Люди с низким эмоциональным интеллектом какие

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Когда в 1964 году понятие эмоционального интеллекта впервые появилось в работе Майкла Белдока, для многих все стало на свои места: наконец нашлось недостающее звено в понимании успеха. Вот почему люди со средним IQ становились миллиардерами, создавали международный бизнес, были великими лидерами. И вот почему высокий интеллект, казалось бы, гарантировавший светлое будущее, на самом деле не всегда был неизменным его атрибутом.

Психологи в наше время пошли еще дальше: теперь они считают, что именно эмоциональный интеллект является самым ценным навыком для любого человека. Это верно лишь отчасти, ведь существуют профессии, где именно когнитивное развитие является определяющим. Но если говорить о счастье в целом и об умении общаться с людьми, то здесь эмоциональному интеллекту нет равных.

Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, решаем проблемы в социуме, принимаем решения, достигаем целей.

Сложно рассчитать коэффициент эмоционального интеллекта, до сих пор не существует такого теста, который бы показал объективную оценку. И тем не менее, можно наблюдать за признаками, которые помогут выяснить, как обстоят дела. Вот те, которые указывают на низкий уровень.

Вы легко поддаетесь стрессу

Если вы не распознаете зарождающихся негативных эмоций, то через несколько минут получите большой уровень стресса. Неразделенные эмоции напрягают ум и тело. Высокий эмоциональный интеллект позволяет сделать стресс управляемым, распознавать неприятные ощущения внутри на ранних стадиях.

У вас низкий уровень ассертивности

Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это нечто среднее между агрессивностью и пассивностью в общении с людьми. Вам никто ничем не обязан, но и вы не обязаны, границы четко определены.

Ассертивность нужна для того, чтобы никто не «садился вам на шею». Это значит иметь хорошие манеры и дружелюбие, но при этом держать людей на расстоянии, если те хотят использовать вас для своих целей. Низкий ЭИ мешает это делать: вы либо сдаетесь и убираете свои же границы, либо действуете агрессивно, атакуя собеседника по поводу и без.

У вас ограниченный эмоциональный словарь

Все люди испытывают эмоции, но только избранные могут четко определить и назвать, что с ними происходит. Другие же если и пытаются это сделать, то ошибаются в терминах.

Человек с низким ЭИ будет характеризовать свое состояние как «Мне плохо», человек с высоким ЭИ скажет: раздражен, расстроен, зол, встревожен, взволнован, обеспокоен, напряжен. Чем конкретнее выбор слов, тем больше шансов справиться с состоянием.

Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете

Люди с низким ЭИ быстро формируют мнение, а затем поддаются подтверждению предвзятости и ищут лишь ту информацию, которая подтверждают их правоту. Это особенно опасно для лидеров, так как их идеи влияют на десятки других людей.

Аутсайдеры в ЭИ боятся признать неправоту, потому что это вызывает дискомфорт и боль. Люди с высоким эмоциональным интеллектом признают ошибки, потому что умеют с ними справляться.

Вы обидчивы

Обида — это реакция на стресс. Если вы давно мечтаете избавиться от стресса, перестаньте обижаться. Откажитесь от злобы и недовольства и начнете себя чувствовать лучше и поправите свое здоровье.

Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли

Обычно это случается, когда речь идет о том, что вы чувствуете. Признак низкого эмоционального интеллекта в том, что при общении с людьми вам трудно выражать свои мысли и доносить суть сообщения.

Плохо не то, что вы неудачно выражаете мысль (даже великие лидеры этим грешат), а то, что не замечаете этого сразу. Это выясняется позже, когда уже поздно вносить поправки и разъяснять. Научитесь считывать язык тела человека, наблюдайте за его реакцией, постоянно ищите обратную связь.

Вы не знаете своих триггеров

У всех есть триггеры — ситуации и люди, которые «нажимают на специальные кнопки» и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально умные люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы не стать жертвой обстоятельств и манипуляций.

Вы не сердитесь

Эмоциональный интеллект заключается не в том, чтобы быть хорошим, речь идет об управлении своими эмоциями для достижения результатов. Иногда это означает показывать людям, что вы расстроены или обеспокоены. Маскировка эмоций не является признаком подлинного, настоящего человека.

Эмоционально умные люди намеренно используют негативные и позитивные эмоции в соответствующих ситуациях.

Источник

Признаки того, что у человека низкий эмоциональный интеллект- Обзор

Какие признаки низкого эмоционального интеллекта существуют и что с этим делать? Эмоциональный интеллект это способность управлять своими эмоциями и принимать грамотные взвешенные решения. Многочисленные исследования доказали, что эмоциональный интеллект играет очень важную роль в жизни человека.

Самые эффективные работники получаются из людей, у которых высокий уровень эмоционального интеллекта.

Читайте также:  Экстраверт это характер или темперамент

Признаки низкого эмоционального интеллекта

  1. Вы склонны к нервному перевозбуждению по любому поводу

Это один из признаков низкого эмоционального интеллекта. Любая проблема в вашей жизни, даже самая мелкая, сразу портит вам настроение. Вы легко впадаете в отчаяние и депрессию, потому что не умеете контролировать свои чувства. Вместо того, чтобы спокойно разобраться в ситуации, вы пытаетесь залить свои проблемы алкоголем.

По этой же причине у вас возникают постоянные конфликты с окружающими вас людьми.

  1. Вы не можете найти объяснение своим эмоциям

Череда жизненных событий постоянно провоцирует людей на выражение различных эмоций. Но более половины людей не могут определить точную причину возникновения той или иной эмоции и найти правильные слова для описания своих чувств. Зачастую у людей появляется злость, раздражение и портится настроение, но они никак не могут объяснить это состояние. Что это — вы чувствуете себя «опустошенным», «подавленным», «обманутым», «разочарованным»? Люди с развитым уровнем эмоционального интеллекта всегда находят точное определение своему состоянию и соответственно понимают, как справиться с такой ситуацией. Более того — они заранее чувствуют приближение негативных эмоций и способны подавить их.

  1. Вам трудно налаживать коммуникации и самоутверждаться

В процессе взаимодействия, интересы людей постоянно пересекаются и сталкиваются. При этом зачастую возникают конфликты. Чаще всего люди склонны агрессивно отстаивать свои интересы или проявлять абсолютную пассивность, то есть — либо рубить с плеча, либо отойти в сторону. Оба эти типа поведения неправильны. Вы всё время будете в тени или наживёте себе большое количество врагов. Развитый уровень эмоционального интеллекта предполагает умение с помощью доброжелательного отношения к оппоненту, умения слушать и убеждать, найти устраивающее обе стороны решение.

  1. Для вас существует только одно мнение — ваше личное мнение.

Это ещё один характерный признак низкого эмоционального интеллекта. Такой человек готов спорить сколь угодно долго, чтобы доказать свою правоту. Вы считаете, себя самым умным и ничего не можете с этим поделать.

Обычно мнение у таких людей складывается моментально. Это может привести к плохим последствиям, если вы являетесь руководителем. Решение может оказаться ошибочным. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом не будет принимать решение, основанное на эмоциях. Он всё тщательно взвесит, обязательно выслушает мнение других и примет единственно правильное решение.

  1. Вы обидчивый и злопамятный человек

Когда у человека возникают отрицательные эмоции, то одновременно появляются и обиды. Как говорится — нервы, нервы, нервы. Это защитная реакция организма.

Очень важно не копить эти обиды в себе и не помнить их всю оставшуюся жизнь. Ведь это отрицательные эмоции и они способны приносить вред вашему здоровью. Выкиньте их из сердца и головы, и вам сразу станет легче. Всё равно прошлое изменить невозможно.

  1. В своих проблемах вы всегда обвиняете окружающих вас людей

Люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не умеют брать на себя ответственность при возникновении каких-либо проблем. До них проще найти виноватого среди других людей. Конечно, такую жизненную позицию будут чувствовать окружающие, и вам трудно будет выстраивать с ними отношения.

  1. Вам трудно понять поведение и эмоции других людей

Это тяжёлый случай низкого уровня IQ и ЕQ. Если вы не умеете «читать» собеседника, то не сможете моделировать своё поведение.

Такие люди обречены на одиночество, так как с ними очень тяжело общаться.

  1. В любых ситуациях вы думаете в первую очередь о себе

Вы считаете себя центром вселенной. Такие люди являются эгоистами до мозга костей, не являются социально ориентированными. Они всегда хотят быть в центре внимания, все должны им сочувствовать, помогать, смотреть на мир их глазами. При этом они не замечают потребностей и проблем других людей.

Это очень характерный пример низкого уровня эмоционального интеллекта. Надо ли говорить, что таким людям тяжело идти по жизни.

  1. Вы враждебно воспринимаете любую критику

Это яркое проявление низкого уровня эмоционального интеллекта. Такие люди воспринимают критику буквально как покушение на свою жизнь. Они немедленно дают отпор на любую критику.

Развитый уровень эмоционального интеллекта предполагает спокойное восприятие критики. Если вы при этом будете воспринимать критику ещё и с юмором, то это вообще высший класс. Затем следует оценить — объективна критика или нет и сделать правильные выводы.

  1. Вы постоянно повторяете одни и те же ошибки

Не существует людей, которые не совершают каких-либо ошибок по жизни. Но люди с низким уровнем эмоционального интеллекта зачастую совершают одни и те же ошибки систематически. Они не делают выводов и повторяют их снова и снова. Конечно, при высоком эмоциональном уровне люди так не поступают. Они всегда признают свои ошибки и не повторяют их.

  1. Вы не умеете планировать свой рабочий процесс

Так случается когда человеку приходится иметь дело с большим объемом информации. Человеку приходится решать много взаимосвязанных задач.

При низком уровне эмоционального интеллекта сделать это очень сложно. Любая попытка другого человека помочь вам, воспринимается как оскорбление вашего достоинства.

  1. Вам трудно вживаться в коллектив, и вы часто меняете места работы

Отношение работодателей и сотрудников на предприятиях строится по-разному. На одних предприятиях требования к сотрудникам очень жёсткие, а на других строятся по семейному принципу. И в том и в другом случае, человеку с низким уровнем эмоционального интеллекта очень трудно вжиться в коллектив. Они очень долго приспосабливаются к своей работе и плохо социализируются. Зачастую их недостатки видны уже на стадии испытательного срока. Они меняют место работы чуть ли не каждый год. Если ваша трудовая книжка тоже вся исписана, то вам стоит задуматься.

  1. Вы не определили своих триггеров
Читайте также:  Ребенок не чувствует что он мокрый

У каждого человека есть свои триггеры — это люди и ситуации, которые заставляют вас действовать импульсивно. Для того чтобы управлять своими эмоциями каждый человек должен знать своих триггеров.

Тогда вы не будете подвержены различным манипуляциям.

Что необходимо для повышения эмоционального интеллекта

Систематически анализируйте свои эмоции на различные события вашей жизни. Можете делать записи. Это поможет вам понять свои ошибки и корректировать своё поведение.

Определите, в каких случаях вы получаете отрицательные эмоции, и как они влияют на ваше поведение.

Почаще создавайте условия для возникновения положительных эмоций. Это не сложно, ведь у каждого человека есть свои варианты. При необходимости, вы всегда обеспечите себе позитивное настроение.

Найдите баланс во взаимоотношениях с другими людьми. Будьте доброжелательны, умейте слушать, но при необходимости чётко отстаивайте свою позицию.

Научитесь понимать людей на любом уровне общения, проявите к ним искренний интерес.

Постарайтесь понять, как к вам относятся окружающие. Определите для себя критерии положительного образа и стремитесь к ним.

Не поддавайтесь эмоциям, а принимайте осознанные решения.

Развивайте свою интуицию и доверяйте ей.

Источник

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Читайте также:  Плейкасты для поднятия настроения мужчине

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Источник

Оцените статью