Людвиг ван бетховен темперамент

Характер

Прогрессирующая глухота наложила неизгладимый отпечаток на и без того вспыльчивый характер композитора. Хронические сильные боли в животе отравляли ему жизнь на протяжении тридцати лет, доводя до мыслей о самоубийстве (свидетельством тому может служить т.н. Гейлигенштадское послание братьям Карлу и Иоганну). Кроме того, ряд описанных симптомов и особенностей поведения позволяет современным психиатрам сделать предположение о том, что Бетховен страдал биполярным расстройством психики. В то же время, у него был круг очень близких друзей, к которым он был искренне сердечно привязан. Во многом именно благодаря этим многолетним дружеским связям Бетховен не был одинок в последние, самые тяжелые месяцы своей жизни.

По воспоминаниям современников Бетховен пренебрежительно относился к социальным статусам и авторитетам. Он обрывал выступление, если публика в зале начинала шушукаться и отвлекаться от представления, а на званом вечере мог отказаться музицировать, если ему заблаговременно не было сделано такое приглашение. Во избежание разногласий и недоразумений эрцгерцог Рудольф однажды объявил, что обычные правила этикета светских раутов не распространяются на Людвига ван Бетховена.

Бетховен был приверженцем идеалам Просвещения. В 1804-м году, когда имперские амбиции Наполеона стали в полной мере очевидны, композитор разорвал титульный лист Третьей симфонии и вымарал со страницы имя Бонапарта с такой яростью, что проделал дырку в листе партитуры. Он переименовал произведение, назвав симфонию «Героической, созданной как знак памяти о великом человеке» и перепосвятил ее своему патрону, князю Йозефу Францу фон Лобковитцу, во дворце которого было впервые исполнено это произведение.

Источник

Психологический портрет Людвига ван Бетховена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 00:32, реферат

Описание работы

Суровое детство, лишенное семейного тепла, в котором рос более счастливый Моцарт. С самого начала жизнь стала для Бетховена жестокой и мрачной борьбой. Отец решил извлечь выгоду из музыкальных способностей сына и показывал публике это маленькое чудо. С четырехлетнего возраста он часами держал мальчика за клавесином или запирал со скрипкой, заставляя играть до изнеможения. Удивительно еще, как он не отвратил сына навсегда от искусства. Дошло до того, что Бетховена приходилось чуть ли не силой заставлять учиться музыке.

Содержание работы

Генетическая наследственность и конституционный тип героя……..…3

Ощущение и восприятие мира…………………………….………….…. 3

Темперамент, эмоции , чувства……………………………..……….….…4

Файлы: 1 файл

Бетховен портрет.doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Людвига ван Бетховена

студентка гр. 3-2хх

  1. Генетическая наследственность и конституционный тип героя……. .…3

1.Генетическая наследственность и конституционный тип героя.

Пикник – люди крупного, массивного телосложения, склонные к наращиванию мышечной и жировой массы.

Атлет – люди пропорционального телосложения с хорошо развитым вестибулярным аппаратом и двигательно-мышечной системой.

Отец, певец, был человек недалекий и пьяница. Мать — служанка, дочь повара, вышла первым браком за лакея, но вскоре овдовела.

Суровое детство, лишенное семейного тепла, в котором рос более счастливый Моцарт. С самого начала жизнь стала для Бетховена жестокой и мрачной борьбой. Отец решил извлечь выгоду из музыкальных способностей сына и показывал публике это маленькое чудо. С четырехлетнего возраста он часами держал мальчика за клавесином или запирал со скрипкой, заставляя играть до изнеможения. Удивительно еще, как он не отвратил сына навсегда от искусства. Дошло до того, что Бетховена приходилось чуть ли не силой заставлять учиться музыке.

«Он был невысокий, коренастый, могучего, почти атлетического сложения. Лицо широкое, кирпично-красного оттенка, — только на склоне лет цвет кожи стал желтоватым, болезненным, особенно зимой, когда он сидел сиднем в четырех стенах, вдалеке от своих любимых полей. Лоб мощный, шишковатый.» – так его описывает Р.Роллан как мы видим это описание подходит под описание пикника, но упоминается атлетическое телосложение, следовательно, по конституционному типу Людвиг является атлетом.

Людвиг ван Бетховен – тяжелоатлет, если можно так сказать.

2.Ощущение и восприятие мира.

Интероцептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов (жажда, боль, удовольствие).

Последние годы жизни Бетховен, будучи уже совсем глухим, продолжал сочинять музыку, а иногда садился за фортепиано в качестве исполнителя.

Одним из последних произведений была девятая симфония, в которую Бетховен вводит хор, исполняющий «Оду к радости» Шиллера.

«Премьера девятой симфонии состоялась 7 мая 1824 года, она является последним потрясающим испытанием его глухоты. Хотя было объявлено: «Господин Людвиг ван Бетховен будет сам управлять всем», все же заранее предупредили всех музыкантов и певцов не обращать внимания на Бетховена, а следить только за указаниями темпа капельмейстером Умлауфом, стоящим с правой стороны от него. Но уже после оригинального вступления литавр в скерцо, особенно в конце, раздался гром аплодисментов. Потом Антон Шиндлер так записал в разговорной тетради Бетховена: «Я еще никогда в жизни не слышал таких неистовых, но в то же время сердечных аплодисментов, как сегодня». Люди аплодировали, топали ногами, так что дом сотрясался, но ничего этого не слышал Бетховен. Он погрузился в свой мир непроницаемой тишины, стоя спиной к публике, с трогательной беспомощностью он все еще слышал свою музыку, пока певица Каролина Унгер не коснулась нежно его рукава и не повернула его к публике». Как мы видим, Людвиг ван Бетховен воспринимал мир через язык музыки, которая была у него в душе. Он получал от неё удовольствие, следовательно, для него характерно интероцептивное ощущение мира, т.е. он ориентирован на получение ощущений отражающих состояния его внутренней среды в момент достижений цели, а это в свою очередь подтверждает то, что Бетховен является атлетом.

Читайте также:  Как манипулировать чувствами мужчины

Восприятие мира для Бетховена, как правило, не было бесстрастным. Оно было «насыщено желанием» повернуть ситуацию в удобную для себя сторону. Отсюда частые искажения реальности.

Бетховен постоянно осознавал и чувствовал в себе могучий неукротимый дух. «Ни один царь, ни один король, — писала Беттина Брентано своему другу Гете, — не сознает так своего могущества, не чувствует, что вся могучая сила кроется в нем самом, как этот Бетховен!» — это говорит об уверенности в себе и своих силах, что является свойством атлета.

Людвиг ван Бетховен – атлет.

3.Темперамент, эмоции, чувства.

Сангвиник – преимущественно у атлетов. Характеризуется быстрой и адекватной реакцией. Люди этого типа испытывают потребность испытать себя в различных видах деятельности.

По отзывам слушателей, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Характерна быстрая мажорная музыка, например, в произведении рондо «Ярость по поводу утерянного гроша». Это свидетельствует о том, что Бетховен является представителем сангвиников – в его произведениях присутствует радость, он ярко выражает свои чувства через музыку.

Однако в музыке Бетховена представлена богатейшая гамма эмоций. Он может играть тихо и громко, медленно и быстро. Например «Лунная соната», благодаря своему тихому, медленному звучанию делает его меланхоликом. Но большей частью его произведения наполнены яркой бурлящей энергией.

Людвиг ван Бетховен – сангвиник.

Внешнее внимание – направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматриваем как внешний объект.

«Унижение одного человека перед другим огорчает меня, в особенности при мысли о том, что именно представляю собою я среди окружающих, и что представляет тот, которого все называют величайшим». Как мы видим, всё внимание Бетховена сосредоточено на внешнем мире и на своём отношении к внешнему миру.

«Стремление и цель всякого истинного художника должны заключаться в достижении положения, при котором ему вполне возможно было бы заниматься сочинением наиболее крупных произведений, и чтобы другие работы или экономические условия не препятствовали ему в этом. Поэтому для композитора не может быть высшего желания, как возможность спокойно предаваться композиции больших произведений и исполнять таковые перед публикой.» ( Бетховен в договоре с меценатами). — Этот факт свидетельствует нам о том, что для Бетховена характерно действенное творческое воображение – это осознанная деятельность, направленная на создание новых образов, необходимых для решения творческих задач, связанной с самореализацией. Все эти факты свидетельствуют о нашем верном предположении что

Людвиг ван Бетховен – атлет.

Наглядно-образная память – память на различные образы.

Многие утверждают, что Бетховен обладал феноменальной памятью.

Бетховена характеризует умение держать всю логику крупных музыкальных произведений в голове, опираясь на смысловые точки. «Бетховен просил меня, — рассказывает Зейфрид, — перевертывать ему страницы во время исполнения концерта с оркестром, но это было легче сказать, чем сделать: передо мною были почти совершенно чистые листы бумаги, только кое-где было нацарапано несколько иероглифов, которые должны были служить ему указателем. Он играл всю партию наизусть, ибо она была еще не написана, что с ним случалось часто». «Мысли его полны великих идей, но выражать их он способен лишь нотами; словом он не владеет» — писал Шнейдер к Негели. По данным фактам можно сделать вывод, что как память, так и мышление Людвига ван Бетховена являются наглядно-образными.

Характер – психические свойства личности, определяющие личное поведение человека, которые выражают его отношение к окружающему миру, труду, самому себе.

Особой мягкостью композитор не отличался. Он был резок, вспыльчив и агрессивен. Говорят, что однажды во время его концерта кто-то из кавалеров заговорил со своей дамой, так Бетховен резко прекратил играть, и резко заявил, что «таким свиньям он играть не будет!». Как его ни уговаривали, как ни упрашивали и просили у него прощения, ничего не помогало. И в то же время его считали довольно добрым человеком. Вот, например, некоторые из его слов: «Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды…».

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

Читайте также:  Без чувств нет идей чем меньше чувств тем меньше идей

Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. Вскоре Бетховену удалось впервые посетить Вену – в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее.

Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Людвиг хотел заниматься музыкой, она была смыслом его жизни. Роллан писал: «Едва ли кто-либо превзошел Бетховена в заботливости о корректуре своих произведений, в многолетнем обдумывании их».

Реализовав свой талант, этот композитор достиг великих успехов в музыке, он достиг идеала самореализации, и его гениальность принесла ему всемирно известное имя Людвиг ван Бетховен.

Р.Роллан «Жизнь Бетховена» / пер. с фр. С.А. Семеновского М. МУЗГИЗ 1937г. 134с.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. М., 1971

Письма Бетховена 1787-1811. М., 1970

Ноймар А. Людвиг ван Бетховен. /Музыканты и медицина. Ростов н/Д., 1997

Людвиг ван Бетховен. Эстетика. Творческое наследие. Исполнительство. Сб. статей к 200-летию со дня рождения. Л., 1970

Источник

Великий глухой. Психиатр о Людвиге ван Бетховене

Музыкальное творчество Людвига ван Бетховена (1770–1827) признается одной из вершин в истории мирового искусства. Композитор, дирижер, пианист, он стал ключевой фигурой в западной классической музыке в период между классицизмом и романтизмом… Но какой безрадостной оказалась жизнь общепризнанного гения!

Диагностическое предположение

Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (психопатия). Соматогенная дисфорическая депрессия (дисфория – тоскливо- злобное настроение с раздражительностью).

Испытание клавесином

Детство Людвига нельзя назвать радужным. Отец, страдавший алкоголизмом, с чрезмерно грубой настойчивостью пытался сделать из сына знаменитого музыканта. Вернувшись поздно ночью домой, он часто будил ребенка и с побоями гнал его к клавесину. Мечтая, чтобы сын достиг славы Моцарта, заставлял несчастного мальчика выполнять упражнения по семь – восемь часов подряд. И только врожденный талант Людвига позволил ему не «сломаться» и не возненавидеть музыку: в восемь лет он провел свой первый концерт в Кельне. На протяжении всей жизни Бетховен считал, что «высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».

Материальные лишения заставили Людвига рано поступить на работу в придворную капеллу в качестве органиста.

После смерти матери вся забота о двух младших братьях легла на плечи Людвига: он устроился в оперный театр, где играл на альте, давал уроки, выступал с концертами. И продолжал учиться у лучших педагогов Вены – знаменитых композиторов Гайдна и Сальери, а в 1796 году уже начал публиковать свои первые произведения.

Выше тысячи князей

Суровое детство и юность перешли в полную труда и лишений взрослую жизнь, сформировав у композитора независимый и брутальный характер, который проявлялся, «невзирая на лица». Например, когда один из его покровителей, князь Лихновский, захотел, чтобы молодой пианист выступил перед детьми и гостями, Людвиг отказался. Князь велел слугам выломать дверь в комнату композитора. Бетховен в возмущении покинул имение князя, а на следующее утро послал ему письмо со словами, которые со временем стали знаменитыми: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будут тысячи, Бетховен – один!»

Поведение Бетховена носило часто экстраординарный характер и делало общение с ним крайне затруднительным, давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимся продолжительным прекращением отношений даже с преданными ему людьми, которых он ценил, считая близкими друзьями. Это дало повод исследователям считать, что он был «тяжелым психопатом». Бетховен отличался мнительностью, которая поддерживалась у него боязнью наследственного туберкулеза. Он писал: «К этому присоединяется еще меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь».

Интересные факты

Портрет 1803 года. Художник – Христиан Хорнеман (Christian Horneman)

  • Музыкант любил кофе и варил его всегда из 64 зерен.
  • Как и многим гениям, Бетховену был безразличен его внешний вид. Он зачастую ходил растрепанным и неопрятным.
  • В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Людвиг поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.
  • Одно из великих изречений гения: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

Любовь как музыка

Об отношениях Бетховена с женщинами стоит сказать особо, так как оно не могло не влиять на его творчество. Женщинам посвящено много прекрасных произведений, которые композитор оставил нам в наследство. Чаще всего они являлись плодом его страстной, но безответной любви. Личная жизнь Бетховена так и не сложилась. Есть предположение, «что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». Друг композитора, Франц Вегелер, вспоминал: «…насколько мне известно, все его возлюбленные принадлежали к более высокому сословию». Возможно, слово «возлюбленные» было употреблено в платоническом значении.

Читайте также:  Как восстановить работу поджелудочной железы после стресса

В 1801 году Бетховен влюбился в свою ученицу графиню Джульетту Гвиччарди – легкомысленную барышню, обладавшую музыкальными способностями. Знаменитая «Лунная соната» (1802 год) посвящена именно этой девушке, которая позже вышла замуж за соперника композитора – графа Р. Галленберга. Так, в постоянных влюбленностях «до безумия», в мечтах о счастье, за которыми очень скоро наступало разочарование, проходили его дни. «И вот в этих-то чередованиях – любви, гордости, возмущения – надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений».

Все вверх дном

«Влюбленный Бетховен готов был даже играть на публике».

«В своих повадках Бетховен был очень неуклюж и беспомощен. В его неловких движениях не было ни малейшего изящества. Он редко брал что-либо в руки, не уронив и не разбив… У него не было неповрежденной мебели, по крайней мере из числа ценной; все было завалено, запачкано, сломано»(Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М. : Классика-ХХI, 2001).

Мрачный отшельник

С 1796 года у Бетховена начала развиваться трагическая для любого музыканта глухота. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум, слух ослабевал все больше и больше. И это привело к еще большей меланхолии, болезненной недоверчивости, раздражительности. В произведениях этого периода (1802–1803 годы) наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во второй симфонии, в фортепианных сонатах и вариациях, в «Крейцеровой сонате», в песнях на тексты немецкого поэта Христиана Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональную глубину.

Болезнь прогрессировала. Последний концерт музыкант исполнил в 1808 году. Постепенно стали невозможны и дирижерские выступления. К этому времени Бетховен уже не нуждался в деньгах, но при этом жил в полуразвалившемся доме в маленькой деревушке Хейлигенштадт вблизи Вены, что создавало впечатление крайней нищеты. Из-за глухоты он стал отшельником, все реже появлялся в обществе, что явно свидетельствовало о нарастающей тоске. Депрессия настигла композитора в зените славы, и, хотя меценаты назначили ему солидную пенсию, отчаяние все чаще охватывало его, пока заболевание не достигло своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Хейлигенштадтском завещании. Этот потрясающий документ, датированный октябрем 1802 года, – прощальное письмо братьям, дает возможность понять все его душевные муки и переживания. «Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я выполню то, к чему я чувствовал себя призванным», – пишет Бетховен. Для беседы ему начали требоваться тетради, в которых собеседники писали музыканту свои вопросы и ответы.

«Мокрое» вдохновение

Портрет кисти Йозефа Штилера (Joseph Karl Stieler), созданный весной 1820 года, – самое популярное изображение Бетховена.

Процесс создания знаменитых бетховенских произведений отличался своеобразием. «Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим, при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом, подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше. Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему в этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления». По свидетельству его друзей, «во время работы выл, как зверь, и метался по комнате, напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного» (Фейс О. HOMO MUSICUS: Генеалогия и психология музыкантов. М., 1911).

Губительное перенапряжение

Было бы неверно объяснять все отрицательные качества Бетховена исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера проявились уже в юности. «Самая существенная причина его повышенной раздражительности, сварливости и властности, граничащей с надменностью, заключалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней концентрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он часто, безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках».

Но никакая болезнь не могла помешать непрерывному потоку гениального вдохновения, и, ко всеобщему удивлению, именно в эти годы Бетховен создал одно за другим свои самые известные произведения. Можно предположить, что глухота, принуждая его к самоуглублению и обрекая на одиночество, способствовала становлению и развитию музыкального гения и энергии великого композитора.

В течение жизни композитор перенес много соматических заболеваний: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра, цирроз печени (в результате либо алкоголизма, либо сифилиса). Наличие подобных расстройств вряд ли могло способствовать хорошему настроению и радостному восприятию жизни. Поэтому Бетховен выглядел стариком уже в пятидесятилетнем возрасте.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Оцените статью