Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?
ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверстники.
Игровая мотивация на достижение результата постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради знаний, умений.
Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.
ЗАДАЧА 20.Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты.
Отличникиценят учебное содержание и школьные правила:
—«нравится русский язык, там интересно»;
—«надо, чтобы все были хорошие».
Троечники и неуспевающиеотвечали иначе:
—«нравится, что играем»;
—«нравится, что в школе бывают выходные».
Есть ли различия в области познавательных интересов?
ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо предмета в начальной школе встречается редко.
Хорошоуспевающих детей привлекают разные учебные предметы, ихсодержание.
Характерна ситуативность. На разных уроках приизучении разного материала наблюдаются всплески интереса,подъемы интеллектуальной активности.
ЗАДАЧА 21.Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рассказывает маме, что было интересно. Он с радостью говорит маме, что узнал, понял чему научился.
О развитии какой мотивации учения Вани можно предположить?
ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
ЗАДАЧА22. Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкультурные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пение.
Найти психологический анализ мотивации учения Коли.
ОТВЕТ. Такие ответы Коли возможно говорят о том, что он проявляет интерес к наиболее легким предметам. Другие учебные предметы для него вызывают трудности, ма-лопонятность.
Мотивы учения младших школьников в основном ситуативные. Все определяет содержание деятельности на уроке.
ЗАДАЧА23. Таня, ученица 1-го класса, приходя домой, с радостью рассказывала о том, как она выписывала слова. В предыдущий раз рассказывала о том, как копировали написанное учителем на доске, как она точно выполняла все ее указания.
К каким ученицам относится Таня? Дайте ее психологическую характеристику.
ОТВЕТ. Таня — ученица старательная, но относится к слабоуспевающим. Ее интересы менее содержательны. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий. Они обычно механически копируют действия учителя, мало обращая внимания на содержательную сторону учения.
ЗАДАЧА 24.Митя, ученик 2-го класса, очень хорошо успевал. Считал, во что бы то ни стало задачу надо решить. Всеми силами он добивался результата.
Можно ли говорить, что у Мити только мотивация достижения результата?
Какие механизмы формируются при такой целенаправленности действий?
ОТВЕТ. Нет, нельзя. Здесь наряду с мотивацией достижения результата наверняка есть и мотивация получения высокой оценки своей работы: отметки и одобрения взрослых. Важно и то, что формируется саморегуляция ученика.
ЗАДАЧА25. Нина, ученица 2-го класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала Нина на пределе своих возможностей.
Какая мотивация учения преобладает у Нины? Какова возможная самооценка личности Нины?
ОТВЕТ. У Нины преобладает престижная мотивация. Самооценка, вероятнее всего, — завышенная. Постоянное соперничество со способностями сверстников и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность таких детей.
Достигая высокой продуктивности работы, такие дети обычно не способны к творчеству:стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков.
У неуспевающих учеников обычно престижная мотивация не развивается.
ЗАДАЧА 26.К Ване пришел Миша позвать его гулять. А Ваня отвечает, что не сделал еще уроки. На что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сейчас», — ответил Ваня, иначе меня будет ругать учительница, да и мама мной будет недовольна, запретит смотреть телевизор.
О какой мотивации учения Вани идет речь?
ОТВЕТ. У Вани преобладает мотивация избегания не-УДач.
Такие дети стараются избегать «двоек» и тех последствий, которые влекут за собой низкие отметки.
Такая мотивация развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах. Обычно такие ученики отрицательно относятся к учению.
В дальнейшем могут развиться тревожность, страх в ситуациях оценивания, что придает учебной деятельности отрицательно эмоциональную окрашенность.
ЗАДАЧА27. Мама говорит, что ее сын к 4-му классу как-то изменился. Стал испытывать какое-то замешательство. Он растерян и не знает что делать. Сидит и бессмысленно перелистывает страницы учебника. Перекладывает предметы с места на место, не зная с чего начать.
С чем могут быть связаны такие изменения ученика к 4-му классу?
ОТВЕТ. Такое состояние ученика может быть результатом накопившихся пробелов в знаниях к 4-му классу. В результате возникло непонимание тех или иных вопросов учебной программы.
Необходимо отступить назад к тем знаниям, в которых есть уверенность. Потом, добиваясь понимания учебного материала, его осмысления на основе складывающегося запаса знаний, снова идти в перед. Принцип постепенности не должен нарушатся.
ЗАДАЧА 28.Ребенку можно сказать: а) «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или б) «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».
Какое обращение предпочесть?
В чем различие их психологического смысла?
ОТВЕТ. Обращение типа «а» обеспечивают психологическую поддержку, тогда как обращение «б» выражает разочарование.
Для нормального развития ребенок нуждается в психологической поддержке. Для этого нужно:
— опираться на сильные стороны ребенка;
— помогать ребенку разбивать большие задания на мелкие части, с которыми он может справиться;
— создавать ситуации гарантированного успеха;
— проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;
— показывать удовлетворенность ребенком;
Поддерживать психологически можно:
— словами: «красиво», «аккуратно», «продолжай». ;
— высказываниями: «Мне нравится, как ты работаешь»;
— прикосновениями к плечу, руке, слегка обнять. ;
— совместными действиями: стоять рядом, слушать его;
Источник
Мотивы учения младших школьников (схема 6)
348
Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимым являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личную готовность к учению в школе. Эти мотивы являются результатом социальных влияний (детский сад, семья). Ребенок понимает общественную значимость учения, то, что знания ему нужны для будущего, и он хочет быть умным, культурным, развитым.
В первые дни пребывания в школе такая обстановка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Но младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение приобретает в учебном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более, что первоначально мотивы долга и ответственностишкольником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.
Учителю необходимо формировать ответственное отношение к учению, которое должно проявляться в умении школьника сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам.
Из узколичныхмотивов могут быть мотивы благополучия(получить хорошую оценку любой ценой, похва-
21
Схема 7 Отметка — мотивация учения
Многие первоклассники не понимают смысла отметки
Большинство детей считают: Другие: привыкая к своим не-«Они заслуживают более высокой удачам, теряют веру в свои силы отметки. Учителя их занижают»
Смысл отметки?
Обучение без отметок
Снижает Повышает уровень
тревожность учебно-познавательных мотивов
лу учителя, родителей) и мотивы престижные(выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Большое место в мотивации учения занимает отметка.Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смысла. И лишь переживание ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулирует учеников к работе. Большинство детей обычно считают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее занижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребенка имеет полученная отметка.
Безотметочное обучениеснижает тревожность учащихся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).
Учебно-познавательные мотивы(схема 8, см. с.
Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потреб-
ности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.
В школе для формирования внутренней мотивации познавательных интересовнеобходимы соответствующее содержание и организация учебного процесса: объект усвоения теоретического понятия; раскрытие условий происхождения понятий; результат усвоения — формирование учебной деятельности.
При сформированной внутренней мотивации познавательных интересов ученик преодолевает трудности учебного процесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнаруживаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный результат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа.Поддержка желания учащихся понять существенные связи повышает и их желание учиться.
В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения.Интерес к процессу учения первоначально имеет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисовать. ); затем этот же интерес проявляется в желании самому решать какую- либо задачу, придумывать для себя новое задание. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к познанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворение от самого процесса,анализа вещей и их происхождения.
ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?
ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное.Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую отметку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить задание.
25 ЗАДАЧА 19.Известно, что младшие школьники получают удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигрыша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру.
Какое это имеет значение для освоения младшими школьниками учебной деятельности?
ОТВЕТ. В учебной деятельности школьник получает одобрение за выполненное задание, т.е. за результат. Его результативные действия одобряют и учитель, и сверстники.
Игровая мотивация на достижение результата постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради знаний, умений.
Постоянно будут развиваться учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.
ЗАДАЧА 20.Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?» Были получены результаты.
Отличникиценят учебное содержание и школьные правила:
— «нравится русский язык, там интересно»;
— «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающиеотвечали иначе:
— «нравится, что играем»;
— «нравится, что в школе бывают выходные».
Есть ли различия в области познавательных интересов?
ОТВЕТ. Глубокий интерес к изучению какого-либо предмета в начальной школе встречается редко.
Хорошоуспевающих детей привлекают разные учебные предметы, ихсодержание. Характерна ситуативность. На разных уроках приизучении разного материала наблюдаются всплески интереса,подъемы интеллектуальной активности.
26 ЗАДАЧА 21.Ваня, ученик 1-го класса, придя домой, рассказывает маме, что было интересно. Он с радостью говорит маме, что узнал, понял чему научился.
О развитии какой мотивации учения Вани можно предположить?
ОТВЕТ. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Среди первоклассников еще мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
ЗАДАЧА22. Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын назвал прошедшие физкультурные занятия, тогда как в прошлые дни он называл пение.
Источник