Мама всегда встречала сына колю ученика 1 го класса с радостью расспрашивая

Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?

ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверст­ники.

Игровая мотивация на достижение результата посте­пенно уступает место учебной, при которой действия вы­полняются ради знаний, умений.

Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мо­тивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

ЗАДАЧА 20.Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты.

Отличникиценят учебное содержание и школьные пра­вила:

—«нравится русский язык, там интересно»;

—«надо, чтобы все были хорошие».

Троечники и неуспевающиеотвечали иначе:

—«нравится, что играем»;

—«нравится, что в школе бывают выходные».

Есть ли различия в области познавательных интересов?

ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо пред­мета в начальной школе встречается редко.

Хорошоуспевающих детей привлекают разные учебные предметы, ихсодержание.

Характерна ситуативность. На разных уроках приизучении разного материала наблюдают­ся всплески интереса,подъемы интеллектуальной активно­сти.

ЗАДАЧА 21.Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рас­сказывает маме, что было интересно. Он с радостью гово­рит маме, что узнал, понял чему научился.

О развитии какой мотивации учения Вани можно пред­положить?

ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мо­тивы.

ЗАДАЧА22. Мама всегда встречала сына Колю, учени­ка 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было инте­ресного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкуль­турные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пе­ние.

Найти психологический анализ мотивации учения Коли.

ОТВЕТ. Такие ответы Коли возможно говорят о том, что он проявляет интерес к наиболее легким предметам. Дру­гие учебные предметы для него вызывают трудности, ма-лопонятность.

Мотивы учения младших школьников в основном си­туативные. Все определяет содержание деятельности на уроке.

ЗАДАЧА23. Таня, ученица 1-го класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз рассказывала о том, как копировали на­писанное учителем на доске, как она точно выполняла все ее указания.

К каким ученицам относится Таня? Дайте ее психо­логическую характеристику.

ОТВЕТ. Таня — ученица старательная, но относится к слабоуспевающим. Ее интересы менее содержательны. Не­успевающие ученики ориентируются на процесс выполне­ния отдельных, частных действий. Они обычно механичес­ки копируют действия учителя, мало обращая внимания на содержательную сторону учения.

ЗАДАЧА 24.Митя, ученик 2-го класса, очень хорошо ус­певал. Считал, во что бы то ни стало задачу надо решить. Всеми силами он добивался результата.

Можно ли говорить, что у Мити только мотивация до­стижения результата?

Какие механизмы формируются при такой целенаправ­ленности действий?

ОТВЕТ. Нет, нельзя. Здесь наряду с мотивацией достиже­ния результата наверняка есть и мотивация получения высо­кой оценки своей работы: отметки и одобрения взрослых. Важ­но и то, что формируется саморегуляция ученика.

ЗАДАЧА25. Нина, ученица 2-го класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала Нина на пределе своих возможностей.

Читайте также:  Какие есть хорошие чувства у человека

Какая мотивация учения преобладает у Нины? Какова возможная самооценка личности Нины?

ОТВЕТ. У Нины преобладает престижная мотивация. Са­мооценка, вероятнее всего, — завышенная. Постоянное сопер­ничество со способностями сверстников и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направлен­ность таких детей.

Достигая высокой продуктивности работы, такие дети обычно не способны к творчеству:стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков.

У неуспевающих учеников обычно престижная мотивация не развивается.

ЗАДАЧА 26.К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сей­час», — ответил Ваня, иначе меня будет ругать учитель­ница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор.

О какой мотивации учения Вани идет речь?

ОТВЕТ. У Вани преобладает мотивация избегания не-УДач.

Такие дети стараются избегать «двоек» и тех последствий, которые влекут за собой низкие отметки.

Такая мотивация развивается на протяжении всего неуспеш­ного обучения в начальных классах. Обычно такие ученики отрицательно относятся к учению.

В дальнейшем могут развиться тревожность, страх в ситу­ациях оценивания, что придает учебной деятельности отрица­тельно эмоциональную окрашенность.

ЗАДАЧА27. Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает что делать. Сидит и бессмысленно пе­релистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать.

С чем могут быть связаны такие изменения ученика к 4-му классу?

ОТВЕТ. Такое состояние ученика может быть результа­том накопившихся пробелов в знаниях к 4-му классу. В ре­зультате возникло непонимание тех или иных вопросов учебной программы.

Необходимо отступить назад к тем знаниям, в которых есть уверенность. Потом, добиваясь понимания учебного материа­ла, его осмысления на основе складывающегося запаса зна­ний, снова идти в перед. Принцип постепенности не должен нарушатся.

ЗАДАЧА 28.Ребенку можно сказать: а) «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или б) «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

Какое обращение предпочесть?

В чем различие их психологического смысла?

ОТВЕТ. Обращение типа «а» обеспечивают психологичес­кую поддержку, тогда как обращение «б» выражает разочаро­вание.

Для нормального развития ребенок нуждается в психоло­гической поддержке. Для этого нужно:

— опираться на сильные стороны ребенка;

— помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;

— создавать ситуации гарантированного успеха;

— проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;

— показывать удовлетворенность ребенком;

Поддерживать психологически можно:

— словами: «красиво», «аккуратно», «продолжай». ;

— высказываниями: «Мне нравится, как ты работаешь»;

— прикосновениями к плечу, руке, слегка обнять. ;

— совместными действиями: стоять рядом, слушать его;

Источник

Мотивы учения младших школьников (схема 6) 348

Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимым являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовер­шенствования (быть культурным, развитым) и мотивы са­моопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Ребенок осознает общественную значимость уче­ния, и это создает личную готовность к учению в школе. Эти мотивы являются результатом социальных влияний (детский сад, семья). Ребенок понимает общественную значимость учения, то, что знания ему нужны для будущего, и он хочет быть умным, культурным, развитым.

Читайте также:  Контроль над эмоциями для детей

В первые дни пребывания в школе такая обстановка оп­ределяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учеб­ном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более, что первоначально мотивы долга и ответственнос­тишкольником не осознаются, хотя все требования и зада­ния учителя, как правило, выполняются.

Учителю необходимо формировать ответственное отноше­ние к учению, которое должно проявляться в умении школь­ника сознательно подчинять свои действия более важным це­лям и задачам.

Из узколичныхмотивов могут быть мотивы благо­получия(получить хорошую оценку любой ценой, похва-

21

Схема 7 Отметка — мотивация учения

Многие первоклассники не понимают смысла отметки

Большинство детей считают: Другие: привыкая к своим не-«Они заслуживают более высокой удачам, теряют веру в свои силы отметки. Учителя их занижают»

Смысл отметки?

Обучение без отметок

Снижает Повышает уровень

тревожность учебно-познавательных мотивов

лу учителя, родителей) и мотивы престижные(выделить­ся среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Большое место в мотивации учения занимает отметка.Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смыс­ла. И лишь переживание ими положительных или отрицатель­ных эмоций при получении хорошей или плохой отметки сти­мулирует учеников к работе. Большинство детей обычно счи­тают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее за­нижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребен­ка имеет полученная отметка.

Безотметочное обучениеснижает тревожность учащих­ся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).

Учебно-познавательные мотивы(схема 8, см. с.

Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школь­ника зависит от уровня познавательных потребностей, с кото­рыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потреб-

ности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.

В школе для формирования внутренней мотивации позна­вательных интересовнеобходимы соответствующее содержа­ние и организация учебного процесса: объект усвоения тео­ретического понятия; раскрытие условий происхождения по­нятий; результат усвоения — формирование учебной деятель­ности.

При сформированной внутренней мотивации познаватель­ных интересов ученик преодолевает трудности учебного про­цесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнару­живаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный ре­зультат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа.Поддержка желания учащихся понять суще­ственные связи повышает и их желание учиться.

Читайте также:  После еды чувствуется сердцебиение

В развитии мотивации учения младшего школьника не­обходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения.Интерес к процессу учения первоначально име­ет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисо­вать. ); затем этот же интерес проявляется в желании са­мому решать какую- либо задачу, придумывать для себя но­вое задание. По содержанию этот интерес может быть на­правлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к по­знанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворе­ние от самого процесса,анализа вещей и их происхож­дения.

ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные моти­вы учениядолг, ответственность, необходимость полу­чения образования и т.п.?

ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное.Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую от­метку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старатель­но выполнить задание.

25 ЗАДАЧА 19.Известно, что младшие школьники получа­ют удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигры­ша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру.

Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?

ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверст­ники.

Игровая мотивация на достижение результата посте­пенно уступает место учебной, при которой действия вы­полняются ради знаний, умений.

Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мо­тивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

ЗАДАЧА 20.Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты.

Отличникиценят учебное содержание и школьные пра­вила:

— «нравится русский язык, там интересно»;

— «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающиеотвечали иначе:

— «нравится, что играем»;

— «нравится, что в школе бывают выходные».

Есть ли различия в области познавательных интере­сов?

ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо пред­мета в начальной школе встречается редко.

Хорошоуспевающих детей привлекают разные учебные предметы, ихсодержание. Характерна ситуативность. На разных уроках приизучении разного материала наблюдают­ся всплески интереса,подъемы интеллектуальной активно­сти.

26 ЗАДАЧА 21.Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рас­сказывает маме, что было интересно. Он с радостью гово­рит маме, что узнал, понял чему научился.

О развитии какой мотивации учения Вани можно пред­положить?

ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мо­тивы.

ЗАДАЧА22. Мама всегда встречала сына Колю, учени­ка 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было инте­ресного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкуль­турные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пе­ние.

Источник

Оцените статью