнки — » Ты хороший ?» , «Ты мой?» , » Я хороший «.
И свершается чудо ! Это первое зарождение любви.Замерли оба , именно в этот момент протянулись первые ниточки.Ниточки , которым суждено со временем превратиться в прочнейшую связь. В настоящую любовь. Но это впереди , а пока мы прижимаем к груди притихшее маленькое создание, ощущаем , как бьётся под ладонями детское сердечко и мечтаем. Мечтаем о том счастье , которое только что выбрали. У нас начинается новая жизнь.
И вот оно , счастье , дома ! Уложено на мягкую лежанку ,завалено игрушками. Без других щенков , он такой трогательный,нам его жалко , он один , без мамы. Мы жалеем его , обещаем , что будем ему и мамой и папой и любим его ещё сильнее. Но окончательно верим в свалившееся на нас счастье только на следующее утро , наступив ногой в щенячью лужицу. И наше сердце окатывает теплая волна — все наши дома! Чем , если не любовью , объясняется бесконечное терпение , с которым мы ухаживаем за маленьким непоседой. Вытираем лужицы , тащим самые интересные игрушки , массируем животик , стрижем коготки. И не можем сердиться по настоящему, обнаружив порванную книгу или обмусоленную подушку. «Ах, ты , хулиган «-произносим мы , строго сдвинув брови, а уголки наших губ неудержимо ползут в стороны. «Вот я тебя!» , протягиваем руку и вдруг с изумлением видим , как наша рука наглаживает мягкую теплую спинку. И мы больше не можем сердиться , потому что уже любим. Любим так , что прощаем.
Малыш растет быстро и вместе с ним растет наша любовь. И вот перед нами уже не собачий младенец , а смешной ,угловатый юнец. И снова мы умиляемся его повадкам , нам нравится , как он бегает за чайками , припадает на передние лапы ,рычит и не хочет отдавать игрушку. Нам нравится , как он смело гавкает на пустой мешок и при этом оглядывается на нас , ожидая похвалы.В его задорных глазах сияет гордость , восхищение. Нами. Мы любуемся им , он заглядывается на нас. Наша любовь уже взаимна , а забота многогранна. Мы выбираем ему новый корм , придирчиво изучая этикетки , сравнивая , нюхая и даже пробуя на вкус. Ведь ему , нашему любимчику , все самое лучшее. Всё самое — самое! Почему ? Любовь . Любовь поглощает нас всё сильнее. Тычки по утрам — » Я проснулся!». Слюнявый заяц на вечернем наряде — «Ну поиграй же!». И трогательный черный нос , выглядывающий из-под мышки и вбирающий в себя вкусные запахи со стола. Наш любимый нос !
Вместе с любовью приходит и понимание того , что мы обязаны свое чадо не только любить ,но и воспитывать. И вот у нас в доме уже ученик. Самый умный , самый понятливый. Мы смотрим , как он заглядывает в наши глаза , стараясь понять и угодить.Как радуется ,что понял и что мы довольны. Мы хвалим его , произносим порой такие слова , что сами удивляемся. Эти слова полны нежности , счастья , любви. Одна наша рука гладит довольную , улыбающуюся морду , а другая уже достает из кармана игрушку. И мы играем , забывая , что давно уже взрослые , умные и солидные. Потому что любим , любим всей душой и отдаемся этой любви без остатка.
И вот наш малыш вырос , кажется , что любить сильнее уже невозможно. Но это не так. Когда нам навстречу летит сплошной комок любви , вскидывает на плечи лапы ,заставляя приседать наши коленки, повизгивает от избытка чувств,мы понимаем , что нет предела нашей любви. Он тащит нам свои игрушки — «Выбирай!».Приносит спрятанную вкусняшку — «Угощайся!». Находит тапочки — «Замерзнешь!» И тут мы понимаем, что этот он нас учит. Учит любить.И чем дальше , тем его любовь больше . Он презирает условности и правила , принимает нас такими , какие мы есть и беззаветно дарит нам себя самого , свою любовь и свою жизнь.
Прошло время и мы уже на равных. Теперь любовь не только умиление и воспитание , но и уважение.Заслуженное уважение. Мы гордимся , что это чудо выросло в нашем доме , восхищаемся , что у нас живет счастье. Всё чаще можно услышать -«Иди , помоги», «Как ты думаешь?». И счастье идет , кладет на колени голову , смотрит ,все понимающими глазами , и помогает. И снова , как в детстве , наша рука тянется ласкать уши, почесывать шею. А наши глаза отмечают новые седые шерстинки на щеках и нос , уже не такой мягко бархатный ,как в детстве. И снова , как тогда , в первый день , нам щемит сердце , перехватывает горло .А в голове по прежнему радостно бьется мысль — у меня есть собака!
Так что же такое , эта любовь ? Чувство , делающее нас счастливыми? Дающее нам возможность сделать счастливым кого-то ещё ? Да ,наверное , и это тоже.
Любовь — это чувство , дающее силы жить.
П.С. Кая уже нет с нами , но его любовь живет в нашей семье по прежнему.
Источник