Варварство
К 75- ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ.
В еще довольно юном возрасте мне случайно встретилось трагическое стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля — «Варварство», оно потрясло меня в мирное и счастливое время так сильно, что это потрясение мне уже тогда хотелось передать другим. Я читала его в Доме офицеров к празднику Победы, чтобы не забывали… , чтобы помнили, и чтобы такое варварство не повторилось никогда. Речь в стихотворении идет о зверствах фашизма в годы Великой Отечественной. Я в то время, конечно, не имела жизненного опыта, но у меня был маленький сынок, и представить такое варварство фашистов против женщин и детей я, конечно же, не могла.
Каждая любящая мать при рождении своего ребенка обретает крылья, также обретает надежду, веру и любовь, смысл своего существования и своего продолжения. В этом стихотворении Мусы Джалиля любой здравомыслящий человек увидит попрание всех человеческих прав и норм матерей и детей: бессильные, изможденные матери копают на глазах пьяных фашистов могилу для себя и своих маленьких детей. Думаю, мы никогда не знали и не слышали о таком позоре и варварстве ранее, и услышали от очевидца-поэта в середине 20 века.
Муса Джалиль с невероятной горечью передает этот страшный для всей земли день, когда, казалось, и сама земля умывается «кровавыми слезами» безысходности. Ей вторит природа: гневно шумит лес, а от резкого выстрела, «гром грянул» и плачет «в тоске глухой» земля.
Стихотворение написано в 1943 году в Моабитской тюрьме. (Оно переведено с татарского языка на русский С. Липкиным.)
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Думаю, стихотворение не оставит ни одного читателя равнодушным. Любая женщина-мать, представив ужас такого невероятного варварства, будет плакать. Но когда я узнала биографию Мусы Джалиля, она потрясла не менее, чем его стихотворение, потрясло варварство, которое выпало на долю талантливого поэта.
Больше всего меня поразило то, что казнен был Муса Джалиль с его друзьями, — отсечением головы на гильотине, — 25 августа 1944 год, в берлинской тюрьме Плётцензее. В Германии возродили этот почти средневековый вид казни практически сразу после прихода к власти Гитлера.
Поэт пошел на фронт, будучи уже очень известным в Казани поэтом, в самом начале войны. Когда командование на фронте узнало, какой известный боец у них служит, Джалиля хотели демобилизовать или оставить в тылу, но он отказался от попыток его уберечь: «Мое место — среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов».
Холодной зимой 1942 года после окончания курсов поэт попадает на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». В окопах всегда с собой — толстая тетрадь, в которую Джалиль записывал стихи, очерки о героях – солдатах и офицерах.
В этом же 1942 году в состоянии тяжелой контузии поэт попал в плен к фашистам. А дальнейшие сведения поразили меня еще более. Оказывается, немецкое командование еще до войны планировало создать на захваченной территории от Волги до Урала республику Идель-Урал, для этого проводили идеологическую работу
среди татар, башкир, марийцев, чувашей, удмуртов и других мусульманских народов по созданию легиона против Красной Армии.
Муса Джалиль оказался в немецком лагере в польском Демблине, где готовят будущих легионеров . Условия заключения пленных — вполне приемлемые: изучение немецкого языка, законов третьего рейха, занятия по исламу. Когда немцы узнали об известности Мусы Джалиля, подключили его к политической работе среди военнопленных. Муса дал согласие, имея много союзников. На самом деле группа Мусы Джалиля вела подготовку восстания для подрыва легиона изнутри.
В результате через некоторое время вместе с друзьями поэт был отправлен в Маобитскую тюрьму Берлина.
В 1943 году Джалилю и его друзьям был вынесен смертный приговор, но они провели в тюрьме еще тяжелый год. Находясь в одиночной камере, на полях от газет, которые он скрепил в блокноты, Джалиль записывал свои стихи, в них тоска по родине и ненависть к фашизму. Некоторые его стихи полны лиризма, романтизма и юмора. Фашисты не запрещали, думая, что поэт записывает в тюрьме молитвы.
А уже через два года после казни в 1946 году поэта ждала еще одна, посмертная казнь, — он был обвинен в измене родине. Основанием для этого стали немецкие документы. Произведения Мусы Джалиля запретили на Родине. Такое отношение к людям, попавшим в плен, было частым в те времена.
Но еще в 1945 году советскими солдатами была найдена записка Мусы Джалиля, где он рассказывает правду о приговоре к смерти его и друзей, как подпольщиков. Через писателя Александра Фадеева эта записка попала к его родным. Но подозрения с поэта не были сняты.
Чудом сохранились две тетради его стихов, которые сложными путями в 1947 году попали в Россию, третья затерялась среди документов СМЕРШа. Эти блокноты попали к Константину Симонову, который организовал перевод с татарского на русский. Именно он объединил 93 стихотворения в сборник «Моабитская тетрадь». В 1953 году по инициативе Константина Симонова в центральных газетах появилась статья о Мусе Джалиле, где указывалось, что обвинения в измене Родине были сняты с поэта.
Позднее «Моабитская тетрадь» вышла в свет отдельной книгой. Одно из стихотворений, вошедшее в сборник, — «Варварство», о котором я говорила в самом начале. Возможно, Джалиль наблюдал в плену ужасное событие расстрела пленных женщин с детьми, и до нас дошла мысль, переданная нам поэтом из застенков Моабитской тюрьмы, — о недопустимости такого варварства.
В 1956 году Муса Джалиль получает посмертно звание Героя Советского Союза, а 1957 «Маобитская тетрадь» была удостоена Ленинской Премии. В канун 75 -летия Победы мы чтим память героя-поэта.
Только вместе с фашизмом могло прийти в двадцатый и двадцать первый век страшное варварство, невиданное ранее. Если говорить о варварстве, то и мы встречались в своей жизни с его явными проявлениями. Для меня — это расстрел парламента посреди Москвы, до сих пор мы помним грохот выстрелов и зияющие черные дыры в белом здании. Это страшная трагедия на Дубровке в сердце нашей Родины, и это варварство тоже никогда не уйдет из нашей памяти. И ужасающий, кровь стынет в жилах, — Беслан, 1 сентября, мы тоже никогда не забудем. Запомним и горящих заживо в Доме Профсоюзов Одессы и многое, многое другое.
А имя всему этому — ВАРВАРСТВО — дал еще в 1943 году Герой Советского Союза — поэт Муса Джалиль. И как бы сейчас ни переписывали историю, мы к 75-летию Победы в Великой Отечественной войны, героем и участником которой был известный поэт и гражданин Великой страны — Муса Джалиль — верим, что ТАКОЕ ВАРВАРСТВО никогда не должно повториться!
Рецензию Зинаиды Поляковой :
Огромное спасибо за материал о Мусе Джалиле. Светлая и благодарная память Человеку с большой буквы. Пронзительно и отрезвляюще звучат его строки.
Прочитала и задумалась. Реальная история показывает, что с варварством не покончено.
Ведь спектр проявлений варварства охватывает сегодня практически все стороны нашей жизни. Это и насилие над природой, приводящее к экологическим катастрофам, и ущемление прав и свобод, терроризм, безнравственность в светской и религиозной сферах, и , самое страшное — предпочтение военных целей и средств мирным способам разрешения конфликтов. Вчера много времени посвятила этому вопросу. И согласна с Фрейдом,
что главными движущими силами, источниками мироотношения человека являются Эрос и Танатос: склонность к добру, созиданию, Эросу и склонность к злу, жестокости, насилию, разрушению, Танатосу. И в зависимости от типа общества преобладает и культивируется одно из этих начал. Слава Богу, что есть среди нас «люди у которых ни при каких обстоятельствах жизни агрессия и другие элементы варварства не проявляются. Это люди духовного типа. Если у людей социального типа сознание и психика детерминированы социальными и физиологическими процессами, то у людей духовного типа сознание и психика детерминированы духовными законами, главным из которых является любовь ко всему сущему. Да, боль душевную и физическую они чувствуют. Но даже при очень сильной боли злость, которая часто является обратной стороной боли, у них не возникает.»
Мне кажется это было бы замечательное эссе- продолжение темы. интересное душе при проработке вопроса. И Вам оно по силам))
Источник
Рецензии на произведение «Муса Джалиль Варварство»
Мороз по коже. Пресвятая Богородица, спаси нас.
Спасибо Алевтина за прочтение. Это действительно великий татарский поэт, расстрелянный в концлагере.
Стих сильный, мощный! Но это понимают люди, а не бездушные звери, творящие и не
понимающие, что они делают. место которым — сумасшедший дом. С уважением.
Прошло столько лет после войны, а читать без содрогания нельзя. С наступающим Вас праздником Победы. Будем надеяться, что когда-то придёт конец всем войнам.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Анализ стихотворения “Варварство” – Джалиль
Анализ стихотворения “Варварство” – Джалиль
М. Джалиль – известный татарский поэт, герой-антифашист. Самед Вургун замечательно сказал о нем: “Мир и мировая литература знает много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивших свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий поэт Байрон, славный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль”.
Перед войной М. Джалиль жил в Казани,
Однако деятельность поэта вскоре была раскрыта, его арестовали и отправили в берлинскую тюрьму Моабит. В тюрьме на обрывках бумаги
Однако в 1946 году МГБ СССР завело розыскное дело на Мусу Джалиля. Его обвиняли в измене Родине и пособничестве врагу, имя поэта было включено в список особо опасных преступников. В этом же году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот со стихами М. Джалиля.
Эта записная книжка заполнена арабской вязью. “В ней 60 стихотворений и завещание “другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадку”: “Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды… и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни.
Он умрет. Но у него останется 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за них.
Поэтому он из 115 старался переписать хотя бы 60 стихотворений. Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свете как стихи погибшего поэта татарского народа. Это мое завещание. Муса Джалиль.
1943. Декабрь”. Ниже указывались фамилии 12 человек, осужденных вместе с Джалилем. Вторая записная книжка была прислана в Москву в Союз писателей в 1947 году из советского посольства в Бельгии.
Туда ее доставили по поручению в то время никому не известного Андре Тиммерманса.
Здесь стихи Джалиля написаны латинским шрифтом – 50 стихотворений. Кроме того, имеется такая короткая, полная внутреннего трагизма запись: “В плену и заточении – 1942. IX – 1943. XI – написал 125 стихотворений и одну поэму.
Но куда писать? Умирают вместе со мной””. Андре Тиммермане сидел в одной камере с М. Джалилем в Моабитской тюрьме.
Поэт отдал ему тетрадь, попросив передать ее на Родину.
Однако был еще один сборник стихов из Моабита, его привез бывший военнопленный Габбас Шарипов. Оба этих военнопленных (Терегулов и Шарипов) были арестованы. Терегулов погиб в лагере, Г. Шарипов отбывал наказание в течение десяти лет.
В двух записных книжках, доставленных в Советский Союз, было 110 стихотворений. 19 из них (видимо, наиболее дорогих поэту) записаны в обе книжки. Все эти произведения вошли в “Моабитекие тетради”.
В январе 1946 татарин Казим Миршан принес в советское посольство в Риме еще одну тетрадь. Она была отправлена в Москву, затем утеряна. Вскоре она попала к Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял все обвинения с поэта, доказав патриотическую деятельность его подпольной группы.
Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет. В 1956 году посмертно поэт был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.
“Моабитекие тетради” предельно искренни, в них отразились раздумья поэта о себе и родном народе, о своем месте в борьбе. Одно из произведений, входящих в этот цикл, – стихотворение “Варварство”. Оно было написано М. Джалилем в 1943 году.
Сюжет стихотворения – карательная операция, расстрел фашистами мирных жителей, женщин и детей. Свое отношение к происходящему поэт отразил в самом названии стихотворения (“Варварство”), в приложении (“кучка дикарей”), в эпитетах (“бессильных женщин”, “худеньких ребят”). Все происходящее, по мнению автора, немыслимо, непостижимо, противно человеческому разуму.
Сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, “плакали… реки”, “в ярости рыдала мать-Земля”, “солнце скорбное в последний раз детей поцеловало”.
Далее поэт создает страшную картину: он обнажает чувства матери, разделяющей страдания и страх своего ребенка:
Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь:
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
Но вот наступает конец:
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Мать и дитя – это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать – это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Враги Же стремятся уничтожить и будущее, и саму природу.
И земля не в силах вынести этот позор, “варварство такое”.
Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитет (“бессильных женщин”, “мутный дождь”, “солнце скорбное”, “мощный дуб”), олицетворение (“плакали, как дети, реки…”, “солнце скорбное… детей поцеловало…”, “И в ярости рыдала мать-Земля…”), инверсию (“Гневно бушевала Его листва…”), сравнение (“Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи”), анафору (“Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!”).
Related posts:
Биография Мусы ДжалиляМуса Джалиль – поэт, Герой Советского Союза. Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в татарской семье. Образование в биографии Мусы Джалиля было получено в медресе “Хусаиния” в Оренбурге. Джалиль с 1919 года является членом комсомола. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал […].
Муса ДжалильМуса Джалиль родился в татарской семье. Учился в Оренбургском медресе “Хусаиния”, где кроме теологии изучал светские дисциплины, литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в комсомол. Участник Гражданской войны. В 1927 году поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации окончил в 1931 году литературный факультет МГУ. В 1931-1932 годах был редактором […].
Краткое изложение Назиб Гаязович Жиганов. Муса ДжалильМУСА ДЖАЛИЛЬ Опера-поэма в семи картинах Либретто А. С. Файзи Действующие лица: Муса Джалиль, поэт Жена поэта Журавлев, полковник, командир отряда Андрэ, бельгиец, военнопленный Казанфаров, лейтенант Хаят, татарская девушка, угнанная В фашистскую Германию Безумная женщина с ребенком, Белоруска Ковалев, старшина Драматический тенор Лирико-драматическое сопрано Бас Баритон Баритон Меццо сопрано Меццо сопрано Бас Солдаты: Сатпаев, казах […].
Анализ стихотворения “Разговор с Анакреонтом”Цикл стихотворений “Разговор с Анакреонтом” (1758 1761). В этом цикле Ломоносов подводит своеобразный итог своему творчеству, оставляет завещание русской поэзии. Этот цикл стихотворений – полемический ответ автора на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классицизма. В цикле за каждым переводом из античного поэта следуют стихи […].
Анализ стихотворения “Tristia” Мандельштам“Tristia” (“Я изучил науку расставания…”. Это одно из центральных стихотворений второго поэтического сборника О. Мандельштама, названного также “Tristia” (1916-1920), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними образами, усиливается трагизм современного существования. “Tristia” в переводе означает – “скорбные элегии”, “скорбные песнопения”, так называлась книга ссыльного древнеримского поэта Овидия, которую […].
Анализ стихотворения “Солдатская судьба” – ВаншенкинАнализ стихотворения “Солдатская судьба” – Ваншенкин К. Ваншенкин – поэт-фронтовик. В 1942 году из десятого класса он ушел на фронт – в воздушно-десантные войска. Воевал на Втором и Третьем Украинском фронтах. Демобилизовался в 1946 году в звании сержанта. После войны К. Ваншенкин учился в Литературном институте. Первые стихи опубликовал в 1948 году. Затем стали выходить […].
Анализ стихотворения Северянина “Двусмысленная слава”В начале 20 века Игорь Северянин снискал для себя славу скандального поэта, который презирает все условности и каноны. Действительно, он вел себя не как типичный литератор, чем шокировал своих собратьев по перу. В свою очередь, стихи Северянина эпатировали публику, вызывая самые противоречивые чувства. Начнем с того, что публиковал их поэт за собственный счет, так как […].
Анализ стихотворения Кольцова “Разлука”На долю юного Кольцова выпала сильнейшая любовная драма. В доме его отца жила крепостная крестьянка Дуняша. Она постоянно находилась при сестрах поэта, будучи скорее их подружкой, нежели служанкой. Девушка славилась необыкновенной красотой. Молодой Кольцов страстно полюбил ее. Дуняша ответила взаимностью. Намерения юного поэта были серьезны – он намеревался жениться на крестьянке. Отец неравного брака не […].
Анализ стихотворения “У меня не живут цветы” Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ)Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность, почти мистика. В ранней поэзии Николая Степановича в избытке присутствуют мифические герои, видения, реаркорнация, наверное, поэтому поэзия Гумилева воспринимается как не социальная, оторванная от жизни. Я не согласен с такими […].
Анализ стихотворения С – А – Есенина “Гой ты, Русь моя родная!… – -” анализ стихотворения есенина гойПодготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина “Гой ты, Русь моя родная!…..” анализ стихотворения есенина гой Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная…” написано Есениным в 1914 году, когда поэт уже жил в Москве. Большой город еще не успел оказать на душу поэта свое тлетворное влияние, поэтому стихотворение все пронизано светом и небесной синью. […].
Анализ стихотворения А – С – Пушкина Няне ” Сочинения, ЕГЭ…: стих, посвященный Арине Родионовне, тема, биография, годПодготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения А. С. Пушкина Няне ” Сочинения, ЕГЭ…: стих, посвященный Арине Родионовне, тема, биография, год Самым близким человеком и верным другом для Александра Пушкина на протяжении всей его Жизни была няня – Арина Родионовна Яковлева. Поэтому неудивительно, что поэт посвятил ей множество стихов, а образы и темы для поэзий черпал из […].
Анализ стихотворения Блока “Моей матери”Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что он периодически посвящал ей стихи, в которых советовался с близким человеком или же делился своими душевными переживаниями. В ноябре 1899 года Блок, разочарованный в любви, […].
Анализ стихотворения Пушкина Признание“Признание” Александра Пушкина – одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском. Но стихотворение так и не было вручено адресату, да и напечатано при жизни поэта не было. Красивая, женственная, спокойная и скромная Александра привлекла внимание Александра Сергеевича. Стихотворение […].
Анализ стихотворения Есенина “Возвращение на родину”Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в […].
Анализ стихотворения Северянина “Интродукция”Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват, так как вел себя на людях достаточно эпатажно и порой даже агрессивно. Что же касается стихов, то поэт не упускал момента заявить на весь мир, […].
Анализ стихотворения О, как безумно за окном БлокаОдно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны, чувствительный и восприимчивый человек предстает перед нами. Стихотворение “О, как безумно за окном…” написано в 1899 году, когда Блок еще не был символистом, оно входит в […].
Анализ стихотворения Блока “Поэт в изгнаньи и в сомненьи…”Блок начал писать стихи с пяти лет. Часть своих первых серьезных поэтических произведений, относящихся к периоду с 1898 по 1900 год, он позднее объединил в цикл под названием “Ante Lucem”, что с латинского переводится как “До света”. Таким образом Александр Александрович охарактеризовал жизнь до встречи с Прекрасной Дамой – Любовью Менделеевой. В стихотворениях, вошедших в […].
Анализ стихотворения Мандельштама “Я ненавижу светСложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие […].
Анализ стихотворения Пушкина Поэту 9Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина. Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно […].
Анализ стихотворения Евтушенко “Идут белые снегиЕвгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение “Идут белые снеги…” , написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает […].
Анализ Стихотворения Лермонтова “Ангел”Стихотворение “Ангел”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Ангел” было написано М.Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в связи с детским впечатлением мальчика от песни рано умершей матери. Первоначальная редакция стихотворения называлась “Песнь ангела”. В 1839 году это произведение появилось в “Одесском альманахе на 1840 год”. “Ангел” – единственное […].
Анализ стихотворения Пушкина “Дорожные жалобы”В 1836 году Пушкин планировал издать сборник, включив в него раздел под названием “Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)”. Небольшая серия состояла из девяти лирических произведений, среди них – “Дорожные жалобы”. В настоящее время исследователи творчества Александра Сергеевича воспринимают ее в качестве особого кавказского цикла. Название раздела не совсем соответствует действительности. Большая часть стихотворений дорабатывалась […].
Анализ стихотворения Лермонтова “Расстались мы, но твой портретУ Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15 лет, находясь в гостях у своей кузины Александры Верещагиной, и уже через несколько дней признался Сушковой в своих чувствах, которые вызвали у юной барышни бурю насмешек. Однако именно в этот […].
Анализ стихотворения Звезда полей РубцовЗнаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова “Звезда полей” было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе, после того, как его отчисляют из литературного института. Стихотворение написано в литературном жанре под названием “Элегия”. Элегия – это литературное произведение, которое несет в себе грусть. Элегией также […].
Анализ стихотворения Некрасова “Пчелы” и “Соловьи”В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья – странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. Стихотворная притча обретала обобщенный характер рассказа о благородной памяти народной: люди запомнили доброе дело прохожего. Откровенно иносказательный характер носило стихотворение “Соловьи” (1870). Издавна крестьяне […].
Анализ Стихотворения “Во глубине сибирских руд…”Стихотворение “Во глубине сибирских руд…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Во глубине сибирских руд…” было написано А.С. Пушкиным в 1827 году. Оно распространялось в списках. Поэт передал его для сосланных в Сибирь декабристов А. Г. Муравьевой, жене декабриста Муравьева. Она ехала из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года. Декабрист А.И. Одоевский ответил А.С. […].
Анализ стихотворения “Ветер принес издалека…” БлокаСтихотворение “Ветер принес издалека…” написано 29 января 1901 года – это одно из ранних стихотворений, в котором отражены юношеские мечтания: “песни весенней намек”, “бездонная лазурь”, “звездный сны”. Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: “Как тяжело ходить среди людей…”. Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые […].
“К*” (“Я не унижусь пред тобой”) анализ стихотворения ЛермонтоваТема любви – одна из основных в творчестве каждого поэта. Именно безответная любовь становится источником вдохновения для создания самых выдающихся лирических шедевров. Больше всего таких стихотворений приписывают Александру Сергеевичу Пушкину, но есть подобные шедевры и у его современника – Михаила Юрьевича Лермонтова. Одно из таких стихотворений звучит традиционно – “К*” . Именно так называли посвящения […].
Анализ стихотворения Гумилева “Нигер”Николай Гумилев дважды бывал в Африке и считался одним из наиболее известных исследователей этого материка, который привлекал поэта своей удивительной красотой, аутентичностью и первозданностью природы. После каждого из путешествия Гумилев привозил с собой не только множество сувениров, но и воспоминания, которым суждено был впоследствии трансформироваться в стихи. Одним из них стало произведение “Нигер”, посвященной одноименной […].
Анализ Стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” было написано А.С. Пушкиным в 1829 году. Напечатано в “Литературной газете” в 1830 году. Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его – элегия. Композиционно стихотворение построено на основе антитезы жизни и смерти. Жизнь человеческая конечна, бренна, […].
Анализ стихотворения Лермонтова “Разлука”Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей […].
Анализ стихотворения Фета “Нет, я не изменилПоздний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – девушки, в которую поэт когда-то был влюблен, но разорвал с избранницей отношения ради более выгодного в финансовом отношении брачного союза. Свою ошибку Фет осознал гораздо позже, когда получил от жизнь все, к чему стремился. Не было лишь одного – чистой и искренней любви, […].
Анализ стихотворения Пастернака “Определение поэзии”Борис Пастернак славится своей лирикой, которая носит ярко выраженный философский оттенок. Однако его поздние стихи в большинстве случаев имеют двойной подтекст, когда в обычном описании природы можно найти сходство с человеческой жизнью или же образом мышления. Что касается ранних стихов поэта, то они отличаются прямолинейностью и редко содержат в себе скрытый смысл. К таким произведениям […].
Анализ стихотворения Блока “В бездействии младом, в передрассветной лени…”Блок и Менделеева – одна из самых интересных пар в русской литературе начала двадцатого столетия. Они познакомились, будучи еще детьми. Роман, конечно, случился гораздо позже. Юный поэт влюбился в дочку великого химика в конце 1890-х годов. Любовь Дмитриевна затеяла с ним игру – жестокую и увлекательную одновременно. Девушка то давала своему поклоннику надежду на счастье […].
Анализ стихотворения В – В – Маяковского Лиличка! Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плануПодготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Лиличка!” Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Стихотворение “Лиличка!”, написанное Владимиром Маяковским в 1916 году, было создано в качестве последнего письма, но обрело очертания крика, исполненного боли, вдогонку уходящей любимой женщине. Автор даже структурирует текст на рванные строки, усиливающие накал, создающий напряженное настроение произведения. Каждое слово […].
Анализ стихотворения Некрасова “Блажен незлобивый поэтНиколай Некрасов, как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение “Блажен незлобивый поэт…” , посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. […].
Анализ стихотворения Есенина “Сукин сын”Стихотворение “Сукин сын” написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет пятнадцати-шестнадцати. Может показаться, она своему воздыхателю взаимностью не отвечала. В “Сукином сыне” говорится, что записки, посылаемые влюбленным юношей, красавицей никогда не читались. В действительности у […].
“Певец” анализ стихотворения Александра ПушкинаТема поэта и поэзии есть в творчестве любого поэта, ведь рано или поздно каждый из них задумывается над тем, кому он служит своим творчеством, чьи интересы выражает, какие идеалы воспевает. Для Александра Сергеевича Пушкина очень часто служение Музе сопровождалось противостоянием с властью, и тогда стихотворения, особенно ранние, содержали призыв к свободе. Неслучайно именно после таких […].
Анализ стихотворения “Родина” средства художественной выразительности (Лермонтов М. Ю.)Стихотворение “Родина” написано в 1841 году, незадолго до смерти поэта. Главная его тема – любовь к Родине. Лермонтов любит свои родные края, свою страну, избы и поселки, любит всю простоту страны, несмотря на войны, славу, добытую ими. Сам являясь человеком одиноким, он в произведении все описание дает природе, к которой так сильно привязан. Любил он […].
Анализ стихотворения Тютчева “Я очи знал,- о, эти очи!Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет. Их […].
Источник